Бюджетная политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 12:48, курсовая работа

Описание

Актуальность выбранной темы - «Совершенствование системы расходов местного бюджета на примере администрации Ивантеевского района» заключается в первостепенной важности бюджетной политики для функционирования национальной экономики, в ее формировании и исполнении. Для организации бесперебойного кругооборота фондов в масштабе всей экономики и обеспечения социальной поддержки населения необходима централизация денежных ресурсов, выходящих за рамки отдельны хозяйств и отраслей. Эту функцию выполняет государство, реализуя свою бюджетную политику.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Теоретические аспекты бюджетной политики……………………………….5
1.1. Бюджетная политика как важнейшая часть экономической политики государства………………………………………………………………………...5
1.2. Специфика бюджетной политики муниципального образования………...7
2. Совершенствование системы расходов местного бюджета на примере администрации Ивантеевского района………………………………………...14
2.1. Основные этапы бюджетного процесса в районе…………………………14
2.2. Экономические основы совершенствования бюджетной политики…….19
2.3.Организационно-управленческие основы повышения эффективности бюджетной политики……………………………………………………………27
Заключение……………………………………………………………………….32
Библиографический список…

Работа состоит из  1 файл

курсовая.docx

— 63.98 Кб (Скачать документ)
 
 

Содержание 
 
 
 

Введение…………………………………………………………………………...3

1. Теоретические аспекты бюджетной политики……………………………….5

1.1. Бюджетная политика как важнейшая часть экономической политики государства………………………………………………………………………...5

1.2. Специфика бюджетной политики муниципального образования………...7

2. Совершенствование  системы расходов местного бюджета  на примере администрации   Ивантеевского района………………………………………...14

2.1. Основные  этапы бюджетного процесса в  районе…………………………14

2.2. Экономические  основы совершенствования бюджетной  политики…….19

2.3.Организационно-управленческие  основы повышения эффективности  бюджетной политики……………………………………………………………27

Заключение……………………………………………………………………….32

Библиографический список……………………………………………………..34 

 

       Введение 

           Актуальность выбранной темы - «Совершенствование системы расходов местного бюджета на примере администрации  Ивантеевского района» заключается в первостепенной важности бюджетной политики для функционирования национальной экономики, в ее формировании и исполнении. Для организации бесперебойного кругооборота фондов в масштабе всей экономики и обеспечения социальной поддержки населения необходима централизация денежных ресурсов, выходящих за рамки отдельны хозяйств и отраслей. Эту функцию выполняет государство, реализуя свою бюджетную политику.

      В РФ на местное самоуправление возлагается  множество обязанностей: обеспечение  функционирования учреждений образования, здравоохранения, жилищно-коммунального  хозяйства, причем эти затраты почти  не компенсируются населением. Очевидно, что для реализации всех своих  задач и функций местные власти должны иметь в распоряжении достаточный  объем финансовых ресурсов, поэтому  в РФ, как и во всех развитых странах, в ведении органов местного самоуправления находятся местные бюджеты1.

      В нашей стране возрождение местного самоуправления происходило в условиях глубокого экономического кризиса, который охватил и бюджетную  систему. Для бюджетов всех уровней  стало характерно значительное падение  налоговых доходов из-за снижения экономической активности, расширения сферы «теневой» экономики. Кроме  того, огромная инфляция и последующая  антиинфляционная политика породили катастрофическую нехватку денег в экономической  системе, что выразилось для бюджета  в росте недоимки и неденежных расчетов.

      Однако, помимо общих проблем бюджетной  сферы, для местных бюджетов характерны и специфические трудности. В  основном для всех местных бюджетов в настоящее время характерен глубокий дисбаланс между расходами, обязательными к финансированию, и имеющимися доходными источниками. Федеральные органы власти для сокращения дефицита федерального бюджета стараются увеличить налоговые изъятия, поступающие на верхний уровень бюджетной системы, за счет уменьшения поступлений на нижний уровень.

      Таким образом, уже не первый год существует настоятельная необходимость упорядочивания местных бюджетов, устранения несоответствия расходов по осуществлению многочисленных функций местного самоуправления и  доходов, которые зачисляются в  местные бюджеты. Основное требование к бюджетной политике - долгосрочная сбалансированность доходов и расходов, повышение результативности бюджетных расходов, их ориентация на приоритетные направления государственной политики, обеспечение прозрачности и подотчетности бюджетов всех уровней.

