Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 19:21, курсовая работа
Рассмотрев преимущества и ограничения функций менеджмента в современных организациях, мы пришли к выводу, что в большинстве организаций применительны краткосрочное планирование. А также существуют недочеты в мотивации. Как мы отмечали, существуют материальные и нематериальные стимулы мотивации.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФУНКЦИЙ
МЕНЕДЖМЕНТА 5
1.1. Планирование как основа и первый этап менеджмента 5
1.2. Организация как функция менеджмента 8
1.3. Сущность и значение мотивации как функции менеджмента 10
1.4. Цели и задачи контроля в организации 11
ГЛАВА 2. РЕАЛИЗАЦИЯ ФУНКЦИЙ МЕНЕДЖМЕНТА В СОВРЕМЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ 15
2.1. Характеристика системы управления в современных организациях 15
2.2. Реализация функций менеджмента в организациях 18
2.3. Направления по совершенствованию функций менеджмента 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 30
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФУНКЦИЙ
МЕНЕДЖМЕНТА
ГЛАВА
2. РЕАЛИЗАЦИЯ ФУНКЦИЙ
МЕНЕДЖМЕНТА В современных
организациях
2.1. Характеристика
системы управления в современных организациях
15
2.2. Реализация
функций менеджмента в организациях
18
2.3. Направления
по совершенствованию функций менеджмента
24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК
ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Время, в которое мы живем, - эпоха перемен. Наше общество осуществляет исключительно трудную, во многом противоречивую, но исторически неизбежную и необратимую перестройку. В социально-политической жизни это переход от тоталитаризма к демократии, в экономике – от административно-командной системы к рынку, в жизни отдельного человека - превращение его из «винтика» в самостоятельного субъекта хозяйственной деятельности. Такие изменения в обществе, в экономике, во всем нашем жизненном укладе сложны тем, что они требуют изменения нас самих. Важная часть этого изменения, как показывает мировой опыт, - постижение науки и искусства менеджмента.
В упрощенном понимании, менеджмент - это умение добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект, мотивы поведения других людей. Менеджмент - по-русски «управление» - функция, вид деятельности по руководству людьми в самых разнообразных организациях. Менеджмент – это также область человеческого знания, помогающего осуществить эту функцию. Наконец, менеджмент как собирательное от менеджеров - это определенная категория людей, социальный слой тех, кто осуществляет работу по управлению. Управление рассматривается как процесс, потому что работа по достижению целей с помощью других - это не какое-то единовременное действие, а серия непрерывных взаимосвязанных действий. Эти действия, каждое из которых само по себе является процессом, очень важны для успеха организации. Их называют управленческими функциями. Каждая управленческая функция тоже представляет собой процесс, потому что также состоит из серии взаимосвязанных действий. Процесс управления является общей суммой всех функций. Таким образом, тема «функции менеджмента» особо актуальна в современном обществе.
Степень разработанности темы. Вопросы посвященные теме функций менеджмента нашли свое отражение в работах: Т.М. Анурина, Галенко В.П., Кабушкин Н.И., Коргова М.А., С.А.Легостаева, Мескон М.Х., Л.В.Плахова, Рахманов А.И., Ф.М. Русинова, М.Л. Разу, Страхова О.А., Ф.У.Тейлор, Файоль, Хедоури Ф. и т.д.
Цель данной работы раскрытие основных функций менеджмента и обоснование актуальности реализации этих функций на предприятиях.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
1. рассмотреть понятие и сущность основных функций менеджмента;
2.рассмотреть
преимуществ и ограничений
3.
провести анализ реализации
4. выработать общие рекомендации для совершенствования функций менеджмента.
Теоретическая и практическая значимость. Теоретические обобщения и выводы, которые приводятся в данном исследовании, направлены на дальнейшее развитие теории функций менеджмента. Теоретические положения ориентированы на развитие теоретических основ функций менеджмента и процесса реализации их в организациях.
Практическое значение работы заключается в разработке рекомендаций и Направления по совершенствованию функций менеджмента
Структура
данной работы продиктована целью и
задачами исследования. Работа состоит
из введения, двух глав, заключения и списка
литературы.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФУНКЦИЙ МЕНЕДЖМЕНТА
Функция - широко распространенное понятие, применяемое в философии, биологии, математике и др. науках.
Функцией в менеджменте называют особый вид управленческой деятельности, с помощью которой субъект управления воздействует на управляемый объект.
Процесс менеджмента - это совокупность и непрерывная последовательность взаимосвязанный действий управленческих работников по реализации функций менеджмента, осуществляемых по определенной технологии, направленных на достижение целей социально - экономической системы.
