Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Сентября 2011 в 09:13, курсовая работа
Безработица представляет собой макроэкономическую проблему, оказывающую наиболее прямое и сильное воздействие на каждого человека. Потеря работы для большинства людей означает снижение жизненного уровня и наносит серьезную психологическую травму.
Полная занятость - цель, к которой необходимо стремиться. Она достигается тогда, когда спрос на рабочую силу совпадает с ее предложением. Но это мимолетное явление, которое постоянно будет нарушаться из-за изменений потребностей общества, структуры производства.
Интенсивность высвобождения и перераспределения рабочей силы зависит от множества факторов. Поэтому процессы, затрагивающие коренные интересы всех слоев населения, условия их занятости, обязательно должны регулироваться. Необходима активная государственная политика в сфере занятости и трудовых отношений.
Введение 3
1 Понятие, формы безработицы и их специфика на рынке труда 6
1.1 Виды и формы безработицы на рынке труда 6
1.2 Определение уровня безработицы на рынке труда 10
1.3 Методы сокращения безработицы на рынке труда 11
2 Регулирование занятости и безработицы на рынке труда 13
2.1 Анализ состояния занятости и безработицы в Краснодарском крае и Усть-Лабинском районе 13
2.2 Инструменты повышения занятости в муниципальном образовании Усть-Лабинский район 27
Заключение 38
Список использованных источников 41
Выполнение намеченных Программой мероприятий должно обеспечить:
- содействие в трудоустройстве не менее 4500 человек, в том числе в 2008 году - не менее 1500 человек;
- оказание профориентационных услуг 9000 человек, в том числе в 2009 году - 3000 человек;
- повышение качества рабочей силы на рынке труда за счет профессионального обучения и переобучения по направлению службы занятости не менее 440 безработных граждан, в том числе в 2009 году - 143 безработных гражданина;
- привлечение к временным общественным работам не менее 870 человек, в том в числе 2009 году - не менее 285 человек, из них с поддержкой доходов - 85 человек;
- привлечение к временному трудоустройству не менее 1512 несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет, в том числе в 2009 году - не менее 481 человека;
- организация временного трудоустройства не менее 149 безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы, в том числе в 2009 году - не менее 47 человек;
- организация временного трудоустройства не менее 155 безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущих работу впервые, в том числе в 2009 году - не менее 49 человек;
- оказание содействия самозанятости не менее 35 безработным гражданам, в том числе в 2009 году - не менее 11 безработным гражданам;
- оказание социальной поддержки в период активного поиска работы, прохождения обучения, оформления пенсии, назначаемой досрочно не менее 3200 безработных граждан, в том числе в 2009 году - не менее 1050 человек.
Наиболее эффективном инструментом содействия трудоустройству населению является организация ярмарок вакансий. Ярмарка вакансий позволяет максимально приблизить ищущих работу граждан к работодателю, получить направление на работу, получить информацию об имеющихся вакансиях. В Усть-Лабинском районе сложилась определенная практика проведения тематических, специализированных (для отдельных групп населения), межтерриториальных (совместно с ЦЗН других городов), а также выездных (в сельских поселениях) ярмарок вакансий, в том числе с участием Мобильного центра занятости, оснащенного компьютерами, предназначенными для приема граждан в отдаленных территориях. Всего за 9 месяцев проведено 9 ярмарок, в которых приняли участие 1646 человек из числа безработных, незанятых, желающих сменить место работы граждан, а так же 102 организации-работодателя и образовательных учреждения. Трудоустроены по результатам проведенных ярмарок 85 человек, прошли профконсультирование 219 человек, бланковое тестирование - 35 человек.
В целях повышения эффективности ярмарок вакансий и учебных рабочих мест Департаментом государственной службы занятости населения Краснодарского края, были сформулированы следующие рекомендации центру занятости муниципального образования Усть-Лабинский район:
Эффективным инструментом содействия занятости населения является организация общественных работ. Под общественными работами понимается трудовая деятельность, имеющая социально полезную направленность для района и организуемая в качестве дополнительной социальной поддержки граждан, ищущих работу и безработных граждан. За 2008 год приняли участие в общественных работах 81 человек с оказанием материальной поддержки, из них 31 женщина. Из всех активных методов регулирования рынка труда временное трудоустройство граждан на общественные работы относится к числу приоритетных направлений содействия занятости населения. Общественные работы призваны обеспечить удовлетворение потребностей района в выполнении сельскохозяйственных работ, носящих сезонный характер, способствуют смягчению социально-экономической ситуации, оказывают благоприятное воздействие на ситуацию в сфере занятости на рынке труда района. Участие в общественных работах позволяет оказать гражданам материальную поддержку в виде временного заработка (дохода), сохранить мотивацию к труду у лиц, имеющих длительный перерыв в работе.
