Финансовая стратегия предприятия, как важнейший элемент его развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 19:24, реферат

Описание

В системе разработки финансовой стратегии одно из ключевых мест занимает финансовое планирование, реализуемое на основе планирования производства и реализации, а также контроля над расходованием средств. Финансовое планирование обеспечивает необходимый контроль над образованием и использованием материальных, трудовых и денежных ресурсов, создает необходимые условия для улучшения финансового состояния компании. Оно взаимосвязано с планированием хозяйственной деятельности и строится на основе других показателей плана (объема производства и реализации, сметы затрат на производство, плана капитальных вложений и др.).

Работа состоит из  1 файл

Стратегический менеджмент.doc

— 207.50 Кб (Скачать документ)

 

1. Финансовая стратегия предприятия,  как важнейший элемент его  развития

 

1.1 Сущность понятия «финансовая  стратегия»

 

 

Слово “стратегия” произошло от греческого strategos, “искусство генерала”. Военное происхождение этого  термина не должно вызывать удивления. Именно strategos позволило Александру Македонскому завоевать мир.

А.Чандлер,  автор одной из пионерских работ в области стратегического  планирования, считает, что стратегия - “это определение основных долгосрочных целей и задач предприятия  и утверждение курса действий и распределения ресурсов, необходимых для достижения этих целей”. Определение стратегии Чандлера дополняется требованием  экономичности для принимаемых курсов действий “Стратегическая альтернатива определяется путём сопоставления возможностей и ресурсов корпорации с учётом приемлемого уровня риска”. В конечном итоге формирование стратегии предприятия должно дать ответы на три вопроса: Какие направления хозяйственной деятельности необходимо развивать?; Каковы потребности в капиталовложениях и наличных ресурсах?; Какова возможная отдача по выбранным направлениям?

А.М. Ковалёва, доктор экономических  наук, профессор считает что:  «стратегия – это постановка среднесрочных  и долгосрочных целей, заключающихся  в максимизации выгоды (прежде всего  дохода и прибыли). Тактика предполагает краткосрочные, оперативные решения для реализации стратегической установки в конкретных условиях ».

Круглова Н.Ю и Круглов М.И  отмечают, что «каждая конкретная стратегия компании – это принятые её высшим руководством направления или способы деятельности для достижения важного результата, имеющего долгосрочные последствия».

Финансовая стратегия компании представляет собой сложную многофакторную, ориентированную модель действий и  мер, необходимых для достижения поставленных перспективных целей в общей концепции развития в области формирования и использования финансово-ресурсного потенциала компании. Экономическая сущность финансовой стратегии обусловлена финансовыми отношениями компании с экономическими субъектами и государственными органами, взаимодействием с ними в процессе осуществления деловых отношений в области финансов.

Финансовая стратегия- это генеральный  план действий по обеспечению предприятия  денежными средствами. Финансовая стратегия  предприятия охватывает все  стороны деятельности предприятия, в том числе оптимизацию основных и оборотных средств, распределение прибыли, безналичные расчёты, налоговую и ценовую политику, политику в области ценных бумаг. Особое внимание при разработке финансовой стратегии уделяется полноте выявления денежных доходов, мобилизации внутренних ресурсов, максимальному снижению себестоимости продукции, правильному распределению и использованию прибыли, определению потребности в оборотных средствах, рациональному использованию капитала предприятия. Финансовая стратегия разрабатывается с учётом риска неплатежей, скачков инфляции и других форс – мажорных обстоятельств. Контроль над реализацией финансовой стратегии обеспечивает проверку поступления доходов, экономное и рациональное их использование. Важной частью финансовой стратегии является разработка внутренних нормативов. Разработке финансовой стратегии предприятия предшествует анализ финансового состояния предприятия. Различают генеральную финансовую стратегию, оперативную финансовую стратегию и стратегию выполнения отдельных стратегических задач.

Главной стратегической целью финансов является обеспечение предприятия  необходимыми и достаточными финансовыми  ресурсами. Одними из главными задачами финансовой стратегии являются: обеспечение  предприятия финансовыми ресурсами, необходимыми для производственно – хозяйственной деятельности; обеспечение эффективного вложения временно свободных денежных средств с целью получения максимальной прибыли; определение финансовых взаимоотношений с поставщиками и покупателями, бюджетами всех уровней, банками и другими финансовыми институтами.

