Бюджетная политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 12:48, курсовая работа

Описание

Актуальность выбранной темы - «Совершенствование системы расходов местного бюджета на примере администрации Ивантеевского района» заключается в первостепенной важности бюджетной политики для функционирования национальной экономики, в ее формировании и исполнении. Для организации бесперебойного кругооборота фондов в масштабе всей экономики и обеспечения социальной поддержки населения необходима централизация денежных ресурсов, выходящих за рамки отдельны хозяйств и отраслей. Эту функцию выполняет государство, реализуя свою бюджетную политику.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Теоретические аспекты бюджетной политики……………………………….5
1.1. Бюджетная политика как важнейшая часть экономической политики государства………………………………………………………………………...5
1.2. Специфика бюджетной политики муниципального образования………...7
2. Совершенствование системы расходов местного бюджета на примере администрации Ивантеевского района………………………………………...14
2.1. Основные этапы бюджетного процесса в районе…………………………14
2.2. Экономические основы совершенствования бюджетной политики…….19
2.3.Организационно-управленческие основы повышения эффективности бюджетной политики……………………………………………………………27
Заключение……………………………………………………………………….32
Библиографический список…

Работа состоит из  1 файл

курсовая.docx

— 63.98 Кб (Скачать документ)

      В районе устанавливается казначейское исполнение бюджета. Финансово-бюджетная  палата района организует и осуществляет исполнение бюджета района, управление счетами бюджета района.

      Финансово-бюджетная  палата района осуществляет платежи  за счет бюджетных средств от имени  и по поручению бюджетных учреждений.

      Бюджет  района исполняется на основе принципа единства кассы и подведомственности расходов. Принцип единства кассы  предусматривает зачисление всех поступающих  доходов бюджета, привлечение и  погашение источников финансирования дефицита бюджета и осуществление  всех расходов с единого счета  бюджета. Право открытия и закрытия единого счета бюджета района принадлежит Финансово-бюджетной  палате района.

      Изменение лимитов бюджетных обязательств возможно в случаях:

      - изменения бюджетных ассигнований;

      - блокировки расходов;

      - отсрочки Финансово-бюджетной палатой  района исполнения доведенных  лимитов бюджетных обязательств.

      Финансово-бюджетная  палата района, распорядители бюджетных  средств обязаны довести до всех нижестоящих распорядителей и получателей  бюджетных средств изменения  лимитов бюджетных обязательств не позднее, чем за 5 дней до начала периода действия измененных лимитов бюджетных обязательств.

      Изменение лимитов бюджетных обязательств не может быть произведено после  истечения половины срока их действия.

      Для подготовки годового отчета об исполнении бюджета района Исполнительный комитет  района издает правовой акт о подготовке годового отчета об исполнении бюджета  района. 

      2.2. Экономические основы совершенствования бюджетной политики 

      Муниципальная бюджетная политика – деятельность по формированию и регулированию  доходов и расходов местного сообщества. Ее целью является достижение равновесия между доходами и расходами, потребностями  и средствами их удовлетворения в  пределах муниципального хозяйства  и в течение заданного периода  времени7.

      Финансовые  средства муниципального образования, т.е. совокупность денежных средств, находящихся  в его распоряжении, включают: а) средства местного бюджета; б) муниципальные  внебюджетные средства; в) финансовые ресурсы муниципальных предприятий; г) средства, заимствуемые на финансовом рынке (ссуды, займы, кредиты и т.д.).

      Управление  муниципальными финансами состоит  из трех стадий: финансового планирования, бюджетного процесса и оценки результатов. На каждой стадии работают специальные  органы: финансовые, бюджетные и  контрольные.

      На  стадии планирования, определяются приоритеты развития, а по срокам они подразделяются на краткосрочные (годовые), среднесрочные (на срок полномочий муниципальных  органов) и долгосрочные (до 20 лет).

      Логическим  завершением, обеспечивающим формирование местных финансов, является бюджетный  процесс.

      Бюджетный процесс – регламентированная нормами  процессуального бюджетного права  деятельность органов местного самоуправления по составлению, утверждению и исполнению местного бюджета, а также отчету о его исполнении.

