Деловой этикет. Стиль руководства. Конфликты и пути их разрешения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 12:33, реферат

Описание

В настоящее время в литературе имеется масса практических рекомендаций по вопросам деловой этики, этикета и т.п. Формирование психологической и нравственной культуры происходит в неразрывной связи с развитием научной базы.
Объектом исследования в данной курсовой работе выступает система знаний о деловом общении. Предметом исследования являются практические аспекты применения психологических знаний в повседневном деловом общении.

Содержание

Введение ..…………………………………………………………………………………. 3
1.Психология общения……………………………………………………………………... 4
2.Социальная психология делового общения…………………………………………….. 9
3.Стиль руководства. Конфликты и пути их разрешения………………………………... 14
4.Общение и этика………………………………………………………………………….. 20
5.Деловой этикет……………………………………………………………………………. 23
Заключение…………………………………………………………………………………… 28
Список использованной литературы:

Работа состоит из  1 файл

Деловая этика.doc

— 206.50 Кб (Скачать документ)

    Содержание: 

                      стр.

     Введение  ..…………………………………………………………………………………. 3
    1.Психология общения……………………………………………………………………... 4
    2.Социальная психология делового общения…………………………………………….. 9
    3.Стиль руководства. Конфликты и пути их разрешения………………………………... 14
    4.Общение и этика………………………………………………………………………….. 20
    5.Деловой этикет……………………………………………………………………………. 23
     Заключение……………………………………………………………………………………   28
     Список  использованной литературы:    

     
    Введение
     

       В условиях перехода России к рыночной экономике значительная часть населения оказалась вовлечена в активную экономическую деятельность. Появилось много людей, основной профессией которых стало предпринимательство, позволяющее развернуть свои творческие способности и деловые качества. Однако эти способности и качества не дают большой отдачи в связи с низким уровнем культуры делового общения  ее носителя. Этим обусловлена актуальность курсовой работы.

       В настоящее время в литературе имеется масса практических рекомендаций по вопросам деловой этики, этикета  и т.п. Формирование психологической и нравственной культуры происходит в неразрывной связи с развитием научной базы.

       Объектом  исследования в данной курсовой работе выступает система знаний о деловом общении. Предметом исследования являются практические аспекты применения психологических знаний в повседневном  деловом общении.

       В целях системного понимания термина «психология и культура делового общения» и прикладного характера этой научной дисциплины поставлены следующие задачи:

    1. Изучение основ социальной психологии делового общения в соотношении ее с психологией общения в целом.
    2. Краткая характеристика основных стилей руководства, моделей поведения в конфликтной ситуации, анализ структуры конфликта, этапов его развития и путей выхода из конфликтной ситуации.
    3. Анализ отношения к науке о морали – этике – в условиях современных бизнес-процессов
    4. Анализ исторического развития делового этикета, выработка основных его рекомендаций.

 

    Психология общения 

       Категория «общение» является базовой для  многих наук и теорий. Есть множество подходов к обоснованию этой категории.

       Одна  из концепций – общефилософская – рассматривает процесс общения личности с другими как актуализацию реально существующих общественных  отношений. Именно общественные отношения, согласно философской концепции, обусловливают форму общения. Категория «общение» определяется как способ реализации актуальных отношений в ситуации социального взаимодействия и зависит от социально-экономического уклада общества, уровня развития идеологии, отношений, конкретных исторических условий социального бытия.

       Общефилософская концепция определила формирование и других научных концепций. И  прежде всего — социологической.

       Социологическая трактовка понятия «общение»  предполагает глубокий анализ внутренней динамики структуры общества и ее взаимосвязи с процессом общения. Социологическая концепция общения формирует методологию понимания места и роли социальных институтов общества в организации общения как важного механизма социального управления.

       Психологический подход определяет общение как специфическую форму деятельности и как самостоятельный процесс взаимодействия, необходимый для реализации других видов деятельности личности. Психологический анализ общения раскрывает механизмы его существования. Общение выдвигается как важнейшая социальная потребность, вне реализации которой замедляются, тормозятся, а иногда и деформируются социальное бытие личности, ее взаимоотношения с обществом. Психологи относят потребность в общении к числу важнейших факторов, определяющих личностный смысл в формировании личности. В связи с этим психология рассматривает потребности в общении как процесс взаимодействия личности и социокультурной среды.

       Общение – это форма деятельности, осуществляемая между людьми как равными партнерами и приводящая к возникновению психологического контакта. Психологический контакт обеспечивает в общении сопереживание, взаимный обмен эмоциями и характеризует общение как двустороннюю деятельность, взаимную связь между людьми.

       Общение – сложный  и весьма многогранный процесс. Этот процесс может выступать в одно и то же время и как процесс взаимодействия людей, и как информационный процесс, и как отношение людей друг к другу, и как процесс их взаимного влияния друг на друга, и как процесс их взаимного переживания и взаимного понимания друг друга.

       Такое определение ориентирует на системное  понимание сущности общения, его  многофункциональность и деятельностную природу. Понять общение только в одном аспекте практически невозможно.

       Общение может быть вызвано и в то же время быть условием удовлетворения самых различных потребностей.