      Целью данной работы является анализ бюджетной  политики муниципального образования на примере Ивантеевского района, выявление направлений ее совершенствования.

      Для достижения поставленной цели необходимо достичь ряда основных задач:

      во-первых, рассмотрение теоретических характеристик бюджетной политики;

      во-вторых, выделить основные направления бюджетной политики;

      в-третьих, выявить проблемы совершенствования  бюджетной политики района в современных  условиях.

      Объектом  данной работы является Ивантеевский район. Предмет исследования – процесс совершенствования бюджетной политики муниципального образования (Ивантеевского района). 

 

       1. Теоретические аспекты бюджетной политики

      1.1. Бюджетная политика как важнейшая часть экономической политики государства 

      В настоящее время Россия вступила в качественно новый этап развития. Мировое сообщество признало российскую экономику как рыночную структуру, происходит относительная стабилизация экономики и финансов, расширяются  социальные функции государства  и местных органов самоуправления. Нынешний этап развития России в целом  можно охарактеризовать как этап государственного, экономического, финансового  и социального реформирования. В  то же время нельзя не отметить и  тот факт, что многие реформы не дают пока желаемого результата. Важнейшей  причиной тому обычно называют отсутствие достаточной и стабильной финансовой базы. Однако, в конечном счете, все  упирается в отсутствие целостной  научно обоснованной концепции, стратегии  и тактики развития государственного (муниципального) финансового хозяйства.

      В современных условиях проблемы формирования и реализации на практике эффективной  бюджетной политики в масштабах  всей страны в целом и на субфедеральном уровне приобретают особую значимость. Последний аспект является сейчас наиболее важным. Финансовая стабильность такой  огромной страны, как Россия, будет  гарантирована только при условии  финансового благополучия ее многочисленных территорий. Бюджетная политика является ядром экономической политики государства  и отражает все его финансовые взаимоотношения с общественными  институтами и гражданами2. При планировании бюджетной политики государство должно исходить из необходимости обеспечения финансовой и социальной стабильности. Предсказуемость бюджетной политики - ключевой фактор общей макроэкономической устойчивости. Федеральный бюджет должен стать надежным финансовым фундаментом сильного демократического государства.

      Бюджетная политика должна быть ориентирована  на адаптацию бюджетной системы  к изменившимся условиям и на создание предпосылок для устойчивого  социально-экономического развития страны в посткризисный период. Сложность современной экономической ситуации и связанные с этим проблемы формирования и исполнения бюджета не должны рассматриваться в качестве основания для отказа от ранее определенных стратегических целей.

      Бюджет  не должен становиться ни источником финансовой нестабильности, ни дополнительным фактором падения деловой активности. Бюджетная политика должна создавать  источники повышения конкурентоспособности  российской экономики, ее модернизации и технологического обновления. Эти  обстоятельства требуют значительной реструктуризации бюджетных расходов.

      В этих целях необходимо решение следующих  основных задач.

      1. Обеспечить исполнение социальных  обязательств. При этом надо добиться  большей адресности предоставления социальной помощи, услуг и льгот. Деньги должны получить те, кто не имеет возможности заработать на достойную жизнь самостоятельно и нуждается в наибольшей степени.

      2. Ограничить размеры бюджетного  дефицита в целях сохранения  макроэкономической стабильности  и устойчивости выполнения социальных  обязательств в последующие годы. Следует предусмотреть последовательное  снижение бюджетного дефицита, сохранив, таким образом, резервы, достаточные  для устойчивого выполнения принятых  социальных обязательств. Решение  этой задачи подразумевает, в  том числе планирование бюджетных  расходов исходя из консервативного  сценария развития мировой экономики.

      3. Перейти к режиму жесткой экономии  бюджетных средств, предполагающему  достижение максимально возможного  мультипликативного экономического  и социального эффекта от каждого  бюджетного рубля. Необходимо  четко определить приоритеты  и цели использования бюджетных  средств, проведя подробную и  внимательную инвентаризацию бюджетных  расходов в целях исключения  необязательных в текущей ситуации  затрат. При принятии решений  о финансировании должен быть  ясно определен ожидаемый эффект  и установлены индикаторы, позволяющие  отслеживать его достижение.

