Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2013 в 23:26, курсовая работа
Актуальность темы исследования определяется тем, что в последнее время в науке и практике управления персоналом значительное внимание стало уделяться вопросам организации взаимодействия работников друг с другом как по горизонтали (отношение соучастия в совместном трудовом процессе), так и по вертикали (отношения между руководителем и подчиненным). Реализация стратегических задач и краткосрочных планов развития любой организации предполагает выполнение ее персоналом (привлекаемыми человеческими ресурсами) определенных действий, часто называемых производственным поведением.
Введение
Актуальность темы исследования определяется тем, что в последнее время в науке и практике управления персоналом значительное внимание стало уделяться вопросам организации взаимодействия работников друг с другом как по горизонтали (отношение соучастия в совместном трудовом процессе), так и по вертикали (отношения между руководителем и подчиненным). Реализация стратегических задач и краткосрочных планов развития любой организации предполагает выполнение ее персоналом (привлекаемыми человеческими ресурсами) определенных действий, часто называемых производственным поведением. Чем ближе производственное поведение персонала к обеспечивающему достижение целей организации («образцовому»), тем выше эффективность труда персонала (эффективность использования человеческих ресурсов). Следовательно, цель управления персоналом состоит в обеспечении такого поведения персонала, которое требуется для достижения организационных целей. При этом средства достижения данной цели, или, иначе говоря, формы управления персоналом могут быть различными.
Управление персоналом, направленное
на получение «образцового»
Известно, что топ-менеджер является центральной фигурой компании. Именно он призван организовывать и успешно продвигать ее бизнес. В качестве топ-менеджеров могут выступать президенты или генеральные директора, а также руководители управляющей компании в крупных корпорациях или холдингах. Кроме перечисленных вариантов известны случаи, когда компанией управляла команда топ-менеджеров, разделивших между собой полномочия. Традиционный подход к определению роли топ-менеджера, как правило, предполагает возложение на него двух основных функций:
- поиска вариантов организации и ведения бизнеса;
- обеспечения позиционирования компании на рынке с выбранным вариантом организации и ведения бизнеса.
Эти задачи для компании, безусловно,
являются важнейшими. Успешно решать
их может лишь талантливый и
Степень разработанности проблемы определяется тем, что ключевые моменты труда команды описаны и проанализированы в работах ряда отечественных и зарубежных авторов:
- понятие команды (В.И. Данилов,
- культура и социально-
- ролевые функции в команде,
типичные черты, положительные
качества и допустимые
- характеристики
- принципы формирования команд,
роль лидера в формировании
команды, стадии развития
- формирование перечня деловых и личностных качеств, необходимых каждому члену управленческой команды (Р.Б. Гительмахер, В.Р. Назаров).
Но, с другой стороны, существующая к данному моменту теория команд недостаточно разработана и нуждается в развитии, особенно применительно к команде высшего звена управления (команде топ - менеджеров). В основном в дальнейшей разработке нуждаются подходы к повышению эффективности совместного труда членов команды. Практика показывает, что команды, созданные для решения проблем, порождают собственные проблемы. При этом действия по их устранению зачастую основаны на фрагментарных методиках. В результате усилия сделать труд команды более эффективными становятся неплодотворными и команда превращается в еще один дополнительный элемент той жесткой структуры, для смягчения которой она предназначалась. В связи с этим цель исследования - разработать теоретические основы организации команды топ-менеджеров как современной формы управления персоналом, определить пути повышения эффективности труда команды. В процессе исследования ставятся и решаются следующие задачи:
1. Проанализировать
2. Уточнить основные условия
организации команды и
3. Проанализировать практику
4. Определить методы устранения выявленных недостатков.
5. Разработать методы оценки эффективности труда команды.
