Факторинг в системе управления дебиторской задолженности предприятия на примере ООО «Ратис»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 20:45, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является исследование факторинга в системе управления дебиторской задолженностью предприятия.
Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:
Определение роли и места факторинга в системе управления дебиторской задолженностью на предприятии.
Изучение теоретических основ факторинга, выявление его преимуществ и недостатков.
Изучение механизма осуществления факторинговых операций на конкретном предприятии.
Анализ эффективности применения факторинга в качестве инструмента управления дебиторской задолженностью.

Содержание

Введение……………………………………………………………….……….....3
Глава 1. Теоретические основы факторинга…………………………..…....5
1.1.Дебиторская задолженность как объект управления……………….....5
1.1.2. Понятие, виды и функции факторинга………………..…………...…10
1.2.1. Виды факторинговых сделок ……………………………………….…10
1.2.2. Функции факторинга ………………………………………………….12
1.3. Преимущества и недостатки факторинга……………….……………..16
1.3.1. Преимущества……………………………………………………………16
1.3.2. Недостатки ……………………………………………………………….18
Глава2.Применение факторинга для управления
дебиторской задолженностью в ООО «Ратис»……………………………..20
2.1.Механизм применения факторинга в ООО «Ратис»…………………..20
2.2.Анализ влияния факторинга на динамику и уровень
дебиторской задолженности…………………………..………………………24
2.3.Анализ влияния факторинга на финансовые
показатели деятельности предприятия…………………………………..…33
Заключение……………………………………………………………….……..37

Работа состоит из  1 файл

МЕЖДУНАРОДНЫЙ БАНКОВСКИЙ ИНСТИТУТ.docx

— 66.93 Кб (Скачать документ)

     Факторинг имеет смысл только тогда, когда  экономическая выгода от немедленного поступления денег больше, чем  от их получения в срок. Итак, факторинг  целесообразен, когда:

  • Когда предприятие имеет возможность применения средств с рентабельностью, превышающей ставку учетного процента и/или стоимость (в процентах) факторинговых услуг (комиссию и плату за предоставленные в кредит средства). Такое сравнение необходимо проводить с учетом временной стоимости денег, и лишь при многократном, совершенно очевидном превосходстве рентабельности потенциального использования средств, а также когда речь идет о чрезвычайно коротких периодах, можно не обращаться к дополнительным расчетам.
  • Когда потери от инфляции грозят превысить расходы по учету векселя и/или факторингу. Надо сравнить ставку этих расходов с прогнозируемым уровнем инфляции (и то, и другое — в процентах за рассматриваемый период). Если уровень инфляции окажется выше, то вряд ли будет иметь смысл дожидаться договорного срока оплаты.
  • Когда нехватку оборотных средств, возникающую вследствие отсрочки платежа покупателем, невозможно покрыть банковским кредитом из-за дороговизны последнего.

     Таким образом, в рамках кредитной политики организации факторинг может быть эффективным инструментом финансирования и оптимизации дебиторской задолженности.

 

    1. Понятие, виды и функции факторинга
 

     Факторинг - комплекс финансовых услуг, оказываемых  клиенту в обмен на уступку  дебиторской задолженности. Комплекс финансовых услуг включает в себя финансирование поставок товаров, страхование  кредитных рисков, учет состояния  дебиторской задолженности и  работу с дебиторами по своевременной  оплате. Факторинг дает возможность  покупателю отсрочить платежи, а  поставщику получить основную часть  оплаты за товар сразу после его  поставки.

     Гражданский кодекс Российской Федерации определяет факторинговые операции следующим  образом: "По договору финансирования под уступку денежного требования одна сторона (финансовый агент) передает или обязуется передать другой стороне (клиенту) денежные средства в счет денежного требования клиента (кредитора) к третьему лицу (должнику), вытекающего  из предоставления клиентом товаров, выполнения им работ или оказания услуг третьему лицу, а клиент уступает или обязуется  уступить финансовому агенту это  денежное требование".  

     1.2.1 Виды факторинговых  сделок

     1) Факторинг внутренний (domestic factoring) и факторинг внешний (international factoring)

     Факторинг называется внутренним, если стороны  по договору купли-продажи, а также  факторинговая компания находятся  в одной и той же стране.

