Делегирование полномочий в школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2012 в 06:48, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является рассмотрение особенностей делегирования полномочий и распределения полномочий и ответственности в рамках конкретной организации – средней общеобразовательной школе.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
 Рассмотреть теоретические основы по особенностям делегирования в ме

Содержание

Введение…………………………………………………………………...3
Глава 1. Делегирование в менеджменте………………………………….4
1.1. Полномочия, ответственность, делегирование……………………..4
1.2. Типы полномочий…………………………………………………....5
1.3. Пределы полномочий……………………………………………..….7
1.4. Делегирование полномочий……………………………………….…8
Глава 2. Делегирование полномочий в средней общеобразовательной школе…………………………………………………………………...….11
2.1. Структура и принципы управления школой…………………….....11
2.2. Должностные обязанности………………………………………….17
2.2.1. Полномочия директора школы…………………………………...18
2.2.2. Полномочия заместителей директора…………………………….21
2.2.3. Полномочия органов школьного самоуправления…………..…..24
2.2.4. Полномочия педагогических работников………………………..30
2.3. Демократизация системы управления школой…………………….31
Заключение……………………………………………………………..…34
Список использованной литературы…………………

Работа состоит из  1 файл

курсовик_менеджмент.doc

— 163.00 Кб (Скачать документ)


Содержание.

 

Введение…………………………………………………………………...3

Глава 1. Делегирование в менеджменте………………………………….4

1.1. Полномочия, ответственность, делегирование……………………..4

1.2. Типы полномочий…………………………………………………....5

1.3. Пределы полномочий……………………………………………..….7

1.4. Делегирование полномочий……………………………………….…8

Глава 2. Делегирование полномочий в средней общеобразовательной школе…………………………………………………………………...….11

2.1. Структура и принципы управления школой…………………….....11

2.2. Должностные обязанности………………………………………….17

2.2.1. Полномочия директора школы…………………………………...18

2.2.2. Полномочия заместителей директора…………………………….21

2.2.3. Полномочия органов школьного самоуправления…………..…..24

2.2.4. Полномочия педагогических работников………………………..30

2.3. Демократизация системы управления школой…………………….31

Заключение……………………………………………………………..…34

Список использованной литературы…………………………………….36

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

 

Чтобы организация могла выполнить свои цели необходимо создать определенную структуру. Посредством структуры в организации происходит соединение людей и подразделений в единый организм.

Организация - это процесс создания структуры предприятия и взаимоотношений между его элементами, который дает возможность людям эффективно работать вместе для достижения целей.

Для реализации функции организации необходимо создать соответствующую структуру предприятия, определить взаимосвязи между элементами организации, определить  задания и работы, которые должны делать каждое подразделение и люди в рамках созданной структуры, делегировать им соответствующие права и обязанности.

Целью данной работы является рассмотрение особенностей делегирования полномочий и распределения полномочий и ответственности в рамках конкретной организации – средней общеобразовательной школе.

Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:

                  Рассмотреть теоретические основы по особенностям делегирования в менеджменте;

                  Изучить структуру управления организации;

                  Изучить регламентирующую документацию организации;

                  Рассмотреть распределение полномочий и ответственности в рамках исследуемой организации;

                  Выявить современные тенденции изменений в принципах управления школы;

Объектом изучения в данной работе является современная система управления средней общеобразовательной школой. Предмет исследования – особенности распределения полномочий и ответственности всех органов школьного управления.

 

Глава 1. Делегирование в менеджменте.

 

1.1. Полномочия, ответственность, делегирование.

 

Для успешной работы предприятия менеджеру необходимо своевременно распределять и соответствующим образом организационно оформлять полномочия своих сотрудников. Под термином «полномочия» обычно понимают наличие у конкретного лица определенных прав по использованию ресурсов предприятия. Только обладая необходимыми полномочиями, можно успешно выполнять производственные задания. В деятельности любой компании рано или поздно наступает период, когда требуется перераспределить властные функции внутри нее.

Ответственностью должны быть наделены все уровни управления, вплоть до самого низшего. Ответственность — это принятие на себя обязательств по выполнению требующих решения задач. Под обязательством мы понимаем то, что от индивида ожидается выполнение конкретных рабочих требований, когда он занимает определенную должность в организации.

Приступая к выполнению работы, сотрудник принимает на себя обязанность отвечать за ее успешное выполнение в обмен, в первую очередь, на оплату своего труда. Работники нуждаются в определенной доле ответственности за порученное им дело. Если проигнорировать подобную необходимость, может возникнуть угроза для развития и даже существования компании. Обычно люди уходят с прежнего места работы туда, где такая ответственность им предоставляется.

