Бюджетная политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 12:48, курсовая работа

Описание

Актуальность выбранной темы - «Совершенствование системы расходов местного бюджета на примере администрации Ивантеевского района» заключается в первостепенной важности бюджетной политики для функционирования национальной экономики, в ее формировании и исполнении. Для организации бесперебойного кругооборота фондов в масштабе всей экономики и обеспечения социальной поддержки населения необходима централизация денежных ресурсов, выходящих за рамки отдельны хозяйств и отраслей. Эту функцию выполняет государство, реализуя свою бюджетную политику.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Теоретические аспекты бюджетной политики……………………………….5
1.1. Бюджетная политика как важнейшая часть экономической политики государства………………………………………………………………………...5
1.2. Специфика бюджетной политики муниципального образования………...7
2. Совершенствование системы расходов местного бюджета на примере администрации Ивантеевского района………………………………………...14
2.1. Основные этапы бюджетного процесса в районе…………………………14
2.2. Экономические основы совершенствования бюджетной политики…….19
2.3.Организационно-управленческие основы повышения эффективности бюджетной политики……………………………………………………………27
Заключение……………………………………………………………………….32
Библиографический список…

Работа состоит из  1 файл

курсовая.docx

— 63.98 Кб (Скачать документ)

      Рассматривая  функции муниципальных финансов, следует отметить, что в русскоязычной  научной литературе все вопросы, связанные с определением их перечня, в основном решаются путем переноса понятий и терминов, присущих государственным  финансам, на субрегиональный уровень. Описанные функции можно разделить на четыре группы4.

      1. Распределительная функция - заключается  в распределении и перераспределении  вновь созданной стоимости для  обеспечения местных потребностей, формировании источников финансирования  общественного сектора экономики.  Перераспределение финансовых ресурсов  осуществляется через систему  централизованных фондов. Основными  объектами реализации распределительной  функции являются обязательные  платежи в бюджет и внебюджетные  фонды, а также источники финансирования  бюджетного дефицита.

      2. Контрольная функция - заключатся  в реализации контроля за реальным денежным оборотом, формированием централизованных денежных фондов. Эта функция муниципальных финансов реализуется через деятельность финансовых органов. Работники финансовой системы и налоговых служб осуществляют финансовый контроль в процессе планирования, при исполнении доходной и расходной части , местного бюджета. Контроль реализуется по следующим основным направлениям: контроль за правильным и своевременным перечислением средств в централизованные денежные фонды;- контроль за соблюдением заданных параметров централизованных фондов с учетом потребностей производственного и социального развития; - контроль за целенаправленным и эффективным использованием финансовых ресурсов.

      3. Регулирующая функция - связана  с вмешательством органов местного  самоуправления через расходы,  налоги и муниципальный кредит  в процессы воспроизводства.

      4. Стимулирующая (стабилизационная) функция  - ее содержание заключается в  том, чтобы обеспечить для всех  хозяйствующих субъектов и граждан  стабильные условия в экономических  и социальных отношениях. Эта  функция проявляется в поддержании  устойчивого экономического роста  экономики муниципального образования.  Финансы муниципальных образований  традиционно относятся к категории  централизованных финансов.

