Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2011 в 00:55, контрольная работа
Эффективность деятельности организации определяется не только усилиями отдельных людей, а в большей степени результативностью их совместной деятельности. Человек выполняет свои трудовые обязанности во взаимодействии с другими, являясь членом группы, в рамках которой он работает. Решение проблем, стоящих перед группой, требует совместных усилий людей, обладающих различными знаниями, квалификацией, опытом, профессиональной подготовкой.
4) стимулировать соревнование с другими группами;
5) выдавать вознаграждение всей группе, а не отдельным ее членам.
Для уменьшения сплоченности групп:
1) сделать группу больше;
2) расформировать группу;
3)
выдавать вознаграждение
4)
поощрять несогласие с
5)
не изолировать группу от
Лидерство в организации
Быть лидером – значит помогать людям яснее понять свои цели и убеждать людей в том, что именно ты способен привести их к этим целям.
Д. Джуран
\
Организационное лидерство или лидер организации
Лидер организации – индивид, гармонично сочетающий в себе лидерские и менеджерские качества.
Как менеджер лидер организации реализует свои законные полномочия и статусную власть для эффективного решения организационных задач, а как лидер он использует силу личностного влияния на подчиненных. Таким образом, лидер организации имеет больше возможностей эффективно управлять организацией, чем просто менеджер или неформальный лидер, не имеющий статусной власти.
Модель лидера организации
Не каждый менеджер и не каждый лидер являются лидером организации.
Ключевые компетенции менеджера:
• планирование (постановка целей и задач, планирование действий и предварительный расчет ресурсов);
• управление подчиненными (формирование организационной структуры, определение позиций каждого, установление системы контроля);
• осуществление контроля (мониторинг деятельности, выявление проблем и их устранение).
Ключевые компетенции лидера:
• определение направления (общее видение цели, стратегия, формирование организационной культуры);
• объединение людей (формирование и управление коммуникацией, создание коалиций, налаживание связей);
• мотивация и побуждение (стимулирование активности и творчества, поддержание ценностей и эмоций, обучение).
Совмещение
компетенций лидера и менеджера
является залогом успешного
Во-первых, только лидеры организаций могут выработать эффективную стратегию организации в жестких конкурентных условиях и объединить организационные усилия, направленные на достижение поставленных целей.
Во-вторых, только лидеры организаций способны осуществить кардинальные изменения, определяющие успешность деятельности организации на перспективу. Нельзя принудить людей к творчеству и инновациям, но можно воодушевить их на эту деятельность.
В-третьих,
в условиях ограниченности ресурсов
лидер организации более
В-четвертых,
лидер организации скорее выстроит
прочные партнерские
Властный аспект организационного лидерства
Эффективная жизнедеятельность организации невозможна без эффективного функционирования в ней системы власти. Лидер организации, используя властные полномочия, способен поддерживать целостность и единство организации, обеспечивать участие всех членов организации в деятельности, направленной на осуществление единой цели.
Существует множество концептуальных подходов, которые определяют феномен власти через различные процессы и явления, происходящие в организации.
Бихевиоризм рассматривает
власть как особый тип социально-ролевого
поведения, структурализм тракт
В рамках функционального подхода ее рассматривают как функцию согласования, реализации и достижения общих целей и интересов внутри организации.
Для волевой концепции характерно определение власти как способности реализовывать свою волю в совместном действии при реальном или предполагаемом сопротивлении со стороны других участников данного действия.
В рамках коммуникативной концепции рассматривают власть как результат совместного взаимодействия субъектов.
В
позднеклассических теориях власть
рассматривается как
Наиболее
распространенным и наиболее употребляемым
в учебниках по менеджменту является классическое
определение власти как способности оказывать
влияние на поведение людей (М. Х. Мескон,
О. С. Виханский, Г. А. Саймон и др.). При этом
тип управленческих отношений в организации
будет зависеть от того, какой смысл вкладывается
в понятие управления персоналом, и от
избираемой организацией системы контроля.
