Формирование имиджа руководителя

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 14:06, курсовая работа

Описание

Цель исследования - изучить влияние имиджа руководителя на организацию, которую он возглавляет.
В соответствии с данной целью в работе поставлены и решены следующие задачи:
1. Дать определение понятию и сущности имиджа.
2. Рассмотреть психологические факторы формирования имиджа.
3. Раскрыть составные части формирования имиджа

Содержание

Введение………………………………………………………………………….....3
Глава 1. Теоретические основы формирования имиджа руководителя……….5
1.1 Понятие и сущность имиджа……………………………………………….....5
1.2 Психологический фактор формирования имиджа………………………….7
1.3 Составные части при формировании имиджа……………………………..16
1.3.1 Внешний вид………………………………………………………………..16
1.3.2 Одежда………………………………………………………………………17
1.3.3 Аксессуары………………………………………………………………….19
Глава 2. Анализ имиджа руководителя на примере руководителя в ООО «Русфинанс Банк»…………………………………………………………………20
Глава 3. Разработка рекомендаций по формированию имиджа руководителя
3.1 Общие рекомендации по формированию имиджа руководителя………..22
3.2 Рекомендации по формированию имиджа руководителя в ООО «Русфинанс Банк»……………………………………………………………………………….27
Заключение…………………………………………………………………………29
Список использованных источников……………………………………………30

Работа состоит из  1 файл

Моя курсовая.docx

— 61.90 Кб (Скачать документ)

- сильный, уравновешенный, подвижный;

- сильный, уравновешенный, инертный;

- сильный, неуравновешенный;

- слабый.

Первому типу соответствует  темперамент сангвиника, второму  флегматика, третьему - холерика, четвертому - меланхолика.

Ниже представлено описание различных темпераментов, как с  бытовой, так и с сугубо научной точек зрения.

Каждый основной вид темперамента имеет индивидную и личностную направленность. Основной темперамент человека в  течение жизни остается неизменным, но на его формирование могут оказывать  влияние обстоятельства.

На схемах показаны основные из возможных путей формирования темперамента. Психологами доказано, что для каждого темперамента могут формироваться два основных подвида, которые, в свою очередь, могут  переходить из одного в другой в  течение жизни человека.

Сангвиник – человек деятельный, веселый, адаптирующийся к мгновенно  изменяющейся обстановке. Про таких  иногда говорят: «Он и в игольное ушко пролезет». Сангвиник полон  инициативы, постоянно работоспособен, энергичен, но не любит однообразной работы. Рутинную работу сангвинику поручать не рекомендуется. Он быстро осваивает новые требования и быстро входит в контакт с незнакомыми людьми. Таким образом он осваивается в любом временном коллективе. Легко приобретает и меняет опыт. Недостатком сангвиника можно считать некоторую непоследовательность в деятельности. Настроение, интересы и устремления переменчивы.

Холерик - человек с непредсказуемыми эмоциональными проявлениями, легко  нарывается на конфликт. Холерику нельзя выполнять работы, которые требуют  выдержки. Ему не свойственны глубокое обдумывание решения и основательное  отношение к делу, Холерик быстрее  других ориентируется в изменяющейся обстановке находчив в спорах и дискуссиях. Быстро адаптируется к новым условиям. Однообразная работа холерика раздражает. Наиболее подходящей сферой деятельности для холерика является маркетинг. Физически  и психологически холерик быстро устает, не любит контролировать свою работу.

Меланхолик – очень  чувствителен, застенчив и стыдлив, может обижаться «по пустякам» (с точки зрения представителей других темпераментов). Подвержен частым сменам настроения. Уклоняется от контактов с окружающими, замкнут, неразговорчив. Работоспособность подвержена колебаниям в зависимости от настроения. Меланхолик наиболее полезен при выполнении стандартной, постоянной работы. Для него предпочтителен индивидуальный характер работы.

