Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Августа 2011 в 12:56, курсовая работа
Актуальность темы обусловлена тем, что современная рыночная экономика характеризуется высоким уровнем конкуренции, уже не достаточно иметь престижный диплом, необходимо быть еще и лидером, и профессионалом, и обладать харизмой, быть человеком культурным и стремящимся к развитию, организация при этом должна отличаться от всех других, иметь свою собственную культуру.
Объектом исследования моего курсового проекта будет культура корпорации, организации (что в моем курсовом проекте является одним и тем же), менеджер и его культура, развитие культуры в себе, современные изменения в культуре личности менеджера, а также основные тенденции, под влиянием которых она формируется.
Введение 3
1.Организационная культура как категория менеджмента:
1.1 Организационная (корпоративная) культуры, ее виды 4
1.2 Доминирующие культуры и субкультуры 6
1.3. Модели взаимодействия человека и организации 10
2.Роль менеджера в культуре современной компании:
2.1 Требования к профессиональной культуре и компетенции менеджера 14
2.2 Резюме, как определяющий фактор культуры менеджера 19
3. Формирование организационной культуры менеджера:
3.1 Анализ организационной культуры менеджера 22
3.2. Формирование корпоративной культуры (организационной) культуры. 24
3.3 Рассмотрение культуры менеджеров на примере компании Mercedes-Benz 27
Заключение 33
Список литературы
Горизонтальное разделение труда менеджеров предполагает их специализацию по ключевым сферам деятельности, образующим подсистемы предприятия. На рис. 2. приведен пример такого разделения труда на предприятии, в составе которого выделены пять подсистем: персонал, исследования и разработки (ИиР), маркетинг (М), производство (П) и финансы (Ф).
Рис. 2. разделение труда менеджеров по уровням и сферам деятельности
Технологическое
и профессионально-
Роль
менеджера в эффективном
Определенная роль в исследованиях, посвященным анализу влияния личности менеджера на подчиненных, принадлежит такому понятию, как харизма руководителя. Так, позитивное харизматическое управление побуждает сотрудника ставить перед собой высокие цели, выполнение которых требует большой внутренней мобилизации и выходит за рамки непосредственно личных интересов, тогда как в обычных условиях при меньшей стимуляции он ограничивается решением установленных сверху задач в обмен на простое материальное вознаграждение.
Негативное харизматическое управление сопровождается в потере подчиненными чувства персональной идентичности, снижении представления о себе как полноценной личности, проекции собственных страхов и агрессии на других и т. п.
В связи с вышеперечисленным, важную роль в совершенствовании работы менеджера и управления организацией в целом, принадлежит повышению профессиональных навыков руководителей всех уровней, совершенствованию своего культурного уровня, стиля работы, эффективности принятия управленческих решений и др.
Для успешной работы с людьми, менеджеры должны иметь множество специфических личностных качеств, которые усиливают доверие и уважение со стороны тех, с кем они вступают в контакт. Это прежде всего, высокое чувство долга и преданность делу, честность в отношении с людьми и доверие к партнерам, умение четко выражать свои мысли и убеждать, уважительное и заботливое отношение к людям вне зависимости от их положения в иерархии предприятия.
Теперь рассмотрим менеджера, как культурную единицу компании. Представим гипотетическую ситуацию, в которой человек является настоящим профессионалом, компетентным в вопросах экономики и менеджмента, но не умеющим общаться с людьми, не обладающий какой бы то ни было культурой общения. Такому человеку будет трудно работать с людьми, через некоторое время он почувствует себя невоспитанным и невежественным, т.к. разные люди на бескультурных людей реагируют по-разному. Одни могут промолчать, другие бросить косые взгляды, если человек забыл поздороваться, или попрощаться, третие перестанут общаться. Основные требования к культуре менеджера я представлю в следующей таблице 2. Таблица 2
Основные требования к культуре менеджера.
