Цели в системе управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2011 в 20:38, реферат

Описание

Для организации процесс выбора миссии и формирования целей является очень важным фактором на пути к успеху. Целевое начало в деятельности организации возникает отнюдь не только потому, что ей нужно иметь ориентиры, чтобы не погибнуть в изменяющемся окружении. В первую очередь целевое начало в деятельности организации возникает потому, что организация - это объединение людей, преследующих определенные цели.

Содержание

Введение...………………………………………………………………………………………………. 3

1.Миссия организации……………………………………………………………………………………. 4
2.Цели и планы……………………………………………………………………………………………. 4
3.Классификация целей …………………………………………………………………………………5
4.Свойства и требования к целям………………………………………………………………………... 6
5.Анализ целей и организационных систем……………………………………………………………...9
6.Методы формирования целей………………………………………………………………………….10
7.Метод «дерево целей» ……………………………………………………………………………… 11
8.Иерархия целей ...………………………………………………………………………………………12
9.Критерии эффективности целей ….…………………………………………………………………...12
10.Характеристики целей….………………………………………………………………………………12
11.Управление по целям (УПЦ) ………………………………………………………………………..15
12.Достоинства и проблемы УПЦ ………………………………………………………………………16
Заключение ….…………………………………………………………………………………………17

Список использованной литературы ...……………………………………………………………..

Работа состоит из  1 файл

цели в системе управления.doc

— 185.50 Кб (Скачать документ)

     Труднодостижимые, но реальные цели. Не так давно менеджер одной из американских фирм подсчитал, что для выполнения всех предложенных руководством задач рабочая неделя его и его подчиненных должна составлять не менее 100 часов. Единственный результат изначально недосягаемой цели – ухудшение морального состояния сотрудников. Точно так же постановка простых целей означает снижение мотивации работников к их достижению. Том Питерс, соавтор книги «В поисках эффективного управления» (In Search of Excellence), уверен что в лучших программах качества ставятся крайне амбициозные цели, которые заставляют работников «тянуться» к ним и тем самым соответствовать высоким стандартам. В компании Rubbermaid и 3M идут еще дальше. Исполнительный директор принял решение о том, что 30% продаж компании должны составлять товары, разработанные за последние 4 года (ранее – только 25%). Одна из задач менеджмента – контроль над ресурсным обеспечением поставленных целей (время, оборудование и денежные средства, которыми располагают отделы). 

     Четко определенный период времени. Постановка целей предполагает указание периодов времени, за который они должны быть достигнуты, т.е. определение крайних сроков, дат, к которым необходимо получить поставленные результаты. К примеру, компания может поставить цель пересмотреть должностные инструкции к 30 июня 1997 г. Если цель и стратегическая достигается через 2-3 года, целесообразно определить этапы ее достижения. К примеру, стратегическая цель по объему продаж может быть поставлена на 3 года вперед (в первый год - $100 млн., второй - $129 млн., в третий – на $165 млн.). 

     Непосредственная связь с уровнем вознаграждения. Воздействие целей на деятельность организации в конечном итоге зависит от повышения заработной платы, продвижения по служебной лестнице или иного, связанного с достижением, вознаграждения. Если сотрудник выполнил поставленную перед ним задачу, он должен получить заслуженную награду. Вознаграждение придает поставленным целям значимость и важность. Как правило, фиаско в достижении представлявшихся реальными целей объясняется факторами, неподконтрольными сотрудниками. Так, неспособность выполнить задачи в финансовой сфере может быть вызвана сокращением спроса или общим экономическим спадом. В этих условиях нельзя требовать от сотрудника достижения цели. И если работнику в трудных условиях удалось добиться выполнения хотя бы ряда задач, он должен быть вознагражден 

              Миссия 

            Производство  уникальных и стандартных изделий  из металлов для машиностроительных предприятий
 

Стратегические  цели 

            Президент

            Норма возврата инвестиций 12%.

            Увеличение  объема производства 5%. Отказ от массовых сокращений работников. Высокий уровень обслуживания покупателей.

