Формирование стратегии деятельности предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2013 в 10:51, курсовая работа

Описание

Цель работы:
– изучить долгосрочные цели и задачи деятельности предприятия;
– проанализировать варианты реализации стратегии предприятия;
Объектом исследования является общество ограниченной ответственности «Красноленинский нефтеперерабатывающий завод», сокращенное наименование ООО «КНПЗ».

Содержание

Введение 3
1. Долгосрочные цели и задачи деятельности предприятия 6
1.1 Оценка состояния и перспектив развития предприятия 6
1.2 Позиционирование предприятия на товарном рынке 11
1.3 Установление долгосрочных целей и задач 15
2. Выдвижение вариантов стратегии деятельности предприятия 22
2.1 Выбор базовой стратегии деятельности предприятия 22
2.2 Определение возможных вариантов реализации базовой стратегии 30
3. Оценка и выбор варианта реализации стратегии деятельности предприятия 36
3.1 Оценка ресурсоемкости вариантов 36
3.2 Прогнозирование результатов деятельности предприятия 43
3.3 Выбор варианта реализации стратегии 45
Заключение 51
Список использованных источников 53

Работа состоит из  1 файл

1 Формирование стратегии деятельности предприятия коммерческой организации.doc

— 390.00 Кб (Скачать документ)

В рамках выбранной базовой  стратегии возможно несколько курсов действий, которые принято называть стратегическими альтернативами.

Разработка стратегии  должна затрагивать все уровни управления предприятия, так как решения, вырабатываемые при стратегическом планировании, имеют отношение ко всем сотрудникам организации. Поэтому необходимо согласование интересов при выработке стратегии Групповое обсуждение, кроме того, позволяет рассмотреть большое число альтернатив. Но и сходимость при групповом выборе существенно ниже, чем при единоначалии. Поэтому обычно имеет место групповое обсуждение и единоличное принятие окончательного решения.

Стратегия роста впервые  подробно была разработана Игорем Ансоффом. Им же была построена модель роста фирмы. Она состоит из пяти этапов:

Стадия планирования. Компания находится в состоянии  готовности к формулированию стратегии  роста, то есть существует некоторое  совмещение внешних условий и  внутренних возможностей. Начальная стадия. Обычно фирма проходит этап очень быстро. В течение этого этапа возникают и ликвидируется узкие места в процессах и структуре реализации конкретных проектов, которые не были предусмотрены в плане. Также растёт объём продаж, хотя дохода фирма практически не получает. Стадии проникновения. Ускоренный рост. Переходная стадия.

Целью начальной  стратегии является умеренный рост для того, чтобы обеспечить предприятию выход на оптимальную эффективность. Руководство занимает бдительную позицию по отношению к ускорению темпов развития, стараясь обеспечить выявление узких мест и их ликвидацию, чтобы в дальнейшем занять настойчивую наступательную позицию на рынке. Как уже отмечалось, руководство должно быть готово к тому, что на первом этапе могут возникнуть сложности в производстве, административные трения, напряжённое финансовое состояние, связанное с большими затратами и отсутствием доходности. Однако одной из целей начальной стратегии является быстрота данного этапа и переход к следующей стратегии.

Стратегия проникновения  направляет усилия предприятия на более  глубокое проникновение на рынок  и дополнительные усилия по увеличению темпов роста объёма продаж. Если для этого требуются приобретения и поглощения, то они производятся в рамках данной стратегии. Долговременные программы предусматривают укрепляющие и развивающие действия по всем направлениям функционирования предприятия, особенно обращая внимание на усиление финансовых позиций, модернизацию основных фондов, НИОКР.

После достижения этих целей и проведя все необходимые  внутренние перестроения, предприятие  может перейти к следующей  стратегии.

Стратегия ускоренного  роста. Целью этой стратегии является полное использование внутренних и внешних возможностей. Данный этап цикла роста должен производиться как можно дольше, так как именно на нём происходит полное использование ресурсов, рост доходов начинает превосходить рост продаж, доля рынка приближается к запланированной. Но на этапе ускоренного роста начинают возникать и накапливаться негативные тенденции в деятельности предприятия, поэтому одной из целей данной стратегии является как можно более раннее их выявление и попытки разрешения. Если решить возникшие проблемы не представляется возможным, то руководство предприятия в рамках данной стратегии начинает плавный переход к реализации следующей стратегии.

