Формализованные (математические) методы и приемы экономического анализа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 15:34, контрольная работа

Описание

Анализ финансового состояния имеет свои источники, свою цель и свою методику. Источниками информации являются формы квартальных и годовых отчетов, включая приложения к ним, а также сведения, привлекаемые из самого учета, когда такой анализ проводится внутри самого предприятия.
Цель анализа финансового состояния – дать руководству предприятия картину его действительного состояния, а лицам, непосредственно не работающим на данном предприятие, но заинтересованных в его финансовом состоянии, – сведения, необходимые для беспристрастного суждения, например, о рациональности использования вложенных в предприятия дополнительных инвестиций и тому подобное.

Содержание

Введение………….……………………………………………..……..3
Классификация методов и приемов анализа……………………4
Неформальные (логические) методы и приемы
экономического анализа………………………………………….….5
Формализованные (математические) методы и приемы
экономического анализа………………………………………….......9
Список использованной литературы……………………………….29

Работа состоит из  1 файл

Контрольная работа.doc

— 230.00 Кб (Скачать документ)

Содержание

 

Введение………….……………………………………………..……..3

  1. Классификация методов и приемов анализа……………………4

  1. Неформальные (логические) методы и приемы

экономического  анализа………………………………………….….5

  1. Формализованные (математические) методы и приемы

экономического анализа………………………………………….......9

Список использованной литературы……………………………….29

 

Введение

 

Анализом хозяйственной  деятельности называется научно разработанная  система методов и приемов, посредством  которых изучается экономика  предприятия, выявляются резервы производства на основе учетных и отчетных данных, разрабатываются пути их наиболее эффективного использования.

Анализ финансового  состояния имеет свои источники, свою цель и свою методику. Источниками  информации являются формы квартальных  и годовых отчетов, включая приложения к ним, а также сведения, привлекаемые из самого учета, когда такой анализ проводится внутри самого предприятия.

Цель анализа  финансового состояния – дать руководству предприятия картину  его действительного состояния, а лицам, непосредственно не работающим на данном предприятие, но заинтересованных в его финансовом состоянии, – сведения, необходимые для беспристрастного суждения, например, о рациональности использования вложенных в предприятия дополнительных инвестиций и тому подобное.

Оценка финансового положения предприятия – это совокупность методов, позволяющих определить состояние дел предприятия в результате анализа его деятельности на конечном интервале времени.

В конечном результате анализ финансового положения предприятия  должен дать руководству предприятия картину его действительного состояния, а лицам, непосредственно не работающим на данном предприятии, но заинтересованным в его финансовом состоянии – сведения, необходимые для беспристрастного суждения, например, о рациональности использования вложенных в предприятие дополнительных инвестициях и т.п.

 

       1. Классификация методов и приемов анализакономический прием метод анализ

Методические  приемы и способы анализа являются инструментарием аналитического исследования.

В отличие от метода анализа как общего подхода к исследованию явлений, методика экономического анализа представляет собой совокупность специальных методов и приемов, применяемых для обработки и анализа информации о деятельности организации.

Общая методика экономического анализа включает три структурных компонента:

o методы и приемы обработки экономической информации;

o этапы экономического анализа;

o программа комплексного анализа хозяйственной деятельности или локального тематического анализа.

В анализе хозяйственной деятельности используются различные методы и приемы как неформальные или логические, так и формализованные.

Неформальные (логические):

· разработка системы аналитических показателей;

· метод сравнений;

· построение аналитических таблиц;

· прием детализации;

· метод экспертных оценок: дельфийский метод, морфологический анализ;

· методы ситуационного анализа и прогнозирования: метод сценариев, имитационное моделирование.

Формализованные (математические):

Классические  методы экономического анализа:

· балансовый метод,

· детерминированный факторный анализ: приемы цепных подстановок и арифметических разниц, метод выявления изолированного влияния факторов, дифференциальный метод, интегрированный и логарифмический методы;

· прогнозирование на основе пропорциональных зависимостей

Традиционные  методы экономической статистики:

·  метод средних величин;

· метод группировки;

· элементарные методы обработки расчетных данных;

· индексный метод;

Математико-статистические методы (статистическое моделирование):

·  корреляционный анализ;

· регрессионный анализ;

· дисперсионный анализ;

· кластерный анализ.

