Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 20:45, курсовая работа
В экономически развитых странах уже давно широкое распространение получила организация предпринимательской деятельности на основе франчайзинга. Чаще всего такие договоры заключаются в сфере сбыта товаров и оказания услуг (особенно услуг быстрого питания). В последнее время франчайзинг стал процветать и в нашей стране.
Франчайзинг позволяет компании-франчайзеру расширить свой бизнес путем привлечения к нему других фирм и предпринимателей -франчайзи. Они за определенную в договоре плату используют в деятельности фирменное наименование, товарный знак, коммерческую информацию и т. п., принадлежащие франчайзеру.
ВВЕДЕНИЕ
1 ПОНЯТИЕ ФРАНЧАЙЗИНГА
2 ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ФРАНЧАЙЗИНГА
3 ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ФРАНЧАЙЗИНГА В РОССИИ
4 ФРАНЧАЙЗИНГ - ВЫГОДНАЯ ФОРМА БИЗНЕСА
4.1 Сферы применения франчайзинга
4.2 Маркетинг
4.3 Пример использования франчайзинга
5 ПРИЕМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ ФРАНЧАЙЗИНГА
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В России франчайзинг начинает получать широкое распространение лишь в последние годы. В частности, по франчайзинговой схеме работает большая часть сети продовольственных магазинов-дискаунтеров «Пятёрочка», часть салонов связи компании «Евросеть», электронная карта-справочник «ДубльГИС», фирма 1С.
Большинство компаний, представленных в рейтинге, сравнительно молоды – почти все они были основаны не раньше 1950-х годов. Тем не менее, многие уже успели превратиться в крупные международные компании, что подтверждает успешность франчайзинга как способа продвижения фирм малого и среднего бизнеса. В России рынок франчайзинга находится в зачаточном состоянии.
В настоящее время по данным Международной Ассоциации Франчайзинга крупнейшими компаниями, функционирующими по франчайзинговой системе, являются McDonald’s Corp. (ресторан быстрого питания), 7-Eleven Inc. (крупнейшая сеть розничной торговли), Subway Sandwiches & Salads (сеть ресторанов быстрого питания), H&R Block Inc. (финансовая консультационная компания), Burger King Corp. (сеть ресторанов быстрого питания), Jani-King International Inc. (мировой лидер в сфере клининговых услуг для корпоративных клиентов), Taco Bell Corp. (сеть ресторанов быстрого питания), RadioShack (крупнейшая сеть магазинов электронной и радиотехники), Pizza Hut Inc. (сеть пиццерий быстрого обслуживания), Domino’s Pizza LLC(сеть пиццерий быстрого обслуживания).
Франчайзинг получил признание во многих странах мира. Анализ статистических данных таких европейских стран как Великобритания, Германия, Франция, Италия, США показывает, что франчайзинг получает широкое развитие и играет большую роль в экономике этих стран.
Таблица 1 Развитие франчайзинга в зарубежных странах.
Страна | Количество франчайзеров | Количество франчайзи | Количество рабочих мест | Объем операций (млрд. $) | ||||
| 2000 | 2004 | 2000 | 2004 | 2000 | 2004 | 2000 | 2004 |
Велико-британия | 665 | 718 | 34400 | 31300 | 316000 | 327000 | - | 19,1 |
Германия | 810 | 830 | 37000 | 43100 | 347000 | 390000 | 22 | 25,4 |
Франция | 553 | 765 | 30630 | 34745 | 331000 | 400000 | - | 42 |
Италия | 562 | 698 | 31439 | 43199 | 65000 | 114813 |
|
|
| 16,58 |
|
|
|
|
|
|
|
США | 1178 | 1500 | 350000 | 760000 | - | 9700000 | 1000 | 1500 |
Россия | 50 | 95 | 300 | 1850 | - | - | - | - |
Как видно из данных таблицы 1, наибольшее распространение франчайзинг приобрел в США.
Необходимо отметить, что в последнее время в США франчайзинг развивается в таких областях как гостиничный бизнес, экскурсионное обслуживание, прокат автомобилей.[5]
Таким образом, история развития франчайзинга показывает, что франчайзинг развивался от простого права на дарение, использование, привилегию до сегодняшней развитой франчайзинговой концепции ведения бизнеса. Франчайзинг подразумевает под собой разные типы привилегий. Тот тип, который развивался раньше - это было привилегия на товары, на которые изготовитель предоставлял право продавать. Другой тип привилегий, который разрабатывался в Америке, - был именем и правом на привилегию процесса. Этот формат франчайзинга предусматривает использование специального процесса и / или рецепта, а также услуги, и использование имени компании-франчайзера.
