Бюджетная политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 12:48, курсовая работа

Описание

Актуальность выбранной темы - «Совершенствование системы расходов местного бюджета на примере администрации Ивантеевского района» заключается в первостепенной важности бюджетной политики для функционирования национальной экономики, в ее формировании и исполнении. Для организации бесперебойного кругооборота фондов в масштабе всей экономики и обеспечения социальной поддержки населения необходима централизация денежных ресурсов, выходящих за рамки отдельны хозяйств и отраслей. Эту функцию выполняет государство, реализуя свою бюджетную политику.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Теоретические аспекты бюджетной политики……………………………….5
1.1. Бюджетная политика как важнейшая часть экономической политики государства………………………………………………………………………...5
1.2. Специфика бюджетной политики муниципального образования………...7
2. Совершенствование системы расходов местного бюджета на примере администрации Ивантеевского района………………………………………...14
2.1. Основные этапы бюджетного процесса в районе…………………………14
2.2. Экономические основы совершенствования бюджетной политики…….19
2.3.Организационно-управленческие основы повышения эффективности бюджетной политики……………………………………………………………27
Заключение……………………………………………………………………….32
Библиографический список…

Работа состоит из  1 файл

курсовая.docx

— 63.98 Кб (Скачать документ)

      По  мнению наших аналитиков, причиной возникновения такого противоречия является разрозненность и отсутствие единого подхода при внедрении  новых процессов бюджетного планирования.

      Мы  выделяем две основные причины, препятствующие внедрению механизмов:

      - Попытки внедрить новые элементы  планирования на основе прежних  процессов и способов взаимодействия.

      - «Поочередное» внедрение новых  элементов планирования без учета  взаимосвязанности этих элементов.

      В основе решения, предлагаемого IT-центром, лежит принцип организации единого  информационного пространства для  финансового органа, распорядителей бюджетных средств и подведомственных учреждений. Самой сложной задачей в данном контексте становится увязать и свести воедино все задачи и механизмы бюджетирования, ориентированный на результат.

      Еще совсем недавно было сложно ответить на эти вопросы, но регионы продолжают работать в этом направлении и  приходят к логичным решениям.

      Главные распорядители бюджетных средств, производят расчет бюджетных расходов отдельно по каждому виду бюджетных ассигнований. Используя реестр расходных обязательств, доступный в едином информационном пространстве, каждое бюджетное ассигнование закрепляется за соответствующим расходным обязательством. Имея в арсенале единую систему соответствия целей, задач, показателей и соответствующих мероприятий, участники бюджетного процесса соотносят каждую услугу, ассигнование или субсидию с необходимым набором элементов оценки результативности.

      Такой подход, связывающий все элементы бюджетного планирования, автоматически  приводит к упрощению процедур формирования всех необходимых плановых, отчетных, аналитических документов: государственных (муниципальных) заданий, ведомственных  целевых программ, долгосрочных целевых  программ, обоснований бюджетного ассигнования, докладов о результатах и основных направлениях деятельности.

      Вторая  причина, которая затрудняет внедрение  оптимальных процессов реализации механизмов, – это «поочередное»  внедрение механизмов без учета  их взаимосвязанности.

      В практике мы часто сталкиваемся с  ситуацией, когда, например, задача ведения реестра расходных обязательств уже решена, но внедренное решение настолько жестко, что интегрировать процесс сбора реестра с решением задач планирования государственных заданий практически невозможно.

      Процесс внедрения этого подхода трудоемок. Поэтому решение, предлагаемое IT-Центром, включает как методологическую, так  и технологическую поддержку, охватывающую всех участников бюджетного процесса. Вместе с тем учитываются и  используются предложения самих  участников, позволяющие повышать эффективность бюджетного планирования.

      IT-Центр  Финансово-промышленного венчурного  фонда ВПК предлагает решение,  которое учитывает все сложности,  и предоставляет возможность  внедрения механизмов бюджетирования, ориентированного на результат, без издержек на оптимизацию и капитальную реконструкцию процессов.

      В основе решения лежат два простых  принципа:

      - Дать возможность органам исполнительной власти реализовать весь комплекс решаемых задач – возможно, не сразу, возможно, поэтапно, но сохранив при этом все связи между процессами.

      - Обеспечить простую и быструю связь между всеми участниками бюджетного планирования.

