Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2012 в 06:48, курсовая работа
Целью данной работы является рассмотрение особенностей делегирования полномочий и распределения полномочий и ответственности в рамках конкретной организации – средней общеобразовательной школе.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
Рассмотреть теоретические основы по особенностям делегирования в ме
Введение…………………………………………………………………...3
Глава 1. Делегирование в менеджменте………………………………….4
1.1. Полномочия, ответственность, делегирование……………………..4
1.2. Типы полномочий…………………………………………………....5
1.3. Пределы полномочий……………………………………………..….7
1.4. Делегирование полномочий……………………………………….…8
Глава 2. Делегирование полномочий в средней общеобразовательной школе…………………………………………………………………...….11
2.1. Структура и принципы управления школой…………………….....11
2.2. Должностные обязанности………………………………………….17
2.2.1. Полномочия директора школы…………………………………...18
2.2.2. Полномочия заместителей директора…………………………….21
2.2.3. Полномочия органов школьного самоуправления…………..…..24
2.2.4. Полномочия педагогических работников………………………..30
2.3. Демократизация системы управления школой…………………….31
Заключение……………………………………………………………..…34
Список использованной литературы…………………
Исходя из вышесказанного, рассмотрим, какие проблемы возникают при делегировании полномочий
1. организационная проблема - определение границ делегирования (то есть какая доля прав, обязанностей и ответственности передается от руководителя к конкретному лицу). Здесь возможны следующие варианты:
- полная передачи возможна только в кризисной ситуации;
- чрезмерно большая (с захватом полномочий вышестоящих лиц или с переходом к криминальным мерам) ведет к немедленному разрушению организации; в частном случае некомпетентный подчиненный “подставит” руководителя (и они оба могут быть уволены), а компетентный подчиненный “поменяется креслами” с руководителем (это рассмотрим на практич. занятии);
- чрезмерно малая (формальная, только на словах) ведет к исчезновению инициативы и, следовательно, к медленному разрушению коллектива и организации.
Легче определить ту долю, которую нельзя делегировать (вообще или в данной ситуации). В России это - распоряжение финансами.
2. психологические проблемы - сопротивление руководителей и исполнителей.
Сопротивление руководителей может выражаться различными способами:
- руководитель считает, что он выполнит работу лучше подчиненного (психологические причины - недоверие к персоналу, развитое самомнение: неумение объяснить задачу)
- многие руководители не любят автономных решений и событий, происходящих не по их сценарию (психологически это проистекает из низкой самооценки и воспринимается болезненно как ущемление авторитета);
- руководитель не может выделить стратегические вопросы, перегружен рутинными делами, не может организовать распределение заданий и контроль (психологически это - неспособность к руководству);
- отсутствие доверия к подчиненным (или низкая самооценка, или низкая зрелость коллектива);
- боязнь риска (как психологическая черта).
Сопротивление подчиненных также может проявляться по-разному:
- деградированное трудовое сознание и искаженные механизмы мотивации. Особенно характерно для послеперестроечной России;
- спрашивая руководство, можно снять с себя ответственность и необходимость решать проблему, но оставить вознаграждение за результат (иждивенчество);
- боязнь критики (низкая самооценка);
- нехватка информации и ресурсов для выполнения задания. Это - проблема руководителя;
- больший объем работы, чем может выполнить подчиненный (нужно разбираться конкретно);
- отсутствие системы стимулирования работников, которым делегированы полномочия (материальных и нематериальных стимулов). Здесь особенно важны правильные неформальные отношения руководителя с коллективом, чему способствует знание психологии коммуникаций [6].
Основные правила работы менеджера при делегировании полномочий: понимание главных целей решаемых проблем при передаче полномочий подчиненным; делегирование полномочий в первую очередь способным, инициативным работникам; объективная оценка возможного риска; регулярное консультирование и контроль за работой сотрудников.