Флегматик - человек серьезный, всегда ровно и спокойно настроенный. В стабильной обстановке очень продуктивен и чувствует себя полезным обществу. К изменяющейся обстановке и новым людям привыкает медленно. Постоянно, независимо от обстоятельств, сохраняет спокойствие, исключительно настойчив. Флегматик наиболее подходит для работ, при выполнении которых требуется длительное напряжение сил. «Авральные» работы не подходят флегматику, и он старается от них уклониться. Флегматик терпелив и вынослив (может терпеть неудобства командировок и осваиваемых участков работы). Его движения и речь замедленны, он не слишком находчив, но очень исполнителен. Внимание концентрирует и переключает медленно. Флегматику трудно изменить старые навыки и привычки, с новыми людьми он вступает в контакт сложно, на новые впечатления реакция более медленная, чем у представителей других темпераментов. В нормальном состоянии не любит проявлять эмоции, но если флегматика вывести из равновесия, он может действовать напористо и агрессивно.[14]

В чистом виде темпераменты встречаются редко, часто они  смешаны, но проявляют определенную тенденцию.

Темперамент играет значительную роль в процессе формирования имиджа человека вообще и руководителя в  частности. Человек может стать  руководителем независимо от природного темперамента, если научится осознавать сильные и слабые стороны, определяемые темпераментом, и правильно использовать их достоинства и недостатки.

Для создания имиджа руководителя представителям различных темпераментов  приходится прилагать разные усилия. Возможно, больше всего усилий должен прилагать представитель меланхолического темперамента. Однако именно такие  люди редко стремятся, быть руководителями. Наиболее благоприятной базой для  формирования имиджа руководителя является сангвинический темперамент. Но и его  обладатели нуждаются в приложении дополнительных усилий к созданию имиджа.

Темперамент изменить невозможно, но можно замаскировать слабые и  подчеркнуть сильные стороны  личности. В различных видах деятельности одни и те же стороны личности могут  выступать как в качестве сильных, так и в качестве слабых. Важно  правильно выбрать профессию, область  деятельности. Большинство людей  делает правильный выбор интуитивно, руководствуясь природными склонностями. Если эти склонности недостаточно ярко выражены, и человек испытывает затруднения  при выборе области деятельности, для него целесообразно воспользоваться  помощью психолога. Обладатель каждого  из темпераментов может быть полезным на своем рабочем месте, если при  его выборе он учел свои достоинства  и недостатки. Несмотря на то, что  руководитель должен всегда оставаться руководителем, области, в которых  осуществляется руководство, могут существенно отличаться друг от друга. Например, холерик может успешно руководить отделом маркетинга, если грамотно сформирует команду, в которой будет компетентный аналитик, по темпераменту, например, флегматик. Такой аналитик сможет контролировать работу, в том числе и руководителя-холерика, помогая ему тем самым избежать ошибок, возникающих из-за его излишней импульсивности. Руководитель-флегматик может успешно управлять научным отделом, где он будет на своем месте. Немедленное принятие оперативных решений по каким-либо вопросам он может поручить более подходящему по темпераменту сотруднику. [1]

Важной составляющей  имиджа являются ценностные ориентации руководителя. Базовые предположения  и ценностные ориентации руководителя организации, безусловно, оказывают  влияние на организационную культуру. Лидер пытается привести организационную  культуру в соответствие со своими нормами и ценностями. Этот процесс, происходящий внутри организации, формирует  «внутренний» имидж руководителя, который  мы рассмотрим ниже. Что касается влияния  ценностных ориентаций на «внешний»  имидж руководителя, то тут следует  отметить аспекты национальной культуры. У различных культур существуют совершенно разные критерии положительного имиджа. Например, в американской культуре ценятся такие качества как динамичность, умение действовать самостоятельно в собственных интересах, японской же культуре присущи такие качества как коллективизм, приверженность организации, умение работать в команде и в  интересах компании. Если, согласно критериям американской культуры, руководителем  может быть молодой человек, в  том числе и женщина, то в Японии это практически невозможно, так  как положительный имидж руководителя тесно связан с его зрелым возрастом. Можно предложить следующую процедуру оценки влияния вышеперечисленных характеристик на формирование имиджа руководителя. Вначале каждая организация, исходя из сложившейся ситуации во внешней и внутренней среде, методом экспертной оценки выделяет по каждой группе характеристик те факторы, которые оказывают воздействие на создаваемый образ руководителя этой организации. Полученные данные заносятся в таблицу 1. После этого определяется соответствие (или несоответствие) существующего имиджа руководителя тем факторам, которые были выделены. В таблице 1 отмечаются положительные и отрицательные качества уже существующего образа лидера. Затем необходимо выявить, какие из отмеченных факторов поддаются изменению, а какие изменить невозможно. С учетом этого, отмеченные качества, попавшие в третью и пятую колонки таблицы, заносятся в матрицу, представленную на рисунке 1. По результатам такого анализа можно дать рекомендации по дальнейшему улучшению имиджа руководителя. [7]

