Анализ внешней среды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 19:34, реферат

Описание

Цель работы: дать анализ микро- и макроокружения ОАО «Теплоизоляция» и влияния внешней среды на организацию работы предприятия.

Содержание

Введение. 5
1. Сущность и значение анализа внешней среды для организации. 7
1.1. Содержание и необходимость проведения анализа внешней среды.. 7
1.2. Анализ макроокружения.. 12
1.3. Анализ микроокружения.. 19
2. Анализ внешней среды ОАО «Теплоизоляция». 29
2.1. Общие сведения об организации.. 29
2.2. Анализ макроокружения ОАО «Теплоизоляция».. 30
2.3. Анализ микроокружения ОАО «Теплоизоляция».. 41
3. Пути повышения эффективности анализа внешней среды на ОАО «Теплоизоляция». 48
Заключение. 55
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.. 56

Работа состоит из  1 файл

3.docx

— 105.38 Кб (Скачать документ)

 

К концу сентября 2000 года в органах государственной службы занятости состояло на учете 10,0 тыс. не занятых трудовой деятельностью  граждан, из них 8,9 тыс. человек имели  статус безработного. Из общего их числа 77% - женщины, 37% - молодежь в возрасте 16-29 лет. При этом наибольшая доля безработных (24,0%) занимается поиском работы более  года. Процесс увеличения спроса на рабочую силу со стороны предприятий  и организаций, начавшийся в начале текущего года, при снижении численности  граждан, ищущих работу, вызвал уменьшение коэффициента напряженности на регистрируемом рынке труда, который составил на 1 октября 2000 года 1,6 человека против 4,2 человека на 1 октября 1999 года.

 

При анализе социальной компоненты, нужно отметить и демографическую  ситуацию в республики. На начало 2000 года в регионе проживало 929 тыс. человек постоянного населения, в том числе 553,2 тыс. (59,5%) – в  городской и 375,8 тыс. (40,5%) – в сельской местности. В городе Саранске проживало 315,2 тыс. человек, или треть всего  населения Мордовии. В январе-сентябре текущего года в республике зарегистрировано 5267 новорожденных и 11211 умерших. Против соответствующего периода прошлого года число родившихся уменьшилось  на 1,3%, а число умерших возросло на 8,9%. Эти изменения негативно  сказались на величине естественной убыли, которая увеличилась за 9 месяцев  на 20%. Миграция в текущем году не способствовала пополнению численности  населения. Продолжается отток жителей  из республики. В обмене населением со странами СНГ число прибывших  в Мордовию превышает число выбывших в эти государства. Однако за счет оттока населения в другие регионы  России в целом по республике складывается миграционная убыль.

 

В целом ситуация, складывающаяся в социальной сфере (71-е место  по РФ) оказывает незначительное влияние  на ОАО «Теплоизоляция», так как  подавляющий объем продукции  организации потребляется не населением, чей уровень доходов в большинстве  случаев не позволяет осуществлять строительство, а предприятиями  и организациями, где экономические  тенденции позволяют вкладывать средства в строительство и капитальный  ремонт зданий и сооружений, обеспечивая  устойчиво повышенный спрос на продукцию предприятия.

 

Следующей составляющей макроокружения является технологическая компонента. Ее влияние сказывается и через  развитие производственного потенциала РМ, которое определяется состоянием основных фондов предприятий, для которых  на современном этапе характерно преобладание выбытия над обновлением. Коэффициенты обновления и выбытия  остаются низкими, что означает старение и изнашивание оборудования. Коэффициент  выбытия на предприятиях г. Саранска » 1,4%, зато коэффициент износа – 52,7%, в том числе в строительстве – 40,5%. По отраслям промышленности наблюдается высокая степень износа основных фондов (в производстве стройматериалов 50,4%). Если учесть, что часть оборудования, срок износа которого еще не наступил, устарела морально, то есть, не отвечает современным производственным требованиям, то еще более усугубляет сложившуюся ситуацию. Современный процесс воспроизводства основных фондов не отвечает тенденциям развития производства и требованиям НТП. При высоком общем коэффициенте износа основных фондов коэффициент их обновления лишь на немногих предприятиях превышает 3%, что является недостаточным и не способствует выводу республики из кризиса, а лишь фиксирует положение на грани деградации промышленного потенциала.