Если предполагается, что какое-то лицо примет ответственность за удовлетворительное выполнение задачи — организация должна предоставить ему требуемые ресурсы. Руководство осуществляет это путем делегирования полномочий вместе с задачами.

Делегирование в менеджменте — это передача менеджером полномочий и ответственности за выполнение задач одному или нескольким подчиненным [11].

С помощью делегирования менеджер распределяет среди сотрудников задачи, которые должны быть выполнены для достижения целей организации. Если делегирования нет, то менеджер обязан решить задачу самостоятельно. Это сделать нелегко, так как времени для выполнения работы в таких условиях потребуется больше, да и способности менеджера должны быть исключительными. По умению делегировать права и обязанности подчиненным оценивают качество работы менеджера. По мере роста компании несоизмеримо увеличивается количество решаемых руководителями задач. Поэтому актуальность делегирования в этих условиях только возрастает. Менеджер может осуществить делегирование только в условиях, когда подчиненный принял адресованные ему полномочия. Принимая на себя полномочия по выполнению конкретной работы, работник, тем самым, начинает нести определенную ответственность перед менеджером за выполнение задания качественно и в срок. Ответственность за конечный результат работы сохраняется за менеджером. Особенностью делегирования полномочий является то, что они могут передаваться не конкретному человеку, а должности, которую этот работник занимает. При перемене места работы сотрудник приобретает новые полномочия.

 

1.2. Типы полномочий.

 

В пределах той или иной организационной структуры полномочия работников ограничиваются определенными пределами. Ограничение полномочий осуществляется с помощью устных или письменных приказов, инструкций, должностных обязанностей, правил внутреннего распорядка и т.д. Различают несколько типов полномочий.

Линейные полномочия передаются непосредственно от руководителя к подчиненному и, при необходимости, далее, к другим подчиненным. Менеджер, наделенный линейными полномочиями, может действовать в пределах конкретной организационной структуры без согласования с другими руководителями. Примером в данном случае может быть работа начальника цеха на промышленном предприятии, круг прав и обязанностей которого позволяет ему действовать вполне автономно.

Административные полномочия базируются на делегировании различных функций аппарату управления. Последний может осуществлять деятельность по консультированию линейного руководства по вопросам технической политики, законодательства, работе с персоналом и т.д. Кроме этого административный аппарат выполняет многочисленные функции обслуживания линейных подразделений по вопросам планирования, финансирования, материально-технического обеспечения, сбыта продукции. Наконец, существует определенная специфика деятельности аппарата управления. Речь идет о функциях помощников и секретарей, без работы которых трудно представить себе деятельность современного руководителя. Разновидностями административных полномочий являются:

а)         рекомендательные полномочия. Это вариант административных полномочий, при котором линейные руководители могут обращаться в соответствующие службы административного аппарата за советами и получать необходимые консультации, однако не обязаны их принимать к безусловному исполнению;

б)         параллельные полномочия. Целью таких полномочий является установление системы сбалансированной власти, что способствует созданию действенного контроля и предотвращению ошибок в работе. Примером здесь может служить декларируемая в любом демократическом государстве независимость друг от друга трех основных ветвей власти: законодательной, исполнительной и судебной. Вариант параллельных полномочий может применяться для контроля финансовых расходов на предприятии. Пример; необходимость наличия двух подписей (директора и главного бухгалтера) на платежных поручениях, направляемых в банк;

 

1.3. Пределы полномочий.

 

Полномочия, как уже упоминалось выше,  представляют собой ограниченное право использовать ресурсы организации и направлять усилия некоторых ее сотрудников на выполнение определенных задач. При этом необходимо иметь в виду, что полномочия делегируются должности, а не индивиду, который занимает ее в данный момент. Это отражено в старой военной поговорке — «честь отдается мундиру, а не человеку».

Согласно нашему определению, полномочия являются ограниченным правом использовать ресурсы и командовать людьми. Внутри организации эти пределы обычно определяются политикой, процедурами, правилами и должностными инструкциями, изложенными в письменном виде, или передаются подчиненному устно. Лица, выходящие за эти пределы, превышают свои полномочия даже, когда это необходимо для выполнения делегированных задач. Например, рабочий, уполномоченный работать только на определенном станке, превысил бы свои полномочия, перейдя за станок другого рабочего, если его собственный сломался.

