Франчайзинг и его использования для повышения эффективности хозяйствования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 20:45, курсовая работа

Описание

В экономически развитых странах уже давно широкое распространение получила организация предпринимательской деятельности на основе франчайзинга. Чаще всего такие договоры заключаются в сфере сбыта товаров и оказания услуг (особенно услуг быстрого питания). В последнее время франчайзинг стал процветать и в нашей стране.
Франчайзинг позволяет компании-франчайзеру расширить свой бизнес путем привлечения к нему других фирм и предпринимателей -франчайзи. Они за определенную в договоре плату используют в деятельности фирменное наименование, товарный знак, коммерческую информацию и т. п., принадлежащие франчайзеру.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1 ПОНЯТИЕ ФРАНЧАЙЗИНГА
2 ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ФРАНЧАЙЗИНГА
3 ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ФРАНЧАЙЗИНГА В РОССИИ
4 ФРАНЧАЙЗИНГ - ВЫГОДНАЯ ФОРМА БИЗНЕСА
4.1 Сферы применения франчайзинга
4.2 Маркетинг
4.3 Пример использования франчайзинга
5 ПРИЕМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ ФРАНЧАЙЗИНГА
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Работа состоит из  1 файл

Франчайзинг и его использования для повышения эффективности хозяйствования..doc

— 208.50 Кб (Скачать документ)


СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1 ПОНЯТИЕ ФРАНЧАЙЗИНГА

2 ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ФРАНЧАЙЗИНГА

3 ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ФРАНЧАЙЗИНГА В РОССИИ

4 ФРАНЧАЙЗИНГ - ВЫГОДНАЯ ФОРМА БИЗНЕСА

4.1 Сферы применения франчайзинга

4.2  Маркетинг

4.3 Пример использования франчайзинга

5 ПРИЕМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ ФРАНЧАЙЗИНГА

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ

В экономически развитых странах уже давно широкое распространение получила организация предпринимательской деятельности на основе франчайзинга. Чаще всего такие договоры заключаются в сфере сбыта товаров и оказания услуг (особенно услуг быстрого питания). В последнее время франчайзинг стал процветать и в нашей стране.

Франчайзинг позволяет компании-франчайзеру расширить свой бизнес путем привлечения к нему других фирм и предпринимателей -франчайзи. Они за определенную в договоре плату используют в деятельности фирменное наименование, товарный знак, коммерческую информацию и т. п., принадлежащие франчайзеру.

Сначала на российском рынке появились франчайзи, которые стали работать под вывесками иностранных компаний. Это «Пицца Хат» (Pizza Hut), «Кодак» (Kodak), «Баскин-Роббинс» (Buskin Robbins), «Бенеттон» (Benetton), «Макдональдс» (McDonald's) и многие другие.

Но постепенно и отечественные предприниматели пришли к выводу, что франчайзинг удобен для развития собственного бизнеса. При таком виде взаимоотношений франчайзеру не нужно открывать филиалы, а значит, расходовать значительные суммы и расширять штат сотрудников. Франчайзи же может начать свою деятельность, используя торговую марку уже известной на рынке компании, тем самым снизив затраты по выходу на рынок.

Целью курсовой работы является изучить франчайзинг, как механизм повышения эффективности хозяйствования.

Для этого необходимо решить следующие задачи:

1.      Выявить основные понятия франчайзинга;

2.      Изучить историю возникновения франчайзинга;

3.      Определить особенности франчайзинга на российском рынке ;

4.      Оценить франчайзинг, как выгодную форму бизнеса;

5.      Выявить основные преимущества и недостатки франчайзинга.

 

1 ПОНЯТИЕ ФРАНЧАЙЗИНГА

Франчайзинг - это форма предпринимательства, основанная на системе взаимоотношений, закрепленных рядом соглашений, при которых одна сторона (франчайзер) предоставляет возмездное право действовать от cвоего имени (реализовывать товары) другой стороне (франчайзи), способствуя тем самым расширению рынка сбыта.

