Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Сентября 2011 в 09:13, курсовая работа
Безработица представляет собой макроэкономическую проблему, оказывающую наиболее прямое и сильное воздействие на каждого человека. Потеря работы для большинства людей означает снижение жизненного уровня и наносит серьезную психологическую травму.
Полная занятость - цель, к которой необходимо стремиться. Она достигается тогда, когда спрос на рабочую силу совпадает с ее предложением. Но это мимолетное явление, которое постоянно будет нарушаться из-за изменений потребностей общества, структуры производства.
Интенсивность высвобождения и перераспределения рабочей силы зависит от множества факторов. Поэтому процессы, затрагивающие коренные интересы всех слоев населения, условия их занятости, обязательно должны регулироваться. Необходима активная государственная политика в сфере занятости и трудовых отношений.
Введение 3
1 Понятие, формы безработицы и их специфика на рынке труда 6
1.1 Виды и формы безработицы на рынке труда 6
1.2 Определение уровня безработицы на рынке труда 10
1.3 Методы сокращения безработицы на рынке труда 11
2 Регулирование занятости и безработицы на рынке труда 13
2.1 Анализ состояния занятости и безработицы в Краснодарском крае и Усть-Лабинском районе 13
2.2 Инструменты повышения занятости в муниципальном образовании Усть-Лабинский район 27
Заключение 38
Список использованных источников 41
В ряде сельских территорий отмечается нехватка рабочих мест. Так, в Белоглинском, Новопокровском и Лабинском районах на одну вакансию претендуют 2 человека. В отдельных сельских поселениях вообще нет вакансий.
Регистрируемый рынок труда Краснодарского края по состоянию на 1 октября 2008 года характеризовался следующими показателями (в сравнении с началом 2008 года):
Профессиональная ориентация. В январе-сентябре 2008 года 241,8 тыс. граждан получили услуги по профессиональной ориентации.
Из получивших услуги по профессиональной ориентации, молодежь до 30 лет составляет – 138,2 тыс. граждан или 57,2%, жители сельской местности – 108,9 тыс. человек или 45%, женщины – 123,2 тыс. человек или 50,9%.
Профессиональное обучение. Профессиональное обучение безработных граждан направлено на подготовку квалифицированных кадров с учетом требований рынка труда, для их дальнейшего трудоустройства. С начала года направлено на профессиональное обучение 4,4 тысячи безработных граждан и 2,8 тысячи выпускников общеобразовательных школ (110,8 % от показателя, планируемого на 2008 год), что на 18 % больше, чем за 9 месяцев 2007 года.
Трудоустройство. В январе-сентябре 2008 года при содействии службы занятости населения нашли работу (доходное занятие) 88,2 тыс. граждан, в том числе после завершения профобучения 2,8 тыс. человек.
Организация общественных работ. В январе-сентябре 2008 года в общественных работах приняли участие 21,8 тыс. граждан, что на 1,3 тыс. или на 6,3% больше, чем за январь-сентябрь 2007 года.
Организация
временного трудоустройства
При содействии органов службы занятости в январе-сентябре 2008 года трудоустроены на временные рабочие места 38 тыс. подростков, 62% из них–дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, дети-инвалиды, подростки из малоимущих и многодетных семей, дети безработных граждан, подростки группы «социального риска».
Организация временного трудоустройства безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущих работу впервые.
По направлениям центров
Содействие
гражданам в организации
За январь-сентябрь 2008 года около 1,1 тыс. безработных граждан получили услуги в виде консультаций, тестирования в вопросах самозанятости, из них 295 человек получили материальную поддержку за счет средств федерального бюджета, что в 2,2 раза больше соответствующего периода прошлого года. Средний размер материальной поддержки составил 1,1 тыс. рублей. За январь-сентябрь 2008 года на обучение по программе «Основы предпринимательской деятельности» направлены 142 безработных гражданина, которым предварительно были предоставлены консультации и тестирования о возможностях заняться предпринимательской деятельностью, включая ознакомление с законодательством, информация об организациях, занимающихся вопросами развития предпринимательства.
Организация
трудоустройства безработных
Службой
занятости населения в январе-
Социальная адаптация граждан на рынке труда. Для граждан, длительное время являющихся безработными, органами службы занятости реализуются программы, усиливающие мотивацию к трудовой деятельности и повышающие потенциал трудоустройства. Программы социальной адаптации «Клуб ищущих работу», «Новый старт» позволяют информировать безработных граждан о состоянии рынка труда, об имеющихся вакансиях, оказывать психологическую поддержку, помогать в выборе профессии. За январь-сентябрь 2008 года в этих программах приняли участие 8 тыс. человек (на уровне соответствующего периода 2007 года). Среди участников программ: 75,7% - женщины, 38,4% – молодежь в возрасте 16–29 лет и 11,4% – инвалиды и др.
