Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 19:34, реферат
Цель работы: дать анализ микро- и макроокружения ОАО «Теплоизоляция» и влияния внешней среды на организацию работы предприятия.
Введение. 5
1. Сущность и значение анализа внешней среды для организации. 7
1.1. Содержание и необходимость проведения анализа внешней среды.. 7
1.2. Анализ макроокружения.. 12
1.3. Анализ микроокружения.. 19
2. Анализ внешней среды ОАО «Теплоизоляция». 29
2.1. Общие сведения об организации.. 29
2.2. Анализ макроокружения ОАО «Теплоизоляция».. 30
2.3. Анализ микроокружения ОАО «Теплоизоляция».. 41
3. Пути повышения эффективности анализа внешней среды на ОАО «Теплоизоляция». 48
Заключение. 55
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.. 56
Остальные менее значимые виды сырья закупаются на территории РМ, в том числе для изготовления камней бетонных стеновых используется чамзинский цемент (марки М400 Д20 по цене 518 руб. за тонну) и гравий керамзитовый ОАО «Промышленное предприятие крупнопанельного домостроения» (по цене 215 рублей за м.3). Также для осуществления технологического процесса по производству теплоизоляционных материалов применяется пар, поступающий от ТЭЦ-2.
При анализе микроокружения
ОАО «Теплоизоляция» также
Таблица 2.4.
Сравнение цен по товарной номенклатуре между конкурентами.
Название
Предприятия
Плита совелитовая
(цена за м3), руб.
Плита минеральная (цена за м3), руб.
Вата минеральная (цена за м3), руб.
ОАО «Теплоизоляция»
2409[1] 929 377
«Выксинский завод минеральных изделий» - 931 355
Арзамасский завод «Минвата» 2300 936 359
«Кстовский завод минеральных изделий» 2420 920 373
Ульяновский завод 2229 892 344
Исходя из вышеприведенной таблицы видно, что ОАО «Теплоизоляция» не является лидером по уровню цен, и многие конкуренты устанавливают цены ниже их уровня, что, естественно, не может не сказываться на уровне спроса. Это результат обусловлен высокой себестоимостью продукции по сравнению с конкурентами, так как приходится привозить сырье из других удаленных регионов, высокими тарифами на энергоносители в РМ, а также уже длительное время неизменной технологией и медленно обновляемым оборудованием. Ситуация по ценовой конкуренции позволяет организации незначительно отставать, а по некоторым изделиям по сравнению с конкурентами и превосходить их за счет того, что в регионе значительно дешевле рабочая сила и зарплата на предприятии не превышает за 9 месяцев 2000 года 1580 рублей, тогда как у других заводов, производящих аналогичную продукцию затраты на оплату труда выше в 2 и более раза, что позволяет ОАО «Теплоизоляция» поддерживать цены на конкурентном уровне. Но высокий уровень спроса на продукцию нивелирует ценовые преимущества, а товарная номенклатура на ОАО «Теплоизоляция» выше, чем у конкурентов (особенно важно наличие матов прошивных строительных для теплоизоляции трубопроводов). Объемы производства превышают в 1,6 и 2 раза соответственно «Выксинский завод минеральных изделий» и Арзамасский завод «Минвата». Поэтому эти организации не обеспечивают потребности своего региона (Нижегородской области) и ОАО «Теплоизоляция» успешно действует на этой территории, поставляя до 10% выпускаемой продукции. Благоприятно складывающаяся конъюнктура рынка позволяет осуществлять и замену оборудования и его увеличение (в среднем за последние 2 года основные фонды увеличились на 4 млн. рублей, и составили сумму в 42,0 млн. рублей), что при сохранении устойчиво повышенного спроса может снизить себестоимость продукции и за счет этого.
Также нужно оценить ситуацию и с продукцией, заменяющей изделия ОАО «Теплоизоляция». Ею являются теплоизоляционные материалы из пенополиуретана по цене 21,36 рубля за метр, плиты из пенополистирола по цене 700 рублей за м3. Данный вид продукции производится предприятиями химической промышленности, и на территории РМ не производится.
Далее при анализе микроокружения
следует исследовать рынок
При оценке инфраструктуры следует
отметить тот факт, что в регионе
относительно высокими оценками в инвестиционном
рейтинге оказалась инфраструктурная
(27 место) составляющая. Это не случайно,
так как территория республики характеризуется
высокой хозяйственной и
А в завершение анализа определим, какое воздействие (благоприятное или же нет) оказывает сложившаяся ситуация во внешней среде на деятельность ОАО «Теплоизоляция». Осуществим это, применив метод составления профиля среды (таблица 2.5).
Таблица 2.5.
Ранжирование среды ОАО «Теплоизоляция».Фактор среды Важность для отрасли (от 1 до 3) Влияние на организацию (от 0 до 3) Направление влияния (+1 или –1) Степень важности (D=A*B*C)
A B C D
Состояние экономики 3 3 + 9
Политика 2 2 + 4
Правовая среда 1 1 _ -1
Соц. компонента 1 0 _ 0
Технология 1 1 _ -1
Природно-географич. 1 1 _ -1
Потребители 3 3 + 9
Поставщики 2 3 _ -6
Конкуренты 3 1 _ -3
Инфраструктура 1 1 + 1
Рынок рабочей силы 1 0 + 0
Общая сумма баллов составляет +11, что говорит об общем благоприятном влиянии внешней среды (этот показатель носит субъективный характер и дает только поверхностную оценку), но все же этот показатель невелик и результаты функционирования ОАО «Теплоизоляция» в большей степени зависят от правильно принятых стратегических решений, а это можно сделать только проанализировав внешнюю среду.
