Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 21:20, курсовая работа
Основная цель работы – изучить факторы, влияющие на определение потребности в персонале. Цель работы определила ее задачи: что включает в себя понятие потребности в персонале, какие виды потребности в человеческих ресурсах бывают, какие факторы влияют на определение потребности в персоналии и как спланировать человеческие ресурсы.
Введение
1. Определение потребности в персонале организации
1.1. Качественная потребность в персонале
1.2. Количественная потребность в персонале
2. Факторы, влияющие на определение потребности в персонале
2.1. Внешние факторы
2.2. Внутренние факторы
3. Планирование человеческих ресурсов
Заключение
Список используемой литературы
При расчете потребности
в кадрах следует учитывать
режим работы организации (
Текучесть кадров является одной из основных причин потребности в новых кадрах. Изменение структуры кадров, обусловленное неудовлетворенностью работника рабочим местом или неудовлетворенностью организации конкретным работником.
Финансовые ресурсы. Точная оценка потребности и возможностей организации в финансировании мероприятий по управлению персоналом позволяет выбрать альтернативные или компромиссные варианты в области планирования потребности в персонале, ее покрытия, использования кадров, их подготовки, переподготовки.
Кадровый потенциал организации связан с оценкой возможностей специалистов кадровой службы правильно распределять обязанности между сотрудниками.
Источники покрытия кадровой потребности. Фактор можно рассматривать как внутренний с точки зрения возможности выбора организацией тех источников покрытия кадровой потребности, которые соответствуют состоянию остальных внутренних и внешних факторов: целей организации, финансовых ресурсов, тенденций развития технологии и т. д.
Потребность организации в персонале определяется, в первую очередь, стоящими перед ней бизнес-целями, а также долгосрочной стратегической задачей (например, обеспечить высокое качество производимой продукции и выполнение заказов клиентов на 100%), бизнес-стратегией (ежегодно увеличивать объем реализации на 10% путем привлечения новых клиентов), бизнес-планом (реализовать в следующем году определенный объем продукции). Заметим, что эти факторы влияют на потребность в персонале не по отдельности, а комплексно: бизнес-стратегия не может быть реализована без выполнения стратегических задач и бизнес-плана.
Чем конкретнее организационная цель, тем легче определить потребность в рабочей силе, необходимой для ее достижения. В компании со стабильной долгосрочной стратегией количество сотрудников остается почти одинаковым из года в год, и планирование человеческих ресурсов осуществляется достаточно просто. Если же организация меняет стратегию и переходит к выпуску новой продукции, освоению рынков или ликвидации отдельных сегментов бизнеса, то потребности как в численности, так и в квалификации рабочей силы могут существенно трансформироваться, что, естественно, усложнит процесс планирования.
Рис. 2. Внутренние факторы влияния на потребность в персонале.14
Некоторая специфика внутренних факторов объясняется уже происхождением слова «внутренний». Формируемые внутри предприятия факторы, в соответствии с этим, могут быть предметом большего воздействия со стороны организационного менеджмента, чем внешние, особенности которых подлежат лишь принятию во внимание, учету или необходимости под них подстраиваться.
Порождаемые при прямом или
косвенном участии внешней
Важность изучения внутренних
факторов исходит уже из результатов
анализа содержания диалектических
категорий возможности и
Потребности организаций в рабочей силе зависят прежде всего от стоящих перед ней целей, для реализации которых необходимы человеческие ресурсы. Поэтому человеческие ресурсы так же планируются.
Зависимость управления персоналом от специфики предприятия часто связывают со случаями протекционизма в реализации кадровых мероприятий: найма, продвижения по службе, мотивации.
Важными факторами, влияющими
на управление персоналом, является размер
предприятия и его
Таким образом, внутренние факторы влияния на потребность в персонале играют решающую при планировании персонала. Однако внутренние факторы могут измениться в зависимости от внешних факторов (к примеру, при снижении стоимости сырья может меняться ценовая политика).