      Анализ  экономики муниципального образования, за последние несколько лет, позволяет подтвердить действенность в российских условиях важнейших составляющих успешной бюджетной политики, определенных на основе международного опыта. Это - базирующаяся на реалистичном уровне государственных обязательств политика жесткого ограничения государственных расходов, обеспечивающая низкий уровень (или полное отсутствие) бюджетного дефицита, способствующая поддержанию на кредитном рынке низких процентных ставок, увеличению финансирования частного сектора. Такая политика содействует достижению устойчивых темпов экономического роста, снижению безработицы, а, следовательно, и повышению уровня народного благосостояния. 

2.3. Организационно-управленческие основы повышения эффективности бюджетной политики 

      Бюджетная политика района является одним из необходимых и самых эффективных инструментов государственного регулирования социально-экономического развития страны. В то же время, поскольку целью бюджетной политики, как и любой другой, является конкретный результат, отличный от уже существующего, или такой, который способствует улучшению, развитию и повышению эффективности процесса или конечного продукта или услуги.

      Проведение  бюджетной политики неразрывно связано  с анализом характера и целей  государства, его экономической, социальной, финансовой стратегией, общими перспективами  развития страны и, следовательно, с  реальными путями достижения намечаемых при этом задач. Тем более актуально  изучение бюджетной политики в наше время, когда осуществляется поворот  страны в сторону ускоренного  интенсивного развития и достижения передовых конкурентных позиций  в мировой экономике9.

      Проблема  поиска оптимальных путей формирования и реализации эффективной бюджетной  политики района является актуальной. При этом следует учитывать, что каждый район проводит свою бюджетную политику.

      Для обеспечения эффективности механизма  бюджетной политики района нужны: научный подход; четкие цели, задачи и направления на ближайший период и перспективу; обоснованность выдвигаемых мер и предстоящих решений, учитывающих общие затраты государства в связи с их принятием и отдаленные финансовые последствия; а также политическая стабильность и высокий уровень профессионализма работников бюджетной сферы.

      Бюджетная политика района является органической частью финансовой и общей экономической политики государства. Она предполагает стимулирующую роль бюджетов, их фондов, активное воздействие на производство. Её эффективность зависит от всестороннего учета интересов, система которых складывается в национальном рыночном хозяйстве на основе плановости.

      Для повышения эффективности и результативности бюджетной политики района надлежит сосредоточиться на решении следующих основных задач.

      Первое. Бюджетная политика района должна сохранить свое значение как важнейший инструмент макроэкономического регулирования. Она должна быть направлена на обеспечение сбалансированного развития экономики, играя важную роль в снижении инфляции.

      Второе. Необходимо усилить роль бюджета  в стимулировании роста экономики  и повышении уровня жизни населения в районе на долгосрочную перспективу. Так же необходимо разработать долгосрочную бюджетную стратегию на период до 2023 года. Она должна включать в себя основные параметры бюджетной системы, выявить долгосрочные риски и установить целевые ориентиры, для достижения которых необходимо мобилизовать бюджетные ресурсы в интересах повышения конкурентоспособности российской экономики и адресности социальной политики, необходимо существенно повысить надежность и расширить горизонт прогноза социально-экономического развития. Следует уже в ближайшее время сформировать современную правовую и методическую базу средне- и долгосрочного государственного прогнозирования социально-экономического развития района.

      Третье. Необходимо сформировать устойчивый механизм пенсионного обеспечения на длительную перспективу, создав условия для  получения достойной пенсии как  тем, кто уже вышел на пенсию, так  и тем, кому это предстоит в  будущем.

      Здесь необходим широкий комплекс мер, в том числе упорядочение источников финансирования пенсий, развитие негосударственного пенсионного страхования, более  эффективное управление пенсионными  накоплениями.

      Четвертое. Эффективное расходование бюджетных  средств за счет перехода к финансовому  обеспечению государственных услуг  на основе государственного задания  и принципов нормативно-подушевого финансирования. При этом должны предусматриваться стимулы для обеспечения соответствия качества и объема предоставляемых услуг установленным в задании требованиям. Необходимо ускорить процесс реорганизации бюджетных учреждений в автономные учреждения.

      Пятое. Завершение переходного периода  формирования новой системы местного самоуправления. По-прежнему требуется  оказание вновь созданным сельским поселениям действенной поддержки в освоении ими базовых методов и процедур управления муниципальными финансами.

