Функции менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 19:21, курсовая работа

Описание

Рассмотрев преимущества и ограничения функций менеджмента в современных организациях, мы пришли к выводу, что в большинстве организаций применительны краткосрочное планирование. А также существуют недочеты в мотивации. Как мы отмечали, существуют материальные и нематериальные стимулы мотивации.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФУНКЦИЙ
МЕНЕДЖМЕНТА 5
1.1. Планирование как основа и первый этап менеджмента 5
1.2. Организация как функция менеджмента 8
1.3. Сущность и значение мотивации как функции менеджмента 10
1.4. Цели и задачи контроля в организации 11

ГЛАВА 2. РЕАЛИЗАЦИЯ ФУНКЦИЙ МЕНЕДЖМЕНТА В СОВРЕМЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ 15
2.1. Характеристика системы управления в современных организациях 15
2.2. Реализация функций менеджмента в организациях 18
2.3. Направления по совершенствованию функций менеджмента 24

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 30

Работа состоит из  1 файл

Функции менеджмента.doc

— 168.00 Кб (Скачать документ)

     Заведующие  магазинов также имеют фиксированный  оклад + премия по результатам деятельности их подразделения + премия по результатам  деятельности всего предприятия.

     Руководители  служб (коммерческий директор и его  заместитель, главный бухгалтер, начальник отдела кадров, начальник отдела охраны) помимо должностного оклада имеют процент от прибыли.

     Таким образом, непосредственно материально  заинтересованными в улучшении  показателей работы являются руководящие  работники, а зависимость заработной платы остальных работников от эффективности его работы явно недостаточна.

     Экономическая ответственность работников реализуется путем прямого уменьшения заработной платы виновных работников на сумму предъявленных к ним претензий за упущения в работе.

     Что касается нематериальных форм мотивации, то здесь ситуация складывается еще более плачевная. Единственным проявлением данных форм является вынесение благодарности персоналу.

     Анализ  и контроль являются настолько взаимосвязанными функциями управления. Контроль - это процесс, обеспечивающий достижение целей организации. Он необходим для обнаружения и разрешения возникающих проблем раньше, чем они станут слишком серьезными, и может также использоваться для стимулирования успешной деятельности.

     Процесс контроля состоит из установки стандартов, изменения фактически достигнутых результатов и проведения корректировок в том случае, если достигнутые результаты существенно отличаются от установленных стандартов.

     Осуществление функции контроля опирается в  первую очередь на организацию системы учета и отчетности, включающей финансовые и производственные показатели деятельности и проведение их анализа.

     В современных организациях используют две формы контроля: финансовый (как основа общего управленческого контроля) и административный.

     Финансовый  контроль реализуется на основании  сопоставления с финансовым планом предприятия достигнутых результатов, он осуществляется путем получения от каждого хозяйственного подразделения финансовой отчетности по важнейшим экономическим показателям деятельности по стандартным формам.

     Административный  контроль осуществляется за соответствием  хозяйственных результатов показателям, запланированным в текущем бюджете; производится сравнение объема фактических  и планируемых продаж; анализируются  изменение доли фирмы на рынке как в целом, так и по отдельным продуктам и сегментам рынка. Рассмотренные выше функции планирования и организации помогают в осуществлении предварительного контроля. Основными средствами осуществления предварительного контроля является реализация определенных правил, процедур и линий поведения. Поскольку правила и линии поведения вырабатываются для обеспечения выполнения планов, то их строгое соблюдение - это способ убедиться, что работа развивается в заданном направлении. В качестве форм осуществления предварительного контроля используются должностные инструкции, положения о структурных подразделениях, правила трудового распорядка и т.п.

     Таким образом, в результате рассмотрения основных функций менеджмента в современных организациях можно сделать вывод о том, что на общем плане наиболее «хромающими» из них являются мотивация и планирование, чему мы и уделим более пристальное внимание в третьей пункте данной работы, попытавшись дать рекомендации по устранению существующих недостатков.

       2.3. Направления по совершенствованию функций менеджмента  

     Как уже было отмечено выше, в современных  организациях зачастую довольно хорошо поставлен процесс краткосрочного, оперативного планирования, но не существует долгосрочного, стратегического. Это выливается в то, что у организаций нет четко выраженной стратегии дальнейшего развития, нет стратегического видения, отсутствует миссия, как таковая.

     Формулировка  миссии является важной частью перехода предприятия к стратегическому  управлению. Ведь миссия - это глобальная, общая цель, выработка которой означает определение направления движения предприятия.

     Миссия  организации дает субъектам внешней  среды общее представление о  том, что собой представляет организация, к чему она стремится, какие средства использует в своей деятельности, какова ее философия. В то же время она способствует формированию имиджа организации.

     Хорошо  сформулированная миссия должна прояснять, во-первых, то, чем является данное предприятие  и каким оно стремится быть, а во-вторых, показать отличие предприятия от других ему подобных.