      Целесообразно в максимальной степени реализовать  программно-целевой принцип планирования и исполнения бюджета. Основную часть бюджета должны составлять долгосрочные государственные программы (прежде всего программы развития инфраструктуры), федеральные и ведомственные целевые программы, приоритетные национальные проекты. 

      1.2. Специфика бюджетной политики муниципального образования 

      Бюджетная политика является не только важнейшей  формой прямого воздействия на происходящие процессы на всех уровнях управления, но и условием формирования единого  экономического пространства, преодоления  чрезмерных различий в уровне социально-экономического развития регионов и муниципальных  образований3.

      Основной  задачей демократического государства  является создание наиболее благоприятных  условий для реализации прав и  свобод его граждан. При этом вопрос рационального государственного устройства сводится к созданию такой системы  власти и управления, при которой  эта задача решалась бы наиболее эффективно. Объективно существуют проблемы, которые могут быть решены только на общегосударственном уровне с привлечением централизованных средств и ресурсов. К таким проблемам следует отнести: обеспечение территориальной целостности, независимости, создание единой правовой базы, разработку и реализацию государственной политики во внешнеполитической и внешнеэкономической областях, конституционное признание и гарантии основных прав и свобод граждан, принятие и реализацию государственных программ в области науки, культуры, образования, здравоохранения, социальной защиты, правопорядка и безопасности и т.п. Но в то же время реализация многих из перечисленных задач, обеспечение определенного уровня жизни населения осуществляется не в государстве вообще, а в конкретных территориальных образованиях компактного проживания граждан - муниципальных образованиях. Вопросы и задачи, решаемые в рамках подобных образований, обычно относятся к компетенции местного самоуправления. Именно здесь должны быть созданы условия для реализации гарантированных государством прав и свобод, а также обеспечена возможность благоустроенного проживания. Здесь необходимо обеспечивать их безопасность, предоставлять медицинское обслуживание, давать возможность получения стандартного образования, создавать рабочие места, оказывать транспортные, торговые, бытовые, коммунальные услуги.

      Принципиально важно отметить, что обеспечение  текущих потребностей граждан является государственной задачей и должно осуществляться вне зависимости  от наличия или отсутствия местного самоуправления. Государство принимает  решение о том, может ли осуществление  конкретного полномочия быть отнесено к компетенции органов местного самоуправления. В свою очередь, право  на местное самоуправление позволяет  освободить органы государственной  власти от осуществления определенной части вопросов на местном уровне, передав их решение людям, живущим на территории муниципального образования. При этом Федерация и субъект Федерации получают возможность сосредоточить свои усилия на решении задач, входящих в их компетенцию, которые не могут быть решены иначе, чем на федеральном и региональном уровнях.

      Местное самоуправление - один из важнейших  элементов государственного устройства России, поэтому положение о гарантированности  местного самоуправления изложено в  главе I "Основы конституционного строя" Конституции Российской Федерации. Местное самоуправление в этой системе организации власти является уровнем власти, максимально возможно приближенным к населению. Местное самоуправление обеспечивает защиту совместных интересов граждан, проистекающих из проживания на определенной локальной территории (в муниципальном образовании), из необходимости и неизбежности соседского взаимодействия жителей этой территории. Из установления в Конституции России необходимости существования местного самоуправления следует признание значимости местных интересов в качестве официальной государственной политики. В демократическом обществе, передача властных полномочий на места позволяет также избежать перегрузки центрального правительства частными проблемами, существенными для определенных локальных сообществ. Органы местного самоуправления выполняют роль посредника между населением и государством. Хорошо зная положение дел на своих территориях, органы местного самоуправления способны более эффективно и рационально, чем органы государственной власти, решать те или иные проблемы, реагировать на непредвиденные ситуации и конфликты.

      Для реализации возложенных на местное  самоуправление задач нужна развитая финансово-экономическая основа, которая  создается не только путем принятия федеральных нормативных актов, но и в результате практического  взаимодействия органов государственной власти субъекта Федерации и местного самоуправления. Государственные и муниципальные финансы функционируют в рамках финансовой системы государства и являются ее центральным звеном.

Информация о работе Бюджетная политика