Стратегия переходного  периода. Целью этой стратегии является обеспечение после периода ускоренного роста период перегруппировки и перестройки деятельности предприятия для вхождения в новый цикл роста как можно быстрее, то есть не допуская длительной стагнации.   
Стратегия предусматривает экономию, отказ от новых производств. Происходит глубокий анализ существующего положения дел на предприятии с целью уменьшения затрат, повышения доходности изделий, перестройки системы управления.

Сама по себе стратегия роста может применяться в различных ситуациях: начало предпринимательской деятельности; молодая компания, борющаяся за своё выживание; однопродуктовое специализированное предприятие; диверсифицированное предприятие, где стратегия роста организации в целом может поддерживаться стратегией роста по отдельному виду продукта. Именно поэтому стратегических альтернатив роста в хозяйственной практике может быть предложено очень много. Перечислю лишь некоторые, являющиеся базовыми, стратегические альтернативы: интенсификация рынка, диверсификация, межфирменное сотрудничество и кооперация, внешнеэкономическая деятельность.

Стратегия стабилизации и выживания. В условиях расстроенной экономики в соответствии с циклами  деловой активности и циклами  развития предприятия последние  могут испытывать болезненный период нестабильности, когда начинают падать объёмы продаж и прибыли. Возникает необходимость разработки специальных процедур анализа, позволяющих уловить период перехода предприятия от стадии роста к стадии падения, то есть переориентации из наступательной в наступательно-оборонительную стратегию - стратегию стабилизации.

Стратегия стабилизации направлена на достижение раннего выравнивания объёма продаж и прибылей с последующим  их повышением, то есть с переходом  на следующий этап роста. В зависимости  от скорости падения предприятие  может использовать один из трёх наиболее вероятных подходов: экономия с чётким намерением быстрого оживления; сдвиги в продолжительном спаде с меньшими надеждами на быстрое оживление; стабилизация, когда необходимы долговременные программы для достижения сбалансированного состояния предприятия на рынке. [7]

Стратегия выживания - чисто оборонительная стратегия  и применяется в случаях полного  расстройства экономической деятельности предприятия, в состоянии, близком  к банкротству. Целью стратегии  является стабилизация обстановки, то есть переход к стратегии стабилизации и, в дальнейшем, к стратегии роста. Понятно, что данная стратегия не может быть долгосрочной. Она требует, с одной стороны, быстрых, решительных, полностью скоординированных действий, с другой - осмотрительности и реалистичности в принятии решений. Именно поэтому в условиях реализации стратегии выживания происходит жесткая централизация управления, создаётся «антикризисный комитет», который наряду с принятием быстрых по реакции ответных мер на возмущения внешней среды разрабатывает и жестко проводит в жизнь следующие программы: перестройка управления; финансовая перестройка; перестройка маркетинга.

Далее стратегические альтернативы или долгосрочные программы  могут дробиться на функциональные стратегии, которые подразумевают постановку конкретных стратегических целей для всех функциональных подразделений предприятия: для производственного отдела, отдела сбыта, материально-технического снабжения.

Стратегии предприятий  должны быть построены по иерархическому принципу. При этом уровни стратегий, комплексность, их интеграция очень различны в зависимости от типа и размера предприятия. Так, простая организация может иметь одну стратегию, а сложная - несколько на различных уровнях действия.

Вторая стадия стратегического процесса – правильный выбор наиболее оптимального курса действий в будущем на основе той информации, которая была получена при проведении стратегического анализа, поэтому роль стратегического анализа очень велика, недостаточная или ошибочная информация может привести к выбору неправильной стратегии.  
Также при выборе стратегии необходимо учитывать степень риска, связанной со стратегией. Оценка оправданности риска проводится по трем направлениям:

- реалистичность  предпосылок, заложенных в основу  выбора стратегии;

- к каким  негативным последствиям для  фирмы может привести провал  стратегии;

- оправдывает  ли   возможный  положительный  результат риск   потерь

потерь от провала в  реализации стратегии.

На стадии оценки и стратегического выбора менеджеры  могут применять ряд финансовых и нефинансовых инструментов, способствующих достижению лучшего результата. При изучении варианта используют как можно больше инструментов, чтобы при принятии решения учитывать как можно более полную информацию.