     Факторинг называется внешним (чаще используется название международный), если поставщик  и его клиент являются резидентами  разных государств. При обслуживании таких поставок в большинстве  случаев используется схема косвенного факторинга, при котором происходит распределение обязанностей между двумя факторинговыми компаниями: факторинговая компания в стране продавца берет на себя финансирование экспортера, а факторинговая компания в стране покупателя принимает на себя кредитные риски и берется за инкассацию дебиторской задолженности.

     Использование факторинга в международной торговле может быть очень выгодно в  случаях, когда торговля осуществляется между странами с существенными  различиями в их экономических и  правовых системах. Поскольку факторинговая  компания страны импортера обладает более полной информацией о платежеспособности компаний своей страны, это позволяет  ей объективно оценивать надежность покупателей. Если импорт-фактор соглашается  работать по схеме международного факторинга, то он автоматически принимает на себя риск неплатежеспособности импортера, тем самым гарантирует полную возвратность средств.

     Кроме того, экспортер вынужден подстраховываться  на случай, если резко скакнет курс валют. Используя факторинг, экспортер  получает значительную часть от стоимости  проданного товара сразу после отгрузки, таким образом снимая с себя валютный риск.

     Международный факторинг может осуществляться и без посредничества импорт-фактора, в этом случае схема взаимодействия контрагентов аналогична классическому  факторинговому взаимодействию.

     2) Факторинг с регрессом (recourse factoring) и без регресса (non recourse factoring)

     В случае факторинга с регрессом факторинговая  компания, не получив денег с покупателей, имеет право через определенный срок потребовать их с поставщика. В этом случае факторинговая компания берет на себя ликвидный риск (риск неуплаты в срок), но кредитный риск остается на поставщике. Денежные требования в случае факторинга с регрессом  выступают, по сути, обеспечением краткосрочного финансирования. В случае безрегрессного факторинга риск неуплаты со стороны дебиторов полностью переходит к факторинговой компании.

     3) Факторинг открытый (disclosed factoring) и закрытый (undisclosed factoring)

     При открытом факторинге покупатель уведомлен  о том, что в сделке участвует  лицо-фактор, и осуществляет платежи  на его счет, выполняя тем самым  свои обязательства по договору поставки. В случае же закрытого факторинга покупателя не ставят в известность  о наличии договора факторингового обслуживания, и он продолжает осуществлять платежи поставщику, который, в свою очередь, направляет их в пользу фактора.

     4) Дата поступления платежей: финансирование может быть в форме предварительной оплаты или оплаты требований к определенному сроку.

     В отсутствие предварительной оплаты сумма переуступленных долговых требований (за минусом издержек) перечисляется  поставщику на определенную дату или  по истечении определенного времени.  

     1.2.2 Функции факторинга

     1) Финансирование.

     Основная  функция факторинга - предоставление финансовых средств поставщику продукции  сразу после ее отгрузки или в  определенный договором факторинга день. Таким образом, поставщик имеет  возможность поставлять продукцию  своим покупателям с отсрочкой  платежа, при этом получать значительную часть от суммы поставки сразу  же после поставки или по удобному для него графику, не дожидаясь платежа  от своего покупателя. Если компания нацелена на увеличение объема продаж, то она  имеет возможность постоянно  пускать деньги в оборот и при  этом конкурировать с другими  поставщиками за клиентов, предоставляя отсрочку платежа. Также поставщик, заключив договор факторинга, заранее  знает, в какой день деньги поступят на его счет. Обычно же, предоставив отсрочку платежа своим покупателям, поставщик не знает, когда они расплатятся с ним, и расплатятся ли вообще.

     Кроме того, финансирование при факторинге имеет ряд неоспоримых преимуществ, среди которых в первую очередь  стоит отметить следующие:

     •поставщик  не должен возвращать выплаченные ему  деньги, так как расходы фактора  будут возмещены из платежей покупателей;

     •финансирование будет длиться так же долго, как  долго поставщик будет продавать  свою продукцию;

     •финансирование автоматически увеличивается по мере роста объемов продаж.

     Таким образом, финансирование в рамках факторинга навсегда избавляет поставщика от проблемы дефицита оборотных средств, и это  происходит без роста его кредиторской задолженности. Кроме того, факторинговое  финансирование более целевое, чем, например, кредит: компания выплачивает  проценты именно за тот промежуток времени, когда ей действительно  нужны деньги.