Знание мировых культурных норм (Приветствие, прощание) |
Знание культуры страны, где менеджер хочет получить работу |
Понимание этических аспектов (Мужчина должен первым заходить в лифт, но выходить последним) |
Культурное поведение в обществе (будь то перерыв, или рабочее время) |
Продолжение таблицы 2 |
Уважение к старшему по статусу, званию.( Даже если менеджер среднего звена старше менеджера высшего звена, первый обязан подчиняться последнему) |
Определенное отношение к покупателю, заказчику услуг, работодателю. |
Достойное поведение в сложных ситуациях (Появление проблемы, конфликта в организации) |
Мне
удалось выделить основные позиции,
необходимые для получения
1.3 Резюме, как определяющий фактор культуры менеджера
Резюме
- самохарактеристика специалиста на
одной странице; описание его сильных
сторон, представляемая в организацию
при поиске работы. Обычно в резюме отражаются:
- личные данные;
- цель составления резюме;
- опыт работы в обратном хронологическом
порядке;
- образование;
- дополнительная информация. [11, c. 64]
Анкетирование и резюмирование людей- не столь простой шаг со стороны организации, как может показаться на первый взгляд. На вопрос: «Зачем фирмы составляют анкету для резюме?», многие могут ответить приблизительно так: «Чтобы процесс отбора был прост и легок для всех, в том числе для анкетируемого». Это верно лишь на 50 %, не хватает еще пятидесяти, вот где они: в основном, по манере описывать себя и свою жизнь можно охарактеризовать человека, и именно по этим данным, психологического характера, можно будет увидеть, каков человек (менеджер), на что он способен, конфликтен ли он, замкнут ли в себе, и многое другое. Рассмотрим некоторые распространенный вопросы из анкет: «Вам поручили задание, которое вы не можете выполнить (вам не хватает опыта). Ваши действия?». Сколько людей, столько и мнений, но предположить все же можно, что человек активный напишет несколько позиций, например, обращусь за помощью к коллегам, спрошу у знакомых, компетентных в этом вопросе. Человек же замкнутый будет отвечать на вопросы кратко: «Попытаюсь разобраться сам» Человек самоуверенный напишет : «Решу вопрос без помощи посторонних», вариантов множество. Рассмотрим еще один, не менее интересный вопрос: Существует расхожее утверждение «Клиент всегда прав». Что вы думаете по этому поводу?». Человек, желающий получить эту работу ответит: «Да, клиент прав, даже если он не прав». Человек справедливый скажет : «Нет, не всегда». Философ в душе начнет рассуждать: «Само выражение неправильно, ведь человек не может быть прав всегда, и что есть правда для этого человека- то ложь для организации». Далее рассмотрим вопрос, интересующий многих и отражающий сущность человека. Оговорюсь сразу, что эта анкета взята с сайта одного из известных банков, и должность, предлагаемая в резюме «Менеджер- консультант отделения розничных продаж». Теперь, непосредственно сам вопрос: «Уровень заработной платы, на которую вы претендуете». Люди знающие скажут 400 у.е. Это средняя зарплата за такую должность. Люди, ценящие себя и считающие, что достойны большего напишут от 500 до 600 у.е. Менеджеры, желающие работать по тем или иным причинам именно в этом банке или на этой должности, согласятся на 300 у.е. Другие оставят графу незаполненной, дожидаясь, пока их вызовут на, непосредственно, собеседование. Что касается орфографии, культуры речи, все это тоже отражается в заполненной анкете. Если резюме заполнено от руки, про человека вообще можно многое сказать по почерку: к примеру, почерк не классический, со множеством витиеватых фигур, неправильной формы линий (вместо прямых- волнистые), говорит о том, что человек не всегда честен и прямолинеен, исходя из этой же логики, можно сказать, что почерк прямой и острый говорит о прямолинейности и жесткости характера. Большие круглые буквы говорят о лояльности, в то время, как маленькие, о замкнутости человека и неготовности работать менеджером эффективно. Конечно, это не значит, что первым делом, встречаясь с анкетируемым необходимо посадить его за стол переговоров и сказать: «Напишите пожалуйста свои имя, фамилию и отчество», а после этого, увидев мелкие некрасивые буквы сказать: «Извините, вы нам не подходите», но все же символы- это скрытый смысл. Не надо быть психологом, чтобы обнаружить и следующие интересные и лежащие на поверхности вещи. Вопрос: «Образование». И различные ответы, по которым, в дальнейшем, мы определим, какой из вариантов наиболее правильный и этичный. Первый вариант ответа: школа 753. Второй вариант: Учебное заведение, школа номер 753. Третий вариант: Общеобразовательная школа СВАО № 753. Третий вариант наиболее правильный, ведь дан не пустой ответ, а полный, развернутый, отражающий, где человек учился и получал свое культурное образование. Как ни странно, второй вариант менее правильный, чем первый. Уточняющего «учебного заведения» в данном случае не должно быть, да и номер пишется не буквами, а знаком «№». Итак, проведя небольшую экспертизу, мы можем заметить, что третий человек и первый более образованы и компетентны в анкетировании, нежели второй, фактически, допустивший тавтологию. Именно после просмотра анкет организации подбирают себе более открытых и готовых к социальной работе менеджеров. Не надо забывать о том, что организационная культура складывается из культуры отдельно взятого человека, именно поэтому дирекция должна заботиться о том, чтобы в фирме работали исключительно воспитанные люди, если ,конечно, фирма хочет добиться каких-то высот в экономике.