Кадровое планирование – это анализ и определение потребности в персонале для обеспечения достижения целей организации.
Планирование процесса отбора опирается на кадровое планирование, основная задача которого состоит в определении потребностей организации в человеческих ресурсах как краткосрочной, так и долгосрочной перспективе.
Причины необходимости планирования персонала:15
Поэтому планирование персонала включает в себя два аспекта:16
С временной точки зрения планирование персонала можно рассматривать в трех временных уровнях (горизонтах):17
В зависимости от решаемых задач в планировании персонала можно выделить подразделы, или области, определяемые по следующим критериям:18
В соответствии с этими критериями можно выделить такие подразделы планирования, как планирование состава персонала; планирование потребностей в персонале; планирование набора персонала; планирование высвобождения персонала; планирование использования занятости персонала; планирование изменений персонала; планирование развития персонала. Вместе с тем такое деление на подразделы не может быть раз и навсегда заданным и должно учитывать специфику каждого предприятия и условий практического применения планирования персонала. Взаимосвязи между этими подразделами планирования и их внедрением в среду предприятия показаны на рис. 3.
Цели планирования человеческих ресурсов:19
1. Определение условий
для вербовки рабочих. Важной
предпосылкой к процессу
2. Определение условий
для проведения тренингов.
3. Развитие менеджмента.
Успех и наследие опытных
4. Нахождение финансового
баланса между утилизацией
5. Индустриальное отношение.
План видов коммерческой
Рис. 3. Структура подразделов планирования персонала организации.20
ресурса. Это будет иметь
воздействие на стратегии отношений
между предпринимателями и
В жизни планирование человеческих ресурсов занимается вопросом спроса и предложения на рабочую силу и проблемами, возникшими по причине изменения этих факторов. Объяснить причину заинтересованности в этом вопросе просто: все планы и решения в любых местах принимаются после анализа спроса и предложения.
Разработке фирменной
кадровой политики предшествует структурный
анализ профессионально-
После структурного анализа персонала осуществляется планирование использования человеческих ресурсов на предприятии. Сначала составляется баланс непосредственного производительного труда, который определяет размер трудозатрат, необходимых для изготовления продукции. Затем устанавливается объем трудозатрат в период планирования без учета степени завершенности выпускаемых изделий. Исходя из количества трудодней, продолжительности рабочего дня и объема трудозатрат в расчете на одного рабочего, можно легко установить масштабы использования рабочей силы на предприятии.
Однако ни одно предприятие не изолировано от общества. Поэтому выявление потенциальных возможностей общества в отношении использования человеческих ресурсов является важным условием кратко- и долгосрочного планирования. В связи с этим необходим постоянный анализ прогнозов занятости в своей стране и на международном рынке рабочей силы.
Планирование человеческих ресурсов (HRP от англ. human resources planning)21 можно определить как попытку прогнозирования количественных и качественных потребностей организации в работниках в будущем и оценки того, в какой степени эта потребность может быть удовлетворена. В этот процесс входит сопоставление нынешних человеческих ресурсов организации с возможной потребностью в будущем и, следовательно, с организацией соответствующих программ найма, обучения, перераспределения и возможно увольнения работников. Эффективное планирование человеческих ресурсов должно иметь своим результатом наличие нужных людей, выполняющих нужную работу на нужных местах точно в нужное время.
Важнейшим первым шагом планирования
человеческих ресурсов компании является
формулировка задач компании в области
ассортимента продукции, методов производства,
рынков сбыта и т.д. Отсюда вытекает
необходимость в человеческих ресурсах,
которая соотносится с
Долгосрочный план человеческих ресурсов компании, как правило, предполагает попытку прогнозирования на пять лет вперед. Компания должна оценить спрос на труд, потенциальные возможности предложения (с учетом коррективов на его нынешнее использование не по назначению, недоиспользование или избыточное использование) и состояние внешней среды деятельности. Путем исследования взаимодействия всех названных факторов можно составить план, указывающий, какое количество и каких именно работников может потребоваться в будущем.