Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2011 в 20:45, курсовая работа
ЦЕЛЬ исследования – изучить особенности проведения анализа стратегических факторов внешней среды.
ЗАДАЧИ исследования:
- рассмотреть сущность анализа внешней среды;
- дать характеристику внешней макро- и микросреды организации;
- рассмотреть сущность SWOT и SNW-анализа;
- дать характеристику PEST-анализу, профилю среды и методу взвешивания каждого фактора.
Введение………………………………………………………………………3
Глава 1. Основная характеристика анализа внешней
среды организации……………………………………………………………4
1.1. Сущность анализа внешней среды………………………………….......4
1.2. Внешняя микросреда (среда прямого воздействия)……………...........7
1.3. Внешняя макросреда (среда косвенного воздействия)………..............9
Глава 2. Методы анализа внутренней и внешней среды организации…..13
2.1. SWOT и SNW – анализ…………………………………………………13
2.2. PEST – анализ, профиль среды и метод взвешивания
каждого фактора……………………………………………………………20 Глава 3. Стратегический анализ фирмы "Харбелл" ……………………….22 3.1. Общая характеристика предприятия …………………………………..23 3.2. Анализ макросреды предприятия……………………………………….25 3.3. Анализ мезосреды предприятия ……………………………………….28 3.4. Анализ микросреды предприятия ……………………………………....29 3.5. Построение матрицы SWOT-анализа…………………………………...31
Выводы………………………………………………………………………...35
Рекомендации………………………………………………………………....36
Литература………………………………………………………………….....36
Проведенный анализ
мезосреды фирмы «Харбелл»
Основной стратегией низких затрат фирмы является снижение цен на поставляемое сырье Поставщиком, поиск Поставщиков сырья или Производителей по более низким ценам и надлежащего качества.
3.4. Анализ микросреды предприятия.
Ключевым этапом стратегического анализа
внутренней среды фирмы «Харьелл» является
определение его сильных и слабых сторон
(SNW-анализ), основанный на его ресурсах
и стратегически важных сферах деятельности
и которые всегда являются относительными
(относительно основных конкурентов или
заданных нормативов). Анализ факторов
микросреды приведен в Таблице 4.1.
Таблица 4.1 - Исходные данные для анализа факторов микросреды предприятия
Группа факторов | Фактор | Текущее состояние
фактора и тенденция к |
Определение возможности или угрозы | Оценка (-30
+30) |
Коэф.
Знач. |
Взвешенная оценка | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | |
Маркетинг | 1. Маркетинговая
стратегия
2. Товарная политика |
улучш.
улучш. |
сильная
сильная |
+10
+5 |
0,5
0,5 |
+5
+2,5 |
|
Всего: | 1 | +7,5 | |||||
Организация | 1. Наличие организационной
структуры
2. Организационная
структура производственного |
улучш.
улучш. |
сильная
сильная |
+5
+5 |
0,6
0,4 |
+3
+2 |
|
Всего: | 1 | +5 | |||||
Управление | 1. Степень разработки
управленческой философии
2. Отсутствие
разработки стратегического |
улучш.
улучш. |
сильная
сильная |
+15
+10 |
0,5
0,5 |
+7,5
+5 |
|
Всего: | 1 | +12,5 | |||||
Персонал | 1. Квалификация
персонала
2. Уровень подготовки кадров |
улучш.
улучш. |
сильная
сильная |
+30
+30 |
0,5
0,5 |
+15
+15 |
|
Всего: | 1 | +30 | |||||
Финансы | 1. Степень стабильности
2. Невыполнение обязательств |
ухудш.
улучш. |
слабая
сильная |
-10
+5 |
0,6
0,4 |
-6
+2 |
|
Всего: | 1 | -4 | |||||
ИТОГО: | +51 |
По результатам углубленного анализа факторов макросреды фирмы «Харбелл» составляющие разделены на две группы: сильные и слабые стороны (Таблица 4.1, Столбец 4).
В результате проведенного анализа внутренней среды фирмы можно утверждать, что не обращая внимания на сложившиеся трудности, фирма «Харбелл» имеет хороший потенциал для дальнейшего роста.
Соответственно
следует осуществить такие
3.5. Построение матрицы SWOT-анализа.