Методы  теории принятия решений:

· метод построения дерева решений;

· линейное программирование;

· анализ чувствительности.

Методы  оптимизации показателей: экономико-математические методы решения экономических задач на основании интуиции, прошлого опыта, экспертных оценок специалистов.

2. Неформальные (логические) методы и приемы экономического  анализа

Разработка  и использование системы аналитических  показателей

Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия очень часто по своей форме является анализом показателей, т.е. характеристик хозяйственной деятельности экономической единицы. Термин «система показателей» широко распространен в экономических исследованиях. Построение развернутой системы показателей, характеризующих какой-либо процесс или явление, основывается на четком понимании двух моментов: что такое система и каким основным требованиям она должна удовлетворять. Под системой показателей, характеризующей определенный экономический субъект или явление, понимается совокупность взаимосвязанных величин, всесторонне отображающих состояние и развитие данного субъекта или явления.

Такое определение  носит весьма общий характер. Поэтому  для практического использования  разработан ряд требований, которым должна удовлетворять система показателей. Важнейшими требованиями, имеющими методологическое значение, являются: необходимая широта охвата показателями системы всех сторон изучаемого субъекта или явления, взаимосвязь этих показателей, логическое развертывание одних показателей из других.

Сравнение в анализе финансово-хозяйственной  деятельности

Сравнение –  это действие, посредством которого устанавливается сходство и различие явлений объективной действительности. С помощью этого метода решаются следующие основные задачи:

o выявление причинно-следственных связей между явлениями;

o проведение доказательств или опровержений;

o классификация и систематизация явлений.

Сравнение может  быть качественным («вчера было теплее») и количественным (20 всегда больше, чем 10).

Процедура сравнения  в АФХД включает несколько этапов: выбор сравниваемых объектов; выбор  вида сравнения (динамическое, пространственное, по отношению к плановым значениям); выбор шкал сравнения и степени  значимости различий; выбор числа признаков, по которым должно производиться сравнение; выбор вида признаков, а также определение критериев их существенности и несущественности; выбор базы сравнения.

Если объекты  анализа не удовлетворяют некоторым  из этих требований, в отдельных случаях данные все-таки можно привести к сравнимому виду.

Проводить сравнение  можно по одному или нескольким критериям.

Для проведения комплексной оценки хозяйственной  деятельности предприятия сравнения  по одному критерию явно недостаточно. В развернутом анализе экономические субъекты сравниваются сразу по нескольким критериям (например, по уровню рентабельности, оборачиваемости, росту продаж и т.д.). При этом не все показатели равнозначны – многие из них несоизмеримы или могут действовать разнонаправленно. В этом случае следует использовать какой-либо способ ранжирования. Наиболее часто применяются метод суммы мест и таксонометрический метод. Составленные с использованием этих методов рейтинги дают комплексную оценку деятельности экономических субъектов, позволяя выявить лучшие по целому ряду показателей.

Построение  аналитических таблиц

Построение  аналитических таблиц является одним  из важнейших приемов проведения анализа финансово-хозяйственной  деятельности. Аналитическая таблица  – это форма наиболее рационального, наглядного и систематизированного представления исходных данных, простейших алгоритмов их обработки и полученных результатов. Она представляет собой комбинацию горизонтальных строк и вертикальных граф (столбцов, колонок). Остов таблицы, в котором заполнена текстовая часть, но отсутствуют числовые данные, называется макетом таблицы.

Использование таблиц при проведении аналитических  процедур и представлении результатов анализа обеспечивает: уменьшение объема исходных данных в отчетных документах (лучше привести их в виде таблицы, чем описывать массу чисел в тексте); систематизацию данных и выявление закономерностей; наглядность; уменьшение объема аналитических записок.

Построение  макетов таблиц является важным этапом в проведении анализа, поэтому, прежде чем приступить к сбору данных, необходимо по возможности разработать все макеты аналитических и статистических таблиц, в которые будут заноситься исходные данные и результаты анализа.