     Далее мы предлагаем совершенствовать функцию  мотивации, так как данная функция  является одним  из решающих факторов, влияющий на экономические результаты деятельности: объем продаж, выручку, прибыль, прежде всего потому, что большое значение в увеличении объема продаж, и, как следствие, выручки и прибыли, принадлежит именно совершенствованию работы с клиентами, улучшению качества обслуживания, что невозможно без непосредственной заинтересованности рядовых работников в улучшении этих показателей. Этому может содействовать грамотно построенная система мотивации, включающая в себя как материальные, так и нематериальные факторы.

     Как уже упоминалось, материальные - это  заработная плата. Нужно в корне  пересмотреть существующую систему организации оплаты труда. Помимо основного оклада (а может быть и вместо него) ввести следующие виды выплат: индивидуальные комиссионные с объемов продаж; индивидуальная премия за вклад в общую прибыль; групповые комиссионные с увеличения объемов продаж за прошлый год; групповая система долевого участия в прибыли.

     Для руководящего персонала схему оплаты труда можно представить следующим  образом: общая схема долевого участия в прибыли; часть групповой премии (процент от премии подразделения, находящегося в его ведомстве); вознаграждение за сверхурочную работу; предложение о долевом участии в бизнесе.

     Что касается нематериальных форм мотивации, то особое внимание на месте руководящего месте стоило бы уделить построению собственной организационной культуры, включающей в себя все эти факторы.

     В данный момент организационную культуру, существующую в большинстве организациях можно отнести к типу «собирателей колосков», когда все в организации держится исключительно на авторитете руководителя.

     В рамках построения организационной  культуры можно ввести какие-либо почетные звания, обладание которыми бы очень  ценилось работниками именно этой организации. Например, присвоение звания «Лучший  работник месяца», «Лучший работник года», «Лучший руководитель», «Самый любимый руководитель», ввести приз «покупательских симпатий», исходя из данных книги отзывов и предложений, а также проведения опросов посетителей магазинов. Все это закрепить какими-либо символическими подарками от фирмы.

     Следует обратить внимание на поддержание корпоративного духа, на совместное проведение праздников, мероприятий, совместные поездки для отдыха в свободное от работы время.

     Также отрицательным моментом является то, что у многих организациях нет ни фирменной одежды, ни фирменной символики, которая бы запоминалась покупателям и одновременно бы содействовала повышению чувства общности, сопричастности сотрудников фирмы.

     Опыт  лучших организаций показывает, что широкое внедрение корпоративной символики (в упаковке готовой продукции, в рекламных материалах, в оформлении предприятия, транспортных средств, рабочей одежде, сувенирной продукции) положительно отражается на отношении персонала к компании, повышает приверженность работников своей организации и чувство гордости за свою организацию.

     Таким образом, проанализировав практическое применение функций менеджмента, мы делаем следующие выводы: организация, предприятие должно быть управляемо, но для того что это управление было эффективным, должны быть люди, которые будут осуществлять это управление. Выделяют три уровня управления предприятием, которые представляются в виде иерархической пирамиды управления: руководители низшего звена (операционные руководители) - это лица, управляющие работниками, непосредственно осуществляющими производственные функции; руководители среднего звена - это руководители крупных подразделений, отделов или служб предприятия; руководители высшего звена отвечают за принятие решений, касающихся предприятия в целом или его основной части.

     Рассмотрев  систему управления в современных организациях, мы подробно проанализировали применение функций менеджмента. Все представленные в полной мере реализуются в современных организациях. Но, существуют и слабые стороны применения тех или иных функций.

     Мы  выделили две функции, наиболее «хромающими»: мотивация и планирование. Самую первую функцию, которую мы рассмотрели, это планирование. Благодаря планированию формируются цели и этапы выполнения. Но, в современных организациях придерживаются краткосрочного планирования. Мы предлагаем разрабатывать миссию организаций, так как хорошо сформированная миссия способствует пониманию, чем является организация, и чем и каким оно стремится быть. В большинстве организаций, мотивация представлена заработной платой, а не материальная мотивация представлена грамотами. На наш взгляд этого не достаточно. Необходимо пересмотреть систему заработной платы, а также построению организационной культуры организации.

 

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     В ходе проведенного исследования нами были поставлены и успешно решены следующие задачи:

     рассмотреть понятие и сущность основных функций менеджмента;

     рассмотреть преимуществ и ограничений функций менеджмента в современных организациях;

     провести  анализ реализации функций управления в менеджменте;

     выработать  общие рекомендации для совершенствования функций менеджмента.

