Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 21:30, курсовая работа
Взаимодействие государства и частного сектора для решения общественно значимых задач имеет давнюю историю, в том числе и в России. Однако наиболее актуальным ГЧП стало в последние десятилетия. С одной стороны, усложнение социально-экономической жизни затрудняет выполнение государством общественно значимых функций. С другой стороны, бизнес заинтересован в новых объектах для инвестирования. ГЧП представляет собой альтернативу приватизации жизненно важных, имеющих стратегическое значение объектов государственной собственности.
Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Государственно-частное партнерство как система экономических отношений……………………………………………………………………….5
1.1. Сущность государственно-частного партнерства……………………...5
1.2. Модели государственно - частного партнерства……………………..10
1.3. Эффективность взаимодействия государства и бизнеса……………..14
Глава 2. Государственно-частное партнерство в условиях российской экономики. ………………………………………………………………………17
2.1. Необходимость государственно-частного партнерства в России. ……17
2.2. Особенности государственно-частного партнерства в России………22
2.3. Проблемы реализации государственно-частного партнерства в отечественной экономике……………………………………………………….27
Глава 3. Перспективы развития государственно-частного партнерства в России…………………………………………………………………………….33
4.Заключение…………………………………………………………………..39
5. Список использованной литературы…………………………………... 40
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Государственно-частное
партнерство как система экономических
отношений………………………………………………………
1.1. Сущность государственно-частного партнерства……………………...5
1.2. Модели государственно - частного партнерства……………………..10
1.3. Эффективность взаимодействия государства и бизнеса……………..14
Глава 2. Государственно-частное
партнерство в условиях российской экономики. …………………………………………………
2.1. Необходимость государственно-частного партнерства в России. ……17
2.2. Особенности государственно-частного партнерства в России………22
2.3. Проблемы реализации
государственно-частного партнерства
в отечественной экономике………………………………………………………
Глава 3. Перспективы развития
государственно-частного партнерства
в России………………………………………………………………
4.Заключение………………………………………………
5. Список использованной литературы…………………………………... 40
Введение.
Взаимодействие государства и частного сектора для решения общественно значимых задач имеет давнюю историю, в том числе и в России. Однако наиболее актуальным ГЧП стало в последние десятилетия. С одной стороны, усложнение социально-экономической жизни затрудняет выполнение государством общественно значимых функций. С другой стороны, бизнес заинтересован в новых объектах для инвестирования. ГЧП представляет собой альтернативу приватизации жизненно важных, имеющих стратегическое значение объектов государственной собственности.
В числе базовых признаков государственно-частных партнёрств в узкой (экономической) трактовке можно назвать следующие:
- сторонами ГЧП являются государство и частный бизнес;
- взаимодействие сторон закрепляется на официальной, юридической основе;
- взаимодействие сторон имеет равноправный характер;
- ГЧП имеет чётко выраженную
публичную, общественную
- в процессе реализации
проектов на основе ГЧП
- финансовые риски и
затраты, а также достигнутые
результаты распределяются
Как правило, ГЧП предполагает, что не государство подключается к проектам бизнеса, а, наоборот, государство приглашает бизнес принять участие в реализации общественно значимых проектов.
Партнерство государства с частным сектором является ключевым компонентом новой инновационной политики России, поскольку, при правильной организации, оно обеспечивает получение более широких преимуществ от капиталовложений в государственные исследования, создавая благоприятные предпосылки для устойчивого инновационного развития, являющего стратегическим фактором экономического роста.
Актуальность выбранной темы работы обусловлена тем, что необходимое условие развития эффективной рыночной экономики должно иметь прочную основу в виде государственно-частного партнерства (ГЧП).
Цель данной работы: определение государственной роли в экономике РФ и партнерства государства и частного сектора.
Для достижения поставленной цели, были поставлены следующие задачи:
- рассмотреть роль государства в экономике;
- выявить особенности ГЧП в России;
- определить факторы, обусловливающие эффективность развития государственно-частного партнерства в нашей стране;
Объектом исследования
выступает Государственно-
Стоит отметить, что общетеоретические моменты освещены в учебном пособии «Государственно-частное партнерство. Теория и практика » под ред. В.Г. Варнавского, А.В. Клименко, А.В. Королева, а также в статьи М. Дерябиной «Государственно-частное партнерство: теория и практика», Д.М. Амунц «Государственно-частное партнерство». Вопросам ГЧП посвящены информационные порталы, такие как: «ГЧП-РОССИЯ.РУ», «Экономический портал»; межрегиональное общественное движение «За правовую поддержку отечественных товаропроизводителей»; Сайт председателя комитета по экономической политике и предпринимательству Государственной Думы ФС РФ Е.А. Федорова.
