Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2013 в 23:26, курсовая работа
Актуальность темы исследования определяется тем, что в последнее время в науке и практике управления персоналом значительное внимание стало уделяться вопросам организации взаимодействия работников друг с другом как по горизонтали (отношение соучастия в совместном трудовом процессе), так и по вертикали (отношения между руководителем и подчиненным). Реализация стратегических задач и краткосрочных планов развития любой организации предполагает выполнение ее персоналом (привлекаемыми человеческими ресурсами) определенных действий, часто называемых производственным поведением.
Рис. 2. Модель оценки менеджмента
1. Прогнозирование / Планирование. Этот критерий затрагивает проблемы определения будущей стратегии. Функция планирования призвана дать ответы на три вопроса:
- Насколько близка организация
к достижению установленных
- В каком направлении компания будет развиваться?
- Какими способами она намерена
достигнуть прогнозируемых
2. Организация (или
3. Мотивация заключается в том,
чтобы лично заинтересовать
4. Контроль является формой
5. Координация, как функция
6. Коммуникация - это фактически
«жизненная энергия»
Оценка системы менеджмента организации в рамках функциональной модели предполагает анализ первых пяти управленческих функций, которые соответственно являются критериями модели. Каждый из пяти критериев модели содержит по пять оценочных категорий. Каждая категория объединяет по четыре составляющих. Краткое содержание и структуру критериев ФМОМ отражает табл. 3.
Таблица 3. Весовое содержание критериев ФМОМ
Критерий
Максимум
Оценка
1. Планирование
(20)
1.1. Установка целей и
4
1.2. Сбор и анализ информации о клиентах и рынке
4
1.3. Детализация бизнес-процесса
4
1.4. Сбор и анализ информации о конкурентах и эталонных компаниях
4
1.5. Планирование ресурсов
4
2. Организация
(20)
2.1. Формирование организационной структуры
4
2.2. Распределение полномочий и
установление зон
4
2.3. Условия для создания
4
2.4. Выполнение основного процесса
4
2.5. Эффективность процесса
4
3. Мотивация
(20)
3.1. Лидерство и корпоративная культура
4
3.2. Условия для обучения и
профессионального развития
4
3.3. Уровень потребностей
4
3.4. Вовлечение работников в
4
3.5. Удовлетворение работников результатами своей деятельности
4
4. Контроль
(20)
4.1. Система контроля качества
на каждом этапе бизнес-
4
4.2. Критерии оценки полученных результатов
4
4.3. Измерение степени
4
4.4. Рациональное использование ресурсов
4
4.5. Соответствие полученных
4
5. Координация
(20)
5.1. Соединение и координация первых четырех функций
4
5.2. Установление внутренних
4
5.3. Система разрешения конфликтов
4
5.4. Текущий анализ отклонений: пересмотр и корректировка планов
4
5.5. Информационный менеджмент
4
6. Коммуникация (общая оценка менеджмента = У критериев 1-5)
(100)
Самооценка по критериям ФМОМ позволяет организации получить всестороннюю картину своей деятельности и на основе результатов диагностического исследования определить сильные и слабые стороны, приоритетные направления для улучшений, а также инкорпорировать принцип непрерывного совершенствования в работе. В основе методики самооценки по критериям ФМОМ лежит балльная система, что даёт менеджерам возможность сравнивать достигнутые результаты с эталоном или показателями других организаций, а также прослеживать динамику улучшений при проведении повторной самооценки. Двадцать пять вопросов соответствуют 25 оценочным категориям. Шкала оценки отражает пять состояний управленческой деятельности:
0 - деятельность не ведётся;
1 - деятельность ведётся
2 - деятельность ведётся частично в зависимости от ситуации;
3 - деятельность ведётся
4 - деятельность ведётся
Рис. 3 Пентаграмма оценки деятельности
Для наглядного представления результатов оценки целесообразно использовать пентаграмму (рис. 3), на которую может быть наложен коммуникационный профиль организации, построенный с учетом по каждому из пяти оценочных критериев функциональной модели. Такой подход позволяет ясно увидеть направления, по которым необходимы первоочередные улучшения системы управления. Коммуникационный профиль организации, изображенный на рис. 4, указывает на то, что компания имеет проблемы с мотивацией и контролем, и эти направления менеджмента нуждаются в детальном анализе и совершенствовании.
Рис. 4. Коммуникационный профиль организации
Особенность применения функциональной модели состоит в том, что оценка менеджмента проводится не только лицами, принимающими управленческие решения (руководители, менеджеры различных уровней), но и рядовыми работниками, т.е. теми, кто эти решения выполняет. Для получения более объективных данных желательным условием при проведении функциональной оценки менеджмента является участие в опросе порядка 80% руководителей и 50% работников.
Таким образом, средний балл по каждой
из 25 оценочных категорий
, где
Iср.n - средний балл по категории;
Iрук.n - средняя оценка руководителей;
Iраб.n - средняя оценка работников;
n - оценочная категория Акулова Е. Нужен топ на производства. / Е.Акулова. // Деловая Неделя. 2007. № 15. С.7. .
Общая оценка каждого критерия определяется как сумма средних баллов по оценочным категориям данного критерия (максимум - 20 баллов):
, где
Iкрит. - общая оценка по критерию;
Iср.n - средний балл по категории;
n - оценочная категория.
Общая оценка менеджмента (Total Management Estimation, TME) определяется как сумма оценок по всем пяти оценочным категориям ФМОМ (максимум - 100 баллов):
, где
TME - общая оценка менеджмента (Total Management Estimation);
Iкрит. - оценка по каждому критерию;
n - оценочный критерий.
Общая оценка менеджмента характеризует уровень зрелости (развития) менеджмента. В оценочной схеме выделены пять уровней зрелости менеджмента организации (табл. 4).
Таблица 4. Уровни зрелости менеджмента организации
Уровень
Оценка
Характеристика состояния
I
(0~20)
Управление ведется бессистемно, цели не определены, либо слишком расплывчаты. Для дальнейшего развития необходимо в корне пересмотреть принципы ведения бизнеса.
II
(21~40)
Система менеджмента имеет потенциал для развития, однако эти возможности реализуются слабо. Руководству необходимо, проявив инициативу, отчетливо определить цели и разработать стратегию развития системы менеджмента на основе качества.
III
(41~60)
Система менеджмента на предприятии сформировалась. Необходимо акцентировать внимание на оптимизации бизнес-процесса и улучшении качества на каждом его этапе. Совершенствуя систему управления, следует учитывать важность потребителя и важность персонала.
IV
(61~80)
Постоянное совершенствование качества менеджмента ведется по большинству направлений. Необходимо поддерживать динамику улучшений и начать преобразование оставшихся проблемных областей, используя бенчмаркинг и другие стратегии совершенствования.
V
(81~100)
Достигнуты максимальные результаты по всем направлениям управленческой деятельности, система менеджмента является эталонной.
Двусторонняя
система оценки позволяет определить,
насколько представление
, где
КАМ - коэффициент адекватности менеджмента;
Iрук - средняя оценка руководителей;
Iраб - средняя оценка работников;
4 - максимально возможная оценка по категории Жарковская Е.П., Бродский Б.Е., Бродский И.Б. Антикризисное управление: Учебник. 6-е издание. / Е.П.Жарковская и др. - М.: Омега, 2006. С.46. .