Социальная поддержка безработных граждан. В январе-сентябре 2008 года социальные выплаты получали 37,6 тысячи безработных граждан, состоящих на учете в органах службы занятости населения (48,7 % от показателя, предусмотренного на 2008 год).
Комиссией департамента занятости с начала 2008 года 243 гражданам пенсия была назначена досрочно по предложению центров занятости населения, что составляет 0,4% от общей численности безработных граждан. Израсходовано средств на возмещение расходов Пенсионного фонда 13,0 млн. рублей.
Ситуация на рынке труда Усть-Лабинского района является составной частью общегосударственной политики занятости, включает систему мер и механизмов регулирования, направленных на обеспечение социальной защиты граждан от безработицы и содействие в трудоустройстве, на реализацию необходимых условий для устойчивого экономического роста, увеличения конкурентоспособности экономики и снижения уровня бедности населения.
Проведением мероприятий, способствующих занятости безработных граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы занимается ГУ КК «Центр занятости населения Усть-Лабинского района». Проводимые Усть-Лабинским Центром занятости мероприятия способствуют обеспечению эффективного уровня занятости трудоспособного населения, формированию равноправных экономических отношений между работодателями и наемными работниками, развитию рынка труда, социальной защите безработных граждан.
Анализ
рынка труда целесообразно
Исходя из отчета ГУ КК «Центр
занятости населения Усть-
Как видно из приведенного анализа, пользуются спросом специалисты либо с высшим образованием, знанием ПК, со стажем работы, либо тех специальностей, по которым не обучают в Усть-Лабинском районе, в связи с чем, затруднено заполнение имеющихся вакансий.
Наиболее востребованными вакансиями по рабочим профессиям в Усть-Лабинском районе в течение 2008 год можно назвать такие, как: рабочий, разнорабочий, подсобный рабочий (554ед.), водитель автомобиля, автобуса (319 ед.), слесари (различных профилей работы) (198 ед.), тракторист (146 ед.), уборщик служебных помещений, дворник (132 ед.), сторож (99 ед.), продавец, реализатор (95 ед.), электромонтер (94 ед.), грузчик (79 ед.), электрогазосварщик (79 ед.), машинист экскаватора, бульдозера, автогрейдера, скрепера, крана, транспортерщик (59 ед.), токарь (43 ед.), каменщик (42 ед.), электрик (39 ед.), плотник (38 ед.), повар (36 ед.), штукатур-маляр (30 ед.), кондитер, повар-кондитер (29 ед.).
Из приведенного анализа видно, что наиболее востребованными являются квалифицированные рабочие профессии. В то же время, обучение специалистов строительных и некоторых других профессий в Усть-Лабинском районе не проводится, а так же среди молодежи эти профессии считаются не престижными, в связи с чем, наблюдается нехватка квалифицированных рабочих кадров в районе. Стратегия службы занятости направлена на организацию взаимодействия с работодателями. Служба занятости считает работодателя не только своим клиентом, но и равноправным деловым партнером в решении проблем занятости и делает основной упор на оказание качественных услуг работодателям и равноправное сотрудничество. С целью информирования работодателей обо всем спектре государственных услуг, оказываемых службой занятости, центром занятости населения периодически размещается информация с районных СМИ, на досках объявления в ЦЗН, в Администрациях сельских поселений, социальных партнеров.
Второй составляющей рынка труда является предложение рабочей силы. Предложение рабочей силы на рынке труда образует часть экономически активного населения, в составе которой выделяют следующие группы:
Для анализа состояния предложения рабочей силы используются соответствующие показатели, в составе которых различают две группы: абсолютные и относительные. Основные показатели первой группы следующие: численность официально зарегистрированных безработных, фактическая численность безработных, объем скрытой безработицы, длительность потери работы (средняя, максимальная, минимальная), численность безработных с различными сроками потерь работы (один месяц, три месяца, полгода, год, более года), численность безработных по регионам страны (крупным, средним, малым), численность экономически активного населения, численность трудоспособного населения и др.
К наиболее значимым показателям второй группы относятся: уровни регистрируемой и фактической безработицы, рассчитываемые как отношение соответственно численности зарегистрированных или фактических безработных к численности экономически активного (или трудоспособного) населения; удельный вес в общей численности безработных лиц, не имеющих работы в различные периоды времени, и в их составе лиц, имеющих стаж безработицы более одного года; удельный вес в общей численности безработных лиц различных возрастов (молодежи, активного трудоспособного, предпенсионного и пенсионного возрастов); доля в общей численности незанятых лиц различных профессий и др. На основе информации, полученной в результате мониторинговых исследований, разрабатываются балансы спроса и предложения рабочей силы.
За
2008 год в государственное