Факторы макро и микросреды: отражение их в стратегическом плане организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2011 в 20:45, курсовая работа

Описание

ЦЕЛЬ исследования – изучить особенности проведения анализа стратегических факторов внешней среды.
ЗАДАЧИ исследования:
- рассмотреть сущность анализа внешней среды;
- дать характеристику внешней макро- и микросреды организации;
- рассмотреть сущность SWOT и SNW-анализа;
- дать характеристику PEST-анализу, профилю среды и методу взвешивания каждого фактора.

Содержание

Введение………………………………………………………………………3
Глава 1. Основная характеристика анализа внешней
среды организации……………………………………………………………4
1.1. Сущность анализа внешней среды………………………………….......4
1.2. Внешняя микросреда (среда прямого воздействия)……………...........7
1.3. Внешняя макросреда (среда косвенного воздействия)………..............9
Глава 2. Методы анализа внутренней и внешней среды организации…..13
2.1. SWOT и SNW – анализ…………………………………………………13
2.2. PEST – анализ, профиль среды и метод взвешивания
каждого фактора……………………………………………………………20 Глава 3. Стратегический анализ фирмы "Харбелл" ……………………….22 3.1. Общая характеристика предприятия …………………………………..23 3.2. Анализ макросреды предприятия……………………………………….25 3.3. Анализ мезосреды предприятия ……………………………………….28 3.4. Анализ микросреды предприятия ……………………………………....29 3.5. Построение матрицы SWOT-анализа…………………………………...31
Выводы………………………………………………………………………...35
Рекомендации………………………………………………………………....36
Литература………………………………………………………………….....36

Работа состоит из  1 файл

кур. р. 2к4с менеджмент.doc

— 388.00 Кб (Скачать документ)

      Стратегический анализ занимает важное место в процессе подготовки и принятия управленческих решений и является неотъемлемой частью планирования хозяйственной деятельности предприятий всех форм собственности. По той причине, что в условиях рыночной экономики руководители предприятий, главные бухгалтера и менеджеры разных уровней должны уделять больше внимания решению стратегических проблем. Здесь им на помощь приходит стратегический анализ, который основывается на материалах других экономических дисциплин и его целью является освоение знаний и методики и техники проведения аналитических исследований, выявление возможностей повышения эффективности производства, финансовой и инвестиционной деятельности.

    Стратегический анализ имеет огромное значение для оценки результатов деятельности и изменения стратегического плана предприятия или его реализации.

    Управление предприятием в условиях рыночной экономики невозможно без планирования хозяйственной деятельности на всех уровнях: стратегическом, тактическом и оперативном. Наиболее важным является стратегический уровень, на котором принимаются жизненно важные для дальнейшего развития предприятия управленческие решения. Стратегический уровень управления - это наивысший уровень, обеспечивающей функцией которого является стратегический анализ.

     Исследуя суть стратегического анализа, необходимо обратить внимание на то, что этот термин, так же как и некоторые другие термины (стратегическое видение, стратегические цели, стратегическое управление и т.п.), было создано от слова стратегия. Следовательно, для определения особенностей стратегического анализа необходимо остановиться на том, что же такое стратегия и какое значение она имеет для предприятия.

     Стратегия - это комплексный план деятельности предприятия, который разрабатывается на основе творческого научно обоснованного подхода и назначается для достижения долгосрочных глобальных целей предприятия.

     Таким образом, стратегический анализ - это комплекс исследования позитивных и негативных факторов, которые могут повлиять на экономическое состояние предприятия в перспективе, а также путей достижения стратегических целей предприятия.

Цель работы - сделать предварительный анализ и SWOT-анализ производственной фирмы «Харбелл» и на основе полученных результатов дать рекомендации для улучшения эффективности деятельности фирмы.

 3.1. Общая характеристика предприятия.

     Производственная фирма «Харбелл» работает на рынке кожгалантерейной продукции более 10 лет. Фирма «Харбелл» является лидером рекламно-сувенирного направления, украинским производителем фирменных спортивных, дорожных, деловых сумок, рюкзаков, бейсболок и других различных аксессуаров, исполненных в корпоративных цветах с использованием ленты, замочков, фурнитуры с логотипом фирмы заказчика. Разработка эксклюзивных моделей по каталогам и эскизам заказчика.