 

Ситуация с конца прошлого года несколько изменилась в лучшую сторону. Так за этот период был зафиксирован общий рост объемов освоения капиталовложений и строительно-монтажных работ  в строительном комплексе РМ. Есть примеры активного обновления производственной базы и внедрения новых технологий в некоторых строительных организациях. Новые подходы апробированы и успешно применяются в строительстве жилья АО «Саранскстройзаказчик», АО «Домострой», к данной работе подключилось муниципальное учреждение «Госкапстройзаказчик». За счет их активной работы в г. Саранске за последнее время увеличились объемы строительства жилья. Но на ОАО «Теплоизоляция» ситуация с проблемой обновления производственной базы стоит очень остро.

 

Прибыльная работа, значительный прогресс в развитии экономики республики может быть достигнут только на основе реализации наукоемких проектов, ориентированных на выпуск конкурентоспособной продукции. Надо отметить тот факт, что в последнее время в РМ заметно активизировалась эта работа. Установлены более тесные связи с Министерством науки и технологии РФ, с Российским научным фондом фундаментальных исследований и Российским гуманитарным научным фондом. Проведен первый республиканский конкурс и реализуются проекты НИОКР по приоритетным для республики направлениям. Например, учеными-строителями совместно с ОАО «ЖБК-1» ведутся работы по созданию новой конструкции трехслойной ограждающей панели. НА ОАО «Железобетон» завершаются работы по созданию новых сборно-монолитных перекрытий, на ОАО «Биохимик» завершается монтаж линии по производству пенообразователей для ячеистых бетонов. Но вся эта деятельность затруднена остро стоящим вопросом финансирования научных исследований и экспериментальных разработок. По итогам конкурса НИОКР в прошедшем году отраслевые министерства заключили с исполнителями договоры с поэтапной оплатой, по которым не выплачены значительные суммы. Правительство, понимая, что в сложившейся ситуации у предприятий нет средств для ведения НИОКР пытается решить эту проблемы на основе республиканского бюджета, что при сохранении тенденции выполнения поступлений в бюджеты всех уровней в 2000 году позволяет говорить о возможности более успешного осуществления этих работ. Но при этом нельзя ожидать финансирование всех проектов, так как нужно отдавать предпочтение наиболее перспективным.

 

Рассмотренная компонента макроокружения сильно влияет на деятельность, осуществляемую ОАО «Теплоизоляция» в силу того, что из-за устаревшей производственной базы возрастают издержки, сильно увеличивая себестоимость производимой продукции  и, тем самым, снижая конкурентоспособность  продукции. На предприятии за текущий год произошло выбытие основных средств на 4819 тыс. рублей, а выправить ситуацию можно лишь рассчитывая на собственные средства (из-за высокой учетной ставки за последние 2 года не было взято ни одного кредита), так как чистая прибыль за 3 квартала этого года возросла на 2285 тыс. рублей и составила 4047 тыс. рублей. В силу этих же причин ОАО «Теплоизоляция» не может осуществить разработанный проект, связанный с производством нетрадиционных облегченных материалов (легкий кирпич марки 75-100 кг/см2 из диатомитового сырья; мощность производства 20 млн. штук в год) стоимостью в 4,7 млн. долларов США и сроком окупаемости в 6,5 лет.

 

Последняя составляющая макроокружения ОАО «Теплоизоляция» - природно-географическая. По ресурсно-сырьевой и топливно-сырьевой составляющей инновационного потенциала республика находится соответственно на 40-м и 89-м (последним по РФ) месте. Природно-сырьевые ресурсы нашего региона  слабо развиты, а по ряду из них (полезные ископаемые) – ограничены, вследствие чего он зависит от поставок сырья, материалов для промышленности и топлива со стороны, что напрямую отражается на ОАО «Теплоизоляция», так как приходится завозить сырье из других регионов. Например, несмотря на то, что на территории РМ имеются месторождения асбеста и доломита все же приходится закупать это сырье из-за того, что наше менее качественное. Единственное, что облегчает осуществлять перевозки, это наличие на территории республики хорошо развитой транспортной сети. Здесь пересекаются важные железнодорожные магистрали Запад – Восток (Москва – Урал – Сибирь и Донбасс – Нижний Новгород – Киров, а также автомобильные дороги: Москва – Самара – Челябинск, Москва – Рязань – Саранск – Ульяновск, Нижний Новгород – Саранск – Пенза – Саратов с выходом в другие регионы, с которыми Республика Мордовия связана исторически сложившимися хозяйственными отношениями).

