Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2013 в 23:26, курсовая работа
Актуальность темы исследования определяется тем, что в последнее время в науке и практике управления персоналом значительное внимание стало уделяться вопросам организации взаимодействия работников друг с другом как по горизонтали (отношение соучастия в совместном трудовом процессе), так и по вертикали (отношения между руководителем и подчиненным). Реализация стратегических задач и краткосрочных планов развития любой организации предполагает выполнение ее персоналом (привлекаемыми человеческими ресурсами) определенных действий, часто называемых производственным поведением.
1. Социометрический метод Дж. Морено
Лягина Е. Роль командной
2. Методика КОС-2 Антикризисное управление: Учебник. -- 2-е изд., доп. и перераб. / Под ред. Э.М. Короткова. -- М.: ИНФРА-М, 2008. С.76. . Методика позволяет выявить коммуникативные и организаторские способности членов группы.
3. Адаптированный вариант
4. Методика «Восприятие
5. Тест «Диагностика межличностны
Учитывая специфику изложенных методов параллельно с анализом межличностных отношений, целесообразно провести и анализ характеристик отдельных личностей для последующего комплектования команд. Предлагается следующая организация проведения исследования межличностных отношений и выявления личностных характеристик. На первом этапе предлагается провести исследование общего уровня взаимоотношений (благополучия) в коллективе с помощью социометрического метода Дж. Морено. Если уровень благополучия взаимоотношений (УБВ) соответствует равенству («звезды» + «предпочитаемые») = («пренебрегаемые» + «изолированные» + «отверженные») или правая часть больше, то переход на второй этап. В противном случае следует использовать один из методов управления изменениями организационной культуры:
- найм сотрудников,
- изменение стиля управления кризисом или конфликтом (при низком УБВ);
- перепроектирование ролей и изменение фокуса в программах обучения (при низком УБВ);
- смена организационной
Применение социометрического метода также позволит выявить категорию людей малокоммуникативных и нежелательных в команде (категория «отвергаемые» по классификации Морено). Можно уточнить (или подтвердить) вхождение того или иного рабочего в указанную группу используя методику «Восприятие индивидом группы» Могилёвкин Е.А. В поисках лидера. / Е.А. Могилёвкин // Справочник по управлению персоналом. 2005. № 3. - С.85. . Эта информация понадобится в первую очередь для подбора членов команды. Очевидно, что указанные сотрудники будут нежелательными элементами в команде. Поэтому их следует либо перевести на участок, где не планируется внедрение команд, либо принять меры по воздействию на их поведение в группе (обучение коммуникативным приемам, тренинг, собеседование и т.п.).
На втором этапе целесообразно выявить потенциальных лидеров команд, вокруг которых в дальнейшем будет формироваться команда. Это могут быть как менеджеры, так и рядовые исполнители. Необходимость выявления последних связана с высокой вероятностью отсутствия среди менеджеров достаточного количества лидеров (типа RCL - реальные лидеры изменений по Дж. Каценбаху Там же. С.86. ).
Потенциальные лидеры команд должны иметь тенденции к обладанию следующими характеристиками:
- ориентированы на
- умеют вести за собой людей и работать в команде;
- чувствуют себя комфортно в ситуациях неопределенности, устойчивы к стрессам;
- не боятся ошибаться, умеют быстро исправлять ошибки и извлекать из них уроки;
- быстро осваивают новые знания и навыки;
- не испытывают страха перед неизвестным;
- умеют устанавливать диалог
с руководством компании, отстаивать
свою точку зрения, добиваться
необходимых для работы
- являются хорошими
- справедливо распределяют вознаграждения и премии;
- обладают природным даром,
По нашему мнению, в наибольшей степени для решения этой задачи подходит тест «Диагностика межличностных отношений» Т. Лири. В том случае, если необходим экспресс-анализ можно воспользоваться методикой КОС-2. Как показывает практика, «оба метода дают достаточно высокий показатель достоверности, однако первый более объективен и разносторонен» Бураканова Г. Стиль руководителя и эффективность управления. / Г.Бураканова. // Проблемы теории и практики управления. 2003. № 4. С. 112. . Необходимо провести обучение отобранных лидеров. Дать информацию о теории командной работы, привести примеры положительного эффекта работы в командах, пояснить принципы командообразования и разъяснить новые подходы в материальном стимулировании.
