Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2012 в 12:04, реферат
Под деловыми качествами понимается наличие у руководителя следующих способностей:
способности находить кратчайший путь к достижению цели;
способности к самостоятельному мышлению и оперативному принятию обоснованных решений;
способности к последовательному и инициативному обеспечению их выполнения;
способности высвобождать человеческую энергию (инициативу, энтузиазм).
2) определять стратегические
и оперативные цели, которые необходимо
будет достигать, решать
3) определять и корректировать
цели и задачи подчиненного
объекта в зависимости от
4) своевременно отдавать
распоряжения непосредственным
подчиненным на основании
5) следить и держать
под контролем качественное
6) анализировать критические
рабочие места на более низких
уровнях и оказывать
7) постоянно поддерживать
функциональное равновесие
8) принимать оптимальные
решения из нескольких
9) с помощью начальников
функциональных служб или
10) разрабатывать модели процессов достижения целей и действовать по ним;
11) оказывать помощь
12) осуществлять лидерство и мобилизовывать подчиненный коллектив на успешное достижение целей.
Сильный руководитель всегда должен действовать в сфере причин. Повторим, он должен именно руководить, а не управлять, руководство, как вид деятельности, куда более широкое понятие, чем управление.
Руководить — значит действовать
на упреждение, т.е. обусловить, предопределить,
гарантировать эффективность
Начинающим руководителям и предпринимателям, а также рядовым исполнителям надо приучить себя действовать только в сфере причин. На первых порах придется заставлять себя действовать по алгоритму достижения цели, затем эти действия перейдут в действия на подсознании, а это как раз и будет называться твердыми практическими навыками в руководстве. Если сразу не приучить себя действовать в сфере причин, а действовать в сфере следствий, т.е. бессистемно, то это тоже может перейти в привычку, в крайне нежелательные и опасные отрицательные практические навыки и переучивать себя будет крайне трудно. Все сказанное особенно касается молодых руководителей, — как они себя приучат действовать в начале своей карьеры руководителя, так и будут действовать всю жизнь. Известно, что легко научить можно молодого специалиста, а переучить уже состоявшегося руководителя очень трудно.
Напоминаем, что на любом объекте имеются две сферы деятельности: сфера руководства (сфера причин) — это сфера деятельности руководителя и его служб руководства, она и является предметом нашего изучения, и сфера процессов достижения целей объекта (сфера следствий) — это сфера деятельности подразделений и исполнителей, непосредственно занятых в процессах достижения целей объекта, что является предметом изучения многих других наук и дисциплин.
В сфере руководства, в
свою очередь, имеется стратегическое
и оперативное руководство. Стратегическое
определяет стратегию поведения
на дальнюю перспективу, обеспечивающую
будущую жизнеспособность объекта
независимо от складывающейся обстановки
и воздействия возмущающих
Эффективное руководство подразумевает:
1) постоянное укрепление сильных и ликвидацию слабых сторон в руководстве объектом;
2) оперативное внедрение
и реализацию вновь
3) отдачу приказов, распоряжений
и указаний только своим
4) принятие правильных
и обоснованных решений,
5) для принятия решений,
выбора доминирующих
6) постоянно отслеживать
выполнение главных задач,
Существует неписаное правило: если руководитель перегружен, значит, подчиненные недогружены.
Как следствие, если руководителем замечено, что кто-то из его непосредственных подчиненных не успевает по работе — значит, недогружены их подчиненные.
На любом объекте с
не менее чем двумя уровнями руководства
принимаемые решения любым
Руководитель постоянно
должен отслеживать главные задачи,
решая которые коллектив
Зачастую руководители увлекаются решением именно второстепенных задач, а это наносит определенный вред результатам деятельности объекта.
Всякая деятельность руководителя должна приводить только к принятию решения, как продукту его деятельности, по главным на данный момент времени задачам и проблемам, а также к
отдаче распоряжений по реализации принятых решений и кон-ролю их исполнения. Руководитель обязан знать нужды своих шести служб руководства и помогать им в их деятельности.
Для осуществления эффективного руководства объектом руководитель должен изучить и знать научные основы:
l) Целеполагания
2) Информационных технологий в руководстве объектом
3) Планирования в руководстве объектом
4) Технологий выполнения планов (достижения цели)
5) Обеспечения объекта персоналом
6) Организации достижения целей объекта
7) Управления процессами достижения целей объекта
8) Анализа деятельности объекта
Еще одна практическая рекомендация: всем руководителям и исполнителям рекомендуется фантазировать, или, как говорят японцы, «мечтать», решая виртуальные и гипотетические проблемы, представляя себя в роли руководителя или исполнителя. Это своеобразный проигрыш всевозможных вариантов действий для самых различных ситуаций в жизни и на работе.
Представляя себя в роли руководителя или исполнителя, на подсознании решать проблемы, вести переговоры, готовиться к деловой встрече, исполнять обязанности начальника или выполнять работы и т. п., исходя из предпосылок: а как бы это сделал я, а я это сделал бы лучше, а это надо было бы сделать так и т. п. Полезность сказанного заключается в том, что варианты действий откладываются в подсознании и при реальном появлении какой-либо проблемы сотрудник уже действует не задумываясь, а по заранее «отработанному» подобному алгоритму. Это придает уверенность в безошибочности действий. Кроме того, уже независимо от индивидуума на подсознании создаются амбициозные предпосылки на продвижение по служебной лестнице или улучшение исполнения своих обязанностей, а амбициозность для многих как раз и является движущей силой в этом продвижении.
Руководитель обязан:
1. Четко определять цели
задачи, ожидаемые результаты, обязательно
и постоянно отслеживать ход
их достижения для анализа
и сравнения (прогнозом) с
2. Принимать решения в
интересах достижения цели
3. Анализировать принимаемое
решение с позиций ПОР.
4. Выполнять только свои
обязанности и не подменять
подчиненных. Работу
5. К отдаче распоряжений
лучше надо готовиться заранее,
6. Выполнение распоряжений
необходимо поручать
7. Организовывать четкую
работу объекта. Все, чем
Профессионализм руководителя
Существует понятие «опытный руководитель».
Опыт — это познание объективной действительности, основанное на единстве знаний теории и навыков (практики).
Навык — это умение выполнять
целенаправленные действия, а твердые
практические навыки — это доведение
действий до автоматизма в результате
сознательного многократного
Знания получают в результате системного изучения дисциплин требуемого направления. Большим недостатком является неумение применять знания на практике, что является недоработкой учебных заведений.
Как известно, теория без
практики — мертва, а практика без
теории — слепа. Гармоничное сочетание
знаний и навыков определяет опытность
и профессионализм в
Коэффициент опытности или профессионализма руководства (Коп) приближенно можно определить по следующей формуле:
где: (Коп) = Rпр / Rобщ*(1- tпр / Rобщ ),
Rобщ — общее количество принятых решений;