Факторинг в системе управления дебиторской задолженности предприятия на примере ООО «Ратис»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 20:45, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является исследование факторинга в системе управления дебиторской задолженностью предприятия.
Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:
Определение роли и места факторинга в системе управления дебиторской задолженностью на предприятии.
Изучение теоретических основ факторинга, выявление его преимуществ и недостатков.
Изучение механизма осуществления факторинговых операций на конкретном предприятии.
Анализ эффективности применения факторинга в качестве инструмента управления дебиторской задолженностью.

Содержание

Введение……………………………………………………………….……….....3
Глава 1. Теоретические основы факторинга…………………………..…....5
1.1.Дебиторская задолженность как объект управления……………….....5
1.1.2. Понятие, виды и функции факторинга………………..…………...…10
1.2.1. Виды факторинговых сделок ……………………………………….…10
1.2.2. Функции факторинга ………………………………………………….12
1.3. Преимущества и недостатки факторинга……………….……………..16
1.3.1. Преимущества……………………………………………………………16
1.3.2. Недостатки ……………………………………………………………….18
Глава2.Применение факторинга для управления
дебиторской задолженностью в ООО «Ратис»……………………………..20
2.1.Механизм применения факторинга в ООО «Ратис»…………………..20
2.2.Анализ влияния факторинга на динамику и уровень
дебиторской задолженности…………………………..………………………24
2.3.Анализ влияния факторинга на финансовые
показатели деятельности предприятия…………………………………..…33
Заключение……………………………………………………………….……..37

Работа состоит из  1 файл

МЕЖДУНАРОДНЫЙ БАНКОВСКИЙ ИНСТИТУТ.docx

— 66.93 Кб (Скачать документ)

МЕЖДУНАРОДНЫЙ БАНКОВСКИЙ ИНСТИТУТ

INTERNATIONAL BANKING INSTITUTE

КАФЕДРА МЕНЕДЖМЕНТА И МАРКЕТИНГА

Курсовая  работа

по учебной  дисциплине

«Международный валютно-финансовый менеджмент» 

Тема:

  «Факторинг в системе управления дебиторской задолженности предприятия» 
 
 

          Выполнила студентка 

          Группа  174     курс  5

          факультет очного и очно-заочного обучения 
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           

Санкт-Петербург

2011 г 
Содержание:

Введение……………………………………………………………….……….....3

Глава 1. Теоретические  основы факторинга…………………………..…....5

1.1.Дебиторская задолженность как объект управления……………….....5

1.1.2. Понятие, виды и функции факторинга………………..…………...…10

1.2.1. Виды факторинговых сделок ……………………………………….…10

1.2.2. Функции факторинга  ………………………………………………….12

1.3. Преимущества и  недостатки факторинга……………….……………..16

1.3.1. Преимущества……………………………………………………………16

1.3.2. Недостатки ……………………………………………………………….18

Глава2.Применение факторинга для управления

дебиторской задолженностью в  ООО «Ратис»……………………………..20

2.1.Механизм  применения факторинга  в ООО «Ратис»…………………..20

2.2.Анализ  влияния факторинга  на динамику и  уровень 

дебиторской задолженности…………………………..………………………24

2.3.Анализ  влияния факторинга на финансовые

показатели  деятельности предприятия…………………………………..…33

Заключение……………………………………………………………….……..37

 

Введение 

     Дебиторская задолженность представляет собой  важную часть активов хозяйствующих  субъектов. Для многих предприятий  предоставление коммерческого кредита  покупателям является неотъемлемым условием осуществления деятельности, важным конкурентным преимуществом, инструментом роста продаж.

     Осуществляя предпринимательскую деятельность, хозяйствующие субъекты предполагают, что они не только возвратят вложенные  средства, но и получат доходы. Однако в реальной практике рыночных отношений  очень часто возникают ситуации, когда по тем или иным причинам предприятие не может взыскать долги  с контрагентов. Это может быть связано с неплатежеспособностью  дебиторов, неосмотрительной кредитной политикой и т.д. Дебиторская задолженность «зависает» на долгие месяцы, а иногда даже и годы. Рост дебиторской задолженности ухудшает финансовое состояние предприятий, а иногда приводит и к банкротству.

     Являясь частью оборотных средств, а именно, частью фондов обращения, дебиторская  задолженность, а особенно неоправданная  «зависшая», резко сокращает оборачиваемость  оборотных средств и тем самым  уменьшает доход предприятия.

     Таким образом, эффективное управление дебиторской  задолженностью становится важным фактором повышения общей эффективности  деятельности предприятия, его доходности и финансовой устойчивости.

     В рамках кредитной политики, как основной формы реализации системы управления дебиторской задолженностью, существуют различные способы ускорения  оборачиваемости данного актива: разработка системы скидок для покупателей, учёт векселей, краткосрочное банковское кредитование, факторинг. У предприятий, особенно у представителей малого и  среднего бизнеса, не всегда есть возможность  управлять дебиторской задолженностью с помощью внедрения системы скидок и учёта векселей; непрозрачность и неликвидность бухгалтерского баланса не позволяют получить кредит в банке. В таких ситуациях факторинг, как комплексная финансовая услуга, может стать эффективным инструментом управления дебиторской задолженностью, а значит, инструментом роста продаж и доходности.

     Вследствие  относительной новизны этого  вида экономических отношений и  их стремительного развития в последние  годы, отсутствия нормативной базы, методических рекомендаций по практическому  применению факторинга стала очевидной необходимость научного комплексного исследования данного финансового инструмента. Эффективность и целесообразность его применения обусловлена особенностями функционирования хозяйствующего субъекта. Поэтому наиболее актуальным и интересным направлением исследования факторинга является анализ его применения на предприятии.