Объектом исследования выступают
команды высшего звена
Теоретической и методологической
основой исследования послужили
труды отечественных и
1. Методологические основы
1.1 Условия командообразования, преимущества,
недостатки и последствия
Одной из закономерностей развития мировой экономики является взаимосвязь экономического роста и системы управления предприятиями, что подтверждают «увеличение доли профессиональных менеджеров в данной сфере, развивающиеся управленческие инновации, связанные с прогрессом общества и ростом его производительных сил» Малявин В., Маслов Д., Рогачёва Г. Функциональная оценка системы управления. / В.Малявин и др. // Проблемы теории и практики управления. 2007. №3. С.96. . Как правило, при этом происходит увеличение занятости, рост технической оснащенности труда, внедрение совершенных технологий. Соответственно, и развитие методических подходов к оценке и формированию системы адекватных показателей эффективности управленческих решений обусловливает рост эффективности национального процесса воспроизводства, повышение уровня жизни населения. Очевидно, что «каждый из подходов к управлению персоналом имеет свой отличительный набор факторов. посредством которых достигаются соответствующие модели формального и неформального поведения индивидов» Дункан Д.У. Основополагающие идеи в менеджменте: Уроки основоположников менеджмента и управленческой практики. / Д.У.Дункан. / Пер. с англ. М.: Дело, 2006. С.34. . Соответствующая командному подходу модель поведения персонала включает в себя следующие составляющие:
- индивиды работают как единое целое, излишне не беспокоят друг друга и не мешают друг другу при взаимодействии;
- все индивиды эффективно
- выполняя индивидуальные
- индивиды рационально
- индивиды не скрывают своего мнения, не утаивают друг от друга знания и информацию и всегда готовы поделиться ими, помочь друг другу. Они часто и откровенно общаются (в основном неформально) Попов Р.А. Антикризисное управление. Учебник. / Р.А.Попов. - М.: Высшая школа, 2006. С.58. .
Как указывает ряд авторов, процессы командообразования в организациях из-за своей сложности с трудом поддаются изучению и целенаправленному управлению, поскольку для того, чтобы выявить истинные факторы регуляции организационного поведения, необходимо проникать в глубинные слои межличностных отношений См., например, Антропова Т. Все выше, и выше, и выше. Как мотивировать топ-менеджмент. / Т.Антропова. // Компания. 2004. № 330 (6 сентября). С.2. . Реальные хозяйственные ситуации уникальны по своей природе и очень часто менеджер сталкивается с тем, что неподдающиеся предварительному учету обстоятельства внезапно приобретают первостепенное значение. Главным источником, порождающим фактор неопределенности в социально-экономических системах, является сам человек, поведение которого слишком сложно, чтобы его действия можно было втиснуть в привычные схемы системного анализа, теории принятия решений и представить в виде алгоритмов управления. И хотя административные нормы и должностные инструкции ограничивают свободу выбора и задают предпочитаемые образцы организационного поведения, они не предопределяют с объективной необходимостью самого поведения. Теоретики и практики менеджмента с разных точек рассматривают процесс формирования команд. Естественно, в зависимости от того, какие подходы будут заложены в процесс командообразования, будут зависеть и организационные процедуры реализации предлагаемых нововведений.
А Дагаева выделяет четыре подхода к формированию команды: целеполагающий, межличностный, ролевой и подход управленческой решетки. Первые три подхода он считал основными способами формирования команд Дагаева А. Успех под ключ. Чем полезны топ-менеджеры с предпринимательским прошлым. / А.Дагаева. // Ведомости. 2006. № 2. С.26. .
1. Целеполагающий подход (основанный
на целях). Этот подход основан
на улучшении умения членов
группы ориентироваться в
2. Межличностный подход (интерперсональный).
Он сфокусирован на улучшении
межличностных отношений в
3. Ролевой подход. Этот подход
предполагает проведение
Вместе с тем ряд авторов акцентирует внимание на динамике развития команд. При этом по-разному определяются этапы формирования команд. Так, В.А. Сумин, который, рассматривая роль лидера в процессе формирования команды, выделил ряд этапов построения команды Сумин В.А. Устойчивость системы управления предприятием в условиях экономической безопасности «Материалы международной научно-практической конференции» (Донецк 23-24 ноября 2008). / В.А.Сумин. - Донецк, 2008. С. 159.. Близкую интерпретацию становления команды дают С.Ю. Рощин и С.А. Солнцев Рощин С.Ю., Солнцев С.А. Рнок труда топ-менеджеров в России: между внешним и внутренним продвижением. / С.Ю.Рощин. // Российский журнал менеджмента. 2005. № 4. -С. 11.. Обобщая их работы можно выделить следующие этапы:
1. Формирование. Члены команды обмениваются
информацией, узнают и
2. Бурление. Члены группы конкурируют
за обладание более высоким
статусом, за влияние, дискутируют
о направлениях развития. Лидер
команды может помочь ей
3. Нормирование. Группа начинает
движение к общим целям,
4. Функционирование. На данном этапе
команда определена и работает
эффективно для достижения