Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Сентября 2011 в 09:13, курсовая работа
Безработица представляет собой макроэкономическую проблему, оказывающую наиболее прямое и сильное воздействие на каждого человека. Потеря работы для большинства людей означает снижение жизненного уровня и наносит серьезную психологическую травму.
Полная занятость - цель, к которой необходимо стремиться. Она достигается тогда, когда спрос на рабочую силу совпадает с ее предложением. Но это мимолетное явление, которое постоянно будет нарушаться из-за изменений потребностей общества, структуры производства.
Интенсивность высвобождения и перераспределения рабочей силы зависит от множества факторов. Поэтому процессы, затрагивающие коренные интересы всех слоев населения, условия их занятости, обязательно должны регулироваться. Необходима активная государственная политика в сфере занятости и трудовых отношений.
Введение 3
1 Понятие, формы безработицы и их специфика на рынке труда 6
1.1 Виды и формы безработицы на рынке труда 6
1.2 Определение уровня безработицы на рынке труда 10
1.3 Методы сокращения безработицы на рынке труда 11
2 Регулирование занятости и безработицы на рынке труда 13
2.1 Анализ состояния занятости и безработицы в Краснодарском крае и Усть-Лабинском районе 13
2.2 Инструменты повышения занятости в муниципальном образовании Усть-Лабинский район 27
Заключение 38
Список использованных источников 41
1.2 Определение уровня безработицы
Споры по поводу определения уровня безработицы при полной занятости усугубляется тем, что на практике трудно установить фактический уровень безработицы. Все население разделено на три большие группы. В первую входят лица, не достигшие 16 лет, а также лица, находящиеся в специализированных учреждениях – т.е. лица, которые не считаются потенциальными компонентами рабочей силы. Вторую группу, составляют взрослые, потенциально имеющие возможность работать, но по какой-то причине не работающие и не ищущие работу. Третья группа – рабочая сила, в эту группу входя лица, который могут и хотят работать. Считается, что рабочая сила состоит из работающих и безработных, но активно ищущих работу. Уровень безработицы – это процент безработной части рабочей силы.
Уровень безработицы = (безработица/рабочая сила) Ч 100%
Статистическое управление министерства труда пытается установить количество работающих и безработных, проводя в масштабе всей страны ежемесячные выборочные опросы примерно 60 тыс. семей.
Точная оценка уровня безработицы осложняется из-за следующих факторов:
Частичная занятость. В официальной статистике все занятые неполный рабочий день входят в категорию полностью занятых. Считая их полностью занятыми, официальная статистика занижает уровень безработицы.
Рабочие, потерявшие надежду на получение работы. Не включая рабочих, потерявших надежду на получение работы, в категорию безработных, официальная статистика занижает уровень безработицы.
Ложная информация. Уровень безработицы может быть завышен в том случае, когда некоторые неработающие утверждают, что они ищут работу, хотя это и не соответствует действительности, а также теневая экономика способствует завышению официального уровня безработицы.
Таким
образом, хотя уровень безработицы
является одним из важнейших показателей
экономического положения страны, его
нельзя считать безошибочным барометром
здоровья нашей экономики.
1.3 Методы сокращения
безработицы
Возникновение
безработицы связано с
Во-первых, человек – экономический ресурс особого типа, его нельзя зарезервировать до лучших времен. Потерянное рабочее время невосстановимо, и при этом – даже не работая – человек должен иметь возможность потреблять жизненные блага не ниже прожиточного минимума. Поэтому общество вынуждено искать средства для спасения безработных от голодной смерти или превращения в бандитов. Но направляемые на эти цели средства не служат дальнейшему развитию экономики страны – они просто проедаются.
Во-вторых, рост безработицы сокращает спрос на товары; люди, не получающие зарплату, могут позволить себе лишь самый минимум. Это обостряет экономические проблемы страны и служит толчком для дальнейшего сокращения занятости. Это порочный круг крайне опасен – с каждым оборотом разомкнуть его становится все сложнее.
В-третьих,
безработица обостряет
К счастью, безработица может быть уменьшена. Для этого используются различные методы, например переобучение безработных, поощрение индивидуального предпринимательства и др.