3. Пути повышения эффективности анализа внешней среды на ОАО «Теплоизоляция».
Для того чтобы предлагать какие-либо нововведения для повышения эффективности проведения анализа внешней среды на ОАО «Теплоизоляция» необходимо рассмотреть то, как данный анализ проводится сейчас. Необходимо отметить тот факт, что теперь ни на одном из предприятий, успешно действующем на рынке, не игнорируется влияние воздействия внешней среды, и, следовательно, осуществляется данного рода анализ. Об этом говорит то, что результаты опроса руководителей разных рангов показали, что в целом сегодня руководство осознает важное значение внешней среды и большое влияние ее факторов на экономическое и социальное развитие их предприятий. При этом основное внимание обращается на факторы микросреды организаций, оказывающих прямое непосредственное воздействие. В то же время факторам микросреды, за исключением экономических условий в стране, получают довольно низкую оценку, хотя они могут иметь самое решающее значение для предприятия (приложение). В связи с этим можно сделать вывод, что еще не все руководители достаточно четко представляют значение для предприятий ряда факторов внешней среды.
В целом можно отметить,
что на ОАО «Теплоизоляция»
Однако анализ внешней среды не является доминирующей задачей этих структурных подразделений (аналогично обстоит дело и с другими службами), поэтому информация о факторах внешней среды у руководителей имеется в недостаточном объеме, она не всегда достоверна или поступает к ним несвоевременно. Кроме того, на ОАО «Теплоизоляция» существует еще один недостаток, так как сбор, анализ и передача данного рода информации в значительной мере осуществляется нецеленаправленно, спонтанно и случайно (за исключением разве что отдела маркетинга, но и он функционирует не столь эффективно как нужно). Поэтому на сегодняшний момент времени информация о внешней среде на ОАО «Теплоизоляция» в значительной степени разрознена и не дает о ней целостного представления, в результате чего можно заключить, что многие руководители представляют будущий характер внешней среды, полагаясь на интуицию, а некоторые вообще практически не имеют о ней должного представления.
Рис. 3.1. Факторы внешней среды ОАО «Теплоизоляция», изучаемые
некоторыми
Одной из главных причин подобного
положения дел на ОАО «Теплоизоляция»
является отсутствие четких методических
рекомендаций по комплексному исследованию
внешней среды. Кроме того, это
обусловлено
По вышеизложенным причинам для повышения эффективности анализа внешней среды на ОАО «Теплоизоляция» необходимо использовать следующую методику комплексного исследования данной проблемы, использующую логическую последовательность этапов и процедур, представленных на рис. 3.2.
Рис. 3.2. Процесс анализа
внешней среды ОАО «
На первом этапе необходимо
установить стратегическую цель анализа,
в качестве которой должно быть регулярное
и своевременное предоставление
руководителям предприятия и
структурных подразделений
Затем должна быть разработана программа исследования, в которой определяется необходимая информация, источники и методы ее сбора и анализа, методы прогнозирования факторов внешней среды, а также конкретные исполнители исследований, календарный план и сроки предоставления полученных результатов. При реально сложившейся ситуации на ОАО «Теплоизоляция» данного рода анализ должен быть возложен на сотрудников отдела маркетинга, который, по моему мнению, имеет еще значительные внутренние резервы для осуществления этой задачи, в силу недоиспользования своего потенциала. При этом создание новой специализированной структурной единицы для такого предприятия является излишней, и могла быть оправдана только на очень крупных организациях, к которым ОАО «Теплоизоляция» не относится.
Следующим этапом должен быть
поиск и сбор информации о внешней
среде для разработки и принятия
стратегических решений. При этом необходимо
использовать как можно большее
количество источников информации, как
внутренних, так и внешних, в целях
получения более полной и достоверной
картины о внешней среде (рис.
3.3.). Сбор информации о компонентах
макро- и микроокружения из внутренних
источников следует проводить, как
изучая различные документы и
материалы подразделений
Для получения исчерпывающей
информации о потребителях, конкурентах
и других субъектах рынка, относящихся
к микросреде предприятия, следует
также собирать «первичную» информацию
с помощью методов наблюдения,
опросов и экспериментов. Параллельно
со сбором информации о внешней среде
для решения стратегических задач
должен осуществляться мониторинг внешней
среды. Он необходим для предоставления
руководству оперативной
- направление
аккумулирующейся в отделе
- направление
предоставления собранной,
Рис. 3.3. Схема сбора и дальнейшей передачи информации о
внешней среде на ОАО «Теплоизоляция».
После сбора информации ее
необходимо соответствующим образом
обработать: вначале проверить на
достоверность и
На этапе анализа собранной
информации при помощи методов экстраполяции,
структурно-аналитических и
Вся собранная, обработанная и проанализированная информация должна храниться в базах данных по потребителям, поставщикам, конкурентам и макросреде в целом. Их следует построить таким образом, чтобы можно было предоставить информацию о внешней среде разным пользователям с необходимым для них уровнем детализации. Все базы данных должны быть взаимосвязаны друг с другом и должны обновляться по мере поступления новой информации, в том числе в ходе мониторинга.
Для разработки стратегических планов предприятия и их ежегодной корректировке необходимо проводить прогнозирование внешней среды. При этом также могут быть использованы методу экстраполяции, структурно-аналитические и экспертные методы. Заключительным этапом анализа внешней среды является подготовка и предоставление отчета руководству предприятия и его подразделениям (рис. 3.3.). Они должны содержать основные выводы и результаты исследований, а также рекомендации по использованию новых возможностей во внешней среде или устранению (минимизации) угроз для предприятия.
Для эффективного приведения
в действие данной схемы