     Целью курсовой работы является исследование факторинга в системе управления дебиторской задолженностью предприятия.

     Достижение  этой цели предполагает решение следующих  задач:

  • Определение роли и места факторинга в системе управления дебиторской задолженностью на предприятии.
  • Изучение теоретических основ факторинга, выявление его преимуществ и недостатков.
  • Изучение механизма осуществления факторинговых операций на конкретном предприятии.
  • Анализ эффективности применения факторинга в качестве инструмента управления дебиторской задолженностью.

     Объектом  исследования является факторинг, а  предметом – механизм его применения на предприятии в качестве инструмента  управления дебиторской задолженностью.

 

      Глава 1. Теоретические  основы факторинга 

    1. Дебиторская задолженность как  объект управления
 

     Дебиторская задолженность является частью фондов обращения предприятия и представляет собой обязательства клиентов (дебиторов) перед предприятием по выплате денег  за предоставление товаров или услуг.

     Дебиторская задолженность относится к высоколиквидным  активам организаций, обладающим повышенным риском. Большой объем просроченной и безнадежной дебиторской задолженности  существенно увеличивает затраты  на обслуживание заемного капитала, повышает издержки организации, что влечет уменьшение фактической выручки, рентабельности и ликвидности оборотных средств, а значит и негативно сказывается  на финансовой устойчивости, повышает риск финансовых потерь компании.

     Увеличение  доли дебиторской задолженности  в структуре активов может  быть вызвано:

  • Неосмотрительной кредитной политикой предприятия по отношению к покупателям, неразборчивым выбором партнёров;
  • Слишком высокими темпами наращивания объёмов продаж;
  • Трудностями в реализации продукции

     Резкое  сокращение дебиторской задолженности  может быть следствием негативных моментов во взаимоотношениях с клиентами:

  • Сокращением продаж в кредит;
  • Потерей потребителей продукции.

     Политика  управления дебиторской задолженностью является частью общей политики предприятия  в области управления оборотными средствами, и заключается в оптимизации  общего размера данного вида задолженности  и обеспечении своевременного ее взыскания. Поэтому управление дебиторской  задолженностью требуется осуществлять на всех этапах взаимодействия с контрагентами, как на стадии проведения преддоговорных процедур, так и до фактического исполнения определенных в договоре обязательств.

     Задачами  управления дебиторской задолженностью являются:

     - ограничение приемлемого уровня дебиторской задолженности;

     - выбор условий продаж, обеспечивающих  гарантированное поступление денежных средств;

     - определение скидок или надбавок для различных групп покупателей с точки зрения соблюдения ими платежной дисциплины;

     - ускорение востребования долга;

     - уменьшение бюджетных долгов;

     - оценка возможных издержек, связанных  с дебиторской задолженностью, то есть упущенной выгоды от неиспользования средств, замороженных в дебиторской задолженности. 

     В основе управления дебиторской задолженностью – два подхода:

  1. Сравнение дополнительной прибыли, связанной с той или иной схемой спонтанного финансирования, с затратами и потерями, возникающими при изменении политики реализации продукции;
  2. Сравнение и оптимизация величины и сроков дебиторской и кредиторской задолженностей. Данные сравнения проводятся по уровню кредитоспособности, времени отсрочки платежа, стратегии скидок, доходам и расходам по инкассации.

     Основу  формирования кредитных отношений  с покупателем должен составлять рейтинг надежности дебитора, проблема определения которого заключается  в малоинформативном массиве  сведений о клиенте.

     Оптимальная кредитная политика, а, следовательно, и оптимальный уровень дебиторской задолженности прямо зависят от специфики деятельности каждой конкретной фирмы. Например, фирмы, у которых имеется недогрузка производственных мощностей и низкий уровень переменных затрат, могут придерживаться более либеральной политики и согласятся на больший уровень задолженности, чем фирмы, работающие на полную мощность и имеющие небольшую удельную прибыль. Вместе с тем оптимальная кредитная политика может различаться у фирм одной отрасли, а также у отдельной фирмы в различные периоды.

     Таким образом, основной формой реализации политики управления дебиторской задолженностью является кредитная политика, которая  представляет собой свод правил кредитования покупателей и последовательность этапов управления дебиторской задолженностью в рамках двух основных подходов.

     Дополнительными инструментами управления дебиторской  задолженности являются:

  • Спонтанное финансирование (система скидок покупателям за сокращение сроков расчёта).
  • Учёт векселей.
  • Факторинг.

     Сочетание различных инструментов управления дебиторской задолженностью должно обеспечивать её оптимальный размер и сроки инкассации для обеспечения  максимальной эффективности деятельности предприятия.

     Факторинг является незаменимым инструментом управления дебиторской задолженностью в том случае, когда кредитная  политика и методы спонтанного финансирования неэффективны. Например, при работе с крупными розничными сетями оптовые  торговые и производственные компании вынуждены принимать условия  поставки, которые «диктуются» потребителями. Такие компании, как «Пятёрочка», «Седьмой континент», «Ашан» и т.д. в  среднем оплачивают поставки через 45-60 дней с момента отгрузки. У  предприятий-поставщиков возникает  дефицит финансовых ресурсов и они  вынуждены искать внешние источники  пополнения оборотных средств и страхования. Факторинг представляет собой инструмент финансирования дебиторской задолженности. В отличие от учёта векселей и классического краткосрочного финансирования, факторинг выполняет также функции страхования кредитных рисков и административного управления дебиторской задолженностью предприятия, является инструментом роста продаж компании. Кроме того, факторинговая компания на основании накопленной статистики сама проводит анализ надёжности дебиторов.

Информация о работе Факторинг в системе управления дебиторской задолженности предприятия на примере ООО «Ратис»