                         

                                                                                Тактические цели

    Вице-президент  по финансам

    Объем счетов к оплате не должен превышать $500 тыс.

    Объем кредитов не должен превышать $1,25 млн.

    Бюджеты отделов должны предоставляться  один раз в месяц. Неоплаченные счета  не должны превышать 2% от объема продаж.

    Вице-президент  по производству

    Достижение  объема производства 1,2 млн. товарных единиц при средней себестоимости $19.

    Доля  забракованных изделий не должна превышать 3%, планируется повышение  производительности на 2%.

    Ответ на жалобы и предложения работников не должен занимать более 3 дней.

    Вице-президент  по маркетингу

    Объем реализации 1,2 млн. товарных единиц при средней цене $27.

    Представить на рынок одну новую товарную линию.

    Повысить  объемы сбыта на новых рынках на 5%.

    Открыть один новый сбытовой офис.

    Добить  расширения доли рынка компании до 19%.

 

Операционные  цели 

    Менеджер  по работе с дебиторами

    Выставление счетов к оплате осуществляется в  течение 5 дней после заключения сделки.

    Проверка  кредитоспособности новых покупателей  в течение одного рабочего дня.

    Не допускать  задержки в оплате счетов более чем  на 5 месяцев.

    Раз в  неделю связываться с покупателями, не оплатившими выставленные счета. 

    Мастер  участка станков  с числовым программным  управлением

    Изготовление 150 тыс. штук стандартных заготовок  при средней себестоимости $16.

    Время простоя  оборудования не должно превышать 7%.

    Доля  забракованных изделий не должна превышать 3%.

    Ответ на жалобы и предложения рабочих  осуществляется в течение 24 часов.

    Менеджер  по сбыту в регионе

    Ответы  на запросы покупателей осуществляются в течение 2 часов.

    Объем реализации продукции 120,6 тыс. единиц.

    Контроль  за соблюдением торговыми агентами следующих правил: посещение одного нового покупателя в день; осуществление контактов с крупными покупателями не реже 1 раза в месяц; осуществление контактов с покупателями не реже 1 раза в 2 месяца.

 

Рис. 2 - Иерархия целей производственного предприятия 
 

      После того как определены стратегические, тактические и оперативные цели, менеджменту необходимо принять  решение о наиболее адекватном в  конкретной ситуации подходе к планированию. Критическими факторами успеха в данном случае являются гибкость и адаптивность целей относительно изменяющихся условий внешней среды. Наиболее популярными подходами к планированию являются управление по целям, одноразовые планы, постоянные планы и ситуационные планы (сценарии).  

Управление  по целям 

      Управление  по целям (УПЦ) – это метод планирования, предусматривающий определение менеджерами и сотрудниками целей для каждого отдела, проекта и работника, используемых для наблюдения за последующими результатами деятельности организации. Модель УПЦ представлена на рис. 3. Эффективный процесс УПЦ включает в себя следующие стадии: 

     1 Постановка целей. Самый сложный этап управления. В постановке целей участвуют работники всех уровней. Процесс постановки целей не ограничивается рамками рутинных операций и призван ответить на вопрос: «К чему мы стремимся?». Цели должны быть конкретны и реалистичны, их достижение - ограничено во времени. Кроме того, за решение поставленных задач должны нести ответственность конкретные сотрудники. Цели могут быть количественными или качественными (в зависимости от измеримости желаемых результатов). Количественные цели выражаются в цифрах, например: «в декабре торговый агент К. Джоунс должен найти 16 новых клиентов». Качественные цели звучат более пространно: «в следующем году маркетологи должны добиться повышения качества обслуживания потребителей и сокращения числа жалоб клиентов». Очень важно, чтобы в процессе постановки целей принимали участие большинство сотрудников, что стимулирует работников к их достижению. Если работа ведется в командах, в процессе постановки целей может принимать участие каждый член группы.

     2 Разработка планов действий. План действия определяет конкретные шаги, необходимые для достижения поставленных целей. Такие планы разрабатываются как для отделов, так и для сотрудников.