Место и роль финансовой стратегии  неоднозначно оценивается в экономической  литературе. Чаще всего финансовая стратегия компании как инструмент регулирования используется в связке с инвестиционной стратегией, имея в виду перспективность и временной шаг инвестиционных решений и их тесную связь с финансовыми процессами. Отдельные исследования трактуют финансовую стратегию как часть финансового менеджмента, с чем можно согласиться. Однако более обоснованным было бы рассматривать финансовую стратегию как органичный элемент финансово-бюджетного регулирования компании:

- в методологическом плане сущность  и механизмы формирования финансовой  стратегии компании должны анализироваться как одна из проблем финансовых отношений, финансовой оценки реализации стратегических целей компании;

- в схеме экономического регулирования  финансовая стратегия должна  рассматриваться как компонент  общей стратегии компании в  ряду с продуктовой, инвестиционной, маркетинговой и другими видами стратегических решений.

Вместе с тем финансовая стратегия  является базовой стратегией, поскольку  обеспечивает (посредством финансовых инструментов, методов финансового  менеджмента и др.) реализацию других базовых стратегий, а именно – конкурентной, инновационной.

Необходимость определения финансовой стратегии в рамках общей компании обусловлена:

- диверсификацией деятельности  крупных компаний в плане охвата  ими различных рынков, в том  числе финансовых;

- потребностями в изыскании источников финансирования стратегических проектов;

- наличием единой для всех  компаний конечной цели при  выборе стратегических ориентиров  и их оценке – максимизации  финансового эффекта;

- развитием международных и  национальных финансовых рынков как «поля» для заимствования финансовых ресурсов и прибыльного размещения капитала, что связано с усилением роли финансов в жизнедеятельности компаний.

Стратегическая цель финансовой стратегии  обеспечивается комплексом вспомогательных  финансовых задач, представленных в конкретных программах. Учитывая изменчивость конъюнктуры и тенденций развития финансовых рынков, высокую степень инновационности финансовых инструментов, которыми оперируют компании, их значительную зависимость от векторов движения макроэкономических и социально-политических процессов в мировом сообществе, следует сформулировать ряд направлений формирования программ и проектов по реализации финансовой стратегии. Среди них:

- выявление приоритетных для  компаний финансовых рынков и  целевых рыночных сегментов для работы на перспективу; это предполагает наличие у компании сильного целевого блока развития, опирающегося на обработку существующих информационных баз данных;

- анализ и обоснование устойчивых  источников финансирования;

- выбор финансовых институтов в качестве приемлемых партнеров и посредников, эффективно сотрудничающих с компанией в долгосрочном аспекте;

- разработка долгосрочной инвестиционной  программы, согласованной с приоритетными  направлениями развития видов  бизнеса, обусловленными общей стратегией компании;

- создание условий на будущее  по поддержанию поступательного  роста рыночной стоимости компании  и курсов выпущенных ею ценных  бумаг;

- формирование и совершенствование  внутрифирменных финансовых потоков,  механизмов трансфертного ценообразования;

- разработка с позиции стратегии  программы эффективного централизованного  управления финансами в сочетании  с обоснованной децентрализацией  других управленческих функций;

- прогнозные расчеты финансовых  индикаторов экономической безопасности и устойчивости компании при стратегическом планировании деятельности компании.

Гипотетическая модель финансовой стратегии может включать следующие  взаимосвязанные блоки:

- цели и задачи;

- уровни реализации;

- внешние и внутренние факторы  формирования;

- инструменты и методы реализации;

- результативность стратегии.

Важным блоком модели финансовой стратегии  компании являются уровни ее реализации. Правомерно рассматривать два уровня: корпоративный и бизнес-уровень (уровень проектов). Различия в реализации финансовой стратегии компании на этих уровнях определяются:

- разными стратегическими целями;

- масштабом деятельности и охвата  рынка;

- выполняемыми функциями (при  соответствующей степени централизации  или децентрализации в рамках  предприятия);

- факторами внешней среды (налоговое регулирование, антимонопольное законодательство и т.д.).