Глава 1. Государственно-частное партнерство как система экономических отношений.
Международный и отечественный опыт, накопленный в течение последних 15-20 лет, свидетельствует, что одним из основных механизмов расширения ресурсной базы и мобилизации неиспользованных резервов для экономического развития, повышения эффективности управления государственной и муниципальной (общественной) собственностью является государственно-частное партнерство (ГЧП). Такое партнерство представляет собой относительно новое явление в мировом хозяйстве, отражающее процессы расширения и усложнения форм взаимодействия государства и бизнеса.[1, c 7]1
Развитие ГЧП определяется несколькими основными факторами, влияющими на расширение масштабов и форм взаимодействия государства и бизнеса.
Во-первых, ГЧП является одним из механизмов смешанной экономики, позволяющим развивать отношения бизнеса и государства.
Во-вторых, ГЧП позволяет вовлекать ресурсы частного сектора в процессы воспроизводства в отраслях и сферах, находящихся в собственности государства и местных органов власти, а также использовать частную предпринимательскую инициативу для повышения эффективности расходования бюджетных средств.
В-третьих, объединение усилий и ресурсов бизнеса и государства в рамках конкретных проектов формирует их дополнительные конкурентные преимущества. Бизнес по сравнению с государственными институтами обладает большей мобильностью, быстротой принятия решений, способностью к нововведениям, стремлением к поиску технических и технологических улучшений для обеспечения конкурентоспособности. Правительство же, в свою очередь, может обеспечить более успешную реализацию проектов ГЧП путем создания стабильной нормативной правовой базы, проведения организационных мероприятий, в том числе по взаимодействию с гражданским обществом, а также использования финансово-экономических рычагов: субсидий, гарантий, стимулирующего налогообложения и других видов поддержки.[1, c 11]2
Государственно-частное партнерство в мировой практике донимается двояко. Во-первых, как система отношений государства и бизнеса, которая широко используется в качестве инструмента национального, международного, регионального, городского, муниципального экономического и социального развития. Во-вторых, как конкретные проекты, реализуемые совместно государственными органами и частными компаниями на объектах государственной и муниципальной собственности..
В определении
ГЧП, принятой за рубежом,
Предмет
ГЧП составляют
И в
этом плане государство и
Существует
много различных определений
ГЧП. Наиболее общее из них
дает Всемирный банк: «ГЧП –
это соглашения между
В российской литературе последних лет приводятся различные трактовки ГЧП, например, такая: «Государственно– частное партнерство – это правовой механизм согласования интересов и обеспечения равноправия государства и бизнеса в рамках реализации экономических проектов, направленных на достижение целей государственного управления»[11]4. Определение стало бы более корректным, если бы не содержало указаний на «равноправие» государства и бизнеса, поскольку равноправие сторон в контрактах ГЧП является не безусловным и неоднозначно трактуется в законодательстве и судебной практике различных стран.
Государственно - частное партнерство собой совокупность общественных отношений, которые находятся на стыке публичного и частного права и регулируются различными отраслями права.
В системе нормативных правовых актов, определяющих принципы и правила взаимодействия государства и бизнеса, следует выделить:
Федеральное законодательство, предметом которого являлось бы государственно-частное партнерство, в России пока не получило развития. Единственным специальным нормативным правовым актом является Федеральный закон от 21 июля 2005 г. №115-ФЗ «О концессионных соглашениях», определяющий порядок применения механизма концессии при реализации проектов ГЧП [1, c 16-17]5.
Государственно
– частное партнерство
Каждый такой совместный
проект государства с бизнесом
является временным, поскольку
создается, как правило, на
определенный срок и для
1.2. Модели ГЧП
В зависимости от характера решаемых в рамках ГЧП конкретных задач все множество существующих и вновь возникающих форм партнерств можно подразделить на отдельные типы (модели).
Для задач ГЧП различают организационные модели, модели финансирования и кооперации.
При реализации
проектов ГЧП используются
Наиболее распространенный тип в проектах ГЧП - это концессии. Модель финансирования представляет собой коммерческий наем, аренда, лизинг и различные формы финансирования. Модель кооперации это объединение усилий партнеров, представленное в различных формах и методах для создания новой потребительской стоимости как публичного блага. Обычно такая кооперация представляет собой сложную структуру, особенно в сфере производства.
Формы ГЧП представляют собой: