Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 20:45, курсовая работа
В экономически развитых странах уже давно широкое распространение получила организация предпринимательской деятельности на основе франчайзинга. Чаще всего такие договоры заключаются в сфере сбыта товаров и оказания услуг (особенно услуг быстрого питания). В последнее время франчайзинг стал процветать и в нашей стране.
Франчайзинг позволяет компании-франчайзеру расширить свой бизнес путем привлечения к нему других фирм и предпринимателей -франчайзи. Они за определенную в договоре плату используют в деятельности фирменное наименование, товарный знак, коммерческую информацию и т. п., принадлежащие франчайзеру.
ВВЕДЕНИЕ
1 ПОНЯТИЕ ФРАНЧАЙЗИНГА
2 ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ФРАНЧАЙЗИНГА
3 ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ФРАНЧАЙЗИНГА В РОССИИ
4 ФРАНЧАЙЗИНГ - ВЫГОДНАЯ ФОРМА БИЗНЕСА
4.1 Сферы применения франчайзинга
4.2 Маркетинг
4.3 Пример использования франчайзинга
5 ПРИЕМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ ФРАНЧАЙЗИНГА
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
К несомненным преимуществам франшизы для предпринимателя можно отнести:
1. Возможность стать самостоятельным бизнесменом с минимальными начальными вложениями капитала при всесторонней поддержке опытного франчайзера.
2. Доступ к кредитным ресурсам как товарным, так и денежным через франчайзера.
3. Мгновенное приобретение репутации среди потребителей за счет ведения бизнеса под признанным товарным знаком или фирменным наименованием.
4. Использование за умеренную плату результатов широкомасштабных рекламных мероприятий, научных разработок и маркетинговых исследований, проводимых франчайзером.
5. Обучение непрофильного инвестора способам ведения бизнеса в фирме франчайзера по стандартам высокого качества.
6. Постоянное гарантированное снабжение.
Сотрудничество с зарекомендовавшей себя на рынке компанией на условиях франчайзинга позволяет предпринимателю воспользоваться уже функционирующей концепцией и методикой ведения бизнеса. Механика франчайзинга освобождает вас от дополнительных трат и вложений, которые вам пришлось бы совершать, создавая бизнес “с нуля” самостоятельно. Используя уже известный товарный знак, вы автоматически привлекаете клиентов этой компании, чьими товарами и услугами они привыкли пользоваться.
Франчайзер материально заинтересован в коммерческом успехе каждой франшизной точки, в том числе и вашего бизнеса, и оказывает всестороннюю помощь. Во-первых, это касается консультационной поддержки франчайзи по всем основным аспектам ведения бизнеса (организация управления, технология продаж и другое). Помимо этого, франчайзер предоставляет возможность приобретения на льготных условиях расходных материалов, сырья либо у самой компании, либо у поставщиков. Не менее важный аспект франчайзинговых отношений, способный ощутимо снизить издержки франчайзи, — это реклама. Купив торговую марку, франчайзи получает возможность рекламировать товар с помощью гораздо более масштабной рекламы.
Франчайзинг — наиболее быстрый и надежный способ укрепления позиций компании на рынке. Многие наши предприятия располагают технологиями, благодаря которым создаются качественные и необходимые продукты. Большинству из них на начальном этапе не приходилось заниматься поиском способов расширения рынка сбыта, так как поначалу компании успешно справлялись с реализацией производимой продукции самостоятельно. Но по мере расширения производства это уже становится насущной проблемой. Некоторым подобным фирмам обширная маркетинговая стратегия, которая требует больших финансовых вложений, оказывается не по карману, так как все средства уходят на развитие производства. Другим же предпринимателям не хватает оборотных средств, что не позволяет в полной мере реализовать потенциал компании. В таких случаях именно франчайзинг может помочь оперативно расширить рынки сбыта, изыскать средства для увеличения производственных мощностей, осуществить большую маркетинговую кампанию — и при этом не придется все расходы нести самостоятельно. Франчайзинг позволяет сэкономить денежные средства путем привлечения финансов франчайзи. А вашим основным вкладом здесь становится торговая марка, ноу-хау, технологии; затраты же на непосредственную организацию бизнеса возлагаются на франчайзи.
5 ПРИЕМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ ФРАНЧАЙЗИНГА
Обобщим эти положительные и отрицательные стороны франчайзинга для франчайзера и франчайзи в виде таблицы – таблицы 2 и 3.