      Управление  финансовыми ресурсами района (города) обеспечивается формированием и  исполнением местного бюджета, внебюджетных и валютных фондов, установление порядка  взимания местных налогов и сборов, доходов от использования муниципальной  собственности, осуществлением муниципальных  заимствований и управление муниципальным  долгом, регулирование финансовых отношений  с хозяйствующими субъектами вышестоящего подчинения и межбюджетных отношений. Как отмечает большинство исследователей из всех имеющихся ресурсов, именно местный бюджет является финансовой основой местного самоуправления5. Местный бюджет представляет собой форму образования и расходования денежных средств, для обеспечения местного самоуправления. Органы местного самоуправления самостоятельно формируют, утверждают, исполняют и контролируют местный бюджет. Местный бюджет района самостоятелен и независим от региональных и федерального бюджетов по доходам и расходам, функциям, порядку формирования и использования. Единым распорядителем всех финансовых ресурсов, обеспечивающим выполнение конкретных экономических, социальных и экологических функций, являются органы местного самоуправления. В местных бюджетах могут быть предусмотрены в качестве составной части сметы расходов отдельных населенных пунктов и территорий, не являющихся муниципальными образованиями. В соответствии со статьей 132 Конституции Российской Федерации, статьей 35 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статьей 5 Федерального закона "О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации", уставами муниципальных образований органы местного самоуправления самостоятельно разрабатывают проект и исполнение бюджета. Вмешательство иных органов и организаций в процесс разработки, утверждения и исполнения бюджета, утверждения отчета о его исполнении не допускается. Представительные органы местного самоуправления также самостоятельно разрабатывают положение о бюджетном процессе в данном муниципальном образовании в соответствии с общими принципами бюджетного процесса, установленными федеральными законами и законами субъекта РФ. Составление проектов местных бюджетов, утверждение и исполнение местных бюджетов осуществляется в соответствии с бюджетной классификацией РФ. Решение о целях, формах и суммах долгосрочных (на срок свыше одного года) заимствований принимает представительный орган местного самоуправления в порядке, установленном уставом муниципального образования. Контроль за исполнением местных бюджетов осуществляются представительными органами местного самоуправления.. Органы местного самоуправления представляет отчетность об исполнении местных бюджетов в установленном порядке. Бюджет формируется на основе прогноза основных направлений социально-экономического развития муниципального образования, который разрабатывается комитетом (управлением) по экономике Администрации муниципального образования, а также в соответствии с единой бюджетной классификацией, установленной в Российской Федерации, формирование местных бюджетов основывается на сочетании следующих основных принципах.

      1) Принцип самостоятельности местного  бюджета.

        Принцип самостоятельности местного бюджета означает право органов местного самоуправления самостоятельно осуществлять бюджетный процесс; наличие собственных источников доходов бюджетов - для этого необходимо законодательно закрепить регулирующие доходы местного бюджета, полномочия по формированию местного бюджета, а также право органов местного самоуправления самостоятельно определять направления расходования средств местного бюджетов и определять источники финансирования дефицита местного бюджета.

      2) Принцип гласности. Принцип гласности означает обязательное опубликование в открытой печати утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, полноту представленной информации о ходе исполнения бюджетов, а также доступность сведений по решению представительных органов местного самоуправления.

      3) Сбалансированность местного бюджета. Принцип сбалансированности бюджета означает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования. Секвестр расходов заключается в пропорциональном снижении расходов ежемесячно по всем статьям, кроме защищенных статей бюджета в течение оставшегося времени.  

 

2. Совершенствование системы расходов местного бюджета на примере администрации Ивантеевского района

      2.1. Основные этапы бюджетного процесса в районе 

      Бюджетный процесс - регламентируемая нормами  права деятельность органов государственной  власти, органов местного самоуправления и других участников бюджетный процесса по составлению. рассмотрению, утверждению и исполнению бюджетов, а также по контролю за их исполнением6.

      Бюджетный процесс в районе включает следующие  этапы:

      - составление проекта бюджета  района;

      - рассмотрение и утверждение бюджета  района;

      - исполнение бюджета района;

      - осуществление муниципального финансового  контроля.

      Участниками бюджетного процесса в районе являются:

      - Совет района;

      - Глава района;

      - Руководитель Исполнительного комитета  района;

      - Исполнительный комитет района;

      - Финансово-бюджетная палата района;

      - Контрольно-счетная палата района;

      - главные распорядители бюджетных  средств;

      - распорядители бюджетных средств;

      - получатели бюджетных средств;

      - администраторы поступлений в  местный бюджет;

      - иные органы, на которые бюджетным  законодательством Российской Федерации  возложены бюджетные полномочия  по регулированию бюджетных правоотношений, организации и осуществлению бюджетного процесса в районе.

      Составление проекта бюджета района - исключительная прерогатива Исполнительного комитета района. Непосредственное составление  бюджета осуществляет Финансово-бюджетная  палата района.

      Составлению проекта бюджета района должны предшествовать подготовка следующих документов, на которых основывается составление  бюджета:

      - прогноза социально-экономического  развития района;

      - основных направлений бюджетной,  налоговой политики района на  очередной финансовый год;

      - баланса финансовых ресурсов  района на очередной финансовый  год;

      - плана развития муниципального  сектора экономики на очередной  финансовый год;

      - реестра расходных обязательств  района.

      Одновременно  с составлением проекта бюджета  района разрабатывается перспективный  финансовый план района на предстоящий  трехлетний период.

