Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2012 в 17:06, курсовая работа
Целью курсовой работы является дать характеристику делового общения, рассмотреть его фазы.
Для достижения цели курсовой работы автор поставил перед собой решение следующих задач:
1. Дать определение понятия общения.
2. Раскрыть структуру и сущность общения.
3. Изучить и фазы рассмотреть фазы делового общения.
Ведение………………………………………………………………………………...4
1. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ОБЩЕНИЯ
1.1. Нормативно-правовая основа делового общения
1.2. Определение общения..................................................................................5
1.3. Структура общения………………………………………………………...6
1.4. Стороны общения………………………………………………………….7
1.5. Функции и уровни общения……………………………………………..10
1.6. Виды общения…………………………………………………………….11
2.ФАЗЫ ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЕ
2.1. Общение, его виды и формы…………………………………………….13
2.2. Структура делового общения……………………………………………14
2.3. Принципы делового общения…………………………………………...23
2.4. Возможные структуры деловых бесед разных видов………………….20
2.5. Вопросы собеседников и их психологическая сущность……………...22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………....40
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………………………………42
ГЛОССАРИЙ…………………………………
Проксемика (организация пространства и времени коммуникативного процесса). В психологии выделяют четыре дистанции общения:
Визуальный контакт. Визуалика, или контакт глаз. Установлено, что обычно общающиеся смотрят в глаза друг другу не более 10 секунд.
в) Интерактивная сторона общения. Это характеристика тех компонентов общения, которые связаны со взаимодействием людей, с непосредственной организацией их совместной деятельности. Есть два типа взаимодействий – кооперация и конкуренция. Кооперативное взаимодействие означает Координацию сил участников. Кооперация является необходимым элементом совместной деятельности, порождается самой ее природой.
г) Перцептивная сторона общения – это процесс восприятия и понимания людьми друг друга.
Все
три стороны общения тесно
переплетаются между собой, органически
дополняют друг друга и составляют
процесс общения в целом.
1
Общение выполняет целый ряд функций в жизни человека:
Уровни общения. Общение может происходить на различных уровнях:
В
зависимости от содержания, целей
и средств общение можно
1. По содержанию оно может быть:
1.1 Материальное (обмен предметами и продуктами деятельности)
1.2 Когнитивное (обмен знаниями)
1.3 Кондиционное (обмен психическими или физиологическими состояниями)
1.4
Мотивационное (обмен
1.5 Деятельностное (обмен действиями, операциями, умениями, навыками)
2. По целям общение делиться на:
Общение как взаимодействие предполагает, что люди устанавливают контакт друг с другом, обмениваются определенной информацией для того, чтобы строить совместную деятельность, сотрудничество. Чтобы общение как взаимодействие происходило беспроблемно, оно должно состоять из следующих этапов:
2. ФАЗЫ
ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ
2.1. Общение, его
виды и формы
Деловое
общение — это процесс
Деловое
общение можно условно
В
целом деловое общение
Деловое
общение реализуется в
деловая беседа;
деловые переговоры;
деловые совещания;
публичные выступления.
Нас прежде всего интересуют психологические особенности непосредственных участников делового общения, их умение и возможность влиять на партнера, способность добиваться эффективных результатов.
В деловом общении выделяются несколько фаз. Наиболее ответственной является фаза подготовки делового общения, которое надо планировать, правильно выбрать место и время, определить для самого себя установки на результаты общения. Далее наступают собственно фазы общения. Первой из них является вхождение в контакт. В этой фазе менеджер должен почувствовать состояние, настроение партнера, освоиться сам и дать возможность сориентироваться собеседнику — это сонастройка. Существуют некоторые техники «присоединения» к партнеру. Можно имитировать его особенности, повторять его движения, отслеживать ритм дыхания и т.д. Здесь очень важно сразу расположить , партнера к себе и обеспечить ровное начало общения. Этот период завершается установлением психологического контакта.
Следующая фаза — концентрация внимания на чем-то, какой-то проблеме, задаче сторон и разработке темы. Здесь выделяют мотивационный зондаж. Он производится с целью понять мотивы собеседника и выявить его интересы. Затем наступает очень важная фаза — поддержание внимания. Менеджер должен уметь пользоваться приемами поддержания внимания и возвращаться к ним в течение общения.
Далее наступает фаза аргументации и убеждения. Она имеет место, если есть расхождения во мнениях.
Последней
фазой является фаза фиксации результата.
Менеджер должен уметь почувствовать
тот момент в общении, когда тема исчерпана
или собеседник проявляет беспокойство.
В этом случае необходимо завершать общение.
Этот момент является критическим. Завершать
деловое общение следует так, чтобы была
перспектива продолжения (если, конечно,
оно требуется), потому что разрыв отношений
— это конец контактов. Разрыв отношений
для менеджера — это упущенные возможности.
Следует помнить, что очень важным является
самый последний момент общения, последние
слова, взгляды, рукопожатия, так как они
могут полностью изменить результат многочасовой
беседы.
2.2. Структура делового
общения
Состоит из пяти основных фраз:
I. Начало беседы.
II. Передача информации.
III. Аргументирование.
IV.
Опровержение доводов
V. Принятие решений.
Фаза 1. Начало беседы
Задачи:
• установление контакта с собеседником;
• создание приятной атмосферы для беседы;
• привлечение внимания;
• побуждение интереса к беседе;
• "перехват" инициативы.
Правильное начало беседы предполагает: точное описание целей беседы, взаимное представление собеседников, название темы, представление лица, ведущего беседу, объявление последовательности рассмотрения вопросов.
При завершении беседы порядок действий должен быть обратный: слово берет ведущий беседы и завершает ее обращением к собеседнику.
Фаза 2. Передача информации
Цель этой части беседы заключается в решение следующих задач:
• сбор специальной информации по проблемам, запросам и пожеланиям собеседника;
• выявление мотивов и целей собеседника;
• передача запланированной информации;
• анализ и проверка позиции собеседника.
Фаза 3. Аргументация
Мелочи, имеющие иногда решающее значение:
1. Оперировать простыми, ясными, точными и убедительными понятиями.
2.
Способ и темп аргументации
должны соответствовать
3. Вести аргументацию корректно по отношению к собеседнику, так как это, особенно при длительных контактах, окажется для нас же намного выгоднее:
4.
Приспособить аргументы к
5.
Избегать непрофессиональных
6.
Попытаться, как можно нагляднее
изложить собеседнику свои
Фаза 4. Опровержение доводов собеседника (нейтрализация замечаний собеседника)
Цели:
• убедительность изложения;
• надежность изложения;
• развеивание сомнений;
• мотивы сопротивления и точка зрения. Почему возникают замечания?
• защитная реакция;
• разыгрывание роли;
• другой подход;
• несогласие;
• тактические раздумья.
Какова логическая структура опровержения замечаний?
• анализ замечаний;
• обнаружение настоящей причины;
• выбор тактики;
• выбор метода;
• оперативное опровержение замечаний. Какие приемы применяются для нейтрализации (опровержения)?
Фаза 5. Принятие решения
Цели:
• подытоживание аргументов, призванных и одобренных собеседником;
• нейтрализация негативных моментов в заключении;