Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 14:04, курсовая работа
Целью данного проекта является изучение внешнего окружения для более эффективного принятия управленческих решений, необходимых для успешной деятельности организации.
Задачами курсового проекта являются:
1. Раскрыть сущность анализа внешней среды организации;
2. Рассмотреть методы анализа внешней среды организации;
3. Изучить и проанализировать среду прямого воздействия;
4. Изучить и проанализировать среду косвенного воздействия.
Для проведения анализ необходимо:
Определить основное направление развития предприятия (его миссию)
Взвесить силы и оценить рыночную ситуацию, чтобы понять, возможно, ли двигаться в указанном направлении и каким образом это лучше сделать (SWOT-анализ);
Поставить перед предприятием цели, учитывая его реальные возможности (определение стратегических целей предприятия)
Проведение SWOT-анализа сводится к заполнению матрицы SWOT-анализа. В соответствующие ячейки матрицы необходимо занести сильные и слабые стороны предприятия, а также рыночные возможности и угрозы.
Сильные стороны предприятия — то, в чем оно преуспело или какая-то особенность, предоставляющая дополнительные возможности. Сила может заключаться в имеющемся опыте, доступе к уникальным ресурсам, наличии передовой технологии и современного оборудования, высокой квалификации персонала, высоком качестве выпускаемой продукции, известности торговой марки и т.п.
Слабые стороны предприятия — это отсутствие чего-то важного для функционирования предприятия или что-то, что пока не удается по сравнению с другими компаниями и ставит предприятие в неблагоприятное положение. В качестве примера слабых сторон можно привести слишком узкий ассортимент выпускаемых товаров, плохую репутацию компании на рынке, недостаток финансирования, низкий уровень сервиса и т.п.
Рыночные возможности — это благоприятные обстоятельства, которые предприятие может использовать для получения преимущества. В качестве примера рыночных возможностей можно привести ухудшение позиций конкурентов, резкий рост спроса, появление новых технологий производства продукции, рост уровня доходов населения и т.п. Следует отметить, что возможностями с точки зрения SWOT-анализа являются не все возможности, которые существуют на рынке, а только те, которые можно использовать.
Рыночные угрозы — события, наступление которых может оказать неблагоприятное воздействие на предприятие. Примеры рыночных угроз: выход на рынок новых конкурентов, рост налогов, изменение вкусов покупателей, снижение рождаемости и т.п.
Для того чтобы определить сильные и слабые стороны предприятия необходимо:
Составить перечень параметров, по которому будет оцениваться предприятие;
По каждому параметру определить, что является сильной стороной предприятия, а что — слабой;
Из всего перечня выбрать наиболее важные сильные и слабые стороны предприятия и занести их в матрицу SWOT-анализа.
Для оценки предприятия можно воспользоваться следующими параметрами:
Организация (здесь может оцениваться уровень квалификации сотрудников, их заинтересованность в развитии предприятия, наличие взаимодействия между отделами предприятия и т.п.)
Производство (оцениваются производственные мощности, качество и степень износа оборудования, качество выпускаемого товара, наличие патентов и лицензий (если они необходимы), себестоимость продукции, надежность каналов поставки сырья и материалов и т.п.)
Финансы (могут оцениваться издержки производства, доступность капитала, скорость оборота капитала, финансовая устойчивость предприятия, прибыльность бизнеса и т.п.)
Инновации (здесь может оцениваться частота внедрения новых продуктов и услуг на предприятии, степень их новизны (незначительные либо кардинальные изменения), сроки окупаемости средств, вложенных в разработку новинок и т.п.)
Маркетинг (здесь можно оценивать качество товаров/услуг (как это качество оценивают потребители), известность марки, полноту ассортимента, уровень цен, эффективность рекламы, репутацию предприятия, эффективность применяемой модели сбыта, ассортимент предлагаемых дополнительных услуг, квалификацию обслуживающего персонала).
Из всего списка сильных и слабых сторон предприятия необходимо выбрать наиболее важные (самые сильные и самые слабые стороны) и записать их в соответствующие ячейки матрицы SWOT-анализа.
Второй шаг SWOT-анализа — это оценка рынка. Этот этап позволяет оценить ситуацию вне предприятия - увидеть возможности и угрозы. Методика определения рыночных возможностей и угроз практически идентична методике определения сильных и слабых сторон предприятия:
За основу можно взять следующий список параметров:
Факторы спроса (здесь целесообразно принять во внимание емкость рынка, темпы его роста либо сокращения, структуру спроса на продукцию вашего предприятия и т.п.)
Факторы конкуренции (следует учитывать количество основных конкурентов, наличие на рынке товаров-заменителей, высоту барьеров входа на рынок и выхода с него, распределение рыночных долей между основными участниками рынка и т.п.)
Факторы сбыта (необходимо уделить внимание количеству посредников, наличию сетей распределения, условиям поставок материалов и комплектующих и т.п.) Экономические факторы (учитывается курс рубля (доллара, евро), уровень инфляции, изменение уровня доходов населения, налоговая политика государства и т.п.)
Политические и правовые факторы (оценивается уровень политической стабильности в стране, уровень правовой грамотности населения, уровень законопослушности, уровень коррумпированности власти и т.п.)
Научно-технические факторы (обычно принимается во внимание уровень развития науки, степень внедрения инноваций (новых товаров, технологий) в промышленное производство, уровень государственной поддержки развития науки и т.п.)
Социально-демографические факторы (следует учесть численность и половозрастную структуру населения региона, в котором работает предприятие, уровень рождаемости и смертности, уровень занятости населения и т.п.)
Социально-культурные факторы (обычно учитываются традиции и система ценностей общества, существующая культура потребления товаров и услуг, имеющиеся стереотипы поведения людей и т.п.)