      Исполнительного комитета района вносит проект решения  о бюджете на очередной финансовый год на рассмотрение в Совет района не позднее 15 ноября.

      Одновременно  с проектом решения о бюджете  в Совет района представляются следующие  документы и материалы:

      - проекты решений Совета района  относительно действующих и принимаемых  обязательств района;

      - баланс финансовых ресурсов района  на очередной финансовый год;

      - оценка потерь бюджета от предоставления  налоговых льгот;

      - оценка ожидаемого исполнения  бюджета района за текущий  финансовый год;

      - план развития муниципального  сектора экономики;

      - прогноз консолидированного бюджета  района на очередной финансовый.

      Рассмотрение  проекта решения о бюджете  Советом района:

      В течение суток, со дня внесения проекта  решения о бюджете на очередной  финансовый год в Совет района председатель Совета района направляет его в Контрольно-счетную палату района для проведения экспертизы. Контрольно-счетная палата района в  срок до 1 декабря подготавливает заключение о проекте решения о бюджете  с указанием недостатков данного  проекта в случае их выявления.

      Заключение  Контрольно-счетной палаты района учитывается  при подготовке депутатами Совета района поправок к проекту решения о  бюджете района.

      Внесенный проект решения о бюджете на очередной  финансовый год с заключением  Контрольно-счетной палаты района направляется на рассмотрение в комиссии, а также  депутатам Совета района.

      В недельный срок с момента направления  проекта решения о бюджете  района с заключением Контрольно-счетной  палаты района в комиссии, а также  депутатам Совета района проводится первое чтение проекта решения о  бюджете муниципального образования.

      Предметом первого чтения является одобрение  основных параметров проекта решения  о бюджете муниципального образования.

      В двухнедельный срок с момента  проведения первого чтения проект решения  о бюджете района рассматривается  Советом района во втором чтении. Во втором чтении проект решения о бюджете  района принимается окончательно.

      В случае возникновения несогласованных  вопросов по проекту решения о  бюджете района решением председателя Совета района может создаваться  согласительная комиссия, в которую  входит равное количество представителей Исполнительного комитета района и  Совета района.

      Согласительная  комиссия рассматривает спорные  вопросы в период между первым и вторым чтением проекта решения  о бюджете района в соответствии с регламентом, утвержденным председателем  Совета района.

      Принятое  Советом района решение о бюджете  на очередной финансовый год в  течение суток направляется Главе  района для подписания и обнародования. Решение о бюджете района должно быть рассмотрено, утверждено Советом  района, подписано Главой района и  обнародовано до начала очередного финансового  года.

      Органы  местного самоуправления района обязаны  принимать все возможные меры в пределах их компетенции по обеспечению  своевременного рассмотрения, утверждения, подписания и обнародования решения  о бюджете.

      В случае если решение о бюджете  на очередной финансовый год не вступило в силу с начала финансового года, вводится режим временного управления бюджетом, в рамках которого Финансово-бюджетная  палата района вправе:

      - осуществлять расходование бюджетных  средств на цели, определенные  законодательством, при условии,  что из бюджета на предыдущий  финансовый год на эти цели  уже выделялись средства, но не  более одной двенадцатой ассигнований  предыдущего года в расчете  на месяц по соответствующим  разделам функциональной и ведомственной  классификаций расходов бюджета;

      - не финансировать расходы, не  предусмотренные проектом решения  о бюджете Района на очередной  финансовый год.

      Если  решение о бюджете не вступило в силу через три месяца после  начала финансового года, Финансово-бюджетная  палата района вправе осуществлять расходы, распределять доходы и осуществлять заимствования при соблюдении условий.

      При этом Финансово-бюджетная палата района не имеет права:

      - предоставлять бюджетные средства  на инвестиционные цели;

      - предоставлять бюджетные средства  на возвратной основе;

      - предоставлять субвенции юридическим  лицам, за исключением муниципальных  предприятий и учреждений;

      - формировать резервный фонд и  осуществлять расходы из этого  фонда.

      Руководитель  Исполнительного комитета района в  течение двух недель со дня вступления в силу указанного решения обязан внести в Совет района проект решения  о внесении изменений и дополнений в решение о бюджете района, уточняющий показатели бюджета с  учетом результатов исполнения бюджета  за период временного управления бюджетом.

Информация о работе Бюджетная политика