Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 13:05, курсовая работа
Цель курсовой работы заключается в рассмотрении формирования и развития организационной культуры на предприятии.
Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи:
дано определение понятию «организационная культура»;
рассмотрены уровни, структуру организационной культуры предприятия;
определены методы формирования организационной культуры предприятия;
Введение…………………………………………………………………………...4
Глава I. Теоретические аспекты организационной культуры.
1.1. Понятие и структура организационной культуры……………..…………..7
1.2. Функции организационной культуры…………..…………………………...9
1.3. Характеристики организационной культуры по Харрису и Морану……13
1.4. Основные виды организационной культуры ……………………………..16
Глава II. Принципы и методы формирования, поддержания и развития организационной культуры на предприятиях.
2.1. Формирование и методы поддержания организационной культуры предприятий……………………………………………………………………...19
2.2. Методы управления организационной культурой на предприятиях…….24
2.3. Изменение организационной культуры на предприятиях………………..26
Глава III. Организационная культура на предприятии ООО «НПК «ИНКОТЕКС»…………………………………………………………………....36
Заключение……………………………………………………………………….42
Список литературы
Мотивирующая — принадлежность к сильной организационной культуре само по себе является мощным стимулом к росту производительности;
Инновационная — внешняя функция, помогающая организации выжить в условиях конкурентной борьбы, занять передовые позиции в экономике. Основу ее составляет система целей, ориентированная на потребности клиента, готовность к риску и внедрению инноваций. Результатом является создание позитивного имиджа организации и завоевание авторитета, как у поставщиков, так и у потребителей;
Стабилизационная — заключается в развитии системы социальной стабильности в организации, достижении общего согласия на основе объединяющего действия важнейших элементов культуры;
Охранная функция организационной культуры. Культура служит своеобразным барьером для проникновения нежелательных тенденций и отрицательных ценностей, характерных для внешней среды. Таким образом, она нейтрализует действие негативных внешних факторов. Она включает в себя специфическую систему ценностей, особый климат и тем самым создает неповторимый облик фирмы, позволяющий отличить ее от других организаций, от внешней среды в целом;
Интегрирующая функция. Прививая определенную систему ценностей, синтезирующую интересы всех уровней организации, организационная культура создает ощущение идентичности ее участников. Это позволяет каждому лучше осознать цели организации; приобрести наиболее благоприятное впечатление о фирме, в которой работает; ощутить себя частью системы и определить свою ответственность перед ней;
Регулирующая функция. Организационная культура включает в себя неформальные, неписаные правила, которые указывают на то, как люди должны вести себя в процессе работы. Эти правила определяют способы действий в организации: последовательность совершения работ, характер рабочих контактов, формы обмена информацией. Таким образом, задается однозначность и упорядоченность основных хозяйственных актов;
Заменяющая функция или функция субститута формальных отношений. Сильная организационная культура, способная к эффективному замещению формальных, официальных механизмов, позволяет фирме не прибегать к чрезмерному усложнению формальной структуры и увеличению потока информации;
Адаптивная функция. Наличие организационной культуры облегчает взаимное приспособление работников к организации и организации к работнику. Адаптация осуществляется посредством мер, называемых социализацией, возможен и противоположный феномен - индивидуализация, когда фирма организует свою деятельность, чтобы максимально использовать личностный потенциал;
Образовательная и развивающая функция. Культура всегда связана с образовательным и воспитательным эффектом;
Функция управления качеством. Поскольку культура в конечном итоге воплощается в результатах хозяйственной деятельности - экономических благах, постольку организационная культура способствует повышению качества товаров и услуг, предлагаемых организацией. Качество работы переходит в качество продукции.
Другая группа функций определяется необходимостью адаптации фирмы к внешней среде, она включает следующие:
Функция ориентации на потребителя. Учет целей, интересов потребителей, отраженный в элементах культуры, и, прежде всего, системе ценностей, способствует установлению более прочных взаимоотношений с клиентами.
Функция регулирования партнерских отношений. Организационная культура вырабатывает правила взаимоотношений с партнерами, предполагающие не юридическую, а моральную ответственность перед ними.
Функция
приспособления экономической
организации к
нуждам общества. Действие этой функции
повышает операбельность внешней среды,
создает наиболее благоприятные внешние
условия для деятельности фирмы. Выгода
фирмы по этой функции состоит в устранении
экономических «минусов». Внешняя среда
может содержать нормы и ценности, не совпадающие
с внутрифирменными. Поэтому функцией
организационной культуры является нахождение
наиболее непротиворечивого сочетания
корпоративных ценностей и ценностей
внешней среды.