Франчайзи обязуется продавать этот продукт или услуги по заранее определенным законам и правилам ведения бизнеса, которые устанавливает франчайзор. В обмен на осуществление всех этих правил франчайзи получает разрешение использовать имя компании, ее репутацию, продукт и услуги, маркетинговые технологии, экспертизу, и механизмы поддержки. Таким образом, выполнение правил не является недостатком, наоборот, следование правилам означает, что франчайзи имеет прекрасную возможность сделать прибыль и понять выгодность своего вложения. Чтобы получить такие права, франчайзи делает первоначальный взнос франчайзору, а затем выплачивает ежемесячные взносы. Это своего рода аренда, потому что франчайзи никогда не является полным владельцем товарного знака, а просто имеет право использовать товарный знак на период выплаты ежемесячных взносов. Суммы этих взносов оговариваются во франчайзинговом договоре (контракте) и являются предметом переговоров. Франчайзинговый пакет (полная система ведения бизнеса, передаваемая франчайзи) позволяет соответствующему предпринимателю вести свой бизнес успешно, даже не имея предварительного опыта, знаний или обучения в данной области.

Франчайзор - это компания, которая выдает лицензию или передает в право пользования свой товарный знак, ноу-хау и операционные системы. Например, франчайзор создает успешный продукт или услуги, скажем, особый стиль работы ресторана быстрого питания. Франчайзор исследует, и развивает бизнес, тратит деньги на продвижение бизнеса, создает хорошую репутацию и узнаваемый имидж (называемый - брэнднэймг). После того, как компания доказала работоспособность своей бизнес концепции и успешную воспроизводимость этого бизнеса, она может начать предлагать предпринимателям, которые хотят повторить подобный успех, купить ее франшизу.

Франчайзи - это человек или компания, которая покупает возможность обучения и помощь при создании бизнеса у франчайзора и выплачивает сервисную плату (роялти) за использование товарного знака, ноу-хау и системы ведения работ франчайзора. Франчайзи сам оплачивает затраты на создание бизнеса. Очень часто франчайзор предоставляет очень выгодные скидки на важные поставки (материалы, расходные средства). Эти скидки всегда дают возможность франчайзи покупать продукты у франчайзора по более низкой цене и таким образом это стоит дешевле, чем развивать бизнес без франчайзора. Франчайзи делает первоначальный взнос за помощь по созданию и открытию бизнеса. Франчайзи принимает на себя обязанность выплачивать ежемесячные взносы за право пользование торговым знаком и бизнес системой и за поддержку, обучение и консалтинг, предоставляемые франчайзором. Если все идет по плану, то франчайзи ведет успешный бизнес, и его прибыль превосходит затраты.

Франшиза - это полная бизнес система, которую франчайзор продает франчайзи. Другим названием для подобной системы служит франчайзинговый пакет, который обычно включает пособия по ведению работ и другие важные материалы, принадлежащие франчайзору. Любой вид бизнеса можно превратить во франшизу. Международная Ассоциация Франчайзинга выделяет 70 отраслей хозяйства, в которых можно использовать методы франчайзинга. Полное их перечисление не имеет смысла, но мы можем понять ширину применимости франчайзинга из следующей выборки: бухгалтерский учет, авторемонт, книжные магазины, детская одежда и обучение, строительство, небольшие продовольственные магазины, магазины косметических товаров, образование, услуги по трудоустройству, рестораны, отели, прачечные и услуги по уборке, частные почтовые ящики, фотостудии, риэлтерские компании, туризм и развлечение, прокат специального оборудования и туристические агентства.

Паушальный взнос-единовременное вознаграждение Франчайзора в виде определенной, твердо зафиксированной в договоре (соглашении) суммы, которая устанавливается, исходя из оценок возможного экономического эффекта и ожидаемых прибылей Франчайзи на основе использования франшизы, также может рассчитываться как оплата затрат Франчайзора, связанных с продажей франшизы.

Роялти - вознаграждение в виде периодических отчислений фиксированных ставок, определяемых Франчайзором на основании собственной оценки стоимости права использования торговой марки единой франчайзинговой сети, которые выплачиваются Франчайзи Франчайзору ежемесячно.

Сертифицированный поставщик-поставщик сырья, аксессуаров, запасных частей или комплектующих, который соответствует требованиям Франчайзора по качеству своей продукции.

Учебник-руководство по осуществлению деятельности, которое получает Франчайзи при вступлении в единую франчайзинговую систему, содержащее описание правил, стандартов, процедур и рекомендации по запуску и ведению бизнеса в рамках единой франчайзинговой системы.

