Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 21:01, курсовая работа
Целью курсовой работы является теоретическое исследование аспектов и разработка практических рекомендаций по совершенствованию организационной структуры управления предприятием.
Достижение цели предполагает решение следующих задач:
исследовать теоретические аспекты построения организационных структур предприятия;
рассмотреть основные типы организационных структур, выявлены их преимущества и недостатки;
на основе представленной методики провести анализ организационной структуры Локомотивного депо ст. Белово;
предложить рекомендации по совершенствованию организационной структуры.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………. 3
Глава 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА ОРГАНИЗАЦИОННЫХ СТРУКТУР ПРЕДПРИЯТИЯ…………........
5
1.1 Понятие и подходы к изучению организационных структур предприятия..........................................................................................
5
1.2 Принципы и проблемы построения организационной структуры..............................................................................................
7
1.3 Типы организационных структур предприятия.........................
10
1.4 Методика проведения анализа организационных структур предприятия..........................................................................................
20
Глава 2 АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИОННОй СТРУКТУРЫ ЛОКОМОТИВНОГО ДЕПО БЕЛОВО....................................................
25
2.1 Общая характеристика Локомотивного депо Белово...............
25
2.2 Графическое моделирование оргструктуры организации........
27
2.3 Выявление первичных количественных характеристик ...........
28
2.4 Определение формальных количественных оценок оргструктуры........................................................................................
29
Глава 3 МЕРОПРИЯТИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ОРГАНИЗАЦИОННОй СТРУКТУРЫ ЛОКОМОТИВНОГО ДЕПО
32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.......................................................................................... 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ................
Целями и задачами предприятия являются:
-
выполнение планов перевозок
грузов и пассажиров, ремонта
локомотивов с высоким
- организация выполнения графика движения поездов;
-
обеспечение безопасности
-
максимальное использование
Продукцией Локомотивного депо являются услуги по перевозкам.
Динамика технико-экономических показателей деятельности организации представлена в таблице 2.1.
Анализ данных таблицы 2.1 показывает, что деятельность Локомотивного депо Белово в 2007 году по сравнению с 2006 годом можно охарактеризовать как достаточно эффективную. Объем перевозок является основной оценкой выполнения объемов работы депо.
Таблица 2.1 - Основные технико-экономические показатели деятельности
№ | Показатели, ед. измерения | 2007 | 2008 | Изменение | |
+,- | % | ||||
1. | Объем перевозок, млн.ткм-брутто | 14946,5 | 15505,7 | 559,2 | 103,7 |
2 | Численность ППП, всего, чел. | 1886 | 1887 | 1 | 100,1 |
2.1. | перевозки, чел. | 1856 | 1802 | -54 | 97,1 |
2.2. | Подсобно-вспомогательная деятельность, чел. | 30 | 85 | 55 | 283,3 |
3. | Среднегодовая стоимость ОПФ, тыс. руб. | 2841427 | 5522981 | 2681554 | 194,4 |
4. | Фондоотдача руб./руб. | 0,53 | 0,28 | -0,25 | 53,4 |
5. | Затраты на руб. перевезенных грузов, руб./руб. | 0,031 | 0,023 | 0,08 | 72,4 |
6. | Производительность труда ППП, руб. | 8053,1 | 8604,7 | 551,6 | 106,9 |
7. | Прибыль балансовая, тыс. руб. | -478339 | -671867 | -193528 | 140,45 |
В течение анализируемого периода наблюдается увеличение объёма перевозок на 3,7%. Увеличение объема перевозок свидетельствует об удовлетворительной производственной деятельности предприятия в течение анализируемого периода. На увеличение объёма перевозок повлияло более стабильная работа промышленных предприятий - грузоотправителей в текущем году.
При
увеличении объема перевозок в локомотивном
депо Белово численность промышленно-
Анализ данных таблицы также показывает, что в течение анализируемого периода снизилась эффективность использования основных производственных фондов. Фондоотдача уменьшилась на 46%.
Таким
образом, в целом предприятие
нормально функционирует, имеет
хорошие перспективы для
2.2
Графическое моделирование
оргструктуры депо
На рисунке Приложения 1 изображена система управления предприятием как совокупность элементов и взаимосвязи между ними.