 

 Все эти компоненты  макроокружения в совокупности  также напрямую связаны с инвестиционными  рисками, которые сказываются  на объеме инвестиций. Степень  инвестиционного риска зависит  от политической, экономической  и социальной ситуации в регионе.  Важнейшей составляющей инвестиционного  риска является местное законодательство. Оно оказывает сильное влияние  на степень инвестиционного риска,  а также регулирует возможности  инвестирования в те или иные  объекты, определяет порядок использования  отдельных факторов производства  – составляющих инвестиционного  потенциала.

 

В мировых рейтингах инвестиционного  климата и привлекательности  Россия занимает одно из последних  мест в мире. По усредненным оценкам  таких рейтингов РФ находится  в начале второй сотни, что говорит  о том, что это проблема не только нашего региона в частности, но и  всего государства в целом. Республика Мордовия в рейтинге субъектов Федерации  по инвестиционному риску занимает 66-е место. Три вида инвестиционного  риска – экономический, политический и социальный являются определяющими  и могут рассматриваться во взаимосвязи. По этим показателям республика занимает соответственно 71, 53 и 60-е место, то есть относится к большинству наименее благоприятных регионов по данным составляющим рейтинга.

2.3. Анализ микроокружения  ОАО «Теплоизоляция».

 

При проведении анализа непосредственного  окружения ОАО «Теплоизоляция»  в первую очередь необходимо рассмотреть  потребителей данной организации, которые  оказывают очень сильное влияние  на нее. Специфика производимого  ассортимента продукции такова, что  ОАО «Теплоизоляция» не является производителем товаров народного  потребления, поэтому подавляющее  число потребителей – это юридические  лица различных организационно-правовых форм, занимающихся строительными и  ремонтными работами. На долю же физических лиц, приобретающих продукцию ОАО «Теплоизоляция» не приходится и 2% от общего объема выпускаемой продукции, так как они являются потребителями такой продукции, как камни бетонные стеновые, которые не относятся к основным выпускаемым изделиям, и их объем производства в общем валовом объеме занимает менее 5%. В силу этого остается незадействованной сеть розничной и оптовой торговли, так как реализация продукции осуществляется на основе договоров купли-продажи между ОАО «Теплоизоляция» и организациями-потребителями, а также продукцию отпускают непосредственно с предприятия за наличный и безналичный расчет. В Республике Мордовия крупными потребителями организации являются АО «Саранскстройзаказчик», АО «Домострой», муниципальные унитарные предприятия  «Тепловые сети» г. Саранска и г. Рузаевка, муниципальное предприятие «Госкапстройзаказчик», государственное предприятие «Мордовкоммунэнерго» и МУП жилищно-коммунального хозяйства РМ, Строительное управление саранской ТЭЦ-2.  

 

Необходимо при анализе  потребителей учитывать и тот  факт, что более половины продукции  реализуется не на региональном, а  на федеральном рынке (за 3 квартала этого года 46% изделий было реализовано  в Республике Мордовия и 54% за ее пределами). Анализ межрегиональных поставок продукции  ОАО «Теплоизоляция» представлен  таблицей 2.2.

 

Таблица 2.2.

 

Поставки продукции по межрегиональным соглашениям.