Глава 2. Делегирование полномочий в средней общеобразовательной школе.
2.1. Структура и принципы управления школой.
Согласно законодательству РФ в сфере образования, право на управление школой имеют все участники образовательного процесса.
Внедрение демократического управления педагогическим коллективом школы означает оптимальное сочетание государственных и общественных начал в интересах человека, общества и государства и включает следующие задачи [2]:
- сокращение сферы действия распорядительных методов управления и максимальное расширение применения стимулирующих, вдохновляющих и психолого-педагогических методов управления;
- законодательное расширение прав педагогов, обучающихся и их родителей на участие в управлении образовательными учреждениями и усиление механизмов решения общих задач;
- демократизацию принципов отбора и назначения руководителей организации образования путем согласования с Советом школы и законодательного утверждения подотчетности их перед данным общественным органом;
- поддержку деятельности органов самоуправления в школе, различных форм педагогических общественных организаций;
- поддержку деятельности органов педагогического самоуправления, разнообразных форм общественных организаций.
Неотъемлемым элементом демократизации управления педагогическим коллективом школы является повышение роли общественного управления: Совета школы; Попечительского совета; корпорации выпускников школы. Все эти объединения должны быть направлены на системную помощь педагогическому коллективу в раскрытии и развитии возможностей в достижении целей, учитывающих: условия школы, ее достижения; ее планы-прогнозы; особенности и специфику окружающей среды, социума.
В понятие менеджмента как новой философии управления педагогическим коллективом школы, входит обоснованное, целесообразное планирование работы, при которой участники образовательного процесса работают с осознанием собственного достоинства и удовлетворенности. В задачи школьного менеджмента также входит [9]:
· создание сплоченного коллектива;
· развитие коллектива;
· достижение поставленных целей через "филигранную" работу с коллективом.
Демократическое управление школьным педагогическим коллективом не характерно и невозможно осуществить в школах, где царит административно-командный, авторитарный стиль управления и где приоритетной является жесткая реализация контрольной функции.
Важнейшими инструментами использования творческих сил коллектива и важными направлениями демократизации управления педагогическим коллективом школы являются [1]:
· делегирование полномочий;
· делегирование ответственности.
Делегирование как характеристика руководителя - это [3]:
· появление веры в творческие возможности коллектива;
· способ привлечения учителей к процессу управления;
· использование организаторских качеств педагогов;
· система гражданских и профессиональных ценностей;
· экономия своего рабочего времени;
· переход к новому типу контроля;
· повышение роли и ответственности каждого;
· возможность дополнительного обучения учителей и учащихся.
Опыт школ показывает, что игра в демократию и мода на децентрализацию приводят к серьезным сбоям в жизни и деятельности коллектива, к возникновению конфликтов и недоразумений в педагогическом коллективе, неоправданному противостоянию административных и общественных органов управления. Именно сочетание централизации и децентрализации во внутришкольном управлении обеспечивает деятельность руководителей административных и общественных органов в интересах всего коллектива школы, создает условия для обсуждения и принятия управленческих решений на профессиональном уровне, исключает дублирование и повышает координацию действий всех структурных подразделений системы [4].
Что касается самой системы управления средней общеобразовательной школы, то она может содержать различные структурные подразделения, хотя общие принципы остаются неизменными. На рисунке 1 представлена структура управления МОУ «Средняя общеобразовательная школа №25» города Череповец. Работа каждого уровня управления определяется регламентирующими документами, каждое подразделение наделено определенными полномочиями и принимает на себя определенный уровень ответственности.
Рис.1. Структура управления школой
Структура управляющей системы педагогическим коллективом представлена тремя уровнями управления [4].
Первый уровень - директор школы, назначаемый государственным органом или выбранный коллективом; руководители совета школы, ученического комитета, общественных объединений. Этот уровень определяет стратегические направления развития педагогического коллектива.
