Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2013 в 10:51, курсовая работа
Цель работы:
– изучить долгосрочные цели и задачи деятельности предприятия;
– проанализировать варианты реализации стратегии предприятия;
Объектом исследования является общество ограниченной ответственности «Красноленинский нефтеперерабатывающий завод», сокращенное наименование ООО «КНПЗ».
Введение 3
1. Долгосрочные цели и задачи деятельности предприятия 6
1.1 Оценка состояния и перспектив развития предприятия 6
1.2 Позиционирование предприятия на товарном рынке 11
1.3 Установление долгосрочных целей и задач 15
2. Выдвижение вариантов стратегии деятельности предприятия 22
2.1 Выбор базовой стратегии деятельности предприятия 22
2.2 Определение возможных вариантов реализации базовой стратегии 30
3. Оценка и выбор варианта реализации стратегии деятельности предприятия 36
3.1 Оценка ресурсоемкости вариантов 36
3.2 Прогнозирование результатов деятельности предприятия 43
3.3 Выбор варианта реализации стратегии 45
Заключение 51
Список использованных источников 53
1.2 Позиционирование предприятия на товарном рынке
После установления своей миссии
и целей руководство предприятия начинает
диагностический этап процесса стратегического
планирования. На этом пути первым шагом
является исследование внешней среды:
оценка изменений, воздействующих на различные
аспекты текущей стратегии; определение
факторов, представляющих угрозу для текущей
стратегии фирмы; контроль и анализ деятельности
конкурентов; определение факторов, представляющих
больше возможности для достижения общефирменных
целей путем корректировки планов.
Анализ внешней среды помогает контролировать внешние по отношению к фирме факторы, получить важные результаты (время для разработки системы раннего предупреждения на случай возможных угроз, время для прогнозирования возможностей, время для составления плана на случай непредвиденных обстоятельств и время на разработку стратегий) . Для этого необходимо выяснить, где находится организация, где она должна находиться в будущем и что для этого должно сделать руководство. Угрозы и возможности, с которыми сталкивается фирма, можно выделить в семь областей: Экономические факторы. Некоторые факторы в экономической окружающей среде должны постоянно диагностироваться и оцениваться, т.к. состояние экономики влияет на цели фирмы. Это темпы инфляции, международный платежный баланс, уровни занятости и так далее. Каждый из них может представлять либо угрозу, либо новую возможность для предприятия. Политические факторы. Активное участие предпринимательских фирм в политическом процессе является указанием на важность государственной политики для организации; следовательно, государство должно следить за нормативными документами местных органов, властей субъектов государства и федерального правительства. Рыночные факторы. Рыночная среда представляет собой постоянную опасность для фирмы. К факторам, воздействующим на успехи и провалы организации, относятся распределение доходов населения, уровень конкуренции в отрасли, изменяющиеся демографические условия, легкость проникновения на рынок. Технологические факторы. Анализ технологической среды может, по меньшей мере, учитывать изменения в технологии производства, применение ЭВМ в проектировании и предоставлении товаров и услуг или успехи в технологии средств связи. Руководитель любой фирмы должен следить за тем, чтобы не подвергнуться “шоку будущего”, разрушающего организацию. Факторы конкуренции. Любая организация должна исследовать действия своих конкурентов: анализ будущих целей и оценка текущей стратегии конкурентов, обзор предпосылок в отношении конкурентов и отрасли, в которой функционируют данные компании, углубленное изучение сильных и слабых сторон конкурентов. Факторы социального поведения. Эти факторы включают меняющиеся отношения, ожидания и нравы общества (роль предпринимательства, роль женщин и национальных меньшинств в обществе, движение в защиту интересов потребителей). Международные факторы. Руководство фирм, действующих на международном рынке, должно постоянно оценивать и контролировать изменения в этой широкой среде.
Таким образом, анализ внешней среды позволяет организации создать перечень опасностей и возможностей, с которыми она сталкивается в этой среде. Для успешного же планирования руководство должно иметь полное представление не только о существенных внешних проблемах, но и о внутренних потенциальных возможностях и недостатках организации.
ООО «КНПЗ» осуществляет переработку нефти с целью производства светлых нефтепродуктов: бензина, керосина, дизельного топлива.
