Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2011 в 20:38, реферат
Для организации процесс выбора миссии и формирования целей является очень важным фактором на пути к успеху. Целевое начало в деятельности организации возникает отнюдь не только потому, что ей нужно иметь ориентиры, чтобы не погибнуть в изменяющемся окружении. В первую очередь целевое начало в деятельности организации возникает потому, что организация - это объединение людей, преследующих определенные цели.
Введение...………………………………………………………………………………………………. 3
1.Миссия организации……………………………………………………………………………………. 4
2.Цели и планы……………………………………………………………………………………………. 4
3.Классификация целей …………………………………………………………………………………5
4.Свойства и требования к целям………………………………………………………………………... 6
5.Анализ целей и организационных систем……………………………………………………………...9
6.Методы формирования целей………………………………………………………………………….10
7.Метод «дерево целей» ……………………………………………………………………………… 11
8.Иерархия целей ...………………………………………………………………………………………12
9.Критерии эффективности целей ….…………………………………………………………………...12
10.Характеристики целей….………………………………………………………………………………12
11.Управление по целям (УПЦ) ………………………………………………………………………..15
12.Достоинства и проблемы УПЦ ………………………………………………………………………16
Заключение ….…………………………………………………………………………………………17
Список использованной литературы ...……………………………………………………………..
Труднодостижимые,
но реальные цели. Не так давно менеджер
одной из американских фирм подсчитал,
что для выполнения всех предложенных
руководством задач рабочая неделя его
и его подчиненных должна составлять не
менее 100 часов. Единственный результат
изначально недосягаемой цели – ухудшение
морального состояния сотрудников. Точно
так же постановка простых целей означает
снижение мотивации работников к их достижению.
Том Питерс, соавтор книги «В поисках эффективного
управления» (In Search
of Excellence), уверен что в лучших программах
качества ставятся крайне амбициозные
цели, которые заставляют работников «тянуться»
к ним и тем самым соответствовать высоким
стандартам. В компании Rubbermaid
и 3M идут еще дальше. Исполнительный
директор 3М принял решение о том, что
30% продаж компании должны составлять
товары, разработанные за последние 4 года
(ранее – только 25%). Одна из задач менеджмента
– контроль над ресурсным обеспечением
поставленных целей (время, оборудование
и денежные средства, которыми располагают
отделы).
Четко
определенный период
времени. Постановка целей предполагает
указание периодов времени, за который
они должны быть достигнуты, т.е. определение
крайних сроков, дат, к которым необходимо
получить поставленные результаты. К примеру,
компания может поставить цель пересмотреть
должностные инструкции к 30 июня 1997 г.
Если цель и стратегическая достигается
через 2-3 года, целесообразно определить
этапы ее достижения. К примеру, стратегическая
цель по объему продаж может быть поставлена
на 3 года вперед (в первый год - $100 млн.,
второй - $129 млн., в третий – на $165 млн.).
Непосредственная связь с уровнем вознаграждения. Воздействие целей на деятельность организации в конечном итоге зависит от повышения заработной платы, продвижения по служебной лестнице или иного, связанного с достижением, вознаграждения. Если сотрудник выполнил поставленную перед ним задачу, он должен получить заслуженную награду. Вознаграждение придает поставленным целям значимость и важность. Как правило, фиаско в достижении представлявшихся реальными целей объясняется факторами, неподконтрольными сотрудниками. Так, неспособность выполнить задачи в финансовой сфере может быть вызвана сокращением спроса или общим экономическим спадом. В этих условиях нельзя требовать от сотрудника достижения цели. И если работнику в трудных условиях удалось добиться выполнения хотя бы ряда задач, он должен быть вознагражден
Миссия
Производство уникальных и стандартных изделий из металлов для машиностроительных предприятий |
Стратегические
цели
Президент
Норма возврата инвестиций 12%. Увеличение объема производства 5%. Отказ от массовых сокращений работников. Высокий уровень обслуживания покупателей. |
Вице-президент
по финансам
Объем счетов к оплате не должен превышать $500 тыс. Объем кредитов не должен превышать $1,25 млн. Бюджеты отделов должны предоставляться один раз в месяц. Неоплаченные счета не должны превышать 2% от объема продаж. |
Вице-президент
по производству
Достижение объема производства 1,2 млн. товарных единиц при средней себестоимости $19. Доля забракованных изделий не должна превышать 3%, планируется повышение производительности на 2%. Ответ на жалобы и предложения работников не должен занимать более 3 дней. |
Вице-президент
по маркетингу
Объем реализации 1,2 млн. товарных единиц при средней цене $27. Представить на рынок одну новую товарную линию. Повысить объемы сбыта на новых рынках на 5%. Открыть один новый сбытовой офис. Добить расширения доли рынка компании до 19%. |
Операционные
цели
Менеджер
по работе с дебиторами
Выставление счетов к оплате осуществляется в течение 5 дней после заключения сделки. Проверка кредитоспособности новых покупателей в течение одного рабочего дня. Не допускать задержки в оплате счетов более чем на 5 месяцев. Раз в
неделю связываться с покупателями,
не оплатившими выставленные счета. |
Мастер
участка станков
с числовым программным
управлением