      Бюджетная муниципальная политика в экономической  сфере направлена, прежде всего:

      - на стабилизацию экономического положения и совершенствование структуры градообразующей базы муниципального образования

      - на использование местных и региональных ресурсов для развития в муниципальном образовании эффективной социально ориентированной экономики и укрепления социальной сферы;

      - на формирование в муниципальном образовании механизма саморазвития;

      - на формирование рыночной инфраструктуры, обеспечивающей эффективное производство в условиях рынка;

      - на создание системы финансово-экономических мер, стимулирующих развитие производительных сил муниципального образования, реализацию его ресурсного, кадрового, социального и природного потенциала;

      - на оказание поддержки предприятиям в преодолении спада производства, минимизации социального и экономического ущерба от свертывания неконкурентоспособных производств;

      - на структурную перестройку производства, его диверсификацию, перепрофилирование отдельных предприятий на изготовление товаров и услуг, пользующихся спросом на рынке;

      - на реализацию правовых и экономических мер, содействующих укреплению местного бюджета, расширению базы поступления доходов;

      - на развитие малого предпринимательства;

      - на создание благоприятных условий для привлечения отечественных и иностранных инвесторов и установление устойчивых производственно-технологических и коммерческих связей между муниципальными образованиями, а также с зарубежными партнерами;

      - на реализацию системы правовых, финансово-экономических, организационных, и социально-психологических мер, стимулов, обеспечивающих создание предпринимательской среды.

      Фундаментальная цель бюджетной политики состоит  в том, чтобы ликвидировать безработицу  или инфляцию. В период спада проводится стимулирующая бюджетная политика. Она включает в себя увеличение государственных  расходов, или снижение налогов, или и то и другое. Т.е. если вначале мы имеем сбалансированный бюджет, то бюджетная политика должна двигаться в направлении бюджетного дефицита в период спада или депрессии8.

      И наоборот, если в экономике имеет  место вызванная избыточным спросом  инфляция, то проводится сдерживающая фискальная политика. Она включает в себя уменьшение правительственных  расходов, или увеличение налогов, или  и то и другое. Бюджетная политика должна двигаться в направлении  бюджетного профицита, если перед экономикой стоит проблема контроля над инфляцией.

      Бюджетная политика предполагает определение  целей и задач в области  государственных финансов, разработку механизма мобилизации денежных средств в бюджет, выбор направлений использования бюджетных средств, управление государственными финансами, налоговой и бюджетной системой, организацию с помощью фискальных инструментов регулирования экономических и социальных процессов. В этом состоит социально-экономическая сущность бюджетной политики

      Эффективность функционирования бюджетной политики в существенной степени зависит  от бюджетного потенциала, характеризующего потенциальную возможность аккумулирования  финансовых ресурсов в бюджет (возможный  бюджетный потенциал). Наряду с этим следует выделять реальный бюджетный  потенциал, который фактически способно организовать государство (фактический  объем денежных ресурсов, аккумулируемых в руках государства).

      На  основе категории бюджетного потенциала следует оценивать возможности  реализации функций государства, включая  функции государственного регулирования  экономики. Рост и падение бюджетного потенциала сказывается на инвестиционной, социальной, оборонной, регулирующей функциях бюджета и всего государства. Как правило, в условиях экономического и финансового кризиса, происходит существенное уменьшение бюджетного потенциала и наличие большого разрыва между  возможным потенциалом и фактическим  бюджетом в основном в силу низкой собираемости налогов

      Но  для дальнейшего совершенствования  бюджетной политики необходимо осуществить  реконструкцию основных ее принципов:

      - реалистичности, т.е. исключения  ошибок в прогнозировании социально-экономического  развития;

      - ответственности государства за  безусловное выполнение взятых  на себя обязательств;

      - жесткости бюджетов, превращения  их в действенный инструмент  финансового оздоровления экономики;

      - увеличения доходов, причем не  за счет роста налогового бремени,  а за счет легализации частнопредпринимательской  инициативы;

      - усиления результативности бюджетной  политики в достижении определенных  параметров в экономике.

      Безусловно, кризис не мог не отразиться на экономике  района. С четвертого квартала 2010 года снизились объемы промышленного производства и строительства, выросла безработица. Вместе с тем сохраняется положительная динамика в потребительской сфере и сельском хозяйстве. Потребление пока держится благодаря тому, что население тратит отложенные деньги.