Следующим этапом стратегического анализа является составление стратегического баланса предприятия, под которым понимают объединение факторов внешней среды, которые положительно и отрицательно влияют на деятельность предприятия, с относительно сильными или слабыми сторонами деятельности предприятия. Составление стратегического баланса в западной литературе получило название SWOT-анализ.
Наипростейшим инструментом SWOT-анализа является матрица первичного стратегического анализа, которая позволяет упорядочить процесс осмысления всей существующей информации с использованием собственного мнения и оценок менеджера (Таблица 5.2).
Установив возможные парные комбинации: «возможности-сильные стороны», «возможности - слабые стороны», «угрозы - сильные стороны», «угрозы - слабые стороны», определяем, какие из них следует учитывать для выбора стратегии фирмы «Харбелл». Наиболее привлекательным является поле «возможности- сильные стороны» матрицы SWOT, которое выступает основой для формирования оптимистического прогноза, а наиболее опасным - поле «угрозы- слабые стороны», потому что такое объединение способствует реализации пессимистических прогнозов относительно деятельности фирмы. Ситуация с двумя другими полями не является четко определенной.
Составим
вначале таблицу совокупной численной
оценки сильных и слабых сторон, угроз
и возможностей макро-, мезосреды и микросреды
фирмы «Харбелл» (См. Таблица 5.1).
Таблица 5.1 - Совокупная численная оценка сильных и слабых сторон, угроз и возможностей макро-, мезосреды и микросреды предприятия.
Микросреда | Слабые стороны | Сильные стороны | |||
1. Степень стабильности | -6 | 1. Квалификация персонала | +15 | ||
2. Уровень подготовки кадров | +15 | ||||
3. Степень разработки управленческой философии | +7,5 | ||||
4. Маркетинговая стратегия | +5 | ||||
5. Отсутствие разработки стратегического планирования | +5 | ||||
6. . Наличие организационной структуры | +3 | ||||
7. Товарная политика | +2,5 | ||||
8. Организационная
структура производственного |
+2 | ||||
9. Выполнение обязательств | +2 | ||||
Итого: | -6 | Итого: | +57 | ||
Макро- и мезосреда | Угрозы | Возможности | |||
1. Снижение цен на сырье | -18 | 1. Нарушение поставок сырья | +21 | ||
2. Социальная обеспеченность | -17,5 | 2. Появление новой продукции | +15 | ||
3. Темп инфляции | -15 | 3. Увеличение номенклатуры | +15 | ||
4. Уровень политической стабильности | -12,5 | 4. Склонность
покупателей к приобретению |
+12 | ||
5. Характер политической борьбы | -12,5 | 5. Появление торговой сети у предприятия | +10 | ||
6. Законы, ограничивающие деятельность предпринимателей | -12 | 6. Появление новых поставщиков | +3 | ||
7. Уровень загрязнения окружающей среды | -12 | 7. Банкротство фирм-торговцев | +2,5 | ||
8. Снижение цен на готовую продукцию | -12 | ||||
9. Усиление конкурентных преимуществ конкурентов | -12 | ||||
10. Выполнение государственного (областного, местного) бюджета | -10 | ||||
11. Уровень смертности | -10 | ||||
5. Введение в
действие благоприятных |
-8 | ||||
12. Криминализация общества | -6 | ||||
13. Уровень рождаемости | -5 | ||||
14. Усиление конкуренции | -4 | ||||
15. Инновации в отрасли создания товаров | -2,5 | ||||
16. Инновации в маркетинге | -2,5 | ||||
17. Уровень изменения потребностей, предпочтений и вкусов покупателей | -2 | ||||
18. Состояние природных ресурсов страны | -1 | ||||
Итого: | -174,5 | Итого: | +78,5 | ||
Таблица 5.2 - Формулирование проблемного поля для предприятия с помощью матрицы SWOT-анализа
Микросреда
предприятия
Макро- и мезосреда предприятия |
Сильные стороны | Слабые стороны | ||||||||
1. Квалификация персонала | 2. Уровень подготовки кадров | 3. Степень разработки управленческой философии | 4. Маркетинговая стратегия | 1. Степень стабильности | ||||||
+15 | +15 | +7,5 | +5 | -6 | ||||||
Возможности | 1. Поставки сырья
+21 |
+36 | +36 | +28,5 | +26 | +15 | ||||
2. Появление
новой продукции
+15 |
+30 | +30 | +22,5 | +20 | +9 | |||||
3. Увеличение
номенклатуры
+15 |
+30 | +30 | +22,5 | +20 | +9 | |||||
4. Склонность
покупателей к приобретению +12 |
+27 | +27 | +19,5 | +17 | +6 | |||||
Угрозы | 1. Повышение
цен на сырье
-18 |
-3 | -3 | -10,5 | -13 | -24 | ||||
2. Социальная
обеспеченность
-17,5 |
-2,5 | -2,5 | -10 | -12,5 | -23,5 | |||||
3. Темп инфляции
-15 |
0 | 0 | -7,5 | -10 | -21 | |||||
4. Уровень политической
стабильности
-12,5 |
+2,5 | +2,5 | -5 | -7,5 | -18,5 |
На каждом полученном
поле матрицы нужно рассмотреть
все возможные парные комбинации
и выделить из них те, которые
могут учитываться при
Поле
Сильные стороны
и Возможности.