Таблица 1. Характеристики, влияющие на создание имиджа руководителя, и  их соответствие характеристикам лидера.

 

Группы характеристик

Желаемые (положительные) характеристики

Соответствие характерис-тикам лидера

Нежелательные (отрицательные) характеристики

Соответ-ствие характерис-тикам лидера

Персональные характеристики

1. Высокий рост 

2. Поставленная речь 

3. Умение одеваться

4. …

1. Высокий рост

2. …

1. Низкий рост 

2. Слова-паразиты 

3. Плохой вкус в выборе  одежды

4. …

1. Слова-паразиты

2. Плохой вкус в выборе  одежды

3. …

Социальные характеристики

5. Женат

6. Занятие благотвори-тельностью

7. ...

3. Женат 

4. ...

5. Холост 

6. Национализм

7. ...

4. Национализм 

6. ...

Личная миссия руководителя

8. Наличие миссии

9. Ориентация на будущее

10. ...

5. Наличие миссии 

6.Ориентация на будущее

7. ...

8. Отсутствие миссии 

9. Сиюминутная выгода

10. ....

7. ...

Ценностные ориентации руководителя

11. Честность

12. Доверие к людям 

13. ...

8. Честность

9. ...

11. Алчность 

12.Подозри-тельность

13. ...

8.Подозри-тельность

9. ...


 

 

Характеристики, положительно влияющие на имидж руководителя

Характеристики, отрицательно влияющие на имидж руководителя

Поддаются изменению 

Женат

Ориентация на будущее

Наличие миссии

2

Слова-паразиты

Плохой вкус

Национализм

3

Не поддаются изменению 

Высокий рост

Честность

1

Национальность

Подозрительность 

4


Рис. 1. Характеристики лидера, положительно и отрицательно влияющие на его имидж.

Квадрант 1 включает факторы, положительно влияющие на имидж руководителя. Так как эти факторы практически  невозможно изменить, необходимо постоянно  отслеживать, чтобы они не начали отрицательно влиять на имидж лидера.

Факторы в квадранте 2 положительно влияют на имидж, но так как они  поддаются изменению, то требуют  всяческой поддержки.

С факторами в квадранте 3 необходимо бороться. Это можно  сделать, если тщательно работать над  собой и привлекать внешних консультантов.

Самого пристального внимания при формировании имиджа требуют  факторы из квадранта 4. Хотя их и  невозможно изменить самому лидеру, но их можно нивелировать с помощью PR-технологий. Например, если у человека маленький рост, его можно показывать по телевидению, снимая снизу, или в отдалении от высоких людей.

1.3 Составные части имиджа

 

Часто под имиджем понимают исключительно его внешнюю сторону  – манеру одеваться, прическу. Притом, что внешность действительно определяет имидж человека, понятие имиджа значительно шире. Ниже рассмотрены основные составляющие имиджа.