Предприятие имеет ряд своих особенностей. Одной из них является то, что Красноленинский НПЗ один из двух нефтеперерабатывающих заводов Компании расположенных в Западной Сибири на территории Ханты-Мансийского автономного округа в большой удаленности от центральных регионов России и находится непосредственно на нефтяных месторождениях. Красноленинский нефтеперерабатывающий завод является единственным НПЗ в городе Нягань. В иерархической структуре нефтепереработки КНПЗ относится к так называемым мини-НПЗ, одной из основных целей которых, является производство целевых видов нефтепродуктов для удовлетворения потребности определенного небольшого региона. По этой причине при строительстве завода реализована простая технологическая схема переработки направленная в первую очередь на бесперебойное производство дизельного топлива первоначально только для нужд нефтедобывающего предприятия ТНК-Нягань, нужд города и прилегающих территорий.
Переработка нефти осуществляется на установке атмосферной перегонки нефти V-6000 производства фирмы «Ventech engineers» Texas USA.
Проектная мощность установки по загрузке сырья составляет 300 тыс. тонн в год. Уникальные качества нефти (низкое содержанием серы и парафинов, высокое содержанием легких углеводородов) позволяют вырабатывать продукцию высокого качества без узкого фракционирования и использования вторичных процессов переработки.
Завод производит два вида товарных нефтепродуктов: дизельное топливо и топливо для реактивных двигателей. Территория распространения продукции расширилась до уровня Уральского региона. Дизельное топливо, произведенное на Красноленинском НПЗ, отгружается в адрес значительной части предприятий Уральского региона (строительная, алюминиевая, горнодобывающая промышленности и др.). Все произведенное топливо для реактивных двигателей отгружается в адрес аэропортов г. Нягань (Аэропорт-Нягань) и г. Екатеринбург (Аэропорт-Кольцово). Полуфабрикат – бензин газовый стабильный (БГС) отгружается как сырье для вторичных процессов переработки за заводы Компании. С августа 2006 года по настоящее время весь произведенный БГС отгружается на экспорт европейским потребителям. Также ООО «КНПЗ» осуществляет отгрузку товарной нефти Красноленинского месторождения на экспорт железнодорожным транспортом.
В связи с особенностями
географического положения-
Наличие одной установки налагает определенные обязанности – нет возможностей на ошибку, любое отклонение в эксплуатации установки может повлечь отклонение в качестве продукции.
В настоящее время реализуется проект «Реконструкция технологической установки АТ марки V-6000 и замена факельной системы» направленный на увеличение мощностей переработки нефти с целью увеличения объемов выработки товарных нефтепродуктов. Реализация проекта наряду с увеличением загрузки установки по сырью, улучшит эффективность использования энергоресурсов за счет использования отходящих газов переработки как собственное топливо, снизив количество сжигаемого газа на факеле. Проект отвечает стратегии ТНК-ВР в области расширения инфраструктуры переработки и сбыта. Проект повысит имидж Компании в регионе за счет улучшения экологической ситуации по причине снижения выбросов загрязняющих веществ в атмосферу. Предложенные в ТЭО варианты реконструкции показывают возможность достижения проектной мощности установки и использования собственного газа в качестве топлива для трубчатой печи. При этом варианты реконструкции, предлагаемые в ТЭО не затрагивают основной схемы установки и могут быть реализованы в течение короткого срока.
Для повышения прозрачности и оперативности доступа в получении показателей качества продукции ведется работа по внедрению ЛИМС (лабораторно-информационные система менеджмента).
В 2007г. были произведены работы по внедрению, сертификации и развитию интегрированной Системы менеджмента качества (ИСО 9001, ИСО 14 001, OHSAS 18 001), с целью подтверждения соответствия международным и Корпоративным стандартам.
1.3 Установление долгосрочных целей и задач
Стратегическое планирование задает перспективные направления развития предприятия, определяет основные виды его деятельности, позволяет увязать в единую систему маркетинговую, проектную, производственную и финансовую деятельность. Стратегический план обеспечивает адаптацию предприятия к внешней среде, к распределению ресурсов и внутреннюю координацию деятельности с целью выявления сильных и слабых сторон. Стратегический план на крупных предприятиях, как правило, долгосрочный. Но временной период стратегического плана для разных предприятий может быть различным и то, что является долгосрочным для одного предприятия, может быть краткосрочным для другого. Стратегическое планирование на предприятиях должно быть направлено на их долгосрочное развитие, достижение высоких темпов экономического роста. Развитие – это процесс, в котором увеличиваются возможности и желания предприятия удовлетворять свои желания и потребности потребителей. Таким образом, стратегическое планирование призвано обеспечить необходимый экономический рост и желаемый уровень развития предприятия на предстоящий долгосрочный период.