Как правило, в  первую очередь к процессу стратегического анализа и выбора привлекаются бухгалтеры, так как их знание финансовой ситуации компании является определяющим при выработке дальнейшего хода действий. 

 

2.2 Определение возможных вариантов реализации базовой стратегии

 

Процесс формирования стратегии  заключает в себе три этапа:

- Формирование общей стратегии организации;

- Формирование конкурентной  стратегии;

- Определение функциональных  стратегий фирмы.

Общая стратегия организации  формируется высшим руководством. Разработка общей стратегии решает две главные задачи:

  1. Должны быть отобраны и развернуты основные элементы общей стратегии фирмы.
  2. Необходимо установить конкретную роль каждого из подразделений фирмы при осуществлении стратегии и определить способы определения ресурсов между ними.

Стратегия, будучи разработанной, должна воплотиться в реальность. Для этого на предприятии необходимо создать механизм ее реализации. Этот механизм предусматривает соответствующее кадровое, правовое, организационное, информационное, техническое и методическое обеспечение. Сложность механизма зависит от глубины и масштабов тех изменений, которые следует осуществить в организации. Естественно, этот механизм не существует в отрыве от действующей системы управления предприятием; он как бы «растворяется» в ней, придавая ей особые черты. Поэтому выявляя состояние и особенности системы управления, можно получить косвенную характеристику этого механизма. При этом важным вопросом является выделение типов систем управления, ориентированных на использование в определенных условиях.

При всем многообразии систем управления, известных из теории и  практики менеджмента, их можно выделить в три типа:

1. Управление в условиях  относительно спокойной и стабильной  внешней и внутренней среды. 

2. Управление в условиях  динамичной внешней среды. 

3. Управление в условиях  кризисной ситуации.

Разновидностями систем управления 1-го типа являются: управление на основе контроля, управление по промежуточным  результатам.

Разновидностями систем управления 2-го типа являются: управление по целям (результатам), управление проектами, управление на основе предвидения изменений.

Разновидностями систем управления 3-го типа являются: управление по слабым сигналам, управление в условиях неожиданных событий.

Каждый тип систем характеризуется определенными  свойствами и предполагает изначально использование проверенных на практике решений. Например, для систем управления 1-гo типа характерно применение механистических (бюрократических) организационных структур, высокая централизация управленческих работ, наличие правил, стандартов их выполнения, жестких процедур контроля, стиль управления, ориентированный на «порядок» и т.д.

Для систем 2-го типа - использование  органических (адаптивных) организационных структур, децентрализация работ, демократический стиль управления, ориентированный на возможно полное раскрытие интеллектуального потенциала работников.

Для систем управления 3-го типа, которые только формируются  в настоящее время, характерным является создание на время кризисных ситуаций сети оперативных групп и проведение их тренировок, перераспределение функциональных обязанностей высшего менеджмента, использование специальных коммуникационных сетей.

Понятно, что стратегии, способы и методы их разработки и  обоснования, также и условия  их реализации будут совершенно иными в разных типах систем управления.

В работах ряда специалистов рассматриваются отдельные стороны  создания подобного механизма.

Так, ими достаточно подробно рассмотрены вопросы совершенствования  организационных структур, разработки бюджетов организации, управления по целям, организационной культуры, разработки текущих планов стратегических изменений в организации, роль руководителей в осуществлении стратегии. Вместе с этим, эти преобразования рассматриваются как самостоятельные и разрозненные направления без их надлежащей систематизации и увязки. Вообще в стороне остаются вопросы их проектирования, поэтому изложим классификацию возможных подходов совершенствования деятельности организаций с системных позиций и раскроем сущность построения механизма реализации стратегий. Качество стратегии и эффективность механизма ее реализации - главные условия успешной деятельности по достижению цели. Для понимания механизма  реализации стратегий отметим, что  в управлении предприятием главными вопросами являются:

1. Определение видов  и содержания управленческой  деятельности. Например, в условиях стабильного рынка и динамично развивающегося рынка будут большие отличия в применяемых методах исследования рынка, периодичности и трудоемкости работ по его изучению, объемах информации, характере управленческих решений и т.д., что отразится на численности и квалификации занятых работников, составе применяемых ими технических средств, способах мотивации и других элементах системы управления.

Информация о работе Формирование стратегии деятельности предприятия