Можно сделать вывод, что роль менеджера в современной организации велика, и не ограничивается управлением людьми. Человек должен всегда стремиться к взращиванию культуры в себе, а дирекция должна быть заинтересована в повышении культуры персонала посредством семинаров, лекций и повышения квалификации.
3. Формирование организационной культуры менеджера:
3.1 Формирование корпоративной (организационной) культуры
Под культурой принято понимать общепризнанные ценности и нормы поведения. Разумеется, это понятие шире и глубже приведенного толкования. Социология представляет богатый материал исследований различных форм проявления культуры в разных сферах жизнедеятельности человека, в том числе и многообразную типологию организационных культур. Корпоративная культура ориентирована на внутреннюю среду и проявляется, прежде всего, и главным образом в организационном поведении работников. Сюда следует отнести устойчивость, эффективность и надежность внутрисистемных организационных связей; дисциплину и культуру их исполнения; динамизм и адаптивность к нововведениям в организации; общепринятый (на всех уровнях) стиль управления, основанный на сотрудничестве; активные процессы позитивной самоорганизации и многое другое, что проявляется в организационном поведении сотрудников в соответствии с принятыми нормами и признанными ценностями, объединяющими интересы отдельных людей, групп и организации в целом.
Как культура вообще базируется на общепризнанных ценностях и общепринятых нормах (правилах) поведения, так и организационная культура на предприятии формируется на основе признанных ценностей и принятых норм поведения именно в данном коллективе и данной организации.
Как
уже отмечалось выше, корпоративная
культура, по определению, не может
быть сконструирована и внедрена.
Она не может быть даже заимствована.
Заимствованы, могут быть лишь некоторые
структуры и механизмы связей, отражаемые
в организационных проектах. Пересадка
же с одной почвы на другую образа организационного
поведения, как правило, бывает безуспешной.
Каждый коллектив уникален: половозрастной
состав, профессионально-
Провозглашенное кредо, по сути, является фирменной идеологией менеджмента. Сама же организационная культура не внедряется, а прививается и формируется посредством множества организационно-управленческих мер и приемов, которые в основном укладываются в следующие направления:
Последнее направление имеет особенно важное значение. Именно постоянная и целенаправленная работа с персоналом предопределяет успех формирования корпоративной культуры. Даже самые современные структуры, великолепные организационные проекты, грамотно выполненные должностные инструкции и положения – все это останется на бумаге, если не станет образом мышления и базой профессиональной организационной деятельности работников предприятия. Требования к профессиональным знаниям, навыкам и качествам руководителей и специалистов, как и других работников, должны формироваться на основе принятой, на предприятии идеологии организационного поведения.
Сегодня многие организации, корпорации, обычные фирмы стремятся к единению духа, создают свой слоган, выезжают на вечеринки, или как их принято называть сегодня, корпоративные вечера, путешествуют вместе, отдыхают на природе и многое другое. Таким образом и формируется в современном мире корпоративная культура.
3.2. Анализ организационной культуры менеджера
Человек составляет основу любой организации, которая и сама создается для человека. Спектр организационной культуры, которую приносит человек в организацию, весьма широк, он определяется уникальностью каждого человека. Чем же объясняется уникальность личности? Каждый человек имеет единственный и неповторимый набор ген. Ген – это единица наследственного материала, ответственная за формирование какого-либо элементарного признака. Совокупность всех ген организма составляет генотип человека. Гены весьма устойчивы и сохраняют свои свойства в нескольких поколениях людей. Генетическая база уникальна для каждого индивида и объясняет некоторые различия людей.
Информация о работе Формирование организационной культуры менеджера