Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Сентября 2011 в 09:13, курсовая работа
Безработица представляет собой макроэкономическую проблему, оказывающую наиболее прямое и сильное воздействие на каждого человека. Потеря работы для большинства людей означает снижение жизненного уровня и наносит серьезную психологическую травму.
Полная занятость - цель, к которой необходимо стремиться. Она достигается тогда, когда спрос на рабочую силу совпадает с ее предложением. Но это мимолетное явление, которое постоянно будет нарушаться из-за изменений потребностей общества, структуры производства.
Интенсивность высвобождения и перераспределения рабочей силы зависит от множества факторов. Поэтому процессы, затрагивающие коренные интересы всех слоев населения, условия их занятости, обязательно должны регулироваться. Необходима активная государственная политика в сфере занятости и трудовых отношений.
Введение 3
1 Понятие, формы безработицы и их специфика на рынке труда 6
1.1 Виды и формы безработицы на рынке труда 6
1.2 Определение уровня безработицы на рынке труда 10
1.3 Методы сокращения безработицы на рынке труда 11
2 Регулирование занятости и безработицы на рынке труда 13
2.1 Анализ состояния занятости и безработицы в Краснодарском крае и Усть-Лабинском районе 13
2.2 Инструменты повышения занятости в муниципальном образовании Усть-Лабинский район 27
Заключение 38
Список использованных источников 41
На 01.11.08 г. состоят на учете в качестве безработных 506 человек. Уровень зарегистрированной безработицы на 01.11.2008г. по Усть-Лабинскому району в целом составил 0,85 %.
Оказание качественных услуг по содействию гражданам в поиске подходящей работы осуществляется только при наличии банка вакансий, формирование которого возможно при тесном и активном взаимодействии с работодателями. По состоянию на 01.11.2008 г. в службе занятости зарегистрировано 1122 вакансий, из них 767 вакансии по рабочим специальностям и 614 вакансий с оплатой выше прожиточного минимума в Краснодарском крае. О потребности в рабочей силе за отчетный период сообщили 280 предприятий из 907 предприятий, зарегистрированных на территории района. За 2008 год заявлено 2995 вакансий, в том числе для рабочих – 2157 вакансии. Непосредственно в сельских поселениях рынок вакансий выглядит следующим образом: наибольшее число вакансий заявлено работодателями Усть-Лабинского г/п (2404 ед.), Ладожского с/п (198 ед.), Двубратского с/п (170 ед.), наименьшее количество вакансий сообщили работодатели Железного с/п (1 ед.), Восточного с/п (2 ед.), Суворовского с/п ( 2 ед.), Александровского с/п (2 ед.), не подавали вакансии предприятия Новолабинского сельского поселения.
ЦЗН Усть-Лабинского района провидится профессиональная ориентация и профессиональное обучение безработных граждан. За 2008 год получили профориентационные услуги всего по району 2350 человек, из которых наибольшее количество граждан - жители Усть-Лабинского г/п - 865 чел., Воронежского с/п -181 чел., Братского с/п –176 чел., Ладожского с/п - 175 чел., а наименьшее количество- жители Ленинского с/п – 22 чел. Направлено на профессиональное обучение по таким специальностям, как продавец широкого профиля, портной, бухгалтер (повышение квалификации), водитель, автомеханик, тракторист, электромонтер, повар и т.д. всего по району 77 человек.
Для
содействия развитию самозанятости
и предпринимательской
ГУ КК «Центр занятости населения Усть-Лабинского района» осуществляется содействие занятости граждан с ограниченной трудоспособностью (инвалидов). На конец отчетного периода на учете в службе занятости состоит 40 инвалидов, 34 из них официально признаны безработными. Согласно постановлению главы муниципального образования Усть-Лабинский район Краснодарского края от 19.07.2008 г. № 1425 «Об утверждении перечня организаций, расположенных на территории Усть-Лабинского района, с численностью работников более 100 человек, которым устанавливаются квоты для приема на работу граждан из числа лиц, испытывающих трудности в поиске работы на 2008 год» предусмотрено введение 270 квотируемых рабочих мест для инвалидов на 42 предприятиях района. В течение 2008 года на предприятиях Усть-Лабинского района на квотируемых рабочих местах работали 338 инвалидов, из них трудоустроены по направлению ЦЗН 2 человека.
Наиболее важным направлением деятельности Центр занятости является содействие занятости молодежи. За 2008 год обратились за содействием в поиске подходящей работы 1560 человек в возрасте от 14-29 лет, из которых 572 человек – подростки в возрасте от 14 до 17 лет. Трудоустроены 620 человек в возрасте от 14 до 29 лет, в том числе имеющих статус безработного - 136 человек. Направлено на профессиональное обучение 69 человек в возрасте 16-29 лет.
Также Центром занятости
На протяжении ряда лет в Усть-Лабинском районе сложилась положительная практика непосредственного участия в проблемах трудоустройства несовершеннолетних граждан администрации МО Усть- Лабинский район, Управлением образования, и Комитета по делам молодежи. В результате этой совместной работы за 2008г. на временную работу по программе временной занятости несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет трудоустроены 375 подростков, желающих работать во время каникул и в свободное от учебы время, из них в рамках краевой целевой программы «Дети Кубани» с выплатой материальной поддержки из средств краевого бюджета были трудоустроены 41 чел.