Изготовление 150 тыс. штук стандартных заготовок при средней себестоимости $16. Время простоя оборудования не должно превышать 7%. Доля забракованных изделий не должна превышать 3%. Ответ на жалобы и предложения рабочих осуществляется в течение 24 часов. |
Менеджер
по сбыту в регионе
Ответы
на запросы покупателей Объем реализации продукции 120,6 тыс. единиц. Контроль за соблюдением торговыми агентами следующих правил: посещение одного нового покупателя в день; осуществление контактов с крупными покупателями не реже 1 раза в месяц; осуществление контактов с покупателями не реже 1 раза в 2 месяца. |
Рис. 2 - Иерархия
целей производственного предприятия
После
того как определены стратегические,
тактические и оперативные
Управление
по целям
Управление
по целям (УПЦ) – это метод планирования,
предусматривающий определение менеджерами
и сотрудниками целей для каждого отдела,
проекта и работника, используемых для
наблюдения за последующими результатами
деятельности организации. Модель УПЦ
представлена на рис. 3. Эффективный процесс
УПЦ включает в себя следующие стадии:
1 Постановка целей. Самый сложный этап управления. В постановке целей участвуют работники всех уровней. Процесс постановки целей не ограничивается рамками рутинных операций и призван ответить на вопрос: «К чему мы стремимся?». Цели должны быть конкретны и реалистичны, их достижение - ограничено во времени. Кроме того, за решение поставленных задач должны нести ответственность конкретные сотрудники. Цели могут быть количественными или качественными (в зависимости от измеримости желаемых результатов). Количественные цели выражаются в цифрах, например: «в декабре торговый агент К. Джоунс должен найти 16 новых клиентов». Качественные цели звучат более пространно: «в следующем году маркетологи должны добиться повышения качества обслуживания потребителей и сокращения числа жалоб клиентов». Очень важно, чтобы в процессе постановки целей принимали участие большинство сотрудников, что стимулирует работников к их достижению. Если работа ведется в командах, в процессе постановки целей может принимать участие каждый член группы.
2 Разработка планов действий. План действия определяет конкретные шаги, необходимые для достижения поставленных целей. Такие планы разрабатываются как для отделов, так и для сотрудников.
3 Контроль над движением к целям. Периодически менеджеры должны контролировать «график» движения к целям, чтобы убедиться в том, что планы действия работают. Контроль обычно проводиться через 3, 6 и 9 месяцев после начала планового периода. Однако разработанный «маршрут» не является самоцелью, возможно, ситуация требует изменения намеченного курса. Главное – достижение конечных целей.
4
Оценка результатов
деятельности. Последняя стадия процесса
УПЦ заключается в оценке достигнутых
результатов целей, отделов и работников.
Оценка может быть положена в основу системы
вознаграждения (к примеру, уровень результатов
определяет и уровень заработной платы).
Оценка деятельности отдела или компании
в целом служит основанием для постановки
цели на следующий год, и цикл УПЦ возобновляется.
УПЦ может применяться во всех компаниях.
Стадия 2:
планов
действий
Стадия 4:
оценка
результатов
деятельности
Стадия 3: контроль над движением
к целям
Рис. 3 – Модель
процесса управления по целям
Достоинства
и проблемы УПЦ
Большинство менеджеров оценивают УПЦ как весьма эффективный управленческий метод, ориентирующих сотрудников на решение конкретных задач. Как и при внедрение любой системы, правильное использование УПЦ позволяет менеджменту рассчитывать на получение определенных выгод. В противном случае следует быть готовым к возникновению проблем (см. табл. 3).
Правильное использование УПЦ позволяет компании рассчитывать на целый ряд выгод. Прежде всего концентрация усилий и менеджеров и работников на корпоративных целях способствует повышению вероятности их достижения. Во-вторых, улучшаются показатель деятельности компании, так как работники заинтересованы в достижении целей.
Более того, участие сотрудников в процессе постановки целей и распоряжении ресурсами, благоприятствует повышению мотивации. В-третьих, цели низших уровней соответствуют целям компании в целом, а значит, способствуют их достижению.
Однако
в тех случаях, когда во внешней
среде или в компании происходят
существенные изменения, эффективность
УПЦ снижается. Для того чтобы
верно оценить деятельность сотрудников
и сравнить фактические результаты
с целевыми, необходима некоторая стабильность
как внутри, так и вне организации. Негативное
воздействие на эффективность УПЦ оказывают
напряженные отношения между работодателем
и сотрудниками, недоверие между менеджерами
и подчиненными. В некоторых случаях происходит
подмена одних целей другими, когда, к
примеру, работников фокусируется исключительно
на оперативных задачах, которые могут
не совпадать с корпоративными целями.
В некоторых организациях возникает другая
проблема: существующие в ней излишне
жесткие, механические полномочия и правила
не соответствуют принципам УПЦ – совместной
работе начальника и подчиненных. И наконец,
УПЦ предполагает выполнение определенного
объема бумажной работы. Но если отчеты
превалируют над реальной работой, значит
действенность УПЦ начинает снижаться.
Таблица 3 – Преимущества
и проблемы УПЦ
Преимущества УПЦ |
Проблемы УПЦ |
|
|