Таблица 2 Положительные и отрицательные стороны франчайзинга для франчайзера
Положительные стороны | Отрицательные стороны |
1. Экономия своего капитала и своих кадровых ресурсов. | 1 .Он получает только определенный % от прибыли франчайзи. |
2. Уменьшение риска, так как его капитал участвует в расширении дела в минимальной степени. | 2. Нет уверенности в том, что франчайзи предоставляет франчайзеру действительные отчеты. |
3. Повышение рыночной степени стоимости акций франчайзера, так как франчайзи работает под его товарным знаком. | 3.Снижение качества продукции сразу отразится на всей франчайзинговой системе. |
4. Использование франчайзинга дает возможность ему освоить раздробленные рынки в регионах. | 4. Франчайзи может не прислушаться к рекомендациям франчайзера по ведению бизнеса. |
5. Нет проблем с приспосабливаемостью к местным условиям. | 5. Затраты на начальном этапе подготовки франчайзи могут значительно превысить возможные доходы. |
6. При расширении бизнеса франчайзера на территорию другой страны предприятие лучше адаптируется на местности, так как франчайзи лучше знает местные обычаи. | 6. Вероятность ошибок франчайзи при выборе точек размещения франчайзных предприятий |
7. Он может больше внимания уделять совершенствованию характеристик товара, разработке новых продуктов, стратегическим направлениям развития того или иного аспекта своей деятельности.
| 7. Бизнес бывает нелегко приспособить к особенностям некоторых районов, если же речь идет о новых странах с иной культурой и с не вполне понятной плановой системой, - трудности много-кратно возрастают. |
8.Франчайзеру требуется меньше уровней управления. | 8. Поступлений от франчайзи может оказаться недостаточно для того, чтобы обеспечивать им необходимую помощь и достаточно тщательно контролировать их работу. |
9. Расширяет свой бизнес через торговые предприятия франчайзи, не расходуя при этом значительного собственного или заемного капитала | 9.Франчайзер может столкнуться с трудностью взыскания с держателей обусловленной договором суммы: держатель может занижать цифры своего оборота, а то и вообще отказаться от выплат, ссылаясь на то, что не получил от франчайзера никакой помощи. |
10. Быстрее завоевывает рынки и реагирует на изменение спроса, чем сеть локальных филиалов. | 10.Франчайзер вынужден делиться прибылью с каждым участником системы, что может снизить ее уровень по сравнению с компаниями, полностью владеющими своими предприятиями. |
11. Получает регулярный доход из широкого круга возможных источников поступлений: от франчайзи, которые платят им определенный, процент своего валового дохода и помогают оплачи-вать расходы по стимулированию сбыта и рекламе; плата за аренду имущества, оборудования, их продажа, а также продажа расходных материалов и др. | 11. Затраты на контроль по мере расширения операций растут, а его эффективность остается довольно низкой. |
12. Владелец- управляющий гарантирует более высокое качество обслуживания и более высокий оборот, чем наемный управляющий |
|
Таблица 3 Положительные и отрицательные стороны франчайзинга для франчайзи
Положительные стороны | Отрицательные стороны |
1. Возможность использовать накопленный опыт, знания франчайзера | 1. Нет полной самостоятельности и меньше возможностей для самовыражения в своем бизнесе |
2. Франчайзи покупает готовый бизнес, завоевавший определенную нишу на рынке | 2.3акрепление деятельности на определенной территории |
3. Стабильность на рынке | 3. Контракт ограничивает франчайзи, затрудняет гибкость (например, диверсификация и др.) |
4. Возможность лучшего планирования собственного дохода и прибыли | 4. Реальные объемы продаж могут оказаться значительно ниже прогнозируемых первоначально. |
5. Всесторонняя поддержка франчайзером. | 5.Помощь франчайзера в управлении и маркетинге может быть недостаточной для франчайзи. |
6. Возможность приобретения по льготным ценам расходных материалов, сырья у франчайзера. | 6. Франчайзи ограничен в воздействии на политику франчайзера и ему трудно влиять на изменение политики. |
7. Франчайзи является владельцем собственного бизнеса | 7. Франчайзи может столкнуться с неожиданными ограничениями развития своего бизнеса, поскольку требуется получить одобрение франчайзера для многих видов сделок. |
8. Получает возможность начать свой бизнес, приобрести социальный статус собственника, т.е. стать самостоятельным предпринимателей. | 8. Определенная зависимость от действий других членов франчайзинговой сети. Прибыльность может неожиданно упасть по независящим, от держателя причинам: для этого достаточно серьезной неудачи франчайзера или других держателей, подрывающей репутацию системы в целом. |
9. Возможность владеть и управлять собственным предприятием при небольшом предварительном опыте, учась ведению дела по схеме, которая доказала свою эффективность.
|
|
10. Минимизирует риск своих вложений, поскольку приобретает жизнеспособное дело (бизнес) с использованием уже испытанных на практике форм предпринимательства. |
|
11. Получает право вести свой бизнес под признанным товарным знаком и тем самым мгновенно получает массовую рекламу, поскольку торговая марка известна. |
|
12. Экономит на маркетинговых, исследовательских, консультационных и других услугах. |
|
Существует еще и третий участник франчайзинговой системы - это потребитель.