В последние годы Центр
В настоящее время во всех местных экономиках остро стоит вопрос женской безработицы. Обособление проблемы женской безработицы вызвано тем, что уровень конкурентоспособности женщин на рынке труда ниже аналогичного показателя для мужчин. Немаловажную роль имеют причины объективного характера, связанные с совмещением семейных и профессиональных обязанностей. Поэтому Центром занятости проводится активная политика поддержки женской занятости. В итоге, за 2008 год обратились в поисках работы 1709 женщин. Большая часть обращающихся в службу занятости женщин - жительницы Усть-Лабинского городского поселения (859 чел.). Было зарегистрировано в качестве безработных в течение 2007 года 556 женщин. Пособие по безработице назначено 460 женщинам. Трудоустроено при содействии службы занятости 515 женщин, из которых 227 человек официально признаны безработными. На специально созданные рабочие места для граждан, испытывающих трудности в поиске работы, с материальной поддержкой к заработной плате трудоустроены 19 женщин. Общие затраты на организацию временного трудоустройства женщин по этой программе составили 119,24 тыс. руб. в том числе из средств субъекта Российской Федерации- 22,31 тыс. руб. из средств работодателей 96,93 тыс. руб. Профориентационные услуги получила 1391 женщина. Оказано содействие в организации предпринимательской деятельности 2 женщинам, которым возмещены расходы на реализацию самозанятости в сумме 1800,00 руб. Приняли участие в ярмарках вакансий и учебных рабочих мест 1011 женщин, в «Клубе ищущих работу» и «Новый старт» -85 женщин.
Еще одним направлением содействия занятости населения является профессиональное обучение, профессиональная ориентация, психологическая поддержка и социальная адаптация безработных граждан, направленная на обеспечение эффективной занятости, формирование правовых, социально-психологических, организационных условий и гарантий профессионального самоопределения граждан, повышение мотивации к труду, обучение безработных граждан навыкам активного, самостоятельного поиска работы. Для этого осуществляется подготовка кадров по интегрированным профессиям для аграрного комплекса, социальной сферы с ориентацией на их профессиональную мобильность. Внедрение в сельской местности дистанционных форм обучения безработных граждан.
Не менее важным направлением работы службы занятости населения, способствующим занятости граждан, испытывающих трудности в поиске работы, является трудоустройство несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет. Трудовая деятельность- это один из способов самоутверждения молодого человека в переходном возрасте. Временная работа в период учебы дает подросткам не только дополнительный заработок, но и производственный опыт, знание законов рынка труда, умение общаться с работодателем и вести себя в рабочем коллективе. Приобретенные навыки в дальнейшем значительно облегчают молодому человеку поиск постоянного места работы и ускоряют его адаптацию на рынке труда в современной экономической ситуации. Немаловажен и тот факт, что трудовая занятость подростков, заполняя свободное время, является своеобразной профилактикой подростковой преступности, отвлекает детей от влияния улицы и криминальных структур, положительно влияет на криминогенную обстановку в молодежной и подростковой среде, приводит к снижению уровня преступности.
Поддержка и развитие малого предпринимательства является одним из приоритетных направлений экономической политики администрации района. Развитие малого предпринимательства имеет большое значение в экономики Усть-Лабинского района. Малый бизнес - это дополнительные рабочие места, производство потребительских товаров, налоговые платежи в местный бюджет. Численность занятых на малых предприятиях района составляет 2572 человек, или 6 % от численности занятых в экономике города. Администрацией Усть-Лабинского района проводится определенная работа для поощрения инициативы предпринимательства, создания благоприятного климата для инвестиций, создание налоговых льгот для предприятий, инвестирующих в новые виды продукции, установление низкой арендной платы для начинающих.