По
итогам работы за 2008 год Центра занятости
можно сделать следующие
Таким образом, основные функции службы
занятости состоят в следующем: изучение
конъюнктуры рынка труда и предоставление
информации о ней, содействие в трудоустройстве,
профессиональная ориентация и переподготовка
безработных, выплата пособий по безработице,
а также регистрация безработных и вакантных
рабочих мест, тестирование лиц, желающих
получить работу. Современные службы занятости
в нашей стране, кроме традиционных посреднических
услуг, должны выполнять многие другие
функции, отвечающие современным требованиям
регулирования рынка труда. Это меры материальной
поддержки и социальной помощи безработным;
организация общественных работ; участие
в создании дополнительных рабочих мест;
анализ рынка труда и представление предложений
по его регулированию; участие в разработке
государственных и региональных программ
занятости для различных групп населения
и т.д.
2.2
Инструменты повышения занятости в муниципальном
образовании Усть-Лабинский район
Для содействия повышения занятости населения используются различные методы воздействия на состояние рынка труда, в составе которых различают две группы: административные, или прямые; экономические, или косвенные. Из административных методов наиболее сильное и непосредственное влияние на состояние рынка труда оказывают:
Основная причина высокого уровня безработицы и напряженности на рынке труда муниципального образования Усть-Лабинский район - состояние экономики района: низкая заработная плата, отсутствие квалифицированных кадров по рабочим профессиям, сокращение рабочих мест, возникающее в результате модернизации производства.
Для снижения напряженности на рынке труда необходимо решение вопроса транспортной доступности рабочих мест. Мониторинг транспортной доступности рабочих мест (от места проживания граждан до рабочих мест), проведенный центром занятости населения при содействии глав сельских поселений и на основании графика движения автобусов, показал наличие в Усть-Лабинском районе из 37 населенных пунктов – 10 с транспортными ограничениями (ограниченное количество рейсов, невозможность добраться до начала рабочего дня к месту работы в г. Усть-Лабинске и убыть по её окончанию к месту жительства).
Повышение инвестиционной активности и подъем в экономике выявили проблему нехватки квалифицированных кадров в отдельных отраслях. Наиболее востребованы на рынке труда района рабочие строительных профессий (каменщики, плотники, штукатуры, маляры и другие), водители, электро- и газосварщики, механизаторы, продавцы, медицинские работники.
Следующая проблема - низкая конкурентоспособность на рынке труда отдельных категорий граждан (молодежь без практического опыта работы, женщины, имеющие детей, инвалиды и другие), обусловленная ужесточением требований работодателей к принимаемым на работу гражданам.
В
повышение занятости муниципального
образования Усть-Лабинский
В Усть-Лабинском районе ГУКК «Центром занятости Усть-лабинского района» по заказу администрации муниципального образования была разработана районная целевая программа «Содействие занятости населения Усть-Лабинского района на 2008-2010 годы».
Целями Программы являются создание условий для развития эффективного цивилизованного рынка труда, оперативно обеспечивающего граждан соответствующей работой, а работодателей – необходимой рабочей силой, обеспечение государственной поддержки безработных граждан, особо нуждающихся в социальной защите, сдерживание роста безработицы.
Для достижения этих целей Программа предусматривает решение следующих приоритетных задач:
В процессе реализации Программы предусматривается комплексный подход, включающий в себя:
Центр занятости населения Усть-Лабинского района в 2009-2010 годах продолжит формирование комплексной системы информационной поддержки государственной политики занятости, сочетающей информационно-просветительскую работу общего характера с решением задач по удовлетворению потребности различных категорий пользователей в конкретной, адресной информации. Основные усилия центра занятости населения будут направлены на совершенствование работы по налаживанию непосредственных контактов с работодателями и пополнению банка вакансий, проведению активных мер по сокращению времени поиска подходящей работы.
Для реализации запланированных мероприятий по содействию занятости населения Усть-Лабинского района на 2009-2010 годы помимо средств, предусмотренных на финансирование основной деятельности в виде субвенций из федерального фонда компенсаций в сумме 2933,3 тысяч рублей (в 2008 году – 933,4 тысяч рублей, в 2009 году - 978,3 тысяч рублей, в 2010 году- 1021,6 тысяч рублей), необходимо выделение из муниципального бюджета средств в размере 2325,0 тысяч рублей, из них на 2008 год использовано 755,0 тысяч рублей, на 2009 год – 770,0 тысяч рублей, на 2010 год 800,0 тысяч рублей, а также привлечение средств работодателей в сумме 6461,3 тысяч рублей, из которых в 2008 год использовано 1581,8 тысяч рублей, на 2009 год – 2312,5 тысяч рублей, на 2010 год - 2567,0 тысяч рублей. Объемы финансирования в виде субвенций Краснодарскому краю из федерального фонда компенсаций, а также из муниципального бюджета могут корректироваться в случае изменения ситуации на рынке труда.
Реализация Программы позволит создать условия для эффективного регулирования ситуации на рынке труда Усть-Лабинского района, сочетающей экономические и социальные интересы работника, работодателя и потребности развития экономики района в рыночных условиях на основе улучшения сбалансированности спроса и предложения на рабочую силу, повышения ее качества, снижения социальной напряженности посредством эффективной целевой поддержки лиц, потерявших работу, смягчения последствий долговременной безработицы.
Основными критериями выполнения Программы являются максимальная занятость населения Усть-Лабинского района; поддержание коэффициента напряженности (численность незанятых граждан, зарегистрированных в органах службы занятости, в расчете на одну вакансию) в 2008 году – 1,0, в 2009 году – 1,0, в 2010 году –1,0; сдерживание уровня регистрируемой безработицы в 2008 году – 0,8 процента, в 2009 году – 0,8 процента, в 2010 году – 0,7 процента от численности трудоспособного населения Усть-Лабинского района; снижение уровня общей безработицы в 2008 году до 6,7 процента от численности трудоспособного населения Усть-Лабинского района, в 2009 году – до 6,5 процента, в 2010 году – до 6 процентов.