Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2012 в 06:48, курсовая работа
Целью данной работы является рассмотрение особенностей делегирования полномочий и распределения полномочий и ответственности в рамках конкретной организации – средней общеобразовательной школе.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
Рассмотреть теоретические основы по особенностям делегирования в ме
Введение…………………………………………………………………...3
Глава 1. Делегирование в менеджменте………………………………….4
1.1. Полномочия, ответственность, делегирование……………………..4
1.2. Типы полномочий…………………………………………………....5
1.3. Пределы полномочий……………………………………………..….7
1.4. Делегирование полномочий……………………………………….…8
Глава 2. Делегирование полномочий в средней общеобразовательной школе…………………………………………………………………...….11
2.1. Структура и принципы управления школой…………………….....11
2.2. Должностные обязанности………………………………………….17
2.2.1. Полномочия директора школы…………………………………...18
2.2.2. Полномочия заместителей директора…………………………….21
2.2.3. Полномочия органов школьного самоуправления…………..…..24
2.2.4. Полномочия педагогических работников………………………..30
2.3. Демократизация системы управления школой…………………….31
Заключение……………………………………………………………..…34
Список использованной литературы…………………
- Заключать договоры, в том числе трудовые.
- Присутствовать на любых занятиях, проводимых с учащимися школы.
- Вносить в необходимых случаях временные изменения в расписание занятий, отменять занятия, временно объединять группы и классы для проведения совместных занятий.
- Делегировать свои полномочия, выдавать доверенности.
Ответственность директора школы (согласно Должностной инструкции)
1. Директор образовательного учреждения отвечает за уровень квалификации работников школы, реализацию образовательных программ в соответствии с учебным планом и графиком учебного процесса, за качество образования школьников, жизнь и здоровье, соблюдение прав и свобод обучающихся и работников учреждения во время образовательного процесса в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
2. Отвечает за неисполнение или ненадлежащее исполнение без уважительных причин правил внутреннего трудового распорядка школы, иных локальных нормативных актов, законных распоряжений органов управления образованием, должностных обязанностей, установленных настоящей инструкцией, в том числе за неиспользование предоставленных прав. За грубое нарушение трудовых обязанностей в качестве дисциплинарного наказания может быть применено увольнение.
3. За применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося, а также совершение иного аморального проступка, директор школы может быть освобожден от занимаемой должности в соответствии с трудовым законодательством.
4. За нарушение правил пожарной безопасности, охраны труда, санитарно-гигиенических правил организации учебно-воспитательного процесса директор школы привлекается к административной ответственности.
2.2.2. Полномочия заместителей директора
Должностные обязанности заместителя директора школы – это разработка стратегии воспитательной деятельности, координация работы учителей и руководителей кружков, организация досуга школьников и многое другое. Но кроме обязанностей в должностной инструкции заместителя директора школы также нужно указать уникальные полномочия этого специалиста.
Во-первых, заместитель директора школы относится к категории руководителей, он назначается на должность и освобождается от нее приказом директора школы.
На должность заместителя директора школы назначается лицо, отвечающее следующим требованиям: высшее педагогическое образование, стаж воспитательной работы не менее 3 лет.
Заместитель директора школы руководствуется в своей деятельности:
- законодательными актами РФ;
- Уставом школы и другими локальными нормативными актами;
- приказами и распоряжениями руководства;
- должностной инструкцией.
Должностные обязанности заместителя директора школы
1. Разрабатывает оптимальную в условиях данного учебного заведения модель воспитательной деятельности, формирует ближайшие и перспективные цели совершенствования воспитательного процесса.
2. Координирует и направляет воспитательную деятельность учителей, классных руководителей, преподавателей, руководителей кружков, клубов и самодеятельных объединений учащихся, психолога, библиотекаря, оказывает им организационную и методическую помощь.
3. Осуществляет контроль над качественной организацией воспитательного процесса, организует разработку программ воспитания учащихся, текущее и перспективное планирование воспитательного процесса, составляет расписание воспитательных мероприятий.
4. Организует в учебном заведении кружки, клубы, другие объединения учащихся по интересам, анализирует, контролирует и пропагандирует их деятельность.
5. Привлекает представителей предприятий, спортивных и общественных организаций, творческих союзов, культурно-просветительных учреждений к воспитанию и организации свободного времени учащихся.
6. Координирует работу по профилактике правонарушений и преступности среди учащихся, устанавливает связи по этим вопросам с правоохранительными органами, комиссиями по делам несовершеннолетних, другими заинтересованными организациями.
7. Обеспечивает планирование и организацию отдыха и оздоровления учащихся в период каникул, в выходные, праздничные дни и вечернее время.
8. Участвует в организации питания и медицинского обслуживания учащихся.
9. Координирует деятельность психологической и социально-педагогической службы учебного заведения.
10. Организует проведение социологических и психолого-педагогических исследований, использование иных форм анализа эффективности воспитательной работы.
11. Участвует в обсуждении вопросов воспитательной работы на заседаниях педагогического совета, совещаниях и собраниях учебного заведения.
12. Обеспечивает своевременную подготовку установленной отчетности по проведению воспитательной работы.
Следует отметить, что круг обязанностей заместителя директора довольно широк, однако эти полномочия равномерно распределяются. Таким образом, в школе работают заместители директора по воспитательной работе, по информатизации образовательного процесса, по внеклассной работе и т.д. Каждый из них несет определенную ответственность и выполняет определенные функции.
Координация образовательного процесса также делится между заместителями: они курируют работу педагогических работников по принципу принадлежности преподаваемого предмета (гуманитарные, математические, естественнонаучные), по ступени обучения (начальная, средняя школа). Таким образом, нагрузка равномерно распределяется на нескольких работников.