Таблица 5.3- Количественная оценка проблем предприятия на основе матрицы SWOT-анализа
Проблема | Оценка | Стратегия | |
1. Степень
отсутствия финансовой |
- 24 | Финансовая стратегия | |
2. Отсутствие
эффективной маркетинговой |
-13 | Маркетинговая стратегия | |
3. Степень
разработки управленческой |
-10,5 | Стратегия управления персоналом | |
4. Уровень подготовки кадров | -3 | Кадровая стратегия | |
5.Квалификация персонала | -3 | Функциональная стратегия | |
Поле Сильные стороны и Угрозы.
Предприятие должно использовать свои сильные стороны, которые преобладают, для нейтрализации внешних угроз, а не для роста, то есть переходить к позиционной обороне. Эти предприятия могут избирательно осуществлять "контратаки" -- занимать отдельные рыночные ниши, но больше усилий должны направлять на стимулирование конкурентов и подготовку к активным действиям в будущем, когда возможности будут преобладать угрозы.
Поле Слабые стороны Возможности.
У предприятия преобладают слабые стороны, но имеются и благоприятные рыночные возможности. Нужно пытаться усилить конкурентные позиции в тех отраслях, где это возможно, с одновременной ликвидацией (продажей) слабых хозяйственных подразделов. Целесообразно концентрировать внимание на снижении уровня расходов и повышении конкурентоспособности предприятия.
Поле Слабые стороны и Угрозы.
Слабые стороны
предприятия преобладают, внешняя
среда имеет только угрозы. Предприятия
в такой неблагоприятной
Выводы
Установив и проанализировав факторы макросреды, мезосреды и микросреды, которые влияют на деятельность и состояние фирмы, мы определили основные возможности для дальнейшей деятельности фирмы, а также угрозы во внешней среде, выявили основные проблемы, такие как социальная обеспеченность, повышение цен на сырье, темп инфляции и уровень политической стабильности. Благоприятными факторами, действующими на деятельность фирмы, являются бесперебойные поставки сырья, появление нового вида продукции, увеличение номенклатуры, склонность покупателей к приобретению товаров данного предприятия.
Тем нее менее, предприятие является стабильным. Основные коэффициенты, характеризующие деятельность предприятия соответствуют нормам, а на конец отчетного периода улучшаются. Производственная фирма «Харбелл» занимает достаточно сильную и стабильную позицию на рынке и имеет хорошие шансы для дальнейшего развития.
Рекомендации
Основные меры, которые можно предложить для повышения эффективности производственно-хозяйственной деятельности фирмы «Харбелл»:
- улучшить работу маркетинговой службы, за счет инноваций в маркетинге;
- обеспечить снижение цен на сырье, за счет поиска новых поставщиков более дешевого сырья;
- повысить степень стабильности предприятия, за счет рациональной финансовой политики;
- улучшить социальную обеспеченность населения и
- уменьшить уровень загрязнения окружающей среды.
Одним из решающих факторов воздействия на производственно-хозяйственную деятельность фирмы, и основным, является нестабильная политико-правовая обстановка в стране.
Информация о работе Факторы макро и микросреды: отражение их в стратегическом плане организации