В общем случае, пределы полномочий расширяются в направлении более высоких уровней управления организации. Но даже полномочия высшего руководства ограничены. Председатель совета директоров и президент крупной открытой акционерной компании должны отвечать перед акционерами, если издержки значительно превышают общий бюджет. Не могут также высшие чиновники фирмы повышать себе зарплату, использовать ресурсы организации без одобрения совета директоров. Существует еще множество внешних ограничений полномочий. Законодательство запрещает руководителям сознательно делегировать обязанности, которые могут привести к серьезным травмам рабочих, даже если организация не имеет страховых полисов в данной области. Закон также однозначно запрещает использовать ресурсы организации для подкупа или политических взносов.

Большая часть полномочий руководителя определяется традициями, нравами, культурными стереотипами и обычаями общества, в котором организация функционирует. Люди подчиняются приказаниям начальника частично из-за того, что это социально приемлемое поведение. Эти факторы, с одной стороны, ограничивают полномочия, а с другой, поддерживают их. Руководители не могут делегировать полномочия, которые противоречат законам или культурным ценностям, по крайней мере, на долгий срок. Это означает, конечно, что они не могут делегировать обязанности, требующие таких полномочий, и ожидать их выполнения. Иногда эти ограничения сталкиваются с планами организации. Например, некоторые компании в последний годы решили прекратить бизнес в странах, где без подкупа нельзя обойтись. Эти компании предпочитают отказаться от дополнительных прибылей, чтобы не заставлять своих руководителей отклоняться от принятых норм поведения путем сокрытия платежей или иного нарушения законных полномочий.

 

1.4. Делегирование полномочий.

 

Критическая роль делегирования обозначена в самом его определении. Оно представляет собой средство, при помощи которого руководство распределяет среди сотрудников бесчисленные задачи, которые должны быть выполнены для достижения целей всей организации. Если существенная задача не делегирована другому человеку, руководитель вынужден будет выполнять ее сам. Это, конечно, во многих случаях просто невозможно, так как время и способности руководителя ограничены. Более важным является, как заметила когда-то Мэри Паркер Фоллетт, — один из классиков менеджмента, — то, что сущность управления заключается в умении «добиться выполнения работы другими». Поэтому, в подлинном смысле слова, делегирование представляет собой акт, который превращает человека в руководителя [13].

Особое значение проблема эффективного делегирования полномочий имеет для менеджеров высшего уровня управления. Это связано в первую очередь с чрезмерной загрузкой таких руководителей. Поэтому на современных предприятиях, если это не очень мелкие фирмы, менеджеры более высокого звена могут выполнять свои обязанности лишь при условии, что они делегируют часть своих полномочий другим руководителям нижних уровней управления. Таким образом, одни менеджеры постоянно работают в тесном контакте с другими менеджерами.

Система управления, получившая название «Менеджер менеджеру» (Managing Managers), предполагает постановку конкретных задач и осуществление самоконтроля как основы процесса делегирования. Каждый менеджер, которому делегировали полномочия, должен иметь возможность контролировать свою деятельность, анализируя собственные успехи или неудачи. Подобная возможность самоконтроля в большей мере стимулирует работу сотрудников[11].

Однако, как мы уже отмечали, нет менеджеров, обладающих неограниченными полномочиями. Лимитирующими факторами здесь могут быть, например, законы, политика местных, властей, профсоюзы, акционеры, учредители предприятия и т.д. Насколько эффективно менеджер делегирует свои полномочия, можно судить, например, по его умению работать с деловыми бумагами. Как известно, поток документов порой буквально захлестывает менеджеров. Между тем, умение менеджера освободить драгоценное время для производительной работы может свидетельствовать о его квалификации как руководителя. Встречаются менеджеры, которые доводят до абсурда принцип делегирования обязанностей, стараясь быстрее избавиться от документа. Такой менеджер считает, что подчиненные для того и существуют, чтобы делать всю работу. Характерными примерами резолюций такого руководителя являются: «Прошу решить» или «Необходимо разобраться». Менеджеру в этом случае удается довольно быстро освободить свой стол от горы бумаг, до предела загрузив подчиненных. Но особого успеха это не приносит, поскольку подчиненные так до конца и не понимают, что же они должны делать. В результате менеджеру нередко приходится выслушивать претензии руководителей более высокого уровня управления по поводу невысокого качества документации, исходящей из его подразделения, и нарушения сроков ее подготовки.

Делегирование задач и полномочий имеет как положительные, так и отрицательные моменты. К положительным сторонам делегирования ответственности можно отнести следующие: менеджер освобождается от части функций исполнения и контроля; подчиненные проявляют творческий подход к делу; сотрудники приобретают навыки самостоятельной и ответственной работы. Отрицательные стороны делегирования: имеется угроза невыполнения работы, ухудшения ее качества; возможно появление конкуренции менеджеру среди отдельных сотрудников; усложняется процесс принятия окончательных решений.

Информация о работе Делегирование полномочий в школе