1.3. Характеристики организационной культуры по Харрису и Морану
Существует
много подходов к выделению различных
атрибутов, характеризующих и
Таблица № 2
Атрибуты и характеристики организационной культуры
|
Вышеотмеченные характеристики культуры организации, взятые вместе, отражают и придают смысл концепции организационной культуры. Члены организации, разделяя веру и ожидания, создают свое физическое окружение, вырабатывают язык общения, совершают адекватно воспринимаемые другими действия и проявляют принимаемые всеми чувства и эмоции. Поведение людей и групп внутри организации сильно связано нормами, вытекающими из этих разделяемых верований, ожиданий и действий.
Обряды, ритуалы, обычаи, традиции
Синтетической формой культуры являются обряды, обычаи, традиции и ритуалы, т.е. то, что называется образцами поведения.
Обряды - это стандартные и повторяющиеся мероприятия коллектива, проводимые в установленное время и по специальному поводу для оказания влияния на поведение и понимание работниками организационного окружения. Сила обряда в его эмоциональном, психологическом воздействии на людей. В обряде происходит не только рациональное усвоение тех или иных норм, ценностей и идеалов, но и сопереживание им участниками обрядового действия.
Таблица № 3
Типы организационных обрядов
|
Ритуалы представляют собой систему обрядов. Даже определённые управленческие решения могут становиться организационными обрядами, которые работники интерпретируют как часть организационной культуры. Такие обряды выступают как организованные и спланированные действия, имеющие важное «культурное» значение.
Обычай - это воспринятая из прошлого форма социальной регуляции деятельности и отношения людей, которая воспроизводится в определённом обществе или социальной группе и является привычной для его членов. Обычай состоит в неуклонном следовании воспринятым из прошлого предписаниям. В роли обычая могут выступать различные обряды, праздники, производственные навыки и т.д. Обычай - это неписаное правило поведения.
Традиции - элементы социального и культурного
наследия, передающиеся из поколения в
поколение и сохраняющиеся в определённом
сообществе в течение длительного
времени. Традиции функционируют во всех
социальных системах и являются
необходимым условием их
жизнедеятельности. Пренебрежительное
отношение к традиции приводит
к нарушению преемственности
в развитии общества и культуры, к утрате
ценностных достижений человечества.
Слепое же поклонение перед традицией
порождает консерватизм и застой
в общественной жизни.
1.4. Основные виды организационной культуры
Разделение на различные виды культур отражает основные свойства культур, интересующие исследователя, и которые он считает ключевыми для оценки совместимости с культурами других организаций или для успешного развития и функционирования исследуемой организации.
В зависимости от того, какие
аспекты интересуют
Таблица №4
Основные критерии отнесения культур к определённому типу
Критерии | Бюрократическая | Органическая | Предпринимательская | Партисипативная |
Предложение о свойствах работников | Работники – прирожденные лентяи, пассивны и нуждаются в контроле со стороны организации | Работники озабочены в основном социальными нуждами | Работники интересуются только своими личными целями | Работяги, ориентированные на сообщество |
Основные мотивы деятельности работника | Экономический интерес | Социальные отношения, которые складываются в процессе труда | Вызов, влекущий самореализацию | Общие командные цели, ситуативные мотивы |
Организационная структура | Неопределенная, скорее адаптивная | Гибкая, подвижная | Органическая, команда | |
Форма контроля | Внешний контроль со стороны руководства | Групповое давление | Конкуренция | Мягкий, корректирующий самоконтроль |
Стиль управления | Авторитарный | Либерально – демократический | Авторитарный | Демократический, лидерство |
Глава II. Методы формирования, поддержания и развития организационной культуры на предприятиях
2.1. Формирование и методы поддержания организационной культуры
Итак, свойствами организационной культуры являются:
Динамичность – в своем развитии культура проходит стадии зарождения, формирования, поддержания, развития, совершенствования, замены.
Системность – организационная культура представляет собой сложную систему, объединяющую отдельные элементы в единое целое.
Структурированность – элементы иерархически соподчинены и обладают своей собственной степенью приоритетности.
Относительность – соотносит свои элементы, как с собственными целями, так и с окружающей действительностью.
Неоднородность – внутри культуры могут быть локальные субкультуры, могут присутствовать и контркультуры, отвергающие общую культуру.
Разделяемость – сила воздействия культуры на работников.
Информация о работе Формирование и развитие организационной культуры на предприятиях