После выявления лидера следует приступить к комплектованию команд. Команда формируется вокруг лидера, поэтому в процессе отбора кандидатов в команду должен участвовать и выявленный лидер. При этом следует придерживаться следующих, предлагаемых нами на основе изученного опыта, рекомендаций:
1) для снижения вероятности
2) в команду желательно включать
только одного сотрудника с
явно выраженными лидерскими
способностями. Наличие
3) для успешного результата колле
4) рекомендуется, чтобы команда
состояла из непохожих
5) состав команды варьируется от 10 до 15 человек. Этого достаточно для обеспечения при выполнении строительно-монтажных работ взаимозаменяемости и необходимой комплексности, с другой стороны, при таком количественном составе мала вероятность возникновения неформальных группировок внутри команды;
6) необходимо обеспечить социальн
Обучение членов команд. На этапе формирования можно ограничиться той же информацией, что и в пункте 3. Однако рекомендуется дополнить обучающий курс такими аспектами совместной деятельности, как методы коллективного принятия решений и методы управления качеством. Распределение ролей в команде. Необходимо предусмотреть следующие обязательные роли:
- делопроизводитель. Человек,
- ответственный за внешние
- ответственный за качество. В его задачу будет входить не только контроль качества, кстати, это задача всей команды, но и подготовка проблем качества для проведения совещаний, обучение членов команды методам управления качеством;
- ответственный за финансовую
сторону деятельности команды.
Несмотря на тот факт, что финансовые
функции на начальных этапах
полностью остаются у
- лидер команды. Даже в
Таблица 2. Схема распределения ответственности команд исполнителей и топ-менеджеров на начальном этапе
Обязанность
Команда исполнителей
Команда топ-менеджеров
Отбор и увольнение членов команд
+
+
Выборы и смещение лидеров команды
+
+
Распределение рабочих заданий, учет произведенной продукции
+
+
Выравнивание рабочей нагрузки, определение времени отдыха и перерывов
+
Решение проблем
+
+
Проведение собраний команды
+
+
Заполнение табелей рабочего времени
+
Разработка графика отпусков
+
Обучение работников
+
Наставничество
+
Консультации по техническим вопросам
+
Соблюдение технических
+
Расстановка людей для выполнения будущих проектов
+
Обеспечение консультаций по вопросам служебного продвижения
+
Анализ и одобрение задач команды
+
Контакты с поставщиками и потребителями
+
Опрос мнения потребителей об эффективности команды
+
Участие в оценке эффективности
+
Решение дисциплинарных проблем
+
+
Рекомендации относительно улучшений. Инициатива по ремонту машин и оборудования
+
Подготовка бюджетов материально-технического обеспечения и оплаты труда
+
Вместе с тем не следует забывать, что самостоятельное решение вопросов, связанных с количественным и качественным составом эффективной команды топ-менеджеров в значительной мере определяет психологический климат в команде, и директивное вмешательство менеджеров на последующих этапах деятельности команды может существенно снизить эффективность работы команды. Как показали исследования американских ученых, большинство членов команды топ-менеджеров очень негативно относятся к вмешательству менеджмента в решение подобных вопросов. Как подчеркивается в ряде работ, становление эффективной команды топ-менеджеров не происходит сиюминутно (по мнению известного специалиста в теории и практике команд М. Бейерлайна, становление эффективной команды топ-менеджеров занимает от двух до пяти лет).
1.3 Методические принципы анализа труда команды топ-менеджеров
Перечислим основные функции менеджмента:
1. Прогнозирование/ планирование,
2. Организация,
3. Мотивация,
4. Контроль,
5. Координация
6. Коммуникация Лягина Е.
Шесть перечисленных функций