     3 Контроль над движением к целям. Периодически менеджеры должны контролировать «график» движения к целям, чтобы убедиться в том, что планы действия работают. Контроль обычно проводиться через 3, 6 и 9 месяцев после начала планового периода. Однако разработанный «маршрут» не является самоцелью, возможно, ситуация требует изменения намеченного курса. Главное – достижение конечных целей.

     4 Оценка результатов деятельности. Последняя стадия процесса УПЦ заключается в оценке достигнутых результатов целей, отделов и работников. Оценка может быть положена в основу системы вознаграждения (к примеру, уровень результатов определяет и уровень заработной платы). Оценка деятельности отдела или компании в целом служит основанием для постановки цели на следующий год, и цикл УПЦ возобновляется. УПЦ может применяться во всех компаниях. 

                                                     

                                                                                 Стадия 1: постановка целей

                              Стадия 2:

                                                                                     разработка

       планов

       действий 
 

     Стадия 4:

оценка

результатов

деятельности

                                              
 
 
 
 

                                                                 

       Стадия 3: контроль над движением  к целям 

Рис. 3 – Модель процесса управления по целям 

Достоинства и проблемы УПЦ 

      Большинство менеджеров оценивают УПЦ как  весьма эффективный управленческий метод, ориентирующих сотрудников на решение конкретных задач. Как и при внедрение любой системы, правильное использование УПЦ позволяет менеджменту рассчитывать на получение определенных выгод. В противном случае следует быть готовым к возникновению проблем (см. табл. 3).

      Правильное использование УПЦ позволяет компании рассчитывать на целый ряд выгод. Прежде всего концентрация усилий и менеджеров и работников на корпоративных целях способствует повышению вероятности их достижения. Во-вторых, улучшаются показатель деятельности компании, так как работники заинтересованы в достижении целей.

Более того, участие  сотрудников в процессе постановки целей и распоряжении ресурсами, благоприятствует повышению мотивации. В-третьих, цели низших уровней соответствуют  целям компании в целом, а значит, способствуют их достижению.

      Однако  в тех случаях, когда во внешней  среде или в компании происходят существенные изменения, эффективность  УПЦ снижается. Для того чтобы  верно оценить деятельность сотрудников  и сравнить фактические результаты с целевыми, необходима некоторая стабильность как внутри, так и вне организации. Негативное воздействие на эффективность УПЦ оказывают напряженные отношения между работодателем и сотрудниками, недоверие между менеджерами и подчиненными. В некоторых случаях происходит подмена одних целей другими, когда, к примеру, работников фокусируется исключительно на оперативных задачах, которые могут не совпадать с корпоративными целями. В некоторых организациях возникает другая проблема: существующие в ней излишне жесткие, механические полномочия и правила не соответствуют принципам УПЦ – совместной работе начальника и подчиненных. И наконец, УПЦ предполагает выполнение определенного объема бумажной работы. Но если отчеты превалируют над реальной работой, значит действенность УПЦ начинает снижаться. 
 
 
 
 

Таблица 3 – Преимущества и проблемы УПЦ 

     
              Преимущества УПЦ
     
                      Проблемы УПЦ
    1. Усилия менеджеров и работников концентрируются на направленных на достижение целей действия
    2. Применение УПЦ позволяет добиться улучшения результатов деятельности на всех уровнях организации
    3. Работники мотивированы к достижению целей
    4. Цели отделов и работников соответствуют целям компании
    1. Перманентные изменения внешней среды не позволяют использовать УПЦ в качестве основы менеджмента
    2. Плохие отношения между работодателем и работниками снижают эффективность УПЦ
    3. Возрастает вероятность конфликта между операционными и стратегическими целями
    4. УПЦ вступает в противоречие с механической структурой организации и воззрениями, не признающими ценности участия работников в управлении
    5. Связанный с УПЦ большой объем бумажной работы отнимает слишком много энергии
 
 

   
 
 

Заключение

 

Информация о работе Цели в системе управления