К преимуществам для потребителя можно отнести: продленные часы работы и высокая степень личного участия франчайзи, в обслуживании; рассмотрение независимых франчайзинговых торговых точек под одной торговой как единого предприятия и распространение своего опыта и знаний о качестве товара одного предприятия на все другие. Это относится как к положительным, так и к: отрицательным сторонам. В период растущей концентрации бизнеса франчайзинг поддерживает разнообразие выбора для потребителя.[13]
Что же касается недостатков, то, ограничивая конкуренцию независимого бизнеса, франчайзинг может ограничить и выбор для потребителя. Кроме того, франчайзи может оказаться недостаточно обученным, что приведет к административной неэффективности, которая скажется на качестве товара и уровне обслуживания потребителей. А это может разрушить потребительские ожидания, которые распространяются на все другие точки, работающие по договору с тем же франчайзером. Это можно представить в виде таблицы 4.
Таблица 4 Положительные и отрицательные стороны франчайзинга для потребителя.
Положительные стороны | Отрицательные стороны |
1 .Потребитель знает преимущества: стандарты к качеству товара (услуги), распорядок дня предприятия, сложившийся имидж торговой марки и др. | 1. Франчайзинг может ограничивать конкуренцию и вследствие этого сужается выбор потребителя |
2. Постоянство цен, уровень сервисного обслуживания. | 2. Если франчайзи окажется недостаточно обученным или плохо обученным, то это может сказаться на качестве товара, и уровне обслуживания |
3. Повышенная вероятность покупки качественного товара |
|
С точки зрения эффекта масштаба у франчайзинга хорошая перспектива. Эта форма межфирменного сотрудничества, ориентированная в основном на удовлетворение потребностей конечного потребителя, будет развиваться в тех отраслях бизнеса, где требуется достичь максимального охвата существующих рынков или стоит задача освоения новых.
Если рассматривать успешные франчайзинговые проекты, то можно увидеть, что существуют четыре способа их создания и развития:
1. Непосредственно создание – разработка некоторого нового товара или услуги и решение использовать франчайзинг как метод его производства и распределения. Этот вариант крайне редко реализуется на практике. Отечественные примеры таких систем: проекты «ДОКА», «1С», «Эконика», «Путевочка».
2. Адаптация – модификация уже существующего на других рынках товара или услуги для создания франчайзинговой сети на новом рынке. Например, «Магазин готового бизнеса».
3. Преобразование – изменение уже существующего бизнеса, своего рода децентрализация с передачей локальных подразделений компании франчайзи.
4. Импорт – ввоз из-за рубежа новой для данного рынка франчайзинговой системы.
Франчайзинг исторически и прочно закрепился в развитых странах под воздействием объективных потребностей экономического развития. Более того, за рубежом эту форму деятельности считают не только полезной, но и престижной.
Решив поставленные задачи, можно подвести следующие итоги:
1. Франчайзинговая форма организации бизнеса проста и эффективна. Суть ее заключается в передаче одной компанией (франчайзером) прав на использование своего товарного знака, имени (брэнда) другому предприятию (франчайзи) на определенных условиях.
2. Как показывает мировой опыт, франчайзинг – это с одной стороны один из эффективнейших способов развития бизнеса для фирм, уже добившихся успеха и желающих развивать свой успех дальше, а с другой – наилучшая возможность организовать надежное собственное дело для мелкого предпринимателя.
3. С момента появления на российском рынке первого предприятия, использующего франчайзинг, прошло уже 13 лет. В настоящее время, благодаря качественным изменениям, произошедшим в российской экономике за последнее десятилетие, франчайзинговые системы стали возникать и развиваться в различных сферах бизнеса. Предпосылок для такого развития несколько:
1) общество в целом существенно выигрывает от развития франчайзинга, так как эта система несет в себе «цивилизованность», которой недостает российскому бизнесу, открывает доступ малому бизнесу к новым технологиям, структурирует малый изнес, создает условия для систематизации информации;
2) сформирована инфраструктура, поддерживающая франчайзинг, задача которой – создание благоприятной информационной и законодательной среды для успешного функционирования предприятий по системе франчайзинга;
Информация о работе Франчайзинг и его использования для повышения эффективности хозяйствования