Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2011 в 17:54, курсовая работа
Коммерческие банки сегодня – основная составная часть кредитно-финансовой системы любой страны. Кредитные системы развитых стран имеют различную структуру, но характерно то, что есть и общие черты: во всех развитых странах существуют двухступенчатые банковские системы – Центральный и коммерческие банки. Что касается коммерческих банков, то они занимают господствующее положение на рынке ссудных капиталов. Масштабы их деятельности в экономике развитой страны поистине огромны. Представление об этом дает статистика денежных потоков, проходящих через коммерческие банки.
Введение………………………………………………………….3
Взаимоотношения ЦБ с коммерческими банками…………….3
Порядок создания и операции коммерческих банков………...4
Организационная структура коммерческих банков………….18
Внутренний аудит – важное условие улучшения качества управления банками……………………………………………22
Заключение……………………………………………………...29
Список литературы……………………………………………..36
В дальнейшем
новые банки, очевидно, будут создаваться
главным образом путем
Акционерные банки обладают рядом преимуществ по сравнению с паевыми. Они имеют больше возможностей для развития. Акционерная форма организации банка позволяет путем открытой подписки на акции обеспечить массовое участие мелких и средних инвесторов в формировании уставного капитала. Появляются возможности расширения уставного капитала и собственных ресурсов банка. Это в свою очередь позволяет увеличивать масштабы активных операций и тем самым увеличивать прибыль банка.
При эффективных результатах деятельности банка растет курс его акций. Доход от эмиссии служит дополнительным источником формирования собственного капитала. Рост курса акций повышает также имидж банка, способствует привлечению депозитов и расширяет возможности активных операций.
Выпуск
и реализация акций позволяют
учредителям контролировать деятельность
банков при меньших затратах в
связи с большим рассредоточе-
Продажа
акций сотрудникам банка
В организационном
отношении существуют различные
формы организации
В зарубежной банковской практике приняты следующие схемы организации.
Пирамидальная
структура (схема 1) применяется в
банке тогда, когда банк работает
на локальном кредитном рынке, где
действует ограниченный контингент
клиентов, слабо выражена конкуренция,
не развита или отсутствует
С усилением специализации, расширением банковских операций, финансового обслуживания клиентов, расширением районов банковской деятельности организационная структура подвергается изменениям. Большая часть полномочий переходит от высшего звена управления к руководителям более низкого звена, в результате чего возникают промежуточные звенья между высшим руководством банка и низовыми структурами. Такое рассредоточение полномочий позволяет создать структуру по географическому признаку (схема 2).
При усложнении и расширении банковских функций может быть также использована другая (функциональная) форма организации, которая основана на конкретном разделении функций аккумуляции денежных ресурсов и способов их использования (схема 3).
Организационное устройство коммерческих банков в России представлено в нескольких вариантах. Наиболее распространенный вариант показан на схеме 4.
собственности.
В целом, однако, существуют типичные
формы организационной
В зарубежной банковской практике приняты следующие схемы организации.
В организационной
структуре банка выделяются два
основных элемента - структура управления
банка и структура его
Органы
управления обязаны обеспечить бесперебойное
эффективное руководство
Выбор
оптимальной организационной
Пример организационной структуры действующего банка:
Источник: http://procommercebank.ru/
Усложнение банковской деятельности, внедрение новых банковских услуг, установление тесного межбанковского сотрудничества, развитие рынка межбанковских кредитов, с одной стороны, и ухудшение финансового состояния банков и клиентуры, возникновение периодически критических ситуаций на межбанковских денежных рынках – с другой, требовали укрепления порядка управления деятельностью коммерческих банков как с внешней стороны – со стороны Центрального банка, так и с внутренней – по средствам создания специальных подразделений в структуре коммерческих банков.
Важным фактором, определяющем условия развития банковской системы, стало введение новых требований по регулированию деятельности кредитных организаций со стороны банка России. Приближённая к международным стандартам регулирования банковской деятельности, Инструкция № 1 ставит банки, желающие укрепить свои позиции на финансовом рынке, перед необходимостью повышения профессионализма, разработки и строго соблюдения внутренних правил управления и контроля за своей деятельность.
