Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 11:53, курсовая работа
Целью данной работы является изучение теоретической базы для проведения практического изучения внешней среды организации, определённых ключевых компонентов среды и предоставление методик для их изучения на примере компании “Южуралкондитер”
Изменения, вызванные усложнением
экономических условий во всем мире,
привели к тому, что с середины
XX века механистические структуры
стали себя постепенно изживать. Необходимость
ускоренного и адекватного
В настоящее время распространены 3 основных типа органических структур, 2 из которых включают в себя элементы механистических структур и, строго говоря, являются организациями смешанного типа [36, с. 344–348]:
На практике в настоящее время практически не встречается чисто бюрократических и чисто органических структур. Как правило, они являются лишь крайними точками в континууме реальных форм. Реальные структуры реальных организаций лежат между ними, обладая признаками обоих типов в разных соотношениях. И, кроме того, часто бывает так, что подразделения внутри одной и той же организации имеют разные структуры [36, с. 344].
Таким образом, практическая задача по построению внутренней структуры организации сводится к такому выбору соотношения «бюрократичности» и «адаптивности», которое будет максимально соответствовать ее целям, особенностям рынка и т.д. Применительно к теме настоящего исследования выбор структуры следует проводить в зависимости от темпа изменения окружающей среды: для фирм, действующих в относительно стабильной обстановке, следует выбрать в высшей степени жесткую организацию, для субъектов быстро меняющейся среды – в высшей степени гибкую структуру (см. рис. 2.2).
Рис. 2.2. Зависимость
оптимальной структуры
Поскольку гибкая (органическая) структура не имеет большого количества формальных документов (инструкций, правил и т.д.), те функции, которые последние играют в жестких (механистических) структурах, должна выполнять неформальная корпоративная культура, под которой обычно подразумевается система материальных и духовных ценностей, принятых внутри компании, проявляющаяся во всех ее решениях и действиях [66, с. 7] или, что примерно то же самое, сложный комплекс предположений, бездоказательно принимаемых всеми членами конкретной организации и задающей общие рамки поведения, принимаемые большей частью организации [47].
Помимо указанной
Обычно решение об усилении
централизации предприятия и
его подразделений принимается
при ухудшении его финансового
положения вследствие рассогласованной
работы между подразделениями, дублирования
функций, гипертрофированного развития
отделов и (или) недостаточного использования
опыта и персонала центральной
структуры. Решения о децентрализации
принимаются обычно при росте
компании, когда структура становится
настолько громоздкой, что высшее
руководство становится не в состоянии
принимать адекватные решения из-за
большого времени прохождения
Принятие решений, связанных со структурой организации, в значительной степени зависит также от выбранной стратегии предприятия (см. подразделы 2.3.2–2.3.4). Если исходить из того, что для различных типов структур характерны различные способы интеграции – объединения усилий различных подразделений для достижения общих целей – можно провести корреляцию между типами структур и типами конкурентных стратегий, представленную в таблице 2.2.
3.3 Внешняя
среда предпринимательского
Выше нами названы важнейшие составляющие, входящие во внешнюю среду предпринимательского предприятия. Рассмотрим кратко их содержание.
Внешние экономические факторы включают обший уровень экономического развития страны, уровень рыночных отношений, конкуренции и т.д. — все, что представляет собой условия, в которых функционирует предприятие. Основными параметрами внешней экономической составляющей служат многочисленные макроэкономические показатели: размер валового внутреннего продукта и его колебания, размеры инфляции, процентной ставки, валютный курс и его колебания, дефицит или профицит бюджета, уровень производительности общественного труда, средней заработной платы, ставки налогообложения. В число параметров внешней среды предприятия входят также уровень экономического развития отдельных регионов, соотношение между потреблением и накоплением, экспортом и импортом, наличие финансовых резервов и инвестиционных ресурсов и др.
Использование знаний об этих параметрах, вообще о тенденциях развития экономики может помочь предприятию получить определенные преимущества перед конкурентами.
Внешние политические условия
включают государственное устройство
и государственную политику, в
том числе внешнюю и
Е5месте с тем и сами предприятия могут оказывать активное влияние на политическую сферу в своих интересах, в том числе на разработку и принятие законов и другие изменения ситуации в этой сфере.
