Частно-государственное партнерство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 21:30, курсовая работа

Описание

Взаимодействие государства и частного сектора для решения общественно значимых задач имеет давнюю историю, в том числе и в России. Однако наиболее актуальным ГЧП стало в последние десятилетия. С одной стороны, усложнение социально-экономической жизни затрудняет выполнение государством общественно значимых функций. С другой стороны, бизнес заинтересован в новых объектах для инвестирования. ГЧП представляет собой альтернативу приватизации жизненно важных, имеющих стратегическое значение объектов государственной собственности.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Государственно-частное партнерство как система экономических отношений……………………………………………………………………….5
1.1. Сущность государственно-частного партнерства……………………...5
1.2. Модели государственно - частного партнерства……………………..10
1.3. Эффективность взаимодействия государства и бизнеса……………..14
Глава 2. Государственно-частное партнерство в условиях российской экономики. ………………………………………………………………………17
2.1. Необходимость государственно-частного партнерства в России. ……17
2.2. Особенности государственно-частного партнерства в России………22
2.3. Проблемы реализации государственно-частного партнерства в отечественной экономике……………………………………………………….27
Глава 3. Перспективы развития государственно-частного партнерства в России…………………………………………………………………………….33
4.Заключение…………………………………………………………………..39
5. Список использованной литературы…………………………………... 40

Работа состоит из  1 файл

МЕНЕДЖМЕНТ КУРСОВАЯ.docx

— 88.31 Кб (Скачать документ)

Различают концессии нескольких типов, но мы остановим свое внимание на некоторых из них:

  • СУП, (BOT) (строительство - управление - передача (Build, Operate, Transfer)). Здесь инфраструктурный объект создается за счет концессионера, который после завершения строительства получает право эксплуатации сооруженного объекта в течении срока, достаточного для окупаемости вложенных средств. После этого объект передается государству. Частный партнер при этом имеет право пользования, но не собственности.
  • СВУП, BOOT (строительство - владение - управление - передача (Built, Own, Operate, Transfer)). В этом случае частный партнер получает право пользования и право владения объектом в течение срока действия соглашения. После этого объект передается публичной власти.
  • СВУ,BOO (строительство - владение - управление (Built, Own, Operate)). При таком раскладе созданный объект по истечении срока действия не передается публичной власти, а остается в распоряжении инвестора.
  • ПСВУП, DBOOT (проектирование - строительство - владение - управление - передача (Design, Build, Own, Operate, Transfer)). Особенностью соглашений этого типа состоит в ответственности частного партнера не только за строительство инфраструктурного объекта, но и за его проектирование.

   Приводя итог вышеизложенному, можно говорить о существенном влиянии государственно-частного партнерства и его результатах: это развитие новых отраслей инфраструктуры и общества, это приток инвестиций и движение капитала в тех отраслях, где имелся некий «застой», происходит развитие и внедрение технологий, новых методов управления и организации. Партнерство государства с частным сектором является ключевым компонентом новой инновационной политики, поскольку, при правильной организации, оно обеспечивает получение более широких преимуществ от капиталовложений в государственные исследования, создавая благоприятные предпосылки для устойчивого инновационного развития, являющего стратегическим фактором экономического роста.

1.3.Эффективность взаимодействия государства и бизнеса.

   Развитие эффективных институтов взаимодействия государства и бизнеса является одним из важных условий формирования эффективной экономической политики, повышения инновационной активности, развития экономической и социальной инфраструктуры (выступления на семинаре ответственного сотрудника Минэкономразвития РФ Артема Шадрина.)

   ГЧП по своей экономической природе является результатом развития традиционных механизмов взаимодействия хозяйственных взаимоотношений между государственной властью и частным сектором в целях разработки, планирования, финансирования, строительства и эксплуатации объектов инфраструктуры. Таким образом, партнерство государства и частного сектора можно охарактеризовать как долгосрочное взаимодействие с целью привлечения дополнительных источников финансирования, достижения успешного выполнения обязанностей муниципалитета.

     Государственно-частное партнерство отражает сложившиеся в мире тенденции целенаправленного вовлечения финансовых ресурсов и достижений современного менеджмента из частного сектора в сферу ответственной деятельности публичного сектора. При этом государственно-частное партнерство представляет собой только одну из форм возможных взаимодействий, имеющую свою специфическую правовую, экономическую, социальную и т.д. базу, свои характерные особенности, сферы приложения и мотивацию для каждой из участвующих сторон. Следует подчеркнуть, что существуют и другие, альтернативные партнерству формы взаимодействий, позволяющие достичь аналогичных целей, поставленным участниками, как, например, контракты, заказы и иные договорные формы гражданско-правовых отношений между хозяйствующими субъектами. Но при всем возможном разнообразии любые формы взаимодействий в своей основе и в конечном счете призваны обеспечить вполне определенную выгоду, эффект для каждого из участников, лучший именно при реализации выбранной формы взаимодействий. При этом упомянутые эффекты могут лежать в разных для каждого из участников областях, иметь различную и достаточно сложную меру и далеко не только в пространстве финансовых показателей .