Значимость интеллектуальной собственности становится очевидной при изучении всех аспектов, связанных с ее коммерциализацией. При изучении опыта развитых стран мы видим, что в современной стратегии развития государства одна из ключевых ролей отводится созданию интеллектуальной собственности и управлению ею. В последнее время в странах с развитой рыночной экономикой значительно увеличилась продажа товаров и услуг на условиях франчайзинга. Приобретая технологии, фирмы за относительно короткий срок достигают мирового уровня качества и высокой конкурентоспособности производимой продукции, получают новые рынки сбыта и увеличивают объемы экспорта. И наоборот, предоставляя технологии, они проникают на рынки стран, куда экспорт товаров затруднен или невыгоден, и, таким образом оказывают влияние на цены и конъюнктуру рынка, расширяют поставки сырья, устанавливают контроль над покупателем.[6]
В России появление франчайзинга связывают с продажей франшизы в 1993 году фирмой, владеющей правом на торговую марку Baskin Robbins. Популярный во всем мире бренд был продан владельцу небольшого московского кафе с колоссальной скидкой. Далее по схеме франшизы открылись многие магазины, кафе, бензозаправки, чуть позднее оценили возможности франчайзинга розничные продовольственные сети.
Франчайзинг в России развивался неравномерно: за первые пять лет появилось 22 франшизные системы, в течение 2000 – 2001 годов – 28. К 2003 году количество представленных в нашей стране франшизных систем превысило 100. Для сравнения, в США их 1,5 тыс.
В России франчайзинг начинает получать широкое распространение лишь в последние годы. В частности, по франчайзинговой схеме работает большая часть сети продовольственных магазинов-дискаунтеров «Пятёрочка», часть салонов связи компании «Евросеть», электронная карта-справочник «ДубльГИС», фирма 1С.
3 ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ФРАНЧАЙЗИНГА В РОССИИ
Ситуация, сложившаяся на рынке на сегодняшний день, позволяет с уверенностью говорить о том, что в данный период наблюдается ускоренный рост применения бизнес-технологии франчайзинга на отечественном рынке товаров и услуг. Максимально эффективному развитию франчайзинга на российском рынке способствует созданная инфраструктура, как обеспечивающая консультирование субъектов франчайзинга, так и осуществляющая пропаганду франчайзинга в качестве эффективного метода ведения бизнеса. Основная роль по выполнению вышеперечисленных функций принадлежит Российской ассоциации развития франчайзинга (РАРФ) и Российской ассоциации франчайзинга (РАФ), которые регулярно проводят конференции и семинары с целью создать благоприятную информационную среду, способствующую развитию франчайзинга в России.
Данные, приводимые РАФ, свидетельствуют о постоянном увеличении числа предприятий, использующих франшизу как средство ведения бизнеса.[7]
Анализ франшиз, функционирующих на российском рынке, показывает отсутствие единого подхода к регулированию отношений посредством франчайзинга, присущего для зарубежных франшиз.
Несовершенство законодательства, заключающееся как в отсутствии понятия "франчайзинг" в правовой базе России, так и в желании ряда законодателей поставить знак равенства между понятиями "франчайзинг" и "коммерческая концессия" , а также спонтанность в развитии российского рынка вынудили ряд иностранных франчайзеров (правообладателей) либо вообще отказаться от применения франчайзинга на российской территории, либо потребовали разработки новых условий для внедрения бизнес-схемы франчайзинга на российский рынок.
Наилучшим примером, иллюстрирующим описанную выше тенденцию, можно назвать опыт двух главных конкурентов мирового рынка в области фаст-фуда: рестораны быстрого питания McDonald's и рестораны быстрого обслуживания SubWay.
Лидер мирового франчайзинга - компания McDonald's - отказался от продажи франшиз на территории России и доказал правильность своего выбора успешным функционированием здесь в течение последнего десятилетия. Примечательно, что мировая сеть McDonald's насчитывает более 29 тысяч ресторанов, из которых только 15% принадлежат самой корпорации - остальные работают как франчайзи, т.е. при внедрении на региональных рынках руководство компании преимущественно использует организацию бизнеса за счет создания новых франшизных точек, а не внедрения корпоративных. Выбор иной концепции для российского рынка можно объяснить следующим обстоятельством: если в начале 90-х годов в российском McDonald's не думали о франчайзинге потому, что только начинали создавать местную систему дистрибуции, то теперь франчайзинговая схема работы в России для компании просто неактуальна.
Для компании SubWay обязательным условием для начала переговоров с возможным франчайзи из России стало наличие собственного или арендованного на долгосрочный период помещения, соответствующего требованиям головной компании. Такое требование разработано специально для продажи франшизы на территории России - нигде в мире его больше не предъявляют.
