Цели и миссия фирмы как элемент корпоративной культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 19:44, творческая работа

Описание

Цели можно классифицировать на "жесткие", чаще выраженные в численной форме (например, увеличить объем прибыли в текущем квартале на 12 процентов), и более "мягкие" (например, шире привлекать сотрудников к принятию решений). Долгосрочные цели формируются в первую очередь, а среднесрочные и краткосрочные служат для их обеспечения.
К долгосрочным целям могут относиться такие цели, как:
Рост доли рынка.
Укрепление положения в своей бизнес-отрасли.
Повышение качества товара.

Содержание

Введение 3
Понятие целей фирмы и их виды. 3
Понятие миссии фирмы. 6
Содержание миссии 8
Понятие корпоративной культуры 10
Основная цель корпоративной культуры. 15
Формирование и развитие корпоративной культуры 16
Заключение 19

Работа состоит из  1 файл

ДТЗ.docx

— 49.33 Кб (Скачать документ)

Федеральное государственное  образовательное бюджетное учреждение

высшего профессионального  образования

«Финансовый университет 

при Правительстве  Российской Федерации»

 

Кафедра «Менеджмент»

Домашнее творческое задание  на тему: Цели и миссия фирмы как  элемент корпоративной культуры

 

 

 

 

 

Научный руководитель:

Стуканова Ирина Петровна, профессор, д.э.н., доцент

 

 

 

 

Москва 2012

 

 

Оглавление

Введение 3

Понятие целей фирмы и их виды. 3

Понятие миссии фирмы. 6

Содержание  миссии 8

Понятие корпоративной культуры 10

Основная  цель корпоративной культуры. 15

Формирование  и развитие корпоративной культуры 16

Заключение 19

 

 

Введение

В современном мире основной задачей любой компании является наибольшее получение прибыли.  Для  этого компания должна производить  конкурентоспособную, качественную продукцию. Но производство – это не единственная составляющая любой компании. Важной частью является и персонал организации. И от того, насколько слаженно он работает, насколько силен командный дух, напрямую зависит успех корпорации. Одной из основных задач менеджеров является организация деятельности людей таким образом, чтобы наиболее успешно добиваться поставленных целей и, в конечном итоге, выполнить миссию фирмы.

Во многом все зависит  от корпоративной культуры, организованной руководящим персоналом. Продуманная  корпоративная культура настраивает  персонал на работу, дружественная  атмосфера может стимулировать  не хуже хорошей зарплаты. Но прежде чем говорить о том, какими способами можно добиться успешного выполнения этой задачи, нужно разобраться в том, что же такое цели фирмы и что есть ее миссия.

 

Понятие целей фирмы  и их виды.

Всякая организация существует и действует ради достижения своих собственных организационных целей. Цели различаются по временным срокам планирования - краткосрочные или оперативные (неделя, месяц), среднесрочные (год), стратегические (2-5 лет). Цели также подразделяют на общеорганизационные, цели отдельных подразделений и цели индивидов.

Цели можно классифицировать на "жесткие", чаще выраженные в численной  форме (например, увеличить объем  прибыли в текущем квартале на 12 процентов), и более "мягкие" (например, шире привлекать сотрудников  к принятию решений). Долгосрочные цели формируются в первую очередь, а среднесрочные и краткосрочные служат для их обеспечения.

К долгосрочным целям могут относиться такие цели, как:

  1. Рост доли рынка.
  2. Укрепление положения в своей бизнес-отрасли.
  3. Повышение качества товара.

В результате деятельности деловая политика определенного  предприятия превращается в конкретный план действий по ее осуществлению, который включает три этапа:

  1. установление своевременных четких количественных показателей, которых собирается достичь фирма в результате своей основной цели деятельности;
  2. определение основных стратегических направлений и действий, которые предприятие должно осуществлять для достижения поставленных целей. При этом во внимание принимается два основных фактора:
    • каким образом и в какой степени на предприятие в процессе его деятельности будут воздействовать внешние факторы;
    • каковы имеющиеся слабые стороны предприятия и его внутренние возможности. В какой степени будут преодолены первые, а вторые потенциально использованы;
  3. разработка гибкой системы долгосрочного планирования, вписывающейся в структуру деятельности предприятия (определение стратегии, которая обеспечит достижение поставленных целей).