       Первая  из них – потребность в безопасности, снятии напряжения, тревоги. Она проявляется  в том, что человек начинает общаться ради снижения страха, тревоги или  внутреннего конфликта. Даже совсем незнакомые люди становятся более общительными в ситуации тревожного ожидания. Она свойственна людям с высокой тревожностью, беспокойным, впадающим в состояние фрустрации от вынужденного уединения. Такие лица не могут самостоятельно организовать обучение, им обязательно требуется лидер.

       Потребность в познании часто мотивирует общение, когда человек через другого  желает уточнить свои представления, расширить  возможности своего мышления, узнать человека, его способности и состояния. Когда человек рассматривается  как источник определенной, нужной в данный момент информации, то главным мотивом общения с ним становится потребность в познании.

       Есть  люди, стремящиеся поддержать общение  посредством интересного рассказа о прочитанном и увиденном. Эта  внутренняя установка порождает  эрудитов, знающих много обо всем и пускающим это знание в общение ради привлечения внимания к собственной персоне.

       Потребность быть индивидуальностью проявляется  в стремлении к такому общению, при  котором мы могли бы «прочитать»  на лице, в речи и поведении другого человека признание нашей неповторимости, уникальности, необычности. Жажда быть неповторимым порождает стремление в общении с другими увидеть себя как единственное в своем роде для них существо.

       Потребность в престиже удовлетворяется в  том случае, когда в общении с другими мы получаем признание наших личностных качеств, восхищение нами, положительные оценки окружающих.

       Потребность в доминировании выражается в  стремлении оказывать активное влияние  на образ мыслей, поведение, вкусы, установки  другого человека. Удовлетворяется эта потребность лишь в том случае, если изменяется поведение другого человека или ситуация в целом под нашим влиянием.

       Потребность в покровительстве или заботе о другом проявляется в стремлении кому-то в чем-то помочь и испытать при этом удовлетворение. Потребность в заботе о другом, удовлетворяясь в различных ситуациях, возникающих в течение жизни, постепенно формирует альтруизм, человеколюбие.

       В социально – психологической  литературе есть взгляд на общение  как на коммуникативную деятельность, которая представляет собой сложную многоканальную систему взаимодействия людей. Ее основными составляющими являются следующие процессы:

  1. коммуникативный, который обеспечивает обмен информацией;
  2. интерактивный, т.е. регулирующий взаимодействие партнеров в общении;
  3. перцептивный, т.е. организующий взаимное восприятие, взаимные оценки и самоопределение, самопознание в общении.

       Выделяется  два типа коммуникативной деятельности: личностно-ориентированный и социально-ориентированный.

       Если  рассматривать общение как коммуникативную деятельность, то можно выделить следующие структурные компоненты:

  • предмет общения – другой человек, партнер по общению;
  • потребность в общении – стремление человека к познанию и оценке других людей, а с их помощью и через них – к самопознанию, самооценке;
  • коммуникативные мотивы – то, ради чего предпринимается общение;
  • действия общения – целостный акт, адресованный другому человеку. Различают инициативные и ответные действия;
  • задачи общения – это та цель, на достижение которой направлены действия в процессе общения
  • средства общения – это те операции, с помощью которых осуществляются действия общения;
  • продукт общения – образования (как материального, так и духовного характера), получаемые в результате общения.

       Таким образом, очевидно, что в настоящее время все еще не существует единого общепринятого определения категории «общение», что подчеркивает ее сложность.

       Следует отличать коммуникацию от общения. Коммуникация – это обмен информации. Если рассматривать общение как информационный процесс, то общение и коммуникация формально ничем не отличаются. Однако, обмен информацией – это лишь одна из сторон общения.

       Для понимания природы общения необходимо рассмотреть, как это понятие  соотносится с понятием «отношения». Общественные отношения — устойчивые связи индивидов как членов объективно существующих социальных групп воспроизводятся, изменяются и порождаются в общении и только через общение, люди вступают в те или иные отношения. В свою очередь общественные отношения определяют как содержание, так и внешние формы общения. 

       В рамках данной курсовой работы предлагается рассмотреть деловое общение, то есть общение, имеющее цель вне себя и служащее способом организации  и оптимизации того или иного  вида предметной деятельности: производственной, научной, коммерческой и т. д.

 

    Социальная  психология делового общения 

       Одна из основных задач современного руководителя — решение психологических вопросов, возникающих в процессе общения с подчиненными, коллегами и начальством. Такое деловое общение есть по сути межличностное общение партнеров. Оно складывается и развивается под влиянием определенных психических свойств этих партнеров — индивидуальных и таких, которые указывают на их принадлежность к определенным социальным группам (классам, национальным общностям, профессиональным, демографическим группам и т.д.). Относительно новая учебная и научная дисциплина «Социальная психология делового общения» опирается на свойства личности и межличностного общения.

       Особенности делового общения заключаются в том, что:

  • партнер в деловом общении всегда выступает как личность, значимая для субъекта;
  • общающихся людей отличает хорошее взаимопонимание в вопросах дела;
  • основная задача делового общения — продуктивное сотрудничество.

       Деловое общение может проявляться в различных формах:

Информация о работе Деловой этикет. Стиль руководства. Конфликты и пути их разрешения