В стратегическом планировании
важную роль играет государственное регулирование экономической
Первым и самым ответственным решением при стратегическом планировании является выбор миссии и целей предприятия. Миссия раскрывает смысл существования предприятия, в котором проявляются отличия данного предприятия от ему подобных. Другими словами, миссия – это главная цель предприятия. Миссия и цели – служат ориентиром для всех последующих этапов планирования и одновременно накладывают определенные ограничения на направление деятельности предприятия при анализе альтернатив развития. Миссия предприятия может состоять в завоевании рынка сбыта продукции, в географическом или продуктовом расширении рынка, в повышении качества продукции при снижении цен на нее и так далее.
Цели бывают долгосрочными, среднесрочными и краткосрочными. Они формируются и устанавливаются в рамках миссии и в ее развитии. При этом цели являются задающей частью стратегического планирования.
Стратегическое планирование
на микроуровне является основой взаимодействия
множества внутренних и внешних экономических
Во-первых, стратегический план задает перспективное направление развития предприятия, определяет основные виды деятельности, позволяет увязать в единую систему все основные направления деятельности, а также позволяет лучше понимать структуру потребности, процессы планирования, продвижения и сбыта продукции, механизмы формирования рыночных цен.
Во-вторых, он устанавливает
каждому подразделению
В-третьих, он обеспечивает координацию усилий всех функциональных служб предприятия.
В-четвертых, стратегический подход стимулирует менеджеров предприятия лучше оценивать свои слабые и сильные стороны с точки зрения конкурентов, возможностей, ограничений и изменений окружающей среды.
В-пятых, план определяет альтернативные действия предприятия на долгосрочный период.
В-шестых, создает основу для распределения ограниченных экономических ресурсов.
В-седьмых, демонстрирует возможность фактического применения основных функций планирования, организации, управления, контроля и оценки деятельности предприятия, как единую систему современного менеджмента.
Процесс стратегического планирования на предприятии включает в себя осуществление следующих взаимосвязанных функций:
1) определение долгосрочной стратегии, основных целей и задач развития предприятия;
2) создание стратегических хозяйственных подразделений на предприятии;
3) обоснование и уточнение основных целей проведения маркетинговых исследований рынка;
4) осуществление ситуационного анализа и выбор направления экономического развития предприятия;
5) разработка основной стратегии маркетинга и укрупненное планирование производства продукции;
6) выбор тактики и уточненное планирование способов и средств достижения поставленных задач;
7) контроль и оценка основных результатов, корректировка выбранной стратегии и способов ее реализации.
В процессе стратегического планирования главные цели предприятия устанавливаются высшим руководством и согласуются со всеми подразделениями. Плановые службы предлагают каждому подразделению варианты первоначальных показателей валовой и нераспределенной (чистой) прибыли на долгосрочный период. После их рассмотрения подразделения выдвигают свои предложения и, тем самым, создаются необходимые предпосылки для выработки общих целей стратегического планирования. В утвержденных планах предусматриваются общие цели предприятия, его место на рынке, организационная структура управления, финансовые результаты и т.д.
Таким образом, основная задача стратегического планирования на предприятиях состоит в обосновании важнейших целей и выработке правильной стратегии долгосрочного развития. В современной теории планирования принято выделять восемь основных сфер деятельности, в границах которых каждое предприятие определяет свои главные цели. Этими сферами являются положение предприятия на рынке, инновационная деятельность, уровень производительности, наличие производственных ресурсов, степень стабильности, система управления, профессионализм персонала и социальная ответственность.
Деятельность организации очень разнообразна, поэтому организация не может быть сосредоточена на единственной цели, а должна определить несколько наиболее значительных ориентиров действий. Выделяют восемь ключевых пространств, в рамках которых организация определяет свои цели.
- производство новых товаров;
- внедрение на новые рынки;
Информация о работе Формирование стратегии деятельности предприятия