Делегирование полномочий в школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2012 в 06:48, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является рассмотрение особенностей делегирования полномочий и распределения полномочий и ответственности в рамках конкретной организации – средней общеобразовательной школе.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
 Рассмотреть теоретические основы по особенностям делегирования в ме

Содержание

Введение…………………………………………………………………...3
Глава 1. Делегирование в менеджменте………………………………….4
1.1. Полномочия, ответственность, делегирование……………………..4
1.2. Типы полномочий…………………………………………………....5
1.3. Пределы полномочий……………………………………………..….7
1.4. Делегирование полномочий……………………………………….…8
Глава 2. Делегирование полномочий в средней общеобразовательной школе…………………………………………………………………...….11
2.1. Структура и принципы управления школой…………………….....11
2.2. Должностные обязанности………………………………………….17
2.2.1. Полномочия директора школы…………………………………...18
2.2.2. Полномочия заместителей директора…………………………….21
2.2.3. Полномочия органов школьного самоуправления…………..…..24
2.2.4. Полномочия педагогических работников………………………..30
2.3. Демократизация системы управления школой…………………….31
Заключение……………………………………………………………..…34
Список использованной литературы…………………

Работа состоит из  1 файл

курсовик_менеджмент.doc

— 163.00 Кб (Скачать документ)

Главными задачами методсовета являются [9]:

- реализация государственной политики в области образования;

- ориентация деятельности педколлектива на совершенствование образовательного процесса;

- разработка плана работы по реализации методической темы школы и реализация этого плана;

- внедрение в практику работы достижений педагогической науки и передового педагогического опыта.

Методсовет как орган педагогического самоуправления координирует усилия всех подразделений школы. Он осуществляет непосредственное управление методической работой: организует работу по повышению научно-теоретического уровня и методического мастерства педагогов, анализирует ход и результаты опытно-экспериментальной работы, работает над совершенствованием учебно-воспитательного процесса.

На своих заседаниях методсовет рассматривает и согласовывает экзаменационный материал, материал школьных олимпиад, предметное тематическое планирование, авторские программы. Члены МС организуют мероприятия по повышению педагогического мастерства учителей, обмену опытом работы.

Методсовет оказывает действенную помощь администрации школы в подготовке педсоветов, родительских собраний, совещаний; принимает участие в организации и проведении практикумов, семинаров.

МС возглавляет научно-исследовательскую работу в школе. Она ведется в двух направлениях: проектная и дни диагностики. Метод проекта используется в управленческой, учебной, воспитательной деятельности школы. Методсоветом разрабатываются программы проведения дней ДРК на различные темы.

Исследовательская работа позволяет выявить затруднения, недостатки в деятельности учителей, классных руководителей и выработать программу регулирования и коррекции деятельности педколлектива.

Под руководством МС в школе работают предметные методические объединения: МО учителей гуманитарного цикла, МО учителей естественно-математического цикла, МО учителей начальных классов и МО классных руководителей. Работа секций строится в соответствии с общешкольной методической темой [5].

Основные направления работы МО заключаются в следующем:

- изучение и реализация нормативных и методических документов и материалов;

- повышение методической подготовки и профессионального мастерства учителей;

- анализ качества работы педагогов;

- рассмотрение вопросов совершенствования обучения и воспитания школьников [3].

На заседаниях МО анализируются состояние и результативность работы педагогов, обобщается опыт работы учителей, проходят творческие отчеты учителей по самообразованию, проводится взаимопроверка школьной документации.

Методическое объединение по предметам - это объединение учителей, работающих по одному циклу предметов. Заседания проводятся согласно плану работы методического объединения 4-5 раз в году.

Цели: оказать помощь учителям в овладении и совершенствовании педагогического мастерства, внедрении новых педагогических технологий [5].

Методические объединения классных руководителей.

В цели этого органа входит:

- координирование работы классных руководителей;

- информационное обеспечение классных руководителей;

- помощь классным руководителям в вопросах психологии и педагогики;

- знакомство классных руководителей с новыми методами воспитания, новыми педагогическими воспитательными технологиями;

- изучение передового опыта классных руководителей, анализ обобщение и распространение этого опыта;

- содействие совершенствованию воспитательного процесса в школе [9].