Вместе с тем в 1997 г. банк России разработал и утвердил Положение «Об организации внутреннего контроля в банках», которое предусматривает общий для всех банков порядок организации внутреннего контроля.
Становление внутреннего аудита коммерческого банка, таким образом, становится центральным звеном банковского менеджмента.
Для осуществления
внутреннего аудита в банке создаётся
специальное подразделение –
служба внутреннего контроля. Деятельность
отделов данной службы строиться
по специальной программе
Сведения о службе внутреннего аудита (порядок её образования и полномочия) должны отражаться в уставах банков.
Таким образом поменялась организационная структура коммерческого банка. Из второстепенного, зависимого подразделения внутренний аудит превратился в одну из ведущих структурных единиц банка, возглавляемую заместителем председателя Правления банка. Отчёт о работе службы внутреннего аудита обязательно отражается в сводном отчёте коммерческого банка. Заслуга Центробанка, почти в директивном порядке обязавшего провести такую реорганизацию коммерческих банков, несомненна. Без этого становление внутреннего аудита в банках затянулась бы на длительное время.
Основной целью внутреннего аудита является защита интересов инвесторов, банков и их клиентов, путём контроля за соблюдением сотрудниками банка законодательных и нормативных актов, обеспечения надлежащего уровня банковской деятельности, которая должна соответствовать проводимых банком операций и минимизации рисков.
Для достижения
поставленной цели служба внутреннего
контроля должна обеспечить координацию
действий всех подразделений банка
и, прежде всего, обеспечивать соблюдение
всеми службами и сотрудниками банка
федерального законодательства и соответствующих
нормативных актов, а также внутренних
документов, определяющих экономическую
политику банка. Для этого необходима
разработка всех необходимых нормативных
материалов о подразделениях банка
и служебных обязанностях сотрудников.
Осуществление контроля с помощью
регулярных проверок деятельности подразделений
банка и отдельных сотрудников
даёт возможность выяснить степень
соответствия их действий и результатов
работы требованиям законодательства,
нормативных актов, внутренних документов,
должностных инструкций, внесённых
изменений в документы, регламентирующие
права и обязанности
Должна проверяться также правильность ведения работников первичной документации, осуществления в полном объёме установленных в банке процедур сверки, согласования и визирования документов, а также формирования на базе первичных документов балансовых и отчётных данных.
Меняется
характер и цели управления банком.
От решения во многом случайных, спонтанных
ситуаций на рынке ценных бумаг, кредитов,
валюты и различного рода банковских
услуг банки переходят к
Решение данной задачи предполагает принятие акционерами (участниками) банка концепции развития кредитной организации в текущем финансовом году с количественными и качественными критериями деятельности банка.
Служба
внутреннего контроля должна предоставлять
руководству банка заключение о
реалистичности достижения банком поставленных
целей, а также предложения о
системе внутренних организационных
мер, которые необходимо предпринять
для их достижения. Это заключение
должно базироваться на предварительном
анализе динамики результатов финансово-
Особое внимание должно быть уделено рассмотрению всех аспектов осуществления кредитной политики с более подробным изучением вопросов, связанных с предоставлением крупных кредитов одному заёмщику или группе связанных заёмщиков, что приводит к концентрации кредитных рисков.
Внутренний контроль при осуществлении финансовых операций должен быть направлен на:
Одним из важных элементов деятельности службы внутреннего аудита является ознакомление руководства банка со всеми нарушениями в деятельности подразделений и отдельных сотрудников, разработка и принятие своевременных и эффективных решений, направленных на устранение выявленных недостатков и нарушений в деятельности банка.
На этом
этапе сотрудники службы внутреннего
контроля должны иметь право выдавать
временные (до решения руководства
банка) предписания в целях
Важное место в деятельности службы внутреннего аудита занимает контроль за адекватным отражением операций банка в учёте и отчётности, соответствием данных синтетического и аналитического бухгалтерского учёта, что отвечает и поставленной Центральным банком задаче обеспечения достоверности предоставляемой кредитными организациями информации. Эта работа должна сочетаться с хорошо организованным во многих банках последующем контролем.