     Фирма «Харбелл» является официальным поставщиком спортивных сумок для сборных команд Украины, а также спортивных сумок для Олимпийской сборной команды Украины. Благодаря превосходному качеству и дизайну выпускаемой продукции, компания «Харбелл» завоевала успех среди таких фирм, как представительства «Subaru», «Toyota», «Honda», ОАО ПБК «Славутич» и др. Постоянными партнерами являются фирмы «Brig», «Brig LTD»,Украинский центр транспортного сервиса «Лиски», ООО «ЕвроФудс ГБ Украина», «Торчин продукт», «На здоровье» и др.                            Юридический адрес г.Харьов, 2-й Волгоградский въезд, 6.

Таблица 1.1 - Основные потребители продукции предприятия

Название  продукции Основные потребители  
1 2  
Реклама, дизайнерское исполнение Авиакомпания  «Международные авиалинии Украины»  
Сувениры, реклама «Майский чай», «Липтон», торговая группа «Рейнфорд» и др.  
Рюкзаки, бейсболки «Coca-Cola»  
Спортивные  сумки, футболки, бейсболки и др. Олимпийская сборная  команда Украины  
     

Таблица 1.2 - Основные конкуренты предприятия

 
Наименование  продукции Основные конкуренты  
Аппликация  на ткани, логотипы, надписи ЧП Чефранов О.Н.  
Изготовление  сувенирно-рекламной продукции ЧП Малхасян  
Рекламные услуги Goresh, LTD  
Сумки Компания «Олимп», ЧП «Долли», ООО «АиК»  
     

Ассортимент продукции: сумки поясные, спортивные, специальные, детские, дорожные, папки, рюкзаки, портфели, ранцы, кейсы, бейсболки, разработка, производство, пошив, сувенирная продукция, вышивка, шелкография, нанесение логотипа.                            Рассмотрим основные технико-экономические показатели деятельности предприятия

Таблица 1.3 - Основные технико-экономические показатели деятельности предприятия

Название Значение показателя  
Прибыль предприятия, тыс.грн. 900  
Производственные  запасы , тыс.грн. 648  
Среднеучетная численность рабочих, чел 102  
Среднемесячная  заработная плата работника, тыс.грн. 3,96  
Рентабельность ,% 48  
 

Таблица 1.4 - Финансовые показатели и коэффициенты финансовой деятельности предприятия

Название  показателя На начало отчетного  периода На конец  отчетного периода  
Коэффициент текущей ликвидности 5,18 8,53  
Коэффициент абсолютной ликвидности 0,91 2,33  
Коэффициент обеспеченности собственными средствами 0,75 1,02  
Рабочий капитал 1104 1356  
       

Найдем коэффициент  абсолютной ликвидности на начало и  конец отчетного периода, данные возьмем из баланса предприятия:

На начало 240/264=0,91

На конец 420/180=2,33

Коэффициент текущей  ликвидности:

На начало 1368/264=5,18

На конец 1536/180=8,53

Коэффициент обеспечения  собственными средствами:

На начало 2952-1920/1368=0,75

На конец 4020-2460/1536=1,02

Рабочий капитал:

На начало 1368-264=1104 тыс.грн.

На конец 1536-180=1356 тыс.грн.

Проанализировав основные технико-экономические и  финансовые показатели деятельности фирмы  «Харбелл» можно сделать вывод  о том, что основные коэффициенты, определяющие состояние предприятия  соответствуют нормативным, т.е. предприятие является прибыльным. А так как на конец периода коэффициенты улучшаются, можно сказать, что фирма успешно развивается.

3.2. Анализ макросреды предприятия.                                                                                       Рассмотрим и оценим факторы, влияющие на деятельность данного предприятия. Инструментом проведения стратегического анализа макросреды фирмы «Харбелл» является PEST-анализ (STEP-анализ) (См. Таблицу 2.1). 

Таблица 2.1 - Исходные данные для анализа факторов макросреды

Группа  факторов Фактор Текущее состояние  фактора и тенденция к изменению  фактора Определение возможности  или угрозы Оценка (-30

+30)

Коэф.

Знач.

Взвешенная  оценка  
1 2 3 4 5 6 7  
Политические 1. Уровень политической  стабильности

2. Характер политической  борьбы

ухудш.

ухудш.

угроза

угроза

-25

-25

0,5

0,5

-12,5

-12,5

 
  Всего:       1 -25  
Экономичес-

кие

1. Выполнение  государственного (областного, местного) бюджета

2. Темп инфляции

ухудш.

ухудш.

угроза

угроза

-20

-30

0,5

0,5

-10

-15

 
  Всего:       1 -25  
Правовые 1. Введение в  действие благоприятных законодательных  актов для предпринимателей

2. Законы, ограничивающие  деятельность предпринимателей 

ухудш.

ухудш.