     Процесс управления носит циклический, непрерывный  характер во времени и пространстве. Функциональными элементами управленческого  цикла, составляющими его содержание, являются единицы управленческой деятельности – функции управления. Основными функциями менеджмента являются: планирование, организация,  мотивация, контроль. Планирование представляет собой предвидение, составление планов для дальнейшего развития организаций. Эта функция очень важна, так как от нее зависит,  куда будет двигаться организация. Функцию организации можно рассматривать в двух аспектах: во-первых, как процесс создания системы, во-вторых, как процесс ее совершенствования, упорядочения. Мотивация- это процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения личностных целей и целей организации. Стимулы делятся на материальные и нематериальные. Контроль – одна из ведущих функций управления.  Общие функции управления должны быть всегда, т.е.  функция планирования подразумевает плановый отдел; функция организации –производственный отдел; функция контроля – бухгалтерский отдел. Все функции управления «цементируются» действиями менеджера по принятию решений и коммуникациями. Функции находятся в определенном круговороте, составляя замкнутый цикл менеджмента. Функции взаимно связаны и взаимообусловлены: ни одно звено из этой управленческой цепи не выкинешь. Взаимосвязь функций и цикличность процесса управления проявляется в том, что движение от стадии планирования к контролю возможно лишь путем выполнения работ, связанных с организовыванием процесса и с мотивированием работающих. Результаты контроля дают импульсы планированию, коррекции всей остальной деятельности по выполнению функций. Практически функции взаимопроникают  друг в друга: в любом плане всегда есть функция организовывания, т.е. создания реальных условий для достижения запланированных целей; без планов невозможно контролировать результаты; контроль для персонала может быть мощным мотивационным фактором, и т.д.

     Рассмотрев  преимущества и ограничения функций менеджмента в современных организациях, мы пришли к выводу, что в большинстве организаций применительны краткосрочное планирование. А также существуют недочеты в мотивации.  Как мы отмечали, существуют материальные и нематериальные стимулы мотивации. В современных предприятиях существует заработная плата, и очень редко премии в качестве мотивации работников. А в качестве нематериальной мотивации используются почетные грамоты. В качестве рекомендации, мы предложили разрабатывать миссии организаций, так как хорошо сформированная миссии позволить пониманию, чем является организация, и чем и каким оно стремится быть. Чтобы повысить мотивацию работников, мы предлагаем, изменить систему оплаты, а также повысить организационную культуру организации. К организационной культуре мы отнесли: проведение совместных мероприятий, праздников. Создание конкурсов на повышения качества работы организации в целом, ввести какие-либо почетные звания, обладание которыми бы очень ценилось работниками именно этой организации. Например, присвоение звания «Лучший работник месяца», «Лучший работник года», «Лучший руководитель», «Самый любимый руководитель», ввести приз «покупательских симпатий».

         

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ 

      1. Аширов  Д.А. Управление персоналом: учеб. пособие. М.: ТК. Велби, изд-во Проспект, 2007.
      2. Байделл Т. Как улучшить управление организацией. М.: Инфра-М, 2005.
      3. Бандурин А.В., Чуб Б.А., Стратегический менеджмент организации: М.:«Маркетинг-Микс», 2002.
      4. Веснин В.Р. Практический менеджмент персонала. М., 1998.
      5. Вершигора Е.Е. Менеджмент: Учебное пособие. М.: ИНФРА-М, 2003.
      6. Виханский О.С. Стратегическое управление. М.: Гардарики, 2005.
      7. Виханский О.С. Наумов А.И. - Менеджмент - М.: Гардарики, 2000.
      8. Гапоненко А.Л. Предмет менеджмента как науки. Общий и специальный менеджмент. Уч. пособие в 2-х частях под общ. ред. Гапоненко А.Л., Панкрухина А.Н. М.: РАГС, 1997.
      9. Галенко В.П. Менеджмент. - СПб.: Питер. - 2003.
      10. Гончарук В.А. Развитие предприятия. М..: «Дело». 2000.
      11. Гудушаури Г.В.Управление современным предприятием. М., 2008.
      12. Кабушкин Н.И. Основы менеджмента: Учебное пособие. – 5-е изд. М.: Новое знание, 2002.
      13. Коргова М.А. Теория менеджмента. Пятигорск.: ПГЛУ, 2007.
      14. Кузнецов Ю.В. Подлесных В.И. Основы менеджмента. М.: Изд. ОЛБИС, 2002.
      15. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. «Основы менеджмента». М.: Дело ЛТД, 1995.
      16. Л.В.Плахова, Т.М.Анурина, С.А.Легостаева. Основы менеджмента: учеб. пособие. М.: КНОРУС. – 2007.
      17. Рахманов А.И., Страхова О.А. Менеджмент. СПб.: Питер. - 2003.
      18. Румянцева З.П. Общее управление организацией. Теория и практика: Учебник.М.: ИНФРА-М, 2007
      19. Управление организацией. Учебник под общ. ред. Поршнева А.Г., Румянцевой З.П., Саломатина Н.А. 2-ое изд.М.: Инфра-М, 2000.
      20. Уткин Э.А. Курс менеджмента: М.: Зерцало, 1998.
      21. Файоль А.Общее и промышленное управление. Пер. с англ. Л.-М.: Контроллинг, 1992.
      22. Федосеев В.Н. Основные функции управления.// Менеджмент в России и за рубежом. - 2008. - № 3. - С.102-109.
      23. Ямпольская Д.О., Зонис М.М. Менеджмент. М.: «ОЛМА-ПРЕСС», 2003.

Информация о работе Функции менеджмента