Внешние правовые составляющие включают в себя: степень правовой урегулированности общественных отношений, состав действующих законов и подзаконных актов, гарантии обеспечения безопасности предприятий и граждан, четкость формулировок правовых норм и др. Внешние правовые составляющие оказывают огромное влияние на успешную деятельность предпринимательских предприятий. От своевременности принятия и содержания законов и правовых норм зависит правомерность заключения и выполнения тех или иных договоров или контрактов, законность и успешность деловых операций, возможность разрешения споров и других конфликтных ситуаций, связанных с деятельностью предприятий, осуществляемой в рамках существующих законов и положений.
Значительное влияние на деятельность предприятий оказывают внешние научные и технические факторы: имеющийся в стране научно-технический потенциал, содержание и направления фундаментальных (теоретических) и прикладных исследований, наличие и уровень функционирования объектов научно-технической инфраструктуры, включающей технопарки и технополисы, различные инкубаторы прогрессивных технологий, фирм, занимающихся венчурной деятельностью, лизингом лабораторных приборов и оборудования, исследовательских фондов и программ и др.
Наличие научных и технических
факторов способствует предприятиям в
выпуске новой и модернизации
устаревшей продукции, освоении новых
и совершенствовании
Деятельности
На деятельность предприятия
в той или иной степени будут
оказывать влияние изменения
климата, ограниченность природных
ресурсов, усиление солнечной активности,
другие природные катаклизмы, загрязнение
окружающей среды и др. Например,
уменьшение запасов природных ресурсов
вызывает необходимость разработки
и применения ресурсосберегающих технологий,
заменителей традиционных сырья
и материалов, отдельных видов
энергии, вторичного их использования.
Ухудшение экологической
3.4 Внешняя деловая среда предприятия
Очевидно, изучение внешней деловой среды организации (предприятия) следует начать с поставщиков материальных, энергетических и других ресурсов. Зависимость предприятия от поставщиков весьма велика. Несвоевременная поставка, поставка некачественных ресурсов, замена одних видов ресурсов другими, завышение цен на ресурсы и т.п. — все это ставит предприятие в полную зависимость от поставщиков, создает большие сложности в работе. Отсюда задача предприятия — максимально минимизировать свою ресурсную зависимость.
Международныйсектор
Государственные
и муниципальные
предприятия
Рис. 3.1. Деловая среда организации (предприятия)
Следующая составляющая деловой
среды — конкуренты. Мы уже говорили
о предприятиях-конкурентах, которые
реализуют аналогичную
Состав потребителей продукции и услуг зависит от многих факторов: специфики продукции и услуг предприятия, масштабов производства продукции и оказания услуг, рынков сбыта и др. Последнее время в числе потребителей продукции и услуг все большую роль играют различные общества защиты потребителей, контролирующие организации, общества экологической защиты и другие подобные организации. Они вступают в непосредственное общение с производителями продукции и организациями, оказывающими услуги по поводу качества производимой продукции и оказываемых услуг, соблюдения требований экологии, добросовестности рекламы и т.п.
Воздействие потребителей продукции и услуг достаточно велико и проявляется в самых различных формах: выдвижении особых требований к качеству продукции и обслуживания, к техническим характеристикам продукции, установлении определенного уровня цен и т.д. Следует отметить и обратное воздействие производителей на потребителей путем: гарантий высокого качества продукции и услуг, установлением более низких или стабильных цен на продукцию и услуги и т.п.
Значительную часть деловой среды предприятия составляет инфраструктура. Эта часть деловой среды, в которую входят банки, фондовые биржи, кадровые агентства, страховые компании, аудиторские и консультационные фирмы, различные транспортные организации и др., оказывает предприятию широкий спектр услуг. Так, финансовые организации обеспечивают предприятие необходимыми для его деятельности финансовыми ресурсами, кадровые агентства и службы занятости так же, как и учебные заведения, —необходимыми трудовыми ресурсами.
Информация о работе Анализ внешней и внутренней среды организации