угроза

угроза

-20

-20

0,4

0,6

-8

-12

 
  Всего:       1 -20  
Экологические 1. Состояние  природных ресурсов страны

2. Уровень загрязнения  окружающей среды

ухудш.

ухудш.

угроза

угроза

-5

-15

0,2

0,8

-1

-12

 
  Всего:       1 -13  
Научно-технические 1. Инновации  в отрасли создания товаров

2. Инновации  в мкаркетинге

улучш.

улучш.

угроза

угроза

-5

-5

0,5

0,5

-2,5

-2,5

 
  Всего:       1 -5  
Демографические 1. Уровень рождаемости

2. Уровень смертности

улучш.

ухудш.

угроза

угроза

-10

-20

0,5

0,5

-5

-10

 
  Всего:         -15  
Социально-культурные 1. Социальная  обеспеченность

2. Криминализация  общества

ухудш.

ухудш.

угроза

угроза

-25

-20

0,7

0,3

-17,5

-6

 
  Всего:       1 -23,5  
ИТОГО: -126,5            
               

При оценке факторов макросреды, мы смогли выяснить влияние  различных внешних факторов на положение  фирмы «Харбелл»:

1. Политических - связанных с политической нестабильностью в стране и политической борьбы за власть.

2. Экономических  - особое влияние оказывает уровень  инфляции в стране.

3. Социально-культурных - низкая обеспеченность населения  социальными льготами (обучение, медицинское  обслуживание, пенсии и др.).

В связи со слабым социальным обеспечением населения, низким уровнем прожиточного минимума, безработицей - повысилась в стране криминилизация общества.

4. Правовых - задержка  со стороны правительства, занятого  политической борьбой, принятия и разработки благоприятных законодательных актов для предпринимателей, которые не будут ограничивать деятельность предпринимателей и обеспечивать уход от «теневой экономики» (оплата налогов в бюджет и др.).

5. Демографических  - связанных с превышением смертности над рождаемостью.

6. Экологических  - связанных с загрязнением окружающей  среды (выбросы, отходы и пр.) и особым влиянием на демографические  факторы.

В результате проведенного анализа получаем, что демографическая, технологическая, политико-правовая, социально-культурная ситуации в Украине удовлетворительные, что способствует снижению конкурентоспособности фирмы «Харбелл». 

3.3. Анализ мкзасреды предприятия.

    Результаты диагностики рынка (конкурентов, которые действуют в рамках одной отрасли; потенциальных конкурентов, которые могут выйти на рынок; потребителей; поставщиков-организаций и индивидуальных предпринимателей, которые обеспечивают производителей необходимыми ресурсами) приведены в Таблице 3.1.

Таблица 3.1 - Исходные данные для анализа факторов мезосреды

Группа  факторов Фактор Текущее состояние  фактора и тенденция к изменению  фактора Определение возможности  или угрозы Оценка (-30

+30)

Коэф.

Знач.

Взвешенная  оценка  
1 2 3 4 5 6 7  
Отрасль 1. Снижение цен  на сырье

2. Снижение цен  на готовую продукцию

ухудш.

ухудш.

угроза

угроза

-30

-30

0,6

0,4

-18

-12

 
  Всего:       1 -30  
Товары 1. Появление  новой продукции

2. Увеличение  номенклатуры 

улучш.

улучш.

возможн.

возможн.

+30

+30

0,5

0,5

+15

+15

 
  Всего:       1 +30  
Поставщики 1. Нарушение  поставок сырья

2. Появление  новых поставщиков

улучш.

улучш.

возможн.

возможн.

+30

+10

0,7

0,3

+21

+3

 
  Всего:       1 +24  
Покупатели 1. Уровень изменения  потребностей, предпочтений и вкусов  покупателей

2. Склонность  покупателей к приобретению товаров  данного предприятия

ухудш.

улучш.

угроза

возможн.

-5

+20

0,4

0,6

-2

+12

 
  Всего:       1 +10  
Конкуренты 1. Усиление конкуренции

2. Усиление конкурентных  преимуществ конкурентов

ухудш.

ухудш.

угроза

угроза

-10

-20

0,4

0,6

-4

-12

 
  Всего:       1 -16  
Торговая  сеть 1. Появление торговой сети у предприятия

2. Банкротство  фирм-торговцев

улучш.

улучш.

возможн.

возможн.

+20

+20

0,5

0,5

+10

+2,5

 
  Всего:       1 +12,5  
ИТОГО: +30,5            
               

Информация о работе Факторы макро и микросреды: отражение их в стратегическом плане организации