Если понятие влияния рассматривается
как воздействие, то в организации преобладают формализованныеотн
Рассмотрение
понятия влияния через
Управленческий аспект лидерства
Управленческий аспект лидерства просматривается в ряде специфических лидерских ролей, которые связаны с функциями лидерства или с отдельными ситуациями в жизни группы.
С точки зрения выполняемых лидером ролей можно выделить:
• лидера-генератора идей, осуществляющего функцию увеличения возможностей и способов выхода за пределы проблемной ситуации при принятии решений;
• лидера-мотиватора, функция которого – мобилизация и побуждение к деятельности;
• лидера-организатора, осуществляющего функцию обеспечения группы способами реализации принятого решения и регулирующего взаимодействия в процессе достижения общей цели;
• лидера-диспетчера, распределяющего функции между членами группы и координирующего их деятельность.
С точки зрения ситуативного фактора можно выделить:
• лидеров, появляющихся в кризисных для организации или группы условиях, способных функционировать в экстремальных ситуациях (лидеры-львы по классификации Н. Макиавелли);
• лидеров, наиболее успешных в ситуации стабильности, когда необходимо изо дня в день выполнять рутинную работу (лидеры-лисы по классификации Н. Макиавелли).
Второй (из отмеченных выше) управленческий аспект лидерства связан со степенью психологического влияния и воздействия лидера на членов группы. Наиболее продуктивное влияние основано на авторитете лидера. Механизм влияния при этом связан с процессом идентификации.
Идентификация – это процесс сознательного или бессознательного отождествления себя с другим человеком, общностью или ролью. В процессе идентификации человек следует поведенческим и личностным характеристикам другого лица, реально воспроизводит их либо в сходных поведенческих актах, либо в символических эквивалентах поведения. Идентификация может быть тотальной (полное слияние с лидером) или парциальной (осуществляется избирательно). Человек отождествляет себя со значимой личностью, по образцу которой он сознательно или неосознанно старается действовать.
На деятельность организации, на взаимодействие руководителя и коллектива будет оказывать влияние и то, с кем сам лидер идентифицирует себя. Здесь возможны два варианта.
1. Лидер идентифицирует себя с рабочей группой. Такая идентификация возникает, если у лидера потребность в аффилиации (стремление человека быть в обществе других людей, быть принятым и понятым этим обществом) развита в такой же степени, как и стремление к власти, или же в ситуации, когда лидер осознает, что достиг иерархического предела своей карьеры. Лидер с таким типом идентификации приобретает власть и авторитет, подчиняя свою волю воле группы, но при этом власть группы становится его властью. Чувство обязательства перед группой делает лидера активным и продуктивным, и у своих последователей он развивает преданность группе, чувство командного духа и т. д.
2.
Лидер идентифицирует себя с
группой управляющих. Такая
Здесь описаны две крайние позиции идентификации – обычно обе эти тенденции, но в разной степени, присутствуют у лидера. Позиция лидера, его ведущий стиль поведения, ценности и убеждения оказывают довольно сильное влияние на функционирование организации. Эффективность деятельности лидера проецируется на оценку эффективности функционирования как властных структур в организации, так и на всю организацию в целом, показывая в очередной раз взаимозависимость и взаимовлияние этих факторов.
Современные оценки феномена лидерства
Сравнительно
недавно, когда менеджмент утвердился
в своих правах как интеллектуальная
дисциплина, роль лидерства стала
рассматриваться как
Рассмотрим три примера такого подхода. Первый – это четырех-элементная классификация организаций по признаку их стратегий, предложенная Р. Р. Майлсом и С. С. Сноу.
При описании этих четырех организационных стратегий в терминах, отражающих их структуру и управленческие процессы, Р. Р. Майлс и С. С. Сноу также охарактеризовали, хотя и косвенно, лидерское поведение на высшем уровне управления, которое характерно для фирм, следующих трем жизнеспособным стратегиям. Названия, которые они выбрали для описания этих типов, – защитники, изыскатели, аналитики и реакторы – отражают направленность адаптации лидера к условиям окружающей среды.
Информация о работе Формирование группового поведения и лидерство