Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 00:53, курсовая работа
Цель данной курсовой работы состоит в определении понятий и целей оценки и аттестации персонала, а также рассмотрении их методов и процедур проведения.
Введение…………………………………………………
Глава 1. Аттестация персонала
1. Задачи, решаемые при аттестации…………………….
2. Различные методы проведения аттестации……………
3. Подготовка к аттестации………………………………..
4. Проведение аттестации…………………………………
5. Решения, принимаемые по результатам аттестации….
6. Правовые аспекты оценки персонала………………….
Глава 2. Ассесмент-Центр или Центр Оценки персонала
1. Основные характеристики метода. Типы решаемых методом задач…………………………………………………..
2. Преимущества использования Ассесмент-Центра. Общие правила проведения оценочных процедур…………..
Заключение………………………………………………
Список литературы……………………………………...
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО
ГОСУДАРСТВЕННОЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
«ТВЕРСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Кафедра
социологии и социальных технологий
КУРСОВАЯ РАБОТА
студентки специальности 080505 Управление персоналом
Смирновой Марины Валерьевны
(фамилия, имя, отчество)
Аттестация работников и ее функции
(тема)
Научный руководитель:
Туманова
О.И.
Бежецк 2010
Сожержание
Введение…………………………………………… |
3 | |
Глава 1. | Аттестация персонала | |
1. | Задачи, решаемые при аттестации……………………. | 6 |
2. | Различные методы проведения аттестации…………… | 9 |
3. | Подготовка к аттестации……………………………….. | 16 |
4. | Проведение аттестации………………………………… | 20 |
5. | Решения, принимаемые по результатам аттестации…. | 24 |
6. | Правовые аспекты оценки персонала…………………. | 27 |
Глава 2. | Ассесмент-Центр или Центр Оценки персонала | |
1. | Основные характеристики метода. Типы решаемых методом задач………………………………………………….. | 30 |
2. | Преимущества использования Ассесмент-Центра. Общие правила проведения оценочных процедур………….. | 32 |
Заключение……………………………………… |
40 | |
Список литературы……………………………………... | 43 |
Введение
Система аттестации и оценки персонала - важный элемент управления человеческими ресурсами. Принципиальным условием эффективной работы системы оценки является ее комплексный характер, учитывающий все многообразие задач, решаемых конкретной организацией в общей системе кадрового менеджмента. Сегодня компании используют два понятия: оценка и аттестация персонала. Дадим наиболее общее определение этим понятиям.
Аттестация
- это процедура определения
В нормативных актах последнего времени и специальной литературе все чаще аттестация и оценка знаний (деловая, комплексная) употребляются как синонимы. На Западе такого понятия как «аттестация» не существует, а есть понятие оценки. Если аттестация традиционно связывается с проверкой деловых и личностных качеств руководителей и специалистов, то оценка, как правило, охватывает все категории персонала, имеет более универсальный характер.
Оценка персонала - это процесс определения эффективности деятельности сотрудников в ходе реализации задач организации, позволяющий получить информацию для принятия дальнейших управленческих решений. Очевидно, что оценка - это более широкое понятие, чем аттестация. Задачи оценки по сравнению с аттестацией более конкретны и многообразны. [5,168]
Одной из главных функций кадровых служб на предприятиях и в учреждениях является оказание помощи администрации в определении деловых и моральных качеств работающих с целью их полной мобилизации на производстве и в сфере обслуживания. Мировая практика выработала четыре основных механизма оценки персонала:
Системы оценки кадров различаются по сложности. На смену произвольным (субъективным) оценкам приходит более взвешенная и разносторонняя оценка работников по результатам собеседований и их рабочим документам.
В книге Баркера «Как еще лучше управлять людьми» [3, 125] анализируется два подхода к оценке работников. Первый базируется на задачах и требованиях научного управления производством, делая акцент на оценке кадров с помощью подробного описания служебных обязанностей, что, по мнению администрации, позволяет оценить достигнутые результаты объективным образом. При этом, если оценку дают два сотрудника одновременно, то они должны прийти к одному выводу. В этой оценке собеседование не является обязательным.
Второй подход основан на концепции "человеческих отношений", следуя установке, что "счастливый человек - производительный работник". В этом случае собеседования играют решающую роль, так как позволяют лучше узнать работника, определить трудности, с которыми он сталкивается, и наметить пути их устранения. Но при этом подходе проявляется неумение некоторых руководителей успешно вести беседу, поэтому многие начальники прибегают к советам специалистов. В целом эти два подхода дополняют друг друга.
В условиях нестабильности оценка персонала приобретает особый смысл. Актуальность темы обусловлена тем, что на современном этапе развития бизнес-технологий большинство руководителей организаций, обладающих определенными финансовыми, информационными, технологическими ресурсами достигли понимания того, что человеческие ресурсы являются ключевыми. Компании конкурируют на уровне профессионального развития своих сотрудников - их знаний, умений, навыков. Для разумного использования данного вида капитала необходимо правильно определить, каков он. Оценка и аттестация персонала позволяет выявить и раскрыть потенциал каждого сотрудника и направить этот потенциал на реализацию стратегических целей компании.
