Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2011 в 20:26, реферат
Цель работы: Написание реферата путем исследования, изучения, обобщения, систематизации знаний о функциях менеджмента.
Объект исследования – Функции менеджмента.
Введение……………………………………………………………………3
1. Понятие «функция»…………….…………………………………………..4
2. Основные функции менеджмента:………………………………………...7
1) Планирование.
2) Организация.
3) Координация.
4) Мотивация.
5) Контроль.
3. Специфические функции менеджмента………………………………....15
4. Анализ функционального управления…………………………………..18
Заключение………………………………………………………………...25
Список литературы………………………………………………………..27
Анализ функционального аппарата менеджмента.
Анализ функций управления дает возможность систематизировать знания о динамике, темпах и направлениях развития, причинных связях и взаимосвязях функций, резервах совершенствования их организации. Анализ функций управления – составная часть менеджмента, а результаты анализа – основа для совершенствования существующей системы управления.
Выбор объекта анализа зависит от задач, которые ставятся перед ним. Можно выявить виды работ, тесно связанных между собой и в то же время представляющих законченную функцию управления, определить взаимосвязи между ними, обосновать общесистемную информацию, распределение прав и обязанностей в системе управления. В качестве объекта анализа принимаются функции всей системы и проводится общий системный анализ. А при необходимости обоснования специфической информации, касающейся только данного круга работ, в качестве объекта анализа принимается подфункция (функциональная подсистема), в состав которой входит этот круг работ.
Анализ отдельных операций на рабочем месте проводится в тех случаях, когда необходимо выделить работы, требующие равной квалификации управленческого персонала.
Содержание анализа функций управления состоит в исследовании факторов и причин, обусловивших их; контроле за ходом их выполнения; оценке соответствия подразделений функциям управления; выявлении резервов в целях рационального распределения функций и их частей между подразделениями, а также прав и обязанностей между работниками аппарата управления; разработке мероприятий по использованию резервов; контроле за выполнением мероприятий.
Многогранность анализа, необходимость поиска резервов на всех уровнях управления при выполнении каждой функции требуют строгого распределения ответственности между всеми звеньями в проведении этой аналитической работы. Все подразделения и службы должны вести текущий, оперативный анализ и участвовать в изучении работы по функциям или подфункциям, операциям. Выполнение комплексного анализа нужно закрепить за определенными службами (подразделениями по организации управления), которые должны координировать работу управленческого аппарата в соответствии с функциями, отвечающими стоящим перед ним целям и задачам.
Исходными данными для анализа могут служить результаты анкетного опроса или интервью, наблюдений за ходом управления (фотография рабочего дня, длительное наблюдение за работой функционального отдела и т.д.), анализа документооборота, изучения нормативно-инструкционного материала, анализа отчетов о выполнении работ, заключений комиссий, изучения протоколов совещаний и собраний.
Основные направления анализа функций управления предполагают изучение:
-
соответствия целей
- содержания работ по каждой функции по уровням направления;
- распределения функций управления по подразделениям;
-
распределения прав и
- связи и взаимозависимости функций управления.
Независимо от объекта, методов и направлений анализ функций управления должен осуществляться в строгой последовательности: составляется программа анализа, производится отбор исходных данных и их изучение, обобщаются результаты анализа и даются соответствующие рекомендации.
Анализ функций системы управления, таким образом, состоит из ряда последовательно осуществляемых этапов, каждый из которых имеет свой объект исследования. Как правило, на первом этапе анализируются цели. Исходным пунктом анализа является общая формулировка цели функционирования и развития. Задача анализа – преобразовать общую исходную формулировку в совокупность определенных в качественном и количественном аспектах показателей, выражающих основные черты будущего желаемого состояния фирмы.
Важное требование к такому преобразованию – обеспечить совпадение содержания исходной формулировки цели и конкретизирующих ее моделей. Необходимо проверять наличие этого совпадения на каждом этапе процедуры, и, кроме того, предусмотреть в составе правил ее проведения такие, которые помогали бы достичь его.
Имеются также другие предпосылки организации этой процедуры, например коллективность анализа, необходимая для обеспечения его полноты путем активации знаний и представлений всех участников группы разработки; целесообразность привлечения к процедуре как руководящих работников организации, так и сотрудников, выполняющих экспертно-аналитические функции; необходимость выделения двух последовательных этапов в анализе. На начальном этапе проводится подготовка макета структуры целей и уточнение этого макета, на следующем – определение на основе этого макета конкретных целей функционирования и развития.
На втором этапе анализа исследуется вся сумма функций фирмы и устанавливается степень их соответствия целям, стоящим перед предприятием, с точки зрения наиболее полной их реализации. Функции разлагаются на подфункции, или комплексы задач, которые в свою очередь состоят из задач управления. При этом анализ проводится в нескольких направлениях.
1. Анализ полноты выделения функций менеджмента осуществляется на основе учета всех видов деятельности аппарата управления в условиях сложившихся на данном иерархическом уровне специализации и разделения управленческого труда. Степень полноты выделения подфункций и задач определяется возможностью обеспечить в процессе их осуществления наиболее полную реализацию как отдельных функций управления, межфункционального (общесистемного) взаимодействия. Таким образом, анализ проводится как сверху вниз – от функций к подфункциям и задачам, так и снизу вверх – от задач к подфункциям и функциям. При необходимости может проводиться анализ операционной обеспеченности задач управления.