Заместитель директора школы имеет право:
Проверять работу подчиненных непосредственно ему работников; присутствовать на проводимых ими занятиях и мероприятиях; давать им обязательные для исполнения распоряжения.
Привлекать к дисциплинарной ответственности обучающихся за проступки, дезорганизующие воспитательный процесс, в порядке, установленном уставом школы правилами поведения учащихся.
Вносить в необходимых случаях временные изменения в расписание занятий кружков и групп продленного дня, спортивных секций, отменять занятия, временно объединять группы для проведения совместных занятий.
Вносить на рассмотрение руководства предложения по совершенствованию работы, связанной с предусмотренными настоящей инструкцией обязанностями.
Требовать от руководства обеспечения организационно-технических условий и оформления установленных документов, необходимых для исполнения должностных обязанностей.
Заместитель директора школы несет ответственность:
1. За невыполнение и/или несвоевременное, халатное выполнение своих должностных обязанностей.
2. За нарушение правил внутреннего трудового распорядка, трудовой дисциплины, правил техники безопасности и противопожарной безопасности.
2.2.3. Полномочия органов школьного самоуправления
Полномочия родительского комитета
Правовой основой деятельности родительского комитета являются действующее законодательство Российской Федерации в области образования, Типовое положение об общеобразовательном учреждении, Устав образовательного учреждения.
Основные задачи родительского комитета
- содействует администрации Учреждения в совершенствовании условий для осуществления образовательного процесса, в охране жизни и здоровья обучающихся, защите их законных прав и интересов, организации и проведении общешкольных мероприятий;
- организует работу с родителями (законными представителями) обучающихся Учреждения по разъяснению их прав и обязанностей, значению всестороннего воспитания ребенка в семье.
В родительский комитет Учреждения избирается по одному представителю от каждого класса на классных родительских собраниях ежегодно в начале учебного года.
Из своего состава комитет избирает председателя.
Родительский комитет созывается по мере необходимости, но не реже 2 раз в год. Комитет правомочен выносить решения при наличии на заседании не менее половины своего состава. Решения принимаются простым большинством голосов, однако они являются рекомендательными.
Полномочия педагогического совета
Положение о педагогическом совете МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 25» г. Череповца разработано на основании Закона РФ «Об образовании», Типового положения об общеобразовательном учреждении, Устава учреждения.
Педагогический совет, возглавляемый директором Учреждения, осуществляет управление педагогической деятельностью и создается в целях развития и совершенствования учебного и воспитательного процесса, повышения профессионального мастерства педагогических работников, организации методического руководства образовательной деятельностью в образовательном учреждении.
В состав педагогического совета входят все педагогические работники образовательного учреждения.
Педсовет является высшим органом педагогического самоуправления. На педсоветах обсуждаются и утверждаются планы работ школы, Положения, программы; осуществляется анализ состояния учебно-воспитательного процесса; заслушиваются доклады, отчеты по различным проблемам. Педсоветы проходят в различных формах: традиционный, групповая работа, конференция, круглый стол, деловая игра.
Педагогический Совет школы - высший постоянно действующий орган самоуправления педагогического коллектива. Заседания проводятся на основании плана школы.
Цели:
- координация деятельности педагогического коллектива;
- направление деятельности коллектива на совершенствование и развитие образовательного процесса;
- ориентация деятельности педагогического коллектива на реализацию государственной политики в области образования;
- определение направления деятельности учителей на совершенствование и повышение их методического и педагогического мастерства;
- решение вопросов, связанных с переводными и выпускными экзаменами, с переводом и выпуском учащихся;
- решение вопросов, связанных с изучением, обобщением и распространением передового педагогического опыта;
- рассмотрение вопросов, связанных с информационным и методическим обеспечением;
- рассмотрение вопросов, связанных с внедрением в образовательный процесс новых современных методов и технологий;
- рассмотрение вопросов, связанных с взаимодействием родительского комитета с органами ученического самоуправления [9].
Полномочия общего собрания трудового коллектива (Совета школы)
Положение об общем собрании трудового коллектива разработано на основе Закона Российской Федерации "Об образовании", Типового положения об общеобразовательном учреждении, Трудового Кодекса Российской Федерации, а также Устава учреждения.
Трудовой коллектив Учреждения составляют граждане, участвующие в его деятельности на основе трудового договора, для которых работа в Учреждении является основным местом работы. Полномочия трудового коллектива осуществляются общим собранием.
Целями деятельности общего собрания трудового коллектива являются: осуществление самоуправленческих начал; расширение коллегиальных форм управления и воплощение в жизнь государственно-общественных принципов управления, развитие инициативы общественности.
Общее собрание трудового коллектива:
разрабатывает и принимает Устав школы, изменения и дополнения к нему для внесения на утверждение Учредителю;
обсуждает и принимает коллективный договор, заслушивает отчеты о его выполнении;
рассматривает результаты деятельности школы, заслушивает отчет директора;
рассматривает по представлению директора и совета школы другие вопросы, не отнесенные к компетенции иных органов самоуправления и Учредителя.
Общее собрание трудового коллектива Учреждения созывается по мере необходимости, но не реже 1 раза в год. Общее собрание правомочно принимать решение, если в его работе участвует не менее двух третей членов трудового коллектива.
Решение общего собрания принимается простым большинством голосов присутствующих. Процедура голосования устанавливается собранием.
Полномочия методических объединений.
Большую работу в школе проводит методсовет, который является коллективным профессиональным совещательным органом. В его состав входят наиболее квалифицированные, опытные, неравнодушные к своему делу, творчески работающие учителя, администрация.
Методсовет действует на основании Закона РФ "Об образовании", Типового положения об общеобразовательном учреждении, нормативно-правовых документов МО РФ, Департамента образования, Управления образования, Устава школы, Положения о методсовете.