 

 

2.2.4. Полномочия педагогических работников

 

Полномочия отдельных педагогов определяются, в первую очередь, должностной инструкцией учителя.

Учитель относится к категории специалистов, он назначается на должность и освобождается от нее приказом руководителя учреждения.

На должность учителя назначается лицо, отвечающее следующим требованиям: высшее педагогическое образование и стаж педагогической работы от года.

Учитель руководствуется в своей деятельности:

- законодательными актами РФ;

- Уставом организации, Правилами внутреннего трудового распорядка, другими нормативными актами компании;

- приказами и распоряжениями руководства;

- должностной инструкцией.

Учитель выполняет следующие должностные обязанности:

1. Осуществляет обучение и воспитание обучающихся с учетом специфики преподаваемого предмета.

2. Способствует социализации, формированию общей культуры личности, осознанному выбору и последующему освоению профессиональных образовательных программ.

3. Обеспечивает уровень подготовки обучающихся, соответствующий требованиям государственного образовательного стандарта, и несет ответственность за их реализацию не в полном объеме.

4. В специальных (коррекционных) образовательных учреждениях осуществляет работу по обучению и воспитанию обучающихся (воспитанников), направленную на максимальную коррекцию отклонений в развитии с учетом специфики преподаваемого предмета.

5. Систематически повышает свою профессиональную квалификацию.

6. Осуществляет связь с родителями (лицами, их заменяющими).

7. Обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся в период образовательного процесса.

Учитель имеет право: вносить на рассмотрение руководства учреждения предложения по улучшению деятельности учреждения и совершенствованию методов работы; замечания по деятельности работников учреждения; варианты устранения имеющихся в деятельности учреждения недостатков, а также требовать от руководства школы обеспечения организационно-технических условий и оформления установленных документов, необходимых для исполнения должностных обязанностей.

Учитель несет ответственность:

1. За невыполнение и/или несвоевременное, халатное выполнение своих должностных обязанностей.

2. За нарушение правил внутреннего трудового распорядка, трудовой дисциплины, правил техники безопасности и противопожарной безопасности.

 

2.3. Демократизация системы управления школы

 

Обращаясь к основным проблемам модернизации современного российского образования, нельзя не отметить значение Национальной доктрины образования Российской Федерации и закона «Об образовании», основополагающих документов, которые определяют приоритет образования в государственной политике, стратегию и основные направления его развития. Стратегические цели образования тесно вязаны с проблемами развития общества, в частности с укреплением демократического правового государства и развития гражданского общества. Задачи, поставленные в стратегии развития образования и Концепции модернизации, требуют существенного перераспределения управленческих функций. Происходящие сегодня социально-экономические и социально-политические процессы предъявляют современной школе все возрастающие требования. В связи с этим, чтобы быть эффективным, управление школой в современных условиях должно строиться на прочном научном фундаменте в условиях демократизации общественных отношений. Научная разработка проблем внутришкольного управления педагогическим коллективом в России началась в середине XX столетия, активизировалась во второй половине 70-х - -80-х годах и особенно интенсифицировалась в конце 80-х - 90-х годах. В этот период под влиянием демократизации общественной жизни активизация научных исследований в сфере общественных наук осознается необходимость глубокой научной проработки вопросов руководства педагогическим коллективом школы.

В течение последних лет в нашей стране происходят радикальные социально-экономические перемены, которые, естественно, изменяют и систему образования. Закон Российской Федерации "Об образовании" предусматривает демократический, государственно-общественный характер управления образовательными учреждениями, что значительно расширяет права школьных коллективов. За сравнительно небольшой период накоплен значительный объем знаний и методов, использование которых поможет существенно повысить эффективность решения управленческих задач.