   Таким образом, решение задачи оценки и обеспечения эффективных взаимодействий в форме партнерства государственных и частных участников предполагает понимание, исследование и адресное представление сущности и характеристик двух главных компонентов: эффективности и партнерства, собственно феномена государственно-частного партнерства и особенностей оценки эффективности для такой формы взаимодействий участников.

   В общем случае понятие эффективности отражает взаимосвязь полученных результатов (управления, производства, сделок, взаимодействий и т.д.) и затрат, понесенных для их достижения. Категорию эффективности относят к понятиям критериальности – ключевым в определениях управления для систем любого типа. Обеспечение эффективности - одна из важнейших проблем в исследованиях и разработках систем управления, в том числе для предоставления предусмотренных обязательствами государства услуг населению, управления объектами государственной собственности, развития инфраструктуры и реализации соответствующих инвестиционных проектов. Все названное необходимо делать определенно лучшим образом и, в частности, эффективно, в смысле возможно более лучшего соотношения производимых затрат и достигаемых результатов. Критериальность как требование управлять именно лучшим образом может проявляться в различных формах. Результаты и затраты могут носить сложный, многомерный характер, в самых разнообразных пространствах количественных и качественных показателей. И лишь в нечастых случаях, когда измерение затрат и результатов удается проводить в единообразном пространстве финансовых показателей (к чему, однако, большинство исследователей и практиков как раз настойчиво стремится), проблема эффективности получает ясное толкование типа рентабельности и чистого приведенного дохода. В то же время, в контексте выявления лучших управлений в различных областях деятельности и применительно к различным условиям и постановкам задач используют более широкий круг толкований критериальности. В их числе: результативность и качество управления.

В целом же, к настоящему времени, несмотря на определенное доминирование  критериев финансово-экономической  эффективности, единообразной трактовки, указывающей на аналогии, отличия  и взаимосвязи используемого  разнообразия понятий для определения  лучшего управления, не сложилось. Это  в полной мере относится и к  государственному управлению, в том  числе управлению рассматриваемыми взаимодействиями государственных  и частных структур.

Вместе с тем, конструктивным из рассмотренного является понимание  того, что оценка эффективности партнерских  отношений и проектов государственно-частного партнерства в социально-экономической  сфере может иметь сложную, различную  для каждого из участников природу, носить неоднозначный характер и  включать разнообразные показатели количественной и качественной меры. А условия взаимодействий, сопровождающие проект риски могут изменяться с  течением длительного жизненного цикла  проектов. Понимание всего этого, в первую очередь, важно для государственного участника как менее изощренного  в аналитических исследованиях  эффективности управления вообще и, в частности, многовариантных оценочных  расчетах эффективности инвестиционных проектов, к специфическому классу которых относятся крупномасштабные проекты государственно-частного партнерства [2]8.

 

Глава 2. Государственно-частное  партнерство в условиях российской экономики.

2.1. Необходимость  государственно-частного партнерства  в России.

   В настоящее время в рамках экономической глобализации усиливается тенденция к активизации отношений между государством и частным бизнесом в направлении проникновения капитала в сферу государственной собственности. Одновременно изменяются функции государства и задачи, связанные с разгосударствлением отдельных сфер экономики внутри страны, распространением и расширением влияния частного сектора на мировую экономику. В этой связи неотъемлемым условием нормального функционирования многосекторной экономики смешенного типа с рыночными механизмами является конструктивное взаимодействие бизнеса, государственных и общественных институтов.

   Непременным условием  успешной реализации планов ГЧП  являются институциональные факторы:  разработка соответствующего законодательства, обеспечение прозрачности деятельности частных компаний на объектах государственной и муниципальной собственности, выработка четких рекомендаций и инструкций, строгое следование государства постулатам объявленной политики и принципам ГЧП, стабильной общей политической обстановки.