Вместе с тем за последние несколько лет произошло изменение в структуре франшиз, функционирующих на отечественном рынке, в сторону увеличения доли российских франшиз по отношению к иностранным. Удельная доля российских предприятий, начинающих применять франчайзинг, постоянно растет. Франчайзинг активно применяют такие известные сети магазинов, как "Перекресток" , "Копейка" , "Ароматный мир" , "Красный куб" и многие другие. Однако до сих пор невозможно назвать точное количество франшизных систем, функционирующих на российском рынке, что связано с размытостью понятия франчайзинга в России. На международной выставке "Франчайзинг в России" , проходившей в Москве 1-3 октября 2003 г., представители Российской ассоциации франчайзинга констатировали, что на российском рынке действуют от 130 до 150 франшизных систем.
Развитие франчайзинга на территории России происходит неравномерно. К сожалению, на сегодняшний день можно назвать только несколько российских регионов, где франчайзинг используется достаточно широко. Основными из них являются: Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск, Нижний Новгород и Омск. Применение франчайзинга в регионе неразрывно связано с экономическим положением данной территории и уровнем развития бизнеса на рынке.
В результате анализа действующих на российском рынке товаров и услуг франшиз можно утверждать, что, как правило, предприятия начинает внедрять свою марку сначала либо на московском, либо на петербургском рынке и лишь затем решают применять франчайзинг для продвижения своей марки в регионы. Так, салоны обуви "Эконика" в московском регионе в основном имеют салоны, принадлежащие непосредственно фирме-франчайзеру, зато для продвижения марки в другие регионы России преимущественно используют франчайзинг.
Основным отличием российских франшизных систем от иностранных является одновременное расширение бизнеса, выход на новые рынки как за счет создания франшизных точек, так и за счет развития корпоративных предприятий, принадлежащих франчайзеру. [8]Данную ситуацию можно объяснить тем, что большинство российских предприятий начинают расширять бизнес посредством франчайзинга уже при наличии собственной развитой сети и, как следствие, франчайзинг для них - лишь один из элементов системы развития сети.
Характерными особенностями системы франчайзинга являются выплата оператором единовременного вступительного взноса франчайзеру и регулярные выплаты роялти . Ряд российских франчайзеров отказываются от этих принципов, считая, что отсутствие первоначального взноса является конкурентным преимуществом, привлекающим новых франчайзи. Подобный аргумент можно считать спорным, поскольку первоначальная плата является гарантией для франчайзера, что оператор будет выполнять условия договора и будет заинтересован в поддержании договорных отношений.
Размер первоначального взноса франчайзи достигает 35 тыс. долл., что составляет примерно 10% от инвестиций на переоборудование помещений (торгового зала, офисов и т.д.) под стандарт франчайзера (средние данные по проанализированным предприятиям).
Размер роялти (регулярных выплат) варьируется в зависимости от отрасли, в которой используется франчайзинг. Так, в сфере розничной торговли роялти либо отсутствует (заменяется требованием заказывать продукцию у самого франчайзера - "Юнисам" , "Красный Куб" , "Феликс"), либо устанавливается в зависимости от того, какие условия были зафиксированы в договоре после переговоров франчайзера и франчайзи. Такой индивидуальный подход, в принципе, не рекомендуется Международной ассоциацией по франчайзингу (МАФ), так как он может вызвать конфликт внутри системы, в частности недовольство ряда операторов тем, что другим франчайзи системы были предоставлены лучшие условия.
Наиболее сложным в организации системы франчайзинга является вопрос о возможности франчайзера регулировать ценообразование на предприятиях франчайзи и лишать оператора возможности самостоятельно устанавливать цену на реализуемую продукцию. Согласно регламенту Единой экономической системы, принятому в 1988 г. , франчайзер не имеет права навязывать компании-клиенту продажную цену, он может только ее рекомендовать. В условиях, сложившихся в России, ряд предприятий-франчайзеров считают возможным прямое установление цен на предприятиях франчайзи. В более чем трети анализируемых предприятий, функционирующих на основе франчайзинга в России, франчайзеры устанавливают цены на реализуемые франчайзи товары или услуги. Примеры конкретных предприятий, использующих прямое регулирование цен на предприятиях франчайзи (операторов, пользователей), в данной статье приведены не будут, принимая во внимание этические соображения: установление фиксированных цен на предприятиях операторов является нарушением антимонопольного законодательства и может преследоваться по закону, в связи с тем что такой вид регулирования ограничивает свободу франчайзи при осуществлении коммерческой деятельности.
Ввиду существующих проблем в кредитовании малых предприятий в России, обусловленных как высокими процентными ставками за кредит, так и нежеланием банков работать с малыми предприятиями, франчайзеры разрабатывают собственные программы помощи франчайзи. Владельцы марок "Энтон" и "Ростик'с" предоставляют возможность получить кредит на льготных условиях в
банках, с которыми франчайзеры разработали долгосрочные программы сотрудничества, что "несомненно" создает конкурентные преимущества для потенциальных франчайзи, предоставляя им прекрасную возможность иметь в качестве поручителя крупное, хорошо известное на рынке предприятие и получить кредит под льготный процент.
Информация о работе Франчайзинг и его использования для повышения эффективности хозяйствования