Процесс эффективного руководства педагогическим коллективом школы в условиях демократизации общественных отношений во многом зависит от превращения педагогического коллектива в один из важных субъектов управленческой деятельности. Решение этой задачи предполагает создание комплекса организационно-педагогических условий, способствующих активному участию коллектива учителей в процессе внутришкольного управления. Отмечая значительные достижения в разработке научных основ управления школой, мы констатируем наличие следующего противоречия между провозглашенной государством политикой в области образования и реальной практикой демократизации руководства педагогическим коллективом школы.

Демократическое управление школьным педагогическим коллективом не характерно и невозможно осуществить в школах, где царит административно-командный, авторитарный стиль управления и где приоритетной является жесткая реализация контрольной функции.

Важнейшими инструментами использования творческих сил коллектива и важными направлениями демократизации управления педагогическим коллективом школы являются [1] делегирование полномочий и ответственности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

 

Для реализации функции организации необходимо создать соответствующую структуру предприятия, определить взаимосвязи между элементами организации, определить  задания и работы, которые должны делать каждое подразделение и люди в рамках созданной структуры, делегировать им соответствующие права и обязанности.

Внедрение демократического управления педагогическим коллективом школы означает оптимальное сочетание государственных и общественных начал в интересах человека, общества и государства и включает следующие задачи:

- сокращение сферы действия распорядительных методов управления и максимальное расширение применения стимулирующих, вдохновляющих и психолого-педагогических методов управления;

- законодательное расширение прав педагогов, обучающихся и их родителей на участие в управлении образовательными учреждениями и усиление механизмов решения общих задач;

- демократизацию принципов отбора и назначения руководителей организации образования путем согласования с Советом школы и законодательного утверждения подотчетности их перед данным общественным органом;

- поддержку деятельности органов самоуправления в школе, различных форм педагогических общественных организаций;

- поддержку деятельности органов педагогического самоуправления, разнообразных форм общественных организаций.

Неотъемлемым элементом демократизации управления педагогическим коллективом школы является повышение роли общественного управления: Совета школы; Попечительского совета; корпорации выпускников школы. Все эти объединения должны быть направлены на системную помощь педагогическому коллективу в раскрытии и развитии возможностей в достижении целей, учитывающих: условия школы, ее достижения; ее планы-прогнозы; особенности и специфику окружающей среды, социума.

В понятие менеджмента как новой философии управления педагогическим коллективом школы, входит обоснованное, целесообразное планирование работы, при которой участники образовательного процесса работают с осознанием собственного достоинства и удовлетворенности. В задачи школьного менеджмента также входит:

· создание сплоченного коллектива;

· развитие коллектива;

· достижение поставленных целей через "филигранную" работу с коллективом.

Данные тенденции были выявлены в процессе изучения законодательства РФ и регламентирующей документации средней общеобразовательной школы, определяющих функции, полномочия, права и ответственность как различных органов самоуправления, так и отдельных участников современного образовательного процесса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

1. Внутришкольное управление: Вопросы теории и практики / Под ред Т.И. Шамовой. - М., 2001.

2. Закон Российской Федерации "Об образовании" / В ред. 2010г (www.zakonrf.info/zakon-ob-obrazovanii/).

3. Конаржевский Ю.А. Внутришкольный менеджмент. - М., 2003.

4. Кондаков М.И. Теоретические основы школоведения. - М., 2002.

5. Менеджмент в управлении школой / Под ред. Т.И.Шамовой. - М., 2002.

6. Орлов А.И. Менеджмент: Учебник. - М.: Знание, 1999.

7. Сантурова С.М. Менеджмент в образовании: теория и практика. - М., 2003.

8. Сунцов Н. С. Управление общеобразовательной школой: Вопросы теории и практики. - М., 2002.

9. Управление современной школой: Пособие для директора школы / Под ред. М.М.Поташника. - М., 2002.

10. http://mon.gov.ru

11. http://businesslearning.ru/

12. http://25-35.ru/

13. http://www.aup.ru/

Регламентирующие документы МОУ «Средняя общеобразовательная школа №25» города Череповца:

Информация о работе Делегирование полномочий в школе