Прием детализации

Детализация представляет собой один из наиболее распространенных приемов анализа в финансово-хозяйственной деятельности экономических субъектов. В зависимости от сложности явления, описывающие его показатели, расчленяются по временному признаку, по месту совершения хозяйственных операций, центрам ответственности или составным частям (слагаемым или сомножителям).

Анализ показателей, детализируемых по хронологическим  периодам, выявляет динамику и ритмичность  протекания хозяйственных явлений. Детализация по времени позволяет  установить периоды (месяцы, дни), на которые приходятся лучшие или худшие результаты. Разложение данных по месту совершения хозяйственных операций позволяет установить наиболее и наименее эффективные подразделения предприятия, а также регионы, лучшие или, наоборот, неудачные для реализации продукции. Детализация по центрам ответственности позволяет индивидуализировать оценку работы исполнителя, определять право сотрудников на материальное поощрение.

Методы  экспертных оценок

Дельфийский метод

Этот метод  разработан американской корпорацией РЭНД и получил свое название от города Дельфы, который был известен в Древней Греции благодаря своим прорицателям-оракулам, жившим там и предсказывавшим будущее.

Метод представляет собой обобщение оценок экспертов, касающихся перспектив развития того или иного экономического субъекта. Особенность метода состоит в последовательном, индивидуальном анонимном опросе экспертов. Анализ   проводится в несколько этапов, результаты обрабатываются статистическими методами. Выявляются преобладающие суждения экспертов, сближаются их точки зрения. Всех экспертов знакомят с доводами тех, чьи суждения сильно выбиваются из общего русла. После этого все эксперты могут менять мнение, а процедура повторяется.

Морфологический анализ

Это экспертный метод систематизированного обзора всех возможных вариантов развития отдельных элементов исследуемой системы, построенный на полных и строгих классификациях объектов и явлений, их свойств и параметров. Применяется в прогнозировании сложных процессов при написании разными группами экспертов сценариев и сопоставлении их друг с другом для получения комплексной картины будущего развития.

Методы  ситуационного анализа и прогнозирования

В основе этих методов  лежат модели, предназначенные для  изучения функциональных или жестко детерминированных связей, когда каждому значению факторного признака соответствует вполне определенное неслучайное значение результативного признака.

Имитационное моделирование

Одним из самых  наглядных примеров использования  ситуационного анализа и прогнозирования служит форма отчетности «Отчет о прибылях и убытках» (форма №2), представляющая собой табличную реализацию жестко детерминированной факторной модели, связывающей результативный признак (прибыль) с факторами (доход от реализации, уровень затрат, уровень налоговых ставок и др.). Один из возможных подходов прогнозирования в этом случае может выглядеть следующим образом.

Ставится задача выявления и исследования факторов развития хозяйствующего субъекта и  установления степени их влияния  на различные результатные показатели (например, прибыль). Для этого используется имитационная модель, предназначенная для перспективного анализа формирования и распределения доходов предприятия. В укрупненном виде модель представляет собой многомерную таблицу важнейших показателей деятельности объекта в динамике. В подлежащем таблицы находятся взаимоувязанные показатели либо в номенклатуре статей формы №2, либо в более детализированном виде. В сказуемом таблицы находятся результаты прогнозных расчетов по схеме «что будет, если…». Иными словами, в режиме имитации в модель вводятся прогнозные значения факторов в различных комбинациях, в результате чего рассчитывается ожидаемое значение прибыли. По результатам имитации может выбираться один или несколько вариантов действий; при этом значения факторов будут служить прогнозными ориентирами в последующих действиях.

Метод сценариев

Еще один вариант  использования ситуационного анализа  для прогнозирования возможных  действий имеет более общее применение. Теоретически существует три типа ситуаций, в которых необходимо проводить анализ и принимать управленческие решения, в том числе и на уровне коммерческой организации: в условиях определенности, риска (неопределенности) и конфликта. Однако с позиции прогнозирования вариантов возможных действий наибольший интерес представляет алгоритмизация действий в условиях неопределенности. Эта ситуация встречается на практике достаточно часто. Здесь применяется вероятностный подход, предполагающий прогнозирование возможных исходов и присвоение им вероятностей, т.е. разработка определенных сценариев развития событий.

Информация о работе Формализованные (математические) методы и приемы экономического анализа