Моделирование финансовой стратегии  компании осуществляется на основе реализации следующих принципов:

- последовательной реализации  принятой стратегии устойчивого  развития компании;

- базировании на современной  теоретической модели;

- учете оргструктуры компании  и предполагаемых в ней изменений;

- вариантности формировании стратегии.

Общая схема формирования финансовой стратегии включает следующие этапы:

- описание компании как открытой системы;

- выработку стратегических целей;

- разработку вариантов стратегии;

- определение критериев отбора  вариантов;

- конкретизацию выбранного варианта  финансовой стратегии;

- оформление финансовой стратегии,  ее принятие и доведение до  исполнителя;

- организацию контроля за реализацией  стратегии.

В системе разработки финансовой стратегии  одно из ключевых мест занимает финансовое планирование, реализуемое на основе планирования производства и реализации, а также контроля над расходованием  средств. Финансовое планирование обеспечивает необходимый контроль над образованием и использованием материальных, трудовых и денежных ресурсов, создает необходимые условия для улучшения финансового состояния компании. Оно взаимосвязано с планированием хозяйственной деятельности и строится на основе других показателей плана (объема производства и реализации, сметы затрат на производство, плана капитальных вложений и др.).

 

 

 

 

1.2 Влияние финансового состояния  предприятия на формирование  стратегии

 

Финансовое состояние предприятия характеризуется системой показателей, отражающих способность субъекта хозяйствование финансировать свою деятельность и своевременно рассчитываться по своим обязательствам.

Финансовое состояние может  быть устойчивым, неустойчивым и кризисным, что в свою очередь оказывает влияние на формирование стратегии. Способность предприятия успешно функционировать и развиваться, сохранять равновесие своих активов и пассивов в изменяющейся внутренней и внешней среде, постоянно поддерживать свою платежеспособность и инвестиционную привлекательность в границах допустимого уровня риска свидетельствует о его устойчивом финансовом состоянии, и наоборот.

Если платежеспособность – это  внешнее проявление финансового  состояния предприятия, то финансовая устойчивость – его внутренняя сторона, отражающая сбалансированность денежных и товарных потоков, доходов и расходов, средств и источников их формирования. Для обеспечения финансовой устойчивости предприятие должно обладать гибкой структурой капитала, уметь организовать его движение таким образом, чтобы обеспечить постоянное превышение доходов над расходами с целью сохранения платежеспособности и создания условий для нормального функционирования.

Финансовое состояние предприятия, его устойчивость и стабильность зависят от результатов его производственной, коммерческой, и финансовой деятельности. Если производственный и финансовый планы успешно выполняются, это положительно влияет на финансовое положение предприятия. Напротив, в результате спада производства и реализации продукции происходит повышение её себестоимости, уменьшение выручки и суммы прибыли и как следствие – ухудшение финансового состояния предприятия и его платежеспособности. Следовательно, устойчивое финансовое состояние не является игрой случая, а итогом грамотного, умелого управления всем комплексом факторов, определяющих результаты финансово – хозяйственной деятельности предприятия. В зависимости от финансового состояния предприятия разрабатывается стратегия .

Финансовое состояние фирмы  является комплексным понятием. Оно характеризуется системой показателей, отражающих реальные и потенциальные финансовые возможности фирмы как партнёра по бизнесу, объекта инвестирования капитала, налогоплательщика. Хорошее финансовое состояние – это эффективное использование ресурсов, способность полностью и в сроки ответить по своим обязательствам, достаточность собственных средств для исключения высокого риска, хорошие перспективы получения прибыли. Плохое финансовое положение выражается в неудовлетворительной платёжной готовности, в низкой эффективности использования ресурсов, в неэффективном размещении средств, их иммобилизации. Пределом плохого финансового состояния предприятия является состояние банкротства, т.е. неспособность предприятия ответить по своим обязательствам.

Финансовое состояние предприятия  может ухудшаться или улучшаться под влиянием совокупности внутренних и внешних факторов. К числу  первых относятся качество менеджмента, имущественное положение фирмы, не верно выбранная стратегия. Внешними являются изменения налоговой системы, кредитной политики, конъюнктуры рынка и т.п.

Анализ финансово-хозяйственного состояния предприятия, выявление  закономерностей и тенденций  в развитии базируется на исслендовании  показателей их финансовой отчетности.

Информация о работе Финансовая стратегия предприятия, как важнейший элемент его развития