      Шестое. Практический переход на современные  принципы осуществления государственных  инвестиций и реализации долгосрочных программ за счет бюджетных средств.

      Седьмое. Дальнейшее развитие практики бюджетирования, ориентированного на результаты. В рамках бюджетного планирования следует обеспечить корреляцию докладов о результатах и основных направлениях деятельности субъектов бюджетного планирования, долгосрочных программ и ведомственных целевых программ, обоснований бюджетных ассигнований.

      Модернизация  формирования и реализации отечественной  бюджетной политики района в ближайшей и среднесрочной перспективе должна выражаться в продолжение изменения ориентиров всей финансовой политики и прежде всего её основной базы, ядра – самой бюджетной политики10.

      Формирование  и реализация современной бюджетной  политики района не может происходить автоматически, а лишь с помощью нового специально разрабатываемого бюджетного механизма и согласованного функционирования его составляющих элементов, форм, методов, инструментов с целью повышения бюджетного потенциала, адекватного рыночной трансформации в регионе11.

      Таким образом можно сказать, что для проведения более эффективной бюджетной политики района важно знать не только общую величину активов и обязательств государственного баланса, но и в результате каких решений в области налогового или отраслевого (социального) права они образуются. Нужно видеть не столько общий объем доходов бюджета, сколько объем доходов по видам налогов и сборов, поскольку именно эта информация должна лежать в основе принимаемых решений в области налогового права. В части социальных обязательств важно видеть не столько их общий объем, сколько то, какие именно законы их порождают, с тем, чтобы иметь возможность своевременно и осознанно пересматривать соответствующие законы. 

 

       Заключение 

      Таким образом, бюджетная политика является ядром экономической политики государства и отражает все его финансовые взаимоотношения с общественными институтами и гражданами. При планировании бюджетной политики государство должно исходить из необходимости обеспечения финансовой и социальной стабильности. Предсказуемость бюджетной политики - ключевой фактор общей макроэкономической устойчивости. Федеральный бюджет должен стать надежным финансовым фундаментом сильного демократического государства.

      Выполнение  органами государственной власти своих  функций и реализация задач, стоящих  перед обществом и государством, непосредственно зависит от наличия  денежных ресурсов, сконцентрированных в федеральном бюджете. В процессе мобилизации ресурсов в бюджет и  использования денежных средств  из бюджета возникают финансово-кредитные  отношения между властью в  лице государства, налогоплательщиками  и получателями бюджетных ассигнований. Эти отношения строятся в соответствии с бюджетной политикой, разрабатываемой  и реализуемой органами государственной  власти.

      Бюджетная политика — это многосторонний процесс, включающий действия органов власти всех уровней не только в бюджетной  сфере, но в налоговой, ценовой, кредитной  и в целом в финансовой12.

      С точки зрения бюджетной сферы, бюджетная  политика представляет собой совокупность действий и мероприятий, проводимых органами власти в сфере управления формированием и исполнением  бюджета по выполнению ими функций  перед обществом и государством.

      Бюджетная политика должна быть ориентирована  на адаптацию бюджетной системы  к изменившимся условиям и на создание предпосылок для устойчивого  социально-экономического развития страны в посткризисный период. Бюджетная политика так же должна создавать источники повышения конкурентоспособности российской экономики, ее модернизации и технологического обновления.

      Для обеспечения эффективности механизма  бюджетной политики Ивантеевского района нужны: четкие цели, задачи и направления на ближайший период и перспективу; обоснованность выдвигаемых мер и предстоящих решений, учитывающих общие затраты государства в связи с их принятием и отдаленные финансовые последствия; а также политическая стабильность и высокий уровень профессионализма работников бюджетной сферы. Так же можно сформировать устойчивый механизм пенсионного обеспечения на длительную перспективу, создав условия для получения достойной пенсии как тем, кто уже вышел на пенсию, так и тем, кому это предстоит в будущем. Следует пересмотреть механизм формирования и реализации ведомственных целевых программ, которые должны в основном использоваться для реструктуризации и повышения эффективности исполнения обязательств. Совершенствование структуры и механизмов государственного и муниципального финансового контроля, исключение параллелизма и дублирования в этой сфере.

Информация о работе Бюджетная политика