Процесс управления носит циклический, непрерывный характер во времени и пространстве. Функциональными элементами управленческого цикла, составляющими его содержание, являются единицы управленческой деятельности – функции управления.1
Функция менеджмента отражает содержание процесса управления, вид управленческой деятельности, совокупность обязанностей управляющей подсистемы (субъекта управления). Конечным результатом управления является выработка управленческого воздействия, команды, приказа, направленных на достижение поставленной цели. Один работник может выполнять несколько функций, несколько работников могу выполнять одну функцию. Каждая функция менеджмента представляет собой сферу действия определенного процесса управления, а система управления конкретным объектом или видом деятельности - это совокупность функций, связанных единым управленческим циклом.
Анри Файоль разработчик теории административного управления в начале 20 века выделил 5 исходных функций административного процесса: предвидение, организация, распорядительство, согласование, контроль.2
Отечественные исследователи предлагают различные функции менеджмента и различное их толкование: «планирование, организовывание, мотивация, контроль и координация»3, или «целеполагание, прогнозирование, прогнозирование, планирование, организация, координация, принятие решений, мотивация, контроль и учет»4 и т.д.
Мы остановимся на следующей классификации функций: планирование, организовывание, мотивация, контроль и координация.
Управление представляет собой реализацию нескольких взаимосвязанных функций: планирования, организации, мотивации сотрудников, координации и регулирования деятельности и контроля.
Следует обратить внимание на трактовки понятия «планирование»:
«Планирование – это научно- обоснованная деятельность по составлению планов.5»
Планирование – это разработка плана, определяющего то, чего нужно достичь и какими рычагами, сообразуясь со временем и пространством.6
С помощью этой функции определяются цели деятельности организации, средства и наиболее эффективные методы для достижения этих целей. Важным элементом этой функции являются прогнозы возможных направлений развития и стратегические планы. На этом этапе фирма должна определить, каких реальных результатов она может добиться, оценить свои сильные и слабые стороны, а также состояние внешней среды (экономические условия в данной стране, правительственные акты, позиции профсоюзов, действия конкурирующих организаций, предпочтения потребителей, общественные взгляды, развитие технологий)7.
В широком смысле слова планирование – это деятельность по выработке и принятию управленческого решения. План как система взаимосвязанных решений, направленных на достижение желаемого результата. На современном этапе экономического развития осуществляется стратегия рыночной экономики, высшая цель которой – неуклонный подъем материального и культурного уровня жизни народа, создание лучших условий для всестороннего развития личности на основе дальнейшего повышения эффективности всего общественного производства. Для достижения поставленных целей выбираются методы совокупности взаимосвязанных действий. Ресурсы, необходимые для выполнения поставленных задач. Цели и задачи, поставленные в плане, должны увязываться с материальными, финансовыми и трудовыми ресурсами. Пропорции. Поддержание пропорциональности между отдельными элементами производства – важнейшее условие его эффективности. Организация выполнения плана и контроль. Устанавливается связь плановой работы с конечной целью производства, удовлетворением потребностей общества. Существует три основных типа планирования.
Стратегическое планирование (высший уровень) – это попытка взглянуть в долгосрочной перспективе на основополагающие составляющие организации; оценить, какие тенденции наблюдаются в ее окружении; определить, каким вероятнее всего будет поведение конкурентов. Главная задача планирования на этом уровне состоит в том, чтобы определить, как организация будет вести себя в своей рыночной нише.
Тактическое планирование (средний уровень) – это определение промежуточных целей на пути достижения стратегических целей и задач. В основе стратегического планирования лежат идеи, которые были рождены при стратегическом планировании.
Оперативное планирование (низший уровень) – это основа основ планирования. В оперативных планах стандарты деятельности, описание работ и т.п. вписываются в такую систему, при которой каждый направляет свои усилия на достижение общих и главных целей организации.
Эффективность планирования зависит от того, какими принципами руководствуются при составлении планов.
1.
Полнота планирования –
2.
Точность планирования –
3.
Ясность планирования –
4. Непрерывность планирования – планирование это не одноразовый акт, а непрерывный процесс.
5.
Экономичность планирования –
расходы на планирование
Реализация планов требует организации, которая представляет следующий этап менеджмента. Под организацией понимается процесс:·
- определение рациональных форм разделения труда;
- распределение работы среди работников, групп работников и подразделений;
- разработки структуры органов управления;
- регламентация функций, подфункций, работ, операций;
- установление прав и обязанностей органов управления и должностных лиц;
- подбора и расстановки кадров.
Функцию
организации можно
Организация работ – функция, которую должны осуществлять все руководители – независимо от ранга. Однако, хотя смысл этой концепции состоит в делегировании прав и обязанностей для разделения труда по горизонтали и вертикали, решение о выборе структуры организации в целом почти всегда принимается руководством высшего звена. При этом задача менеджеров состоит в том, чтобы выбрать такую организационную структуру, которая лучше всего отвечает целям и задачам организации, позволяет ей эффективно взаимодействовать с внешней средой, продуктивно распределять и направлять усилия своих сотрудников.