Франчайзинговые взаимоотношения могут быть прибыльными для обеих сторон. Франчайзи заинтересован в максимальных продажах при минимальных затратах. Франчайзи должен следовать правилам ведения бизнеса по франшизе и участвовать в рекламных и маркетинговых компаниях, проводимых франчайзором. Франчайзор сосредоточенно работает над тем, чтобы лидировать в конкурентной борьбе, что было бы очень трудно сделать одному франчайзи. Франчайзор предоставляет необходимую поддержку, с тем чтобы франчайзи мог уделять все внимание своим ежедневным операциям. Для того, чтобы достичь такого уровня взаимодействия и защиты со стороны франчайзора франчайзи должен сформировать особые взаимоотношения с франчайзором. Эти взаимоотношения являются достаточно сложными, но эта ситуация сравнима с положением президента, которому помогает группа экспертов по всем важным вопросам. Президентом является франчайзи. Президент отвечает за данный бизнес. Но президент никогда не является абсолютным специалистом во всем. У президента есть всегда группа советников, которые являются экспертами по техническим вопросам. Эти люди понимают, что президент сознает их авторитет и опыт и будет следовать их рекомендациям.

Чтобы стать президентом, франчайзи должен выполнить семь условий:

1)Полностью принять точку зрения франчайзора, его цели и ценности в данном бизнесе.

2)Доверять и уважать франчайзора и в свою очередь формировать уважение и доверие франчайзора к себе.

3)Принимать четко установленные правила и обязанности, описанные в договоре, поскольку после подписания договора они не подлежат никаким изменениям или дополнениям.

4)Стремиться работать и общаться с франчайзором.

5)Связать себя определенными обязательствами с бизнесом, быть верным ему в хорошие и плохие времена.

6)Следовать операционным процедурам и стандартам, установленным франчайзором.

7)Стать частью системы путем внесения в бизнес новых идей (с согласия франчайзора) и постоянного вкладывания усилий в бизнес.

Можно разными способами получить разрешение, чтобы стать франчайзи, наиболее распространенными способами являются:

1)Прямой франчайзинг.

Франчайзор продает франшизу напрямую местному предпринимателю (франчайзи). Это самый лучший способ, чтобы обеспечить хорошую взаимосвязь между франчайзором и франчайзи. В случае с международным франчайзингом, где географическое расстояние между франчайзором и франчайзи велико, недостатком такого метода может быть отсутствие поддержки на местном уровне и меньшее внимания к местным особенностям. Многие мелкие франчайзоры не прибегают к такой форме франчайзинга, потому что уходит много времени и усилий на поддержку таких франчайзи. Крупные франчайзоры используют такую систему с целью исследования рынка и условий ведения бизнеса в данной стране. Представьте себе, как сильно вы рискуете, когда планируя создать систему из 50 франшиз вы обнаруживаете, после развития 5 франшиз, что существует местные культурные различия, которые делают ваш бизнес невыгодным. Вместо этого, франчайзор продает одну франшизу и следит за ее развитием. Если все идет хорошо, то франчайзор может начать продавать большее количество франшиз в этой стране.

2)Мастер франшиза.

Отношения по мастерской франшизе возникают, когда международный франчайзор продает исключительные права на развитие всей системы на территории всей страны одному франчайзи. Такой тип франчайзи называется владелец мастерской лицензии. Таки образом, франчайзи становится франчайзором в данной стране, продавая и предлагая франшизы другим предпринимателям и собирая с них сервисную плату (роялти). Это часто происходит, когда существует очевидный спрос на франшизу. В таком случае франчайзор не беспокоится о том, будет его бизнес развиваться успешно или нет. Вместо этого франчайзор ищет хорошо обеспеченного местного предпринимателя, обладающего организацией, которая позволит ему сделать систему франчайзора успешно работающей концепцией на территории всей страны.