Второй уровень -- заместители директора школы (а также школьный психолог, социальный педагог, органы и объединения, участвующие в самоуправлении). Третий уровень - органы общешкольного ученического самоуправления. Рассмотрим возложенные на них полномочия.
2.2. Должностные обязанности
Работа школы ведется в разных направлениях [1]:
методическая работа (педсоветы, методсоветы, школьные методические объединения, школа молодого учителя, совещания, методические недели, семинары, консультации, индивидуальные беседы и т. д.);
исследовательская работа (участие в работе лаборатории; проведение дней диагностики, регулирования и коррекции; реализация метода проекта);
воспитательная работа (проведение классных часов, внеклассных мероприятий, кружковой работы, собраний учащихся, работает актив россичей, совет командиров);
издательская деятельность;
работа с родителями и общественностью;
овладение работниками школы компьютерной грамотностью.
Педагоги реализуют свои права через участие в работе педсовета, методсовета, предметных объединений, объединения классных руководителей, временных творческих групп. Также учителя входят в состав Совета школы, Совета класса, принимают участие в общешкольных собраниях и конференциях [9].
Должностные обязанности и полномочия всех органов управления и самоуправления определяются трудовым законодательством РФ, законом «Об образовании», Уставом школы и локальными регламентирующими документами (Положения, Приказы, Должностные инструкции).
2.2.1. Полномочия директора школы
В соответствии с должностной инструкцией директор школы должен иметь высшее педагогическое образование и сертификаты о прохождении интегрированных курсов психолого-педагогической подготовки и управленческой деятельности и стаж работы по специальности не менее 5 лет.
Директору школы непосредственно подчиняются его заместители. Он вправе в пределах своей компетенции давать обязательные для исполнения указания любому работнику школы и обучающемуся, вправе отменить распоряжение любого другого работника школы.
В своей деятельности директор школы руководствуется Конституцией и законами РФ, указами и декретами президента РФ, решениями правительства и Министерства образования РФ и субъекта РФ; правилами и нормами охраны труда, техники безопасности, антитеррористической и противопожарной защиты, а также уставом и локальными правовыми актами школы, трудовым договором (контрактом). Директор школы соблюдает конвенцию ООН и Закон РФ о правах ребёнка.
Основными направлениями деятельности директора школы являются:
1. Организация образовательной (учебно-воспитательной) работы школы;
2. Обеспечение административно-хозяйственной (производственной) работы школы;
3. Создание режима соблюдения норм охраны труда и безопасности в школе;
Должностные обязанности директора школы
Осуществляет общее руководство учебным заведением; организует и контролирует работу коллектива по всем направлениям его деятельности – учебно-воспитательной, методической, финансово-хозяйственной и т.д.
Осуществляет руководство коллективом работников образовательного учреждения, как штатных, так и внештатных; обеспечивает подбор и расстановку кадров; устанавливает в соответствии с трудовым законодательством, правилами внутреннего трудового распорядка, служебными и квалификационными характеристиками круг обязанностей работников школы; создает необходимые условия для повышения их научно-методического уровня, педагогической квалификации.
Создает необходимые условия для урочной и внеурочной деятельности учащихся, труда персонала учебного заведения, творческого роста работников, осуществления педагогических экспериментов.
Возглавляет педагогический совет школы, координирует деятельность методических объединений учителей, родительских комитетов, оказывает помощь органам ученического самоуправления.
Отчитывается о работе образовательного учреждения перед соответствующими органами, несет ответственность за свою деятельность перед советом школы, выступает в качестве его представителя в общественных организациях.
Директор школы имеет право в пределах своей компетенции:
- Издавать приказы и давать обязательные распоряжения работникам школы.
- Поощрять и привлекать к дисциплинарной ответственности, установленной уставом и правилами о поощрениях взысканиях, сотрудников и обучающихся за нарушение трудового законодательства, Устава школы и Правил внутреннего распорядка школы.