Изучая проблемы безработицы, экономическая наука пришла к выводу: фрикционная и структурная безработица – явления естественные и не представляющие угрозы для нормального развития страны. Более того такое развитие без них просто невозможно. Наличие безработицы заставляет людей опасаться потери рабочего места и побуждает их трудиться более производительно и качественно. Поэтому полная занятость – как ее сегодня понимают в большинстве развитых стран – это ситуация, когда существуют фрикционная и структурная безработица, но нет безработицы циклической. При таком положении безработица в стране соответствует своей естественной норме, в разных странах она складывается по-своему. Какова естественная норма безработицы для России сегодня сказать нельзя, еще только предстоит экспериментально определить эту величину. Но сделать это можно будет только тогда, когда экономика нашей страны выйдет из кризиса и начнется процесс сокращения циклической безработицы.
2 Регулирование занятости и безработицы на рынке труда
2.1
Анализ состояния занятости и безработицы
в Краснодарском крае и Усть-Лабинском
районе
Численность экономически активного населения в возрасте 15-72 лет (занятые + безработные) в феврале 2009г. составила 74,8 млн.человек, или 53% от общей численности населения страны.
В
численности экономически активного
населения 67,7 млн.человек классифицировались
как занятые экономической
В феврале 2009г. численность экономически активного населения была ниже, чем в ноябре 2008г., на 1,1 млн.человек, или на 1,5%. Это сокращение полностью определяется уменьшением численности занятого населения.
Численность безработных, в соответствии с методологией МОТ, в феврале 2009г. была на 1,8 млн.человек, или на треть выше, чем в ноябре 2008г. и феврале 2008 года.
Уровень
безработицы, исчисленный как отношение
численности безработных к
Численность
безработных и уровень
Численность занятого населения в феврале 2009г. снизилась по сравнению с ноябрем 2008г. на 2,9 млн.человек, или на 4,2%, по сравнению с февралем 2008г. - на 1,8 млн.человек, или на 2,6%.
Уровень
занятости населения в возрасте
15-72 лет (отношение численности
Доля
городских жителей среди
Безработица городского и сельского населения характеризуется превышением уровня безработицы среди сельских жителей по сравнению с уровнем безработицы среди городских жителей. В феврале 2009г. это превышение составляло 1,5 раза. Вместе с тем, размеры увеличения численности безработных среди городского населения были более значительными, чем среди сельского населения. В феврале 2009г. численность городских жителей, классифицируемых, в соответствии с критериями МОТ, как безработные, увеличилась по сравнению с ноябрем 2008г. на 42,2%, сельских жителей - на 21,3%.
Возрастной состав безработных. Средний возраст безработных в феврале 2009г. составил 35,2 года (в ноябре 2008г. - 34,9 года), в том числе безработных мужчин - 34,8 года, безработных женщин - 35,6 года.
Молодежь до 25 лет составляет среди безработных 27,4%, лица в возрасте 50 лет и старше - 16,7%. По сравнению с ноябрем 2008г. в составе безработных увеличилась доля лиц в возрасте 20-24 года (на 0,7 процентного пункта), в возрасте 25-29 лет (на 2,6 процентного пункта), 45-49 лет (на 1,4 процентного пункта).
Наличие
опыта работы. Около 23,3% безработных
- это лица, не имеющие опыта трудовой
деятельности. В феврале 2009г. их численность
составила 1,7 млн. человек. Данная группа
безработных формируется
В феврале 2009г. среди безработных в 1,9 раза по сравнению с февралем 2008г. и ноябрем 2008г. увеличилась доля лиц, оставивших прежнее место работы в связи с высвобождением или сокращением численности работников.
Безработица по субъектам Российской Федерации. Самый низкий уровень безработицы, по методологии МОТ, по данным обследования населения по проблемам занятости, отмечается в Центральном федеральном округе, самый высокий - в Южном федеральном округе. Такова ситуация с занятостью сложилась в 2009 году в России.
