Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2012 в 21:46, курсовая работа
Целью написания курсовой работы является исследование и анализ применения деловых игр и тренингов для подготовки и оценки персонала организации.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
• определить понятия деловая игра и тренинг;
• изучить особенности, виды, принципы построения, организацию и проведение деловых игр;
• рассмотреть виды и организация тренингов;
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты деловых игр и тренингов 5
1.1. Понятие деловых игр и тренингов 5
1.2. Виды деловых игр и тренингов 9
1.3. Принципы построения, организация и проведение деловых игр 18
1.4. Методика, технология и оценка эффективности тренинга 22
1.5. Компьютерные деловые игры 26
Глава 2. Анализ результатов использования деловых игр и тренингов в ООО «НПО «Медиаресурсы для образования и просвещения»» 30
2.1. Краткая характеристика организации ООО «НПО «Медиаресурсы для образования и просвещения»» 30
2.2. Анализ использования деловых игр и тренингов в ООО «НПО «Медиаресурсы для образования и просвещения»» 32
Заключение 50
Список литературы 52
Содержание
Введение
Глава 1. Теоретические аспекты деловых игр и тренингов
1.1. Понятие деловых игр и тренингов
1.2. Виды деловых игр и тренингов
1.3. Принципы построения, организация и проведение деловых игр
1.4. Методика, технология и оценка эффективности тренинга
1.5. Компьютерные деловые игры
Глава 2. Анализ результатов использования деловых игр и тренингов в ООО «НПО «Медиаресурсы для образования и просвещения»»
2.1. Краткая характеристика организации ООО «НПО «Медиаресурсы для образования и просвещения»»
2.2. Анализ использования деловых игр и тренингов в ООО «НПО «Медиаресурсы для образования и просвещения»»
Заключение
Список литературы
Приложения
Обеспечение предприятий разных форм собственности кадрами рабочих и специалистов является одной из основных обязанностей отделов кадров или службы персонала. Люди – это важнейший ресурс организации, привлечение квалифицированных сотрудников во многом обеспечивает успех компании на рынке, поэтому все больше предприятий начинает сталкиваться с необходимостью развития эффективной системы подбора новых работников и улучшения подготовки уже имеющегося персонала, отвечающих современным требованиям.
При организации системы подбора кадров многие предприятия сталкиваются с рядом проблем. Среди этих проблем в первую очередь можно назвать следующие:
1. отсутствие разработанной, подкрепленной соответствующими процедурами и документами системы поиска и подбора, подготовки и оценки персонала;
2. не установлены четкие критерии для подбора разных категорий работников;
3. не разработаны процедуры подбора и подготовки работников;
4. используемые методы подбора, подготовки и оценки нуждаются в совершенствовании и дополнении;
5. не разработаны положения и инструкции, регламентирующие работу в области поиска, подбора и подготовки кадров;
6. не хватает финансовых ресурсов для организации работы в области подбора и подготовки персонала;
7. недостаточный опыт и уровень квалификации работников, занимающихся подбором и оценкой кадров.
Во многих организациях проблему подготовки, поиска и отбора работников пытаются решать бессистемно, нетехнологично, без учета существующего опыта работы в этой области.
От того, насколько эффективно будет поставлена работа по подбору и подготовке персонала, в значительной степени зависит качество человеческих ресурсов, их вклад в достижение целей организации и качество производимой продукции или предоставляемых услуг. Поэтому выбор эффективной системы подбора, подготовки и оценки персонала имеет для компании важнейшее значение.
В современных условиях наиболее перспективными формами подготовки специалистов являются те, которые базируются на активных методах обучения. Среди них особая роль отводится деловым играм, тренингам и производственным ситуациям, которые позволяют иллюстрировать, обогащать теоретический материал, закрепляя его понимание в ходе практической деятельности обучающихся.
Целью написания курсовой работы является исследование и анализ применения деловых игр и тренингов для подготовки и оценки персонала организации.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
определить понятия деловая игра и тренинг;
изучить особенности, виды, принципы построения, организацию и проведение деловых игр;
рассмотреть виды и организация тренингов;
провести анализ деловых игр и тренингов, используемых на российских предприятиях.
Объектом исследования является процесс подготовки и оценки персонала.
Предметом исследования являются деловые игры и тренинги как методы подготовки и оценки персонала на предприятии ООО «НПО «Медиаресурсы для образования и просвещения»».
При написании курсовой работы использовался метод работы с литературными источниками (список литературы прилагается), а также работы с интернетом.
В широком смысле деловая игра представляет собой разновидность обучающих социальных технологий, метод поиска управленческих решений в различных производственных, социально-экономических, социально-психологических и других проблемных ситуациях посредством игры по заданным правилам. Иногда под деловыми играми понимается метод имитации принятия управленческих решений в различных производственных ситуациях путем игры по заданным правилам группы людей или человека и ЭВМ [4, с.976].
Деловые игры относятся к активным методам обучения (АМО), которые, по оценкам немецких специалистов, являются самыми эффективными — с точки зрения выработки практических знаний и умений — образовательными методиками [17].
В общем случае под АМО понимаются методы обучения посредством воспроизведения (имитирования) производственной деятельности.
Деловые игры представляют собой метод обучения, наиболее близкий к реальной профессиональной деятельности обучающихся. В игре происходит быстрое пополнение знаний, практическое освоение навыков проведения расчетов и принятия решений в условиях реального взаимодействия с партнерами.
Деловые игры сочетают в себе качества игры и учебно-диагностического процесса. Определяемая в общем виде игра представляет собой разновидность непродуктивной деятельности, главным мотивом которой является не результат, а сам процесс. В игре осваивается опыт практический (овладение способами решения жизненных задач) и этический (усвоение образцов, правил и норм поведения в различных ситуациях). Кроме того, в игре актуализируется и находит свое поведенческое проявление активная позиция ее участников [9, с.17].