 

1.3.1 Внешний вид

Одежда и прическа играют весьма существенную роль в создании имиджа. Каждый человек, как бы уподобляясь  производителям товаров, стремится  «подать» себя в определенной «упаковке», чтобы привлечь внимание к себе, к своему внутреннему миру и способностям. Известно, что внешнему виду сознательно  уделяется больше внимания, чем другим компонентам имиджа. Мода, индустрия  косметики и здоровья дают большое  количество информации и предлагают колоссальное количество разнообразных  товаров и услуг, которые помогают улучшить внешний вид. Журналы и  газеты полны советами, посвященными одежде и прическе, косметики.

Наблюдательный человек  может по одежде и прическе сделать  вывод о внутреннем имидже, о личностных ценностях и даже о подсознательных  решениях.

В наши дни большинство  людей понимает, насколько важен  внешний вид. В противоположность  существовавшему раньше мнению, ум, способности и хороший внешний  вид совместимы друг с другом. Многие люди настолько заняты своей семьей и работой, что у них не остается времени, чтобы заняться своим внешним  видом. Им рекомендуется использовать утилитарный подход, который заключается  в том, чтобы оценивать значение внешнего вида с точки зрения важности в конкретной ситуации. Сформулировав основные принципы и выработав определенные привычки, для этих людей станет возможно уделять внимание и другим вещам. Если уделить некоторое время размышлениям о том, что вам лучше идет, не понадобится тратить много времени на достижение желаемого результата. Следует рассматривать внешний вид как необходимый механизм достижения своих целей.

Если человек имеет  ухоженный вид, то есть чисто вымыт, волосы аккуратно подстрижены, кожа чистая, а руки и зубы выглядят привлекательно, то он словно излучает положительную  самооценку.

Далее рассмотрены некоторые  конкретные рекомендации, касающиеся ухода за внешностью.[6]

1.3.2 Одежда

Так как одежду люди выбирают сознательно, по ней можно сделать  определенный вывод о личности владельца.

Одни люди специально одеваются  так, чтобы шокировать публику и  провоцировать ответную реакцию. Другие до такой степени сливаются с  толпой, что их внешний вид трудно запомнить. Реализовать возможность  выразить себя в одежде помогают три  основных элемента: покрой, материал и расцветка.

Покрой

Для работы, которая часто  предполагает встречи и собрания, лучше всего подходят строгие  костюмы. В свободное время допустимы  костюмы спортивного стиля и  свитеры.

Покрой одежды определяет, как будут смотреться формы тела. Даже очень худой человек будет  казаться полнее, если наденет пиджак с квадратными плечами и широкие  мешковатые брюки. Правильный выбор  покроя одежды часто способен скрыть недостатки фигуры.

Люди по-разному реагируют  на различные геометрические формы  и придают им определенные качества. Деловому человеку следует избегать одежды с большим количеством  деталей – карманов, замков, сложной  формы воротников, блестящих пуговиц. Такая одежда отвлекает внимание от самого человека, от того, что он говорит.

Материал

Материал определяет очень  многое: будет ли теплой сшитая из него вещь, как быстро она будет мяться и требовать химчистки, насколько  одежда удобна, «дышит» она или  нет, мягкой или жесткой ощущается.

Натуральные материалы, такие  как шерсть, хлопок, лен – наиболее удобны в носке, хотя они и дороже, чем многие искусственные материалы.

Для повседневной одежды больше всего подходят рисунки, состоящие  из прямых линий, а также клетки и  полоски. [6]

Расцветка

Цвет также создает  эмоциональные ассоциации. Теплые, яркие, легкие цвета, например, красный  и желтый, способствуют созданию имиджа симпатичного и дружелюбного человека. Холодные, мрачные, темные цвета, например, черный, темно-синий, серый, «отступают», создают дистанцию, способствуют созданию имиджа властного и неприступного человека.

Наиболее универсальна одежда нейтральных тонов. Одежда ярких  расцветок может подавлять человека, особенно если у него бледный цвет кожи. Кроме того, яркая одежда отвлекает  внимание от самого человека, что для  руководителя недопустимо. Темные нейтральные  цвета делают человека более значительным, теплые нейтральные цвета, например, бежевый и светло-коричневый, создают  впечатление большей доступности.

Информация о работе Формирование имиджа руководителя