     Факторинг - это одна из форм залогового финансирования, при этом объем финансирования прямо  зависит от стоимости переуступаемых факторинговой компании денежных требований, то есть от величины долга покупателей  поставщика. В отличие от других форм залогового кредитования, в данном случае денежные требования покупаются фактором, а не используются в качестве залога (хотя возможна и такая ситуация, когда права требования поставщика к своим покупателям выступают  залогом при выдаче кредита). Таким  образом, при факторинге происходит смена собственника, поставщик продает  денежные права требования факторинговой  компании. Эта особенность факторинга становится особенно важной в странах  с переходной экономикой, законодательство которых далеко от совершенства: закон  о банкротстве предприятий работает плохо, правовое обеспечение торговых сделок не развито, торговые законы не работают. В случае банкротства поставщика факторинговая компания не рискует потерять свои деньги, поскольку права требования к дебиторам поставщика перешли к ней и не подлежат изъятию при процедуре банкротства. Факторинговое финансирование в отличие от обычного кредитования доступно высокорисковым, информационно-непрозрачным предприятиям, поскольку риск невозврата долгов лежит не на них, а на их покупателях, и кредитоспособность поставщика становится менее важной, чем кредитоспособность его покупателей. Поэтому использование факторинга возможно, когда покупателями клиента являются крупные и надежные компании, в том числе иностранные.

     2) Административное управление дебиторской  задолженностью.

     Факторинг позволяет клиенту также избавиться от рутинной работы, связанной с  отслеживанием состояния дебиторской  задолженности, напоминанием дебиторам  о задержках платежей. Обычно факторинговая  компания по первому требованию поставщика предоставляет ему отчет о  состоянии дебиторской задолженности, включающий в себя информацию обо  всех поставках поставщика и платежах его покупателей. Также в случае безрегрессного факторинга фактор берет  на себя заботу о взыскании долгов с дебиторов, что особенно актуально  для небольших компаний, не располагающих  собственными ресурсами для инкассации. Это позволяет им экономить трудовые и финансовые ресурсы.

     3) Оценка платежеспособности покупателей  поставщика 

     В странах, где кредитные бюро и  рейтинговые агентства развиты, эта функция факторинговых компаний является не самой востребованной. В странах же с переходной экономикой факторинговые компании могут играть роль кредитных бюро и рейтинговых  агентств, аккумулируя информацию о  платежной дисциплине компаний. Помимо этого, факторинговые компании могут использовать различные методы оценки платежеспособности потенциальны

 

      1.3 Преимущества и  недостатки факторинга 

     1.3.1 Преимущества

     Можно разделить на экономические выгоды от его применения и на его преимущества в сравнении с кредитованием.

     Экономические выгоды, которые получит поставщик  при факторинге:

  1. Направленное воздействие на дебиторскую задолженность. Это происходит вследствие: во-первых, передачи дебиторской задолженности фактору; во-вторых, изменения оборачиваемости оборотных активов, запасов, капитала и т.д.; в-третьих, оказания фактором таких услуг, как предоставление продавцу аванса, ведение книги продаж, контроль выполнения покупателем условий договора, предоставления отчетности продавцу и др.

     2). Получение дополнительной прибыли за счет возможности увеличить объем продаж, получив от фактора необходимые для этого оборотные средства.

     3). Факторинг позволяет ликвидировать  кассовые разрывы, образующиеся  вследствие несовпадения сроков  оплаты счетов поставщиков и  поступления денег от покупателей.

     4). Возможность не отвлекать финансовые ресурсы на осуществление текущей деятельности предприятия и сконцентрировать их для решения стратегических задач развития бизнеса.

     5). Финансовый агент берет на себя всю работу с дебиторами. В этом случаем можно говорить об экономии на оплате дополнительных мест (включая офисное оборудование) и дополнительного рабочего времени сотрудников, ответственных за:

     а) Контроль за дебиторской задолженностью;

     б) Привлечение финансовых ресурсов.

     6). Финансовый агент берет на себя риски, связанные с отсрочкой платежа.

Информация о работе Факторинг в системе управления дебиторской задолженности предприятия на примере ООО «Ратис»