Условные обозначения:
1. –
центр оперативно-технического
2. –техники-ленторасшифровщики;
3. – машинисты-инструкторы;
4. – дежурные по депо;
5. – оборотное депо Артышта-2
6. –
пункт подмены локомотивных
7. - пункт подмены локомотивных бригад Прокопьевск;
8. –
экипировочный пункт Ленинск-
9. – инженеры-технологи;
10. –
производственно-технический
11. – главный механик;
12 – химическая лаборатория;
13. – ремонтно-строительный цех;
14. – автотранспортный участок;
15 – пункт экипировки;
16. –
участок текущего ремонта
17. - участок текущего ремонта тепловозов;
18. – участок технического обслуживания электровозов;
19. – участок ТО-4 электровозов;
20. – заготовительный участок.
21 – диспетчер.
На
представленной модели изображены реально
существующие, существенно значимые
для исследования составляющие части
сложившейся организационной
2.3
Выявление первичных
количественных характеристик
Характеристика количественных показателей организационной структуры на основе графического моделирования позволила заключить следующее.
1. Общее количество уровней управления в исследуемой организации – локомотивное депо – 6.
2.
Различные подразделения имеют
разное количество уровней
Разность между максимальным и минимальным количеством уровней управления - размах вариации уровней – составляет 5. (6-1).
3.
Существующая норма
Норма управляемости составляет 6 человек. Это в пределах установленных нормативов управляемости.
4. В целом в организационную структуру Локомотивного депо включено 39 подразделений, в том числе 7 подразделений территориально расположены на значительном расстоянии от центра – г. Белово. Это подразделения, расположенные в Артыште, Промышленной, Прокопьевске, Ленинск-Кузнецком.
5.
Общая численность промышленно-
2.4
Определение формальных
количественных оценок
оргструктуры
В качестве количественных оценок использованы следующие показатели, предложенные Мазур И.И.10
1
Структурный коэффициент
Ксц = Нцп/Ноп
где: Нцп - количество структурных подразделений. управляемых из единого центра.
Ноп – общее количество структурных подразделений одного уровня.
Расчет коэффициента для оргструктуры депо.
Ксц2 = 6/6 = 1
Ксц3 = 2/5 = 0,4
Ксц4 = 7/21 = 0,32
Ксц5 = 2/2 = 1
Ксц6 = 2/2 = 1
Ксц
= 0,744 или 74,4%.
2.
Коэффициент централизации
Кцу = Нуц/Нуо
где: Нуц - количество работников центрального управления.
Нуо – общее количество работников управления.
Кцу
= 88/157= 0,56
3. Уровень специализации.
У спец= Н спец/Н
где: Н спец – число специализированных подразделений.
Н – общее число подразделений.
У
спец= 14/39 = 0,36
4.
Коэффициент структурной
Ксн = Н/д
где: д – удельный вес работников аппарата управления в процентах от общей численности работников;
Н – общее число подразделений, находящихся в подчинении данному аппарату управления.
д = 157/1887 * 100 = 8,3%.
Ксн
= 39/8,3 = 4,7
5. Коэффициент соблюдения норм управляемости.
К упр = Чф/Чн
где: Чф и Чн – соответственно фактическая и нормативная численность работников, подчиненных одному руководителю.
К
упр = 6/6 = 1
6.
Коэффициент соответствия
К сд = Чс/Чау
где: Чс – численность работников аппарата управления, соответствующих должности по результатам аттестации.
Чау
– общая численность аппарата
управления.
К сд = 157 157 = 1
Таким
образом, можно заключить, что организационная
структура депо высоко централизована
– структурный коэффициент
Уровень специализации составляет 36%. Это значит, что основную часть составляют подразделения широкого профиля деятельности.
Формальные
критерии эффективности управления
– нормы управляемости, соответствие
должности и т.д. находятся на
высоком уровне.
Глава
3 МЕРОПРИЯТИЯ
ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ
ОРГАНИЗАЦИОННОй
СТРУКТУРЫ ЛОКОМОТИВНОГО
ДЕПО
Существенным показателем эффективности организационной структуры является количество уровней управления. Большое количество уровней управления негативно сказывается на управляемости подразделений. В этом случае замедляется ответная реакция и обратная связь, возрастает вероятность возникновения различных помех при передаче информации и. следовательно, снижается эффективность функционирования предприятия в целом.
Как показал анализ оргструктуры локомотивного депо, в существующей системе управления имеется 6 уровней.
С учетом технико- эксплуатационных требований возможно сократить пункт подмены локомотивных бригад на ст. Промышленная, а также сократить экипировочный пункт на ст. Ленинск-Кузнецкий, объединив все функции на ст. Белово.