Мониторинг ситуации на рынке труда Краснодарского края показал что негативные тенденции, которые наблюдались в прошлом году, усилились в январе-феврале 2009 года. На сегодняшний день 129 организациями края намечено к высвобождению 6,3 тысячи человек; заняты неполное рабочее время 16,4 тысячи человек; находятся в простоях 3,4 тысячи человек и 3, 3 тысячи человек - в отпусках без сохранения заработной платы.
Стабильно растет обращаемость граждан за содействием в трудоустройстве: в январе-феврале текущего года 42 тысячи человек, что на 13 тысяч или в 1,5 раза больше января-февраля прошлого года. На 10 марта текущего года на учете в центрах занятости зарегистрировано более 30670 безработных граждан. Это на 8 тысяч человек больше начала года и на 12 тысяч – 1 марта 2008 года. Эти темпы прироста безработицы выше первоначальных прогнозов.
Уровень регистрируемой безработицы достиг 1,2 % экономически активного населения. В сравнении со среднероссийскими показателями это практически в два раза меньше. Подобного уровня и численности зарегистрированных безработных на Кубани не было более 10 лет.
Непростая экономическая ситуация, сложившаяся в стране в результате влияния мирового финансового кризиса, вносит коррективы в деятельность службы занятости. Правительством страны, администрацией края принимаются антикризисные программы действий, направленных на снижение социальной напряженности. В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2008 г. № 1089 «О предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации» департаментом занятости подготовлен проект ведомственной целевой программы «Реализация дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда Краснодарского края» на 2009 год, реализуемой на условиях софинансирования из федерального бюджета.
В Краснодарском крае в январе-сентябре 2008 года в органы службы занятости Краснодарского края обратились за предоставлением государственных услуг 566,4 тыс. граждан. Из них за содействием в поиске подходящей работы в органы службы занятости обратились 156,7 тыс. граждан (36,1% – работали по рабочим профессиям, 20,4% – на должностях специалистов или служащих, 43,5 % ранее не работали или искали работу впервые, включая несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет).
Среди граждан, обратившихся за содействием в поиске подходящей работы, 55,1% – женщины, 58,2% – молодежь до 30 лет, 4,5% – работники, уволенные в связи с ликвидацией организации, либо сокращением численности или штата работников организации, 3,2% – пенсионеры. Кроме того, государственные услуги оказаны 24,2 тыс. работодателям.
По состоянию на 1 октября 2008 года безработные граждане, имеющие высшее профессиональное образование, составляли 19,6%, среднее профессиональное образование - 29,5%, начальное профессиональное образование - 15,9%, основное общее и среднее (полное) общее образование – 34,1 %.
Анализ показывает наличие потребности рынка труда в высококвалифицированных, профессионально мобильных рабочих кадрах для строительного, транспортного комплексов и коммунальной службы, для сферы бытового обслуживания, торговли, общественного питания. Уверенный спрос получили такие профессии и специальности, как специалист по автомобильной электронике, администратор гостиничного бизнеса, повар-кондитер со знанием зарубежной кухни, менеджер в торговле со знанием электронной коммерции, флористики, декорирования витрин, инструктор фитнеса, и другие, а так же рабочие профессии: каменщик, штукатур-маляр, облицовщик-плиточник, плотник, столяр, слесарь (различной специализации), тракторист и механизатор, продавец товаров (продовольственных и непродовольственных), электрик, электрогазосварщик, и т.д.
В январе-сентябре 2008 года банк вакансий органов службы занятости сформирован по заявкам 11,2 тыс. работодателей края.
Заявленная работодателями в органы службы занятости потребность в работниках с начала 2008 года (с учетом на 01.01.2008 года) составила 131,9 тыс. человек. По состоянию на 1 октября 2008 года в крае зарегистрировано 79,3 тыс. вакансий, что на 11,4% больше уровня прошлого года.
В среднем на одного незанятого гражданина, зарегистрированного в органах службы занятости, на 1 октября 2008 года приходилось 3 вакансии. Наибольшее число вакансий на одного незанятого гражданина зарегистрировано в центрах занятости населения городов Краснодара – по 10 вакансий, Сочи – 8 вакансии, Новороссийска – 6 вакансий, Анапа – 5 вакансий.