Природные и экологические факторы (принимается в расчет климатическая зона, в которой работает предприятие, состояние окружающей среды, отношение общественности к защите окружающей среды и т.п.)
И, наконец, международные факторы (среди них учитывается уровень стабильности в мире, наличие локальных конфликтов и т.п.)
В заполненной матрице SWOT-анализа виден полный перечень основных сильных и слабых сторон предприятия, а также открывающиеся перед предприятием перспективы и грозящие ему опасности.
Заполнив такую матрицу можно увидеть результат:
1. определены основные направления развития предприятия
2. сформулированы основные проблемы предприятия, подлежащие скорейшему решению для успешного развития бизнеса.
Итоговые показатели SWOT-анализа используются в стратегическом и тактическом планировании деятельности предприятия.
SNW – анализ – это усовершенствованный SWOT-анализ.
Strength (сильная сторона),
Neutral (нейтральноя сторона),
Weakness (слабая сторона).
В отличие от анализа слабых и сильных сторон по матрице SWOT-анализ, SNW – анализ так же предлагает среднерыночное состояние (N). Основная причина добавления нейтральной стороны является, то что «зачастую для победы в конкурентной борьбе может оказаться достаточным состояние, когда данная конкретная организация относительно всех своих конкурентов по всем кроме одной ключевым позициям находится в состоянии N, и только по одному в состоянии S».[4]
Для составления SNW – анализа также заполняется табличная форма, которой предшествуют все этапы подготовки, перечисленные выше в методике SWOT-анализа (Приложение 3).
Часто для анализа макросреды используется методика PEST – анализа (Приложение 4). Термин «PEST» означает анализ макросреды, основывающийся на изучении социальных, технологических, экономических и политических факторов.
Таким образом, PEST – анализ – это инструмент, предназначенный для выявления:
политических (Policy),
экономических (Economy),
социальных (Society),
технологических (Technology)
аспектов внешней среды, которые могут повлиять на стратегию компании. Политика изучается потому, что она регулирует власть, которая в свою очередь определяет среду компании и получение ключевых ресурсов для её деятельности. Основная причина изучения экономики это создание картины распределения ресурсов на уровне государства, которая является важнейшим условием деятельности предприятия. Не менее важные потребительские предпочтения определяются с помощью социальной компоненты PEST – анализа. Последним фактором является технологическая компонента. Целью её исследования принято считать выявление тенденций в технологическом развитии, которые зачастую являются причинами изменений и потерь рынка, а также появления новых продуктов.
Важным при проведении PEST – анализа является требование системности стратегического анализа каждой из четырех указанных компонент, так как все эти компоненты тесным и сложным образом взаимосвязаны.[5]
Глава 2. Стратегический анализ внешней среды МП Аптека № 111
2.1. Общая характеристика МП Аптека № 111
Муниципальное предприятие «Аптека №111» является коммерческой организацией, созданной в соответствии с законодательством РФ. Оно было зарегистрировано 20.08.1993 г. Вид деятельности аптеки – торгово-закупочная. Имеет угловой штамп и круглую печать со своим наименованием. Место нахождения: Саратовская область, с. Перелюб, ул. Ленина д. 73. Общая площадь составляет 153 кв. метра. Предприятие имеет в своем балансе Аптечный пункт 1 категории, находящийся по адресу с. Перелюб, ул. Чкаловская, д. 36. Его общая площадь составляет 39 кв. метра. Также занимается выездной торговлей по близлежащим населенным пунктам. Аптека в своей работе руководствуется приказами и постановлениями министерства здравоохранения Саратовской области и РФ.
Целью деятельности предприятия является наиболее полное удовлетворение потребностей населения в разнообразных высококачественных лекарственных средствах и изделиях медицинского назначения, обеспечение определенной (законодательством) части населения лекарственными средствами по льготной программе, развитие предпринимательской деятельности и получение прибыли.
Предприятие имеет гражданские права и исполняет гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных федеральными законами. Отдельными видами деятельности, перечень которых определяется федеральным законом, предприятие может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии).
Основными видами деятельности Предприятие являются:
розничная торговля;
обеспечение лекарственными средствами районной больницы;
маркетинг;
обеспечение населения лекарственными средствами по льготной программе.
Рис 3.Организационно - управленческая структура МП «Аптека №111».
Управление МП «Аптека№111» предусматривает линейную структуру.
Рис. 4. Организационная структура управления МП «Аптека№111».
Линейная организационная структура - многоуровневая иерархическая система управления, в которой вышестоящий руководитель осуществляет единоличное руководство подчиненными ему нижестоящими руководителями, а нижестоящие руководители подчиняются только одному лицу - своему непосредственному вышестоящему руководителю. Это наиболее распространенный тип иерархической структуры, который предполагает единоначалие, четкую систему взаимных связей функций и подразделений и ясно выраженную ответственность.
Деятельностью Предприятия руководит – директор, который принимает решения, а заместитель директора их выполняет.
Главный бухгалтер подчиняется заместителю директора и ответствен за работу бухгалтерско-экономического отдела, на него возлагается:
организация и руководство бухгалтерским учетом и отчетностью;
ведения финансового отчета;
составление балансов доходов и расходов;
обеспечение своевременного расчета с бюджетом по налогам и сборам;
разработка мероприятий по внедрению автоматизации учета;
проведения проверок, направленных на обеспечения целевого использования денежных средств;
контроль за своевременное начисление и выплату заработной платы;
организация и проведение инвентаризации, ревизий;
подготовка различных проектов, приказов, постановлений.
Начальник отдела сбыта обеспечивает:
реализацию продукции в соответствии с заключенными договорам;
занимается спросом на продукцию и предъявляемые к ней требования по качеству;
оформление договоров поставок;