 

(тыс. рублей)Регионы 1998 год 1999 год 2000 год 2001 год

Фактически Фактически 1 полугодие Оценка Прогноз В % к 2000 г. в сопост. Ценах

1 2 3 4 5 6 7

Архангельская область - - 258 258 - -

Башкортостан 165 598 504 580 600 103,4

Кировская область 133 1062 201 201 200 99,5

Москва 156 1333 939 1400 1500 107,0

Нижегородская область 2686 2486 939 2700 2800 103,7

Новосибирская область - - 98 98 - -

Омская область 441 - - - - -

Оренбургская область 45 - 77 77 - -

Пензенская область 49 417 78 200 200 100,0

Пермская область 61 788 - 300 - -

Республика Коми 84 - - - - -

Республика Чувашия 221 464 258 500 550 110,0

Санкт-Петербург - 166 74 200 300 150

Саратовская область 1371 767 417 800 900 112,5

Свердловская область 198 570 739 739 500 67,7

Томская область - 134 141 141 - -

Тюменская область 603 1311 1824 1824 800 43,9

Объем поставленной продукции  в соответствии с заключенными договорами – ВСЕГО 19399 25617 15805 26800 28200 105,2

 

 

Рассматривая вышеприведенные  данные можно констатировать тот  факт, что с 1998 года наблюдается устойчивый рост потребления продукции ОАО  «Теплоизоляция» за пределами нашей  республики. Причем изменяется и география  потребителей, отмечается тенденция  сокращения регионов, куда осуществляются поставки. Но это нельзя считать  отрицательным фактором, так как  прекращается взаимодействие с регионами  РФ, значительно удаленными от РМ. В  условиях, когда ОАО «Теплоизоляция»  испытывала проблемы со сбытом своей продукции договора заключались с любыми организациями независимо от их месторасположения, причем со многими из них были бартерные отношения. Теперь же в результате конъюнктурных изменений, когда спрос на их продукцию заметно возрос, ОАО «Теплоизоляция» может само определяться в отношении тех регионов, куда продолжать поставки. Естественно, теперь предпочтение отдается соседним и близлежащим регионам-потребителям. Исключением из этого является лишь Тюменская область (причина этого заключается в том, что там находится ряд поставщиков организации), с которой уже в первом полугодии этого года был превышен объем поставок 1999 года, но и здесь на следующий год планируется более чем двойное снижение объемов реализации продукции.

 

Крупнейшими потребителями  продукции ОАО «Теплоизоляция»  являются Нижегородская, Тюменская, Саратовская  области и г. Москва, которые потребляют более 20% продукции, вывозимой за пределы РМ. Наибольший рост поставок на 2001 год прогнозируется по Санкт-Петербургу (увеличение на 50% от 2000 года), Саратовской области (на 12,5%), Республики Чувашия (на 10%) и г. Москва (на 7%). Общий же рост прогнозируется на 5,2%.

 

Далее необходимо проанализировать основных поставщиков ОАО «Теплоизоляция» (таблица 2.3.).

 

Таблица 2.3.

 

Поставщики ОАО «Теплоизоляция».

Наименование 

 

Сырья 

Наименование

 

 Поставщика 

Закупочная цена

 

Без НДС, руб./тонна

1 2 3

1 2 3

Доломит Ковровское карьероуправление 114

Асбест ОАО «Ураласбест» г. Асбест 2300

Кокс «Губахинский коксохимический завод» г. Губаха 2253

Смола «Уралхимпласт» г. Нижний Тагил 4135

Шлак ОАО «Мечел» г. Челябинск 112

 

 

Данная таблица показывает, что все наиболее важные источники  сырья для производства основных видов продукции (теплоизоляционные  материалы) на ОАО «Теплоизоляция»  приходится закупать за пределами региона, что приводит к повышению цен  на них из-за высоких транспортных расходов. Исключением является известь, поставляемая из Атемара по цене 640 рублей за тонну. За последнее время организация сменила двух стратегически важных поставщиков наиболее дорогостоящих видов сырья. Поставки смолы до этого года осуществляло АО «Комфи» г. Нижний Тагил, но после истечения срока договора из-за более низкой цены при аналогичном качестве было решено отдать предпочтение другой организации из того же города; также изменился и поставщик кокса, ранее поставки этого сырья на ОАО «Теплоизоляция» производил «Коксогазовый завод» г. Видное (Московская область), что связано с некоторым невыполнением сроков поставок.

Информация о работе Анализ внешней среды