Поведение фирмы может  быть обусловлено интересами руководства, рыночными условиями (конкурентные возможности и ограничения), целями фирмы. Практика хозяйственной деятельности свидетельствует о множественности  целевых установок фирм, представляющих собой иерархическую систему, которая  эволюционирует как во времени, так  и в зависимости от складывающихся рыночных условий. Поэтому дать полностью  однозначное определение цели фирмы  нельзя.

В неоклассической теории в качестве цели фирмы постулирует  максимизация прибыли. Такое предположение обосновывается тем, что оно, с одной стороны, наиболее точно отражает предпринимательскую мотивацию, а с другой — задачу конкурентного взаимодействия фирм. К тому же оно очень удобно для моделирования поведения фирм.

Однако есть причины усомниться в однозначности такой трактовки цели фирмы:

  • во-первых, в условиях рыночной неопределенности максимизация прибыли как инструмент принятия решений малопригодна.
  • во-вторых, по мере обособления управления и собственности возникает множественность целей, и максимизация прибыли как цель угасает.
  • в-третьих, сами фирмы могут не стремиться к максимизации прибыли, опасаясь усиления отраслевой конкуренции и применения регулирующих мер со стороны государства. Наконец, существуют объективные трудности достижения такой цели, так как попытки максимизировать что-либо связаны с дополнительными затратами, которые могут превысить ожидаемые выгоды.

Все это свидетельствует  о том, что дать выражение цели фирмы в определениях максимизации довольно сложно.

Целями фирмы могут  быть:

  • максимизация выручки, являющейся важным показателем результативности деятельности фирмы.
  • нацеленность руководства фирм на валовые показатели — нередкое явление, поскольку часто именно с этим показателем связано вознаграждение руководства.
  • экономический рост является показателем делового успеха и для владельцев, и для инвесторов, он не только способствует расширению возможностей фирмы для маневра и защиты от рыночной неопределенности (за счет расширения доли рынка), но и выступает в качестве средства для достижения более отдаленных целей.
  • выживание в долгосрочной перспективе – фундаментальный мотив деятельности. Фирма может добиться этого посредством достижения промежуточных целей, таких как технологическое совершенствование и инновационная деятельность.
  • в условиях сложных корпоративных образований, имеющих несколько центров власти (акционеры, менеджеры, кредиторы, поставщики), целью может стать стремление к удовлетворенности, обусловленное необходимостью поиска баланса интересов сторон. Стремление к удовлетворенности есть признак рациональности поведения, так как фирма практически всегда сталкивается с конфликтностью целей и главный для нее вопрос — обеспечение едино направленности целей в долгосрочной перспективе.

Сказанное не означает, что  прибыль утрачивает роль целевого ориентира  фирмы. Прибыль является не только вознаграждением  предпринимателя и показателем  эффективности функционирования фирмы, но и источником ее развития. Уже  в силу того, что формирование прибыли  связано с эффективностью функционирования фирмы, она вынуждена ориентироваться  на получение прибыли, иначе будет  вытеснена с рынка в процессе конкуренции как неэффективная  структура. Поэтому, даже при наличии  четко сформулированных альтернативных целей, нацеленность фирмы на получение  удовлетворяющего ее уровня прибыли  присутствует всегда.

Понятие миссии фирмы.

Если говорить о миссии фирмы, то еще не выработаны какие-либо универсальные правила формулировки миссии, поэтому на практике существуют разнообразные подходы.

Миссия предприятий выражается в понятиях, почерпнутых из практики, таких как: предназначение, стратегические установки, стратегическое видение, кредо  фирмы, философия, политика, миссии подразделений, рабочие принципы и правила, ценностные ориентации, бизнес-идея, декларация и заявления, общие установки и краткое руководство для персонала, кодекс успешной деятельности и др.

Существует несколько  подходов к пониманию термина  «миссия фирмы» и того, что он должен включать в себя. Миссия показывает насколько продукты компании (товары, услуги, отношения) формируют и усиливают качественные изменения в повседневной жизни потребителя и мировоззрении общества. То есть, если говорить простым языком, миссия должна быть направлена наружу, на общество, вне компании, а не на компанию и ее интересантов. Именно это является главным критерием при понимании – миссия ли перед глазами или попытка оправдания сугубо материальных интересов бизнеса. Яркий тому негативный пример – миссии сегодняшних российских банков и страховых компаний, большинство которых просто-напросто забыли об интересах клиента.