Таким
образом, в целях повышения занятости
в муниципальном образовании Усть-Лабинский
район используются такие инструменты
как: разработка и реализация комплексных
целевых программ, которые позволят создать
условия для эффективного регулирования
ситуации на рынке труда; организация
ярмарок вакансий; организация общественных
работ; поддержка женской занятости; профессиональное
обучение, профессиональная ориентация,
психологическая поддержка и социальная
адаптация безработных граждан. Служба
занятости при содействии органов местного
самоуправления кроме традиционных посреднических
услуг, выполняет многие другие функции,
отвечающие современным требованиям регулирования
рынка труда. Это меры материальной поддержки
и социальной помощи безработным; организация
общественных работ; участие в создании
дополнительных рабочих мест; анализ рынка
труда и представление предложений по
его регулированию; участие в разработке
государственных и региональных программ
занятости для различных групп населения.
Важнейшим показателем – индикатором социально-демографической безопасности выступает уровень безработицы. Возникновение безработицы в России связано с развитием рыночных отношений и, прежде всего, рынка труда. В качестве материальной предпосылки безработицы выступают спад производства и структурные преобразования в экономике. Масштабы безработицы оцениваются по ряду критериев: регистрация безработных в службе занятости; незанятость и активный поиск работы независимо от факта регистрации (по методологии МОТ); отсутствие работы, независимо от наличия официального статуса занятости (в случае отпусков и неполного рабочего дня по инициативе нанимателя). Показательно, что в нашей стране безработица измеряется не с помощью обследования, а количеством безработных, зарегистрированных государственной службой занятости. Опыт прибалтийских стран свидетельствует, что такое прямое измерение приводит к недооценке действительного уровня безработицы, поскольку из-за низких пособий по безработице, люди не спешат регистрироваться. Если западные страны обеспокоены щедростью социальных пособий по безработице, что может снижать стимулы к поиску нового рабочего места и увеличивает продолжительность безработицы, то в России нищенские пособия способствуют сохранению невысокого официального уровня безработицы. Таким образом, низкий уровень безработицы в большей мере связан с действующей системой регистрации безработицы, чрезвычайно низким пособием по безработице, ограниченными возможностями переподготовки безработных и низкой вероятностью последующего трудоустройства, предложением, как правило, низкооплачиваемых рабочих мест, которое сдерживает поступление квалифицированной рабочей силы на рынок труда.
Очевидно,
чем более оперативный и
Главными стратегическими целями регулирования занятости должны быть повышение экономической и социальной эффективности занятости за счет изменения ее структуры, форм, создание условий для развития человеческого капитала страны, совершенствование экономических отношений занятости. Для этого необходимо снижать уровень избыточной занятости на предприятиях, гибко перераспределять высвобождаемых работников в другие отрасли и виды занятости. Эффективному проведению подобных мероприятий будет способствовать активное взаимодействие работников отделов кадров предприятий и региональных центров занятости населения. Нельзя сказать, что в настоящее время такого взаимодействия нет. Но оно существует в виде разовых, единовременных мероприятий, которые инициируются лишь государственной службой занятости, хотя задача снижения уровня избыточной занятости – это в первую очередь проблема предприятия. Поэтому речь должна идти о создании активных кадровых служб предприятий, внесении необходимых изменений и дополнений в должностные инструкции их сотрудников, а также об организации обучения и подготовки работников для таких кадровых служб.
Забота
государства о достижении в стране
наиболее полной и эффективной занятости
как важной социальной гарантии для
экономически активного населения является
важнейшим аспектом государственного
регулирования рынка труда, механизм формирования
которого будет постоянно совершенствоваться
применительно к новым условиям развития
рыночной экономики, структурной перестройки
производства, формирования эффективной
социальной политики. Исходя из этого,
«Стратегией развития Российской Федерации
до 2010 года» в качестве приоритетных задач
объявляются увеличение занятости, повышение
гибкости рынка труда и мобильности рабочей
силы, повышение эффективности программ
обеспечения занятости населения. Предусматривается
полнее учитывать региональную специфику
рынка труда и сконцентрировать ресурсы
фонда занятости населения в регионах
с повышенным уровнем безработицы. Расширяются
полномочия субъектов Федерации и органов
местного самоуправления в определении
условий и порядка выплаты пособий по
безработице и мер в области активной
занятости населения.