   С учетом сложившихся обстоятельств и мировых тенденций в настоящее время в России развитие эффективных институтов взаимодействия власти и бизнеса становится одним из важнейших условий формирования эффективной экономической политики, повышения инвестиционной и инновационной активности как в целом по стране, так и в отдельных регионах. Такое взаимодействие при использовании адекватных региональных стратегий позволит увеличить темпы роста ВВП, повысить эффективность бюджетного сектора экономики, снизить издержки всех уровней при реализации инфраструктурных проектов. При этом развитие инфраструктуры, как одного из условий устойчивого развития экономики России, должно являться не самоцелью, а реально способствовать качественному изменению структуры национальной экономики, повышению ее конкурентоспособности в мире. В современном понимании партнерство государства и бизнеса представляет институциональный и организационный альянс между государством и частными компаниями, банками, международными финансовыми организациями и другими институтами в целях реализации общественно значимых проектов. Характер этого взаимодействия, методы и конкретные формы могут существенно различаться в зависимости от зрелости и национальных особенностей рыночных отношений. При этом государство никогда не бывает свободным от выполнения своих социально ответственных функций, связанных с общенациональными интересами, а бизнес, в свою очередь, всегда остается источником и ускорителем процесса инновационного развития и приращения общественного богатства. Институциональная среда, в которой партнерство существует, представляет собой относительно новую ступень в развитии партнерских отношений, проявившуюся в период либерализации и призванную сыграть важную роль в совершенствовании рыночных структур и экономики в целом. Развивающееся партнерство, в отличие от традиционных отношений, создает свои базовые модели финансирования, отношений собственности и методов управления. При этом рациональное использование государственного капитала является необходимым условием удовлетворительной динамики как развитой, так и развивающейся рыночной экономики. С другой стороны, именно частное предпринимательство отличает мобильность, высокая эффективность использования ресурсов, склонность к инновациям. Использовать преимущества обеих форм собственности без глубоких социальных перемен и потрясений как раз и оказывается возможным в рамках разнообразных форм и методов государственно-частного партнерства. В настоящее время, при непосредственном участии бизнеса, в России создан достаточно обширный спектр институтов развития и форм ГЧП: торгово-промышленные палаты, особые экономические зоны, технопарки, Инвестиционный фонд Российской Федерации, ОАО "Российская венчурная компания" и т.д.. Задача развития ГЧП может быть успешно решена не только за счет эффективного взаимодействия власти и бизнеса, но и при активном участии в инвестиционном процессе институтов развития, финансовых организаций, в том числе международных.

   Очевидно, что на темпы развития проектов ГЧП оказывает влияние общая экономическая и политическая ситуация в стране. Экономический рост последних лет, политическая стабильность, повышение налоговых поступлений в бюджеты всех уровней, развитие законодательной базы в стране, рост благосостояния населения создают в целом благоприятную среду для расширения практики ГЧП, которое становится одним из значимых институтов многосекторной экономики смешенного типа в России. Большой оптимизм в осуществлении программы инновационно-инвестиционного развития страны в формате ГЧП придает выступление Президента Российской Федерации Д.А. Медведева на Президиуме Госсовета России 27 марта 2008 года: "Малый бизнес – это база для развития предпринимательской активности и основа для расширения среднего класса, а вы знаете те задачи, которые мы сами для себя сформулировали, с которыми некоторое время назад выступил Владимир Владимирович Путин, – чтобы к 2020 году численность малого бизнеса составляла 60-70% от населения нашей страны в среднем. Кроме того, развитие малого бизнеса – это один из решающих факторов инновационного обновления. Обновления на принципах реализации человеческого капитала, роста инициативы и ответственности. Но, мало об этом сказать. Гораздо больше, к сожалению, сегодня проблем, чем видимых достижений".

   Следует отметить, что необходимость развития ГЧП в России обусловлена рядом причин:

  • ростом дефицита бюджетов
  • необходимостью поиска новых источников финансирования социально значимых проектов;
  • необходимостью повышения производительности труда и поиска инноваций
  • привлечение частного партнера является доступом к более эффективным технологиям, в том числе технологиям управления капиталом;
  • возможностью привлечения «длинных денег» - как правило, инвесторы смотрят позитивно на возможность софинансирования инфраструктурных проектов, особенно проектов жизненного цикла;
  • необходимостью снижения себестоимости проектов
  • международный опыт показывает, что частные партнеры дешевле и эффективнее используют ресурсы.

    Все вышесказанное говорит о том, необходимо разработать систему мер государственной поддержки частных предприятий в реальном секторе экономики страны. Данную поддержку следует оказывать на конкурсной основе, отдавая приоритет экономическим программам, предусматривающим развитие инновационных, наукоемких отраслей экономики России с высокими показателями производительности труда. В связи с этим выделению бюджетных средств частному бизнесу должны предшествовать государственная научная экспертиза программ развития и конкурсный отбор по заранее определенным критериям в рамках реализации отдельных приоритетных национальных и региональных проектов.

Информация о работе Частно-государственное партнерство