Приемлемыми для общества целями миссии современного российского бизнеса могут быть:

- формирование нового  качества жизни, обобщающего потребительские  свойства продуктов компании;

- стремление улучшить  уже сформированное качество  жизни и расширить его распространение; 

- создание ценностей более  высокого уровня значимости для  общества, чем затраченные ресурсы;

- качественные изменения  в самой компании, как результат  появления и мобилизации дополнительных  ресурсов и нового отношения  к миру;

- рост адаптации компании  к требованиям рынка и ее  интеграции в мировое сообщество. Красивые слова о прибылях и дивидендах или неприкрытое стремление стать лидером рынка – сомнительны для общественной пользы и не настолько скромны, чтобы попасть в формулировку миссии. Для них есть другие, более амбициозные документы.

 

Содержание миссии

Имеется немало мнений о  том, каким должно быть содержание миссии организации. 
Так называемый четырехаспектный подход предполагает учитывать в формулировке миссии следующие аспекты: рыночный (продукция, стратегии, конкуренция, цели предприятия, рынки), социальный (учет интересов участников бизнеса, социальных групп, упоминания о корпоративной философии, культуре), частный (успехи бизнеса с точки зрения личных интересов владельцев), качественный (стремление бизнеса изменить условия, качество жизни общества, свойства социальной среды).  
Но все же грамотно сформулированная миссия организации должна отражать именно качественный аспект.

Другой подход советует учитывать  основные стратегические цели, стоящие  перед любой компанией на любом  рынке, и озвучивать приоритеты бизнеса  относительно каждой из них: общественной (вклад в местное сообщество, решение  конкретных общественных проблем), потребительской (удовлетворение запросов клиентов, учет потребностей поставщиков и партнеров), административно-территориальной (удовлетворение запросов конкретной системы, в структуре  которой работает фирма), предпринимательской (удовлетворения потребностей участников и совладельцев).

С точки зрения НЛП миссия предприятия включает три логических уровня: предназначение компании, идентификация, ценности компании. 

Трудно согласиться, что  миссия – “корпоративная идеология, ценностям которой соответствуют  сотрудники компании, и философия  которой отражается в их работе” (цитата – настоящая). Миссия – это  всего лишь миссия. Хорошо сформулированная миссия организации не нуждается в дополнительных расшифровках, дополнениях, не содержит никаких вложенных, расширяющих ее толкований, положений. Она является полноценным, самостоятельным документом, логически входящим в набор документов под общим названием “Идеология компании”.

Подводя итог вышесказанному, любая миссия в целом должна:

- указывать на сущность и назначение предприятия - это свойство будет описываться понятием (миссия-предназначение) (конкретное понятие, обозначающее вид деятельности фирмы, характер продукции и услуг, круг потребителей, дающее представление о причине ее возникновения и смысле существования).

- говорить о перспективности фирмы - значит иметь в виду стратегическое видение (взгляды менеджеров компании на то, какими видами деятельности собирается заниматься организация и каков долгосрочный курс).

- устанавливать принципы относительно ведения какого-либо конкретного дела, направления, бизнеса - это значит сформулировать понятие бизнес-идеи (определение потребностей покупателей, или что надо производить; определение группы покупателей, или для кого производятся товары; определение технологического и функционального исполнения, т. е. как удовлетворяются потребности покупателя).

- говорить о ценностных ориентациях фирмы - значит описывать понятие (миссия-ориентация) (широкое развернутое представление, раскрывающее систему ценностей, которых придерживается руководством и персоналом фирмы, что позволяет судить о ее поведении по отношению к обществу, потребителям и партнерам).

- сообщать о последних политических установках фирмы - заявлять о таком понятие, как (миссия-политика) (концентрирует в себе набор основных целей развития фирмы, что дает уже более четкое представление о ее поведении в ближайший период и на перспективу).

- раскрывать назначение и установки ведущих подразделений и других структурных единиц - иметь в виду понятие (миссия подразделений) (детализация миссии фирмы до уровня ее основных ведущих подразделений).

Понятие корпоративной  культуры

Теперь поговорим о  том, что такое корпоративная  культура, что она включает в себя и как это понятие связано  с целями и миссией фирмы.

Информация о работе Цели и миссия фирмы как элемент корпоративной культуры