      Бюджет  района в 2010 году недобрал из-за кризиса около 38 млн рублей. Непростая ситуация, хотя и лучше среднероссийских показателей, складывается и в 2011 году. По прогнозам на 2011 год по сравнению с аналогичным периодом 2010 года доходы составляют всего 320709,8 тыс. рублей.

      Районный  бюджет на 2010 г. и плановый период 2011 и 2012 гг. разрабатывался и был утвержден в докризисный период. Естественно, с учетом изменения экономической ситуации параметры бюджета были пересмотрены. Доходная часть в целом уменьшена более чем на 10 млрд руб. и утверждена ниже уровня 2009 г. Соответственно пришлось сократить и ряд расходов: на государственное управление — на 10 %, содержание государственных учреждений — на 10 %, Однако расходы по ряду программ, таких как, например, «Жилище» или «Личные подсобные хозяйства», наоборот, увеличены.

      С целью нормализации положения в  администрации района создан антикризисный  штаб, реализуется комплексный план антикризисных мер. Для борьбы с  кризисом образованы три антикризисные  группы по основным экономическим направлениям: промышленность, строительство и  инфраструктура, сельское хозяйство  и потребительская сфера. Оказывается  государственная поддержка организациям. Особое внимание уделяется развитию тех отраслей, в которых район  имеет наибольшие конкурентные преимущества. Это агропромышленный комплекс, строительство, малый бизнес. Например, с целью  поддержки личных подсобных хозяйств субсидируется производство животноводческой продукции, уплата процентов по кредитам, полученным для развития личных подсобных хозяйств, производится компенсация затрат на приобретение товарных и племенных животных.

      В сфере строительства основной акцент делается на повышение доступности  жилья, в том числе путем использования  ипотечных кредитов, строительства  быстровозводимого жилья, капитального ремонта и переселения граждан  из аварийного фонда.

      С целью развития малого бизнеса создана  инфраструктура его поддержки. Например, принят районный закон, предоставляющий  предпринимателям рассрочку до пяти лет для выкупа арендуемого ими  государственного и муниципального имущества площадью до 3000 кв. м. Формируются промышленные парки. Осуществляются и другие формы поддержки субъектов малого предпринимательства.

      Кроме того, в районе проводятся мероприятия  для обеспечения полноты поступлений  налогов и сборов в консолидированный  бюджет. Понятно, что налог на прибыль, единый налог, взимаемый в связи  с применением упрощенной системы  налогообложения, прямо пропорциональны  финансовым результатам. Основа формирования региональных и местных бюджетов в кризисный период — это в  первую очередь стабильные доходные источники, поступления которых  в меньшей степени зависят  от экономической ситуации, в частности, земельные и имущественные платежи. Следовательно, нужно разбираться  с существующими проблемами их исчисления и уплаты в бюджет.

      Один  из основных приоритетов проводимой в районе бюджетной политики —  эффективность бюджетных расходов, внедрение новых методов финансирования, позволяющих обеспечить конечные результаты (количественные и качественные) деятельности каждого учреждения в строгой  зависимости от объема выделяемых ему  средств. При этом не ставится задача сокращения числа учреждений, оказывающих  социальные услуги населению. Напротив, в районе ежегодно открываются новые  спортивные школы, строятся современные спортивные комплексы с бассейнами, катками и другими функциональными залами.

      Сегодня, когда подходы к бюджетному планированию претерпевают столь разительные  изменения, органы исполнительной власти не могут упускать инициативу выстраивания новых механизмов и процессов  управления бюджетом. Представителям региональных и муниципальных органов  власти уже не хватает типовых  инструкций, и необходимы подходы, обеспечивающие максимальную эффективность решения  поставленных задач и оптимальное  распределение нагрузки на всех участников бюджетного процесса.

      За  время претворения в жизнь  бюджетной реформы было сделано  многое для изменения концептуального  подхода к бюджетному планированию. Применение на практике этой концепции  вызывает различие во взглядах и подходах, заставляя сомневаться в правильности внедряемых механизмов и процессов  управления.

Информация о работе Бюджетная политика