Цель данной курсовой работы состоит в определении понятий и целей оценки и аттестации персонала, а также рассмотрении их методов и процедур проведения.
Задачи:
1.Рассмотреть понятие аттестации и ее
значение для деятельности организации.
2.Изучить методы и порядок проведения
аттестации.
4.Рассмотреть
правовые аспекты оценки персонала.
3.Проанализировать существующие методы
аттестации персонала. Выявить прогрессивные
методы, которые являются новшеством в
современной системе оценки персонала.
5.Проанализировать метод «Ассесмент Центра»
и его применение в организации.
Теоретической и методологической основой
работы
послужили труды российских ученых и практиков
в области управления персоналом и трудовых
правоотношений Кибановой А.Я, Кочетковой
А., Дураковой И.Б., Василенко Е.И., Хныкина
Г. и др. Аттестация персонала Структура
работы: введение, две главы, заключение,
список использованной литературы рассмотрена
в трудах Борисовой Е.Н., Даниловой Е.Н,
Закалюжной Н.В., Литягинп А., Магура М.И.,
Курбатова М.Б. и др.
Глава 1. Аттестация персонала
Аттестация призвана не только решать вполне конкретные задачи (совершенствование управления персоналом и расстановки кадров, формирование резерва на продвижение, определение потребности в повышении квалификации и управлении карьерой сотрудников, совершенствование форм и методов работы самих руководителей), но и осуществлять подготовку и апробацию новых мотивационных моделей. Без этого аттестация превращается в формальную процедуру.
К сожалению, практика проведения внутрифирменных (внутрипроизводственных) аттестаций свидетельствует, что зачастую они проводятся формально, исключительно с учетом требований соответствующих нормативных документов или локальных положений, разрабатываемых самими предприятиями (организациями). Такой подход не позволяет в достаточной степени оценить деловые и профессиональные качества работников и правильно определить меры мотивационного воздействия.
В книге "Оценка и аттестация персонала" Е.А. Борисова раскрывает свой подход к организации аттестации персонала.
Аттестация работников в зависимости от ее повода бывает:
Очередная аттестация проводится ежегодно и обязательна для всех работников. Основа аттестации - описание проделанной работы и результатов по основным видам деятельности.
Аттестация, проводимая по истечении испытательного срока преследует цель получения документированного вывода о результатах работы сотрудника, а также аргументированных рекомендаций по дальнейшей профессиональной реализации данного сотрудника и его карьерному росту.
Аттестация для продвижения по службе проводится с учетом требований новой предполагаемой должности и новых обязанностей, при этом выявляются потенциальные возможности работника и уровень его профессиональной подготовки для занятия более высокой должности. [5,207]
Аналогичные подходы могут быть использованы при оценке руководителя (специалиста) для перевода его в другое структурное подразделение, если существенно меняются обязанности и решаемые задачи.
Функции по проведению аттестации распределяются между линейными руководителями (несколько уровней) и кадровыми службами. Последние, основываясь на корпоративной политике, разрабатывают общие принципы оценки персонала и контролируют их претворение на практике. В крупных корпорациях этому сопутствует жесткая регламентация и формализация всех этапов и процедур оценки, и, прежде всего, самих оценочных форм, снабженных подробными инструкциями. [10, 295]
Кадровые службы помогают внедрять системы оценки, разрабатывают программы для обучения руководителей, проводят опросы и анкетирование для выяснения их эффективности. Эти службы организуют хранение всей информации в автоматизированных банках данных. Эта фактическая и оценочная информация, собираемая во многих фирмах по самой широкой программе, представляет реальную базу кадрового планирования, расчетов потребности в дополнительном персонале, составления программ, внутрифирменного обучения, организации конкурсного замещения вакантных должностей и, конечно, оплаты труда работников. В разных фирмах акцент сделан на том или ином направлении работы в зависимости от кадровой политики фирмы.
Оценка кадров может преследовать различные цели:
Решающая роль в оценке отводится непосредственному начальнику, который лучше других знает своих подчиненных, несет полную ответственность за результаты их деятельности, правильное применение мер поощрения и наказания, за их обучение и развитие. Оценки, которые выставляет руководитель, обобщают представления, полученные им при постоянном общении с подчиненными. В то же время необходимость участия в оценке побуждает руководителя в промежутке между оценочными сессиями уделять больше времени подчиненным, взвешивать сильные и слабые стороны их профессиональной подготовки, анализировать деловые и личные качества, находить пути закрепления работников, увереннее контролировать их работу. Считается, что одна из целей оценки - усиливать внимание управляющих к работе с подчиненными, развивать навыки руководства ими.