Франчайзинг - явление во многом специфическое. Особенность этой формы предпринимательства в том, что предприятия, работающие по договору франчайзинга, несмотря на юридическую самостоятельность, являются по сути, частью единой системы. Таким образом, франчайзинг, по сути, с одной стороны, помогает избежать достаточное количество сложностей, связанных с функционированием независимого малого бизнеса, а с другой стороны, порождает проблемы, свойственные любой корпоративной структуре. Поэтому если стоит выбор, обращаться к франчайзингу или нет, следует знать, что в силу подобной двойственности любой из плюсов франчайзинга может обернуться минусом, если рассмотреть его под несколько иным углом зрения.[1] Неоспоримым преимуществом для начинающего предпринимателя является то, что принадлежность к единой франшизной системе и использование признанной торговой марки значительно снижают риски. Постоянная поддержка и контроль со стороны франчайзера дает возможность предпринимателям-франчайзи научиться эффективным методам управления бизнесом, повысить свой профессионализм и компетентность. Однако, их предпринимательская инициатива ограничена: помимо того, что франчайзер вмешивается во все сферы деятельности предприятия, он может принимать важные решения, не учитывая мнения отдельных франчайзи. Тем не менее, франчайзи имеет дело с проверенным бизнесом, предоставляемые ими услуги конкурентоспособны, товары надежны. И те, и другие стандартизированы, и забота о дальнейшем совершенствовании качества целиком лежит на франчайзере. Соответственно, инициатива франчайзи по обновлению и расширению ассортимента и спецификаций ограничена этими стандартами. Бесперебойные поставки продукции, сырья и материалов, которые полностью обеспечивают потребности предприятия, несомненно, положительный факт. Но при товарном франчайзинге ассортимент строго подчинен условиям договора, франчайзи не имеет права его нарушать, продавая иные товары (услуги), так как может составить конкуренцию товарам франчайзер. К тому же объемы продаж, можно считать, навязываются франчайзи в соответствии с политикой маркетинга компании-франчайзера и зачастую не соответствует планам и возможностям франчайзи.

2 ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ФРАНЧАЙЗИНГА

Прототипом современной системы франчайзинга принято считать систему продаж и обслуживания швейных машин Зингера. Основатель всемирно известной компании «Singer Sewing machine company» Исаак Зингер стал родоначальником современного франчайзинга. Начиная с 1851 года, фирма Зингера заключала с дистрибьюторами товара письменный договор на передачу франшизы, договором передавалось право на продажу и ремонт швейных машинок на определённой территории Соединенных Штатов.[2]

На момент организации первой в мире полноценной франчайзинговой системы фирма Зингера обеспечила массовое производство швейных машин, позволяющее поддерживать самые конкурентные цены, но при этом не имела налаженной системы сервиса, которая позволила бы организовать обслуживание и ремонт машин на всей территории США. В связи с этим и была создана франчайзинговая система, которая предоставляла финансово-независимым фирмам исключительные права продавать и обслуживать швейные машины на определённой территории. Эти первые франшизы, по своей сути, были действующими дистрибьюторскими соглашениями с дополнительными обязанностями франчайза (дилера) обслуживать машины.

Современный франчайзинг испытал настоящий подъём в 1898, когда компания «Дженерал моторс» начала применять франчайзинговое дилерство.[3]

В 1920-х годах в США начал развиваться стандартный товарный франчайзинг. По принципу франчайзинга начали строить свои взаимоотношения с владельцами розничных магазинов крупные оптовые поставщики. Оптовый продавец (или франчайзер) давал возможность небольшим розничным торгующим организациям получать дополнительно многочисленные скидки, использовать марку торговой фирмы и при этом сохранять свою независимость.

После кризиса в экономике США 1930 года франчайзинг начали осваивать нефтеперерабатывающие компании. Так появились первые сетевые бензоколонки, принадлежавшие независимым франчайзи. Как правило, заправочные станции передавались мелким местным предпринимателям на условиях аренды.

Классический товарный франчайзинг, распределяющий в системе франчайзер - франчайзер товары, и услуги начал видоизменяться только в 50х годах прошлого века.[4]

В 1945 году Рэй Крок, будущий основатель компании McDonald's, заинтересовался причинами популярности одного небольшого ресторана в San Bernardino на Западе США. В результате он обратился к владельцам успешного ресторана и вскоре получил лицензию на право купли-продажи таких же ресторанов. В 1955 году Рэй Крок основал компанию McDonald’s System, Inc., которая является родоначальником франчайзинга бизнес формата (Business Format Franchisings), то есть франчайзинга в его современном виде, когда вместе с франшизой передается целая система ведения бизнеса.

Информация о работе Франчайзинг и его использования для повышения эффективности хозяйствования