2. Анализ полноты реализации или обеспеченности выполнения функций (подфункций, задач) предполагает исследование этапов в реализации этой функции (задачи). В общем случае осуществления той или иной функции управления включает этапы планирования, организации, координации, контроля и т.д. Очевидно, что при проведении анализа полноты реализации или обеспеченности функций управления исследуется и конкретизируется деятельность подразделений и исполнителей по осуществлению функций: фактически определяется, кто призван планировать, организовывать и т.д. процесс реализации данной функции.
3. Анализ информационной обеспеченности и последовательности реализации функций менеджмента выявляет необходимость и достаточность имеющейся информации для осуществления тех или иных функций управления, источники этой информации, временные рамки выполнения функций и отдельных задач. Здесь же определяются содержание и форма результата осуществления функции (задачи) и его потребитель. Центральное место в этом виде анализа занимает выявление ответственного исполнителя на каждом этапе (за каждую задачу) по реализации той или иной функции.
Таким образом, анализ функций управления охватывает широкий круг вопросов, определяющих как природу, цель, структурные свойства функций, так и способы осуществления каждой функции, всю технологию процессов менеджмента.
Результаты анализа функций управления могут быть выражены в виде функциональной модели управления, или, как она иначе называется, экономико-организационной модели управления, которая отражает взаимосвязь функций управления с конкретными исполнителями; в виде функциограммы (функциональной диаграммы), которая показывает, как связаны между собой подразделения в статике; в виде графика выполнения работ (сетевого или календарного), который показывает динамику выполнения работ и их взаимосвязь.
Результатом анализа могут быть мероприятия, цель которых:
- отделение вспомогательных и рутинно-расчетных работ;
- рационализация связи между работами и исполнителями;
-
выделение общих работ для
системы управления в целом,
результаты которых
-
выделение координирующих
Таким образом, основным направлением анализа функций управления следует считать исследование всей их суммы, которая составляет содержание управления, и установление степени ее соответствия целям и задачам, стоящих перед объектом управления, а также совершенствование его организации.
Результаты анализа функций управления являются базовыми для проектирования функциональной модели. Процесс проектирования функциональных моделей носит иерархический характер. Функциональные модели строятся для каждого уровня менеджмента. Модели более высокого уровня содержат в себе управляющее воздействие для моделей, решающих задачи более низкого уровня, определяя их содержание и ограничения. Эти задающие воздействия устанавливаются с учетом информации, которую получает высший орган управления по результатам анализа функций управления низшего уровня. На рисунке 1.1. приведены этапы работы по проектированию функциональной модели.
На первом этапе устанавливаются необходимые функции управления и содержание работ, связанных с их выполнением. Важнейший принцип научно обоснованного построения функциональной модели – первичность функции и вторичность органа управления. Орган управления создается для определенной функции, а не наоборот. В противном случае неизбежно появление таких подразделений, которые начинают жить собственной жизнью, не оказывая положительного влияния на деятельность фирмы.
На втором этапе проектирования определяются задачи, стоящие перед каждой функцией менеджмента, а также последовательность выполнения и взаимоподчиненность задач. Задачи вытекают из целей, стоящих перед организацией.
Специфические особенности фирмы | Цели фирмы | |
1 определение функций управления | 2 Определение состава, последовательности и взаимоподчиненности задач | |
4 Определение состава подразделений | 3 Классификация задач | |
6 Матрица разделения административных задач | 5 Матрица распределения управленческих функций между подразделениями |
Рис. 1.1. Состав и последовательность этапов проектирования функциональной модели
Взаимоподчиненность и последовательность выполнения задач не могут быть определены только исходя из целей, вне зависимости от содержания работ по каждой функции. Основа для определения состава, последовательности выполнения и взаимоподчиненности задач – это цели, стоящие перед организацией, и содержание работ по каждой функции. Конкретные формулировки задач, стоящих перед каждой функцией, могут содержать несколько направлений. На этом этапе определяются взаимоподчиненность задач в соответствии с иерархией управления, полнота охвата задач, степень дублирования, стыковка или согласование задач.
На третьем этапе операции классифицируются по задачам, стоящим перед каждой функцией управления, составляется классификатор работ. Учитывается также ряд признаков, по которым классифицируются операции: их содержание, периодичность проведения, рутинные, формализуемые, неформализуемые работы, ответственность и т.д.
На четвертом этапе определяются состав подразделений и комплекс работ, выполняемых каждым подразделением. В крупных подразделениях реализуется большое количество работ разных функций. Поэтому очень важно определить перечень работ по каждому подразделению. Для этого составляется матрица распределения функций менеджмента между подразделениями, форма которой указана в таблице 1.2.
Таблица 1.2.
Матрица распределения функций менеджмента
№ п/п | Содержание работ (функций) | Подразделения, в которых выполняются работы | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
1 | ||||||
2 | ||||||
3 | ||||||
4 | ||||||
5 |
Информация о работе Функции менеджмента, технология их реализации