Как метод построения учебного процесса, нацеленного на освоение социальной реальности, игра включает следующие компоненты:
игровые роли и их принятие;
построенные по определенным правилам игровые действия;
моделирование игрового процесса и сопутствующего ему эмоционального напряжения (технология игры).
Роль представляет собой комплекс социальных требований, ожиданий, предъявляемых данному человеку, его поведению обществом и окружающими. Исполнение роли предполагает точное воспроизведение деятельности человека во внешнем плане.
Игровые действия определяются целевым аспектом игры и могут задаваться по-разному: сценарием, ведущими (режиссерами или фасилитаторами) игры, нормативными документами. В ряде случаев игровые действия могут формироваться самими игроками в соответствии с их собственным видением ситуации и поставленными перед ними целями. Цели отдельных участников игры могут отличаться от общей цели группы или коллектива [5, с.46].
Моделирование в игре — это создание макетов, замещающих объекты реальной ситуации, а также манипулирование ими с целью замены реального экспериментирования искусственно сконструированными поведенческими образцами.
Характерной чертой деловых игр является симуляция поведения определенной экономической системы и ее среды при помощи модели игры, функционирующей во взаимодействии с субъектом принятия решения — человеком. Подобная комбинация допускает прямое соединение творческих способностей человека с современными методами управления и вычислительной техникой.
Деловые игры, используемые в управлении персоналом, имеют ряд отличительных особенностей:
1. игра — это поведенческая коммуникация (игра основывается на определенном поведении, действиях);
2. игра представляет собой обычное взаимодействие двух или более субъектов, т.е. коллективное, групповое взаимодействие;
3. игра отличается сложностью и взаимозависимостью решаемых задач (игра представляет собой комплекс взаимосвязанных действий, в котором предыдущие решения во многом детерминируют последующие);
4. игра предполагает имитацию реальной ситуации, для которой свойственна динамичность, изменчивость; именно это позволяет выявить ряд поведенческих черт работника;
5. игра многофункциональна: наряду с функцией диагностики качеств и поведенческих черт работника, она может выполнять функции обучения, тренинга и воспитания участников, а также решения исследовательских задач;
6. в играх психодиагностика, если и присутствует, то имеет, как правило, подчиненный характер;
7. оценка эффективности игры зависит, прежде всего, от процесса ее протекания.
Понятие «тренинг» (от англ. training — воспитание, обучение, подготовка) вошло в русский язык в последние десятилетия; до этого примерно в том же значении и России использовался термин «тренировка».
В самом общем смысле тренинг представляет собой планомерно осуществляемую программу разнообразных упражнений с целью формирования и совершенствования умений и навыков, повышения эффективности тех или иных видов деятельности. Под тренингом персонала понимается систематический процесс изменения поведения работников в направлении улучшения возможностей достижения целей организации [2, с.89].
К отличительным особенностям или свойствам, характерным для этой техники, можно отнести следующие:
в тренинге используются проблемные ситуации из реальной деятельности участников;
участнику тренинга не нужно осуществлять перевод полученных знаний на язык практики, поскольку знания возникают как результат обобщения и систематизации опыта группы;
за счет групповых эффектов в тренинге достигается комфортная, доброжелательная атмосфера, позволяющая участникам свободно экспериментировать с новыми способами поведения и прорабатывать их до усвоения на уровне практических умений;
тренинг основан на индивидуальном подходе, который позволяет каждому из участников группы развивать в специальных играх и упражнениях свой профессионализм;
применение современных модерационных технологий, ролевых игр, «мозговых штурмов» создает условия для мощного эмоционального подъема, испытываемого участниками на пике возникновения особого «духа команды».
В управлении персоналом тренинги применяются главным образом для профессиональной подготовки, адаптации и развития кадров и отличаются от других средств обучения:
ограниченностью целей (используется для достижения строго определенных, сравнительно узких целей);
поведенческой направленностью (служит не столько расширению знаний, сколько отработке определенных образцов или моделей поведения);
прикладным характером (подчинен решению практических задач) [9, с.23].
По отношению к сотрудникам организации тренинг выполняет следующие основные функции:
1. развитие специальных, профессиональных знаний и навыков;
2. передача информации, помогающей сотруднику ориентироваться в организации и ее внешней среде;
3. изменение установок работников и укрепление трудовой мотивации;
4. совершенствование моделей межличностных коммуникаций.
Тренинги используются на разных этапах подготовки и карьеры сотрудников. В организациях они широко применяются в целях ускорения социокультурной, профессиональной и др. адаптации новых работников, устранения пробелов в профессиональной подготовке и преодоления неэффективных форм поведения, обучения новым технологиям, быстрой подготовки для работы в новых должностях. При правильной постановке дела тренинговая работа — перманентный процесс, полезный как для организации в целом, так и для ее отдельных работников.
Деловые игры можно систематизировать по ряду признаков. Важнейшими из них являются: целевое назначение деловой игры, широта тематических рамок, имитируемые области, управления, степень свободы решений, уровень неопределенности решений, характер коммуникаций между участниками, степень открытости игры, комплексность используемой модели, инструменты игры и форма ее проведения [3, с.48-49].
В зависимости от функций и целевого назначения деловые игры, используемые в управлении персоналом, подразделяются на:
обучающие (служат для подготовки управленцев, переподготовки и повышения квалификации специалистов);
деловые игры для решения практических задач (применяются для коллективной или индивидуальной подготовки управленческих решений с учетом многообразия влияющих на ситуацию факторов и различных вариантов решения проблемы);
Информация о работе Деловые игры и тренинги как метод подготовки персонала