Функция организации и контроля в менеджменте. Экономические методы управления в менеджменте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2012 в 12:41, курсовая работа

Описание

Слово «менеджмент» имеет несколько значений. Менеджмент – это управление чем – или кем-либо. В этом случае управление осуществляет менеджер – управленец. В России менеджеры постепенно вытеснили начальников и директоров благодаря тому, что обладают большими функциями. В обязанности менеджера входит не только непосредственнее руководство людскими ресурсами, но и постоянный мониторинг рынка, изучение спроса, реализация продукции, организация обучения сотрудников и.т.д. Во втором значении слово «менеджмент» означает эффективное поэтапное достижение организацией поставленных целей путём планирования, организации и контроля.

Содержание

Введение стр. 3-4
Функция организации в менеджменте стр. 5-8
Суть и содержание функции организации стр. 9-10
Особенности организационных структур управления фирмами на современном этапе стр. 11-13
Контроль. Сущность и смысл контроля стр. 14-15
Положительные и отрицательные стороны контроля стр. 16-17
Широта контроля стр. 18
Основные виды контроля. Предварительный контроль стр. 19-21
Текущий контроль стр. 22-24
Заключительный контроль стр. 25
Экономические методы в менеджменте. Сущность экономических методов управления стр 26-30
Коммерческий расчет как важнейший экономический метод механизма хозяйствования стр. 31-35
Внутрифирменный расчет стр. 36-37
Вывод стр. 38-40
Список литературы стр. 41

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа Функция организации и контроля в менеджменте. .docx

— 62.82 Кб (Скачать документ)

Очевидно, что сделать  высококачественную продукцию из плохого  сырья невозможно. Поэтому промышленные фирмы устанавливают обязательный предварительный контроль используемых ими материальных ресурсов. Контроль осуществляется путём выработки  стандартов минимально допустимых уровней  качества и проведения физических проверок соответствия поступающих материалов этим требованиям. Один из способов предварительного контроля в этой возможности поставлять материалы, соответствующие техническим  условиям. К методам предварительного контроля материальных ресурсов относится  также обеспечение их запасов  в организации на уровне, достаточном  для того, чтобы избежать дефицита.

Важнейшим средством предварительного контроля финансовых ресурсов является бюджет, который позволяет также  осуществить функцию планирования.

Бюджет является механизмом предварительного контроля в том  смысле, что он даёт уверенность: когда  организации потребуются наличные средства. Эти средства у неё будут. Бюджеты устанавливают также  предельные значения затрат и не позволяют  тем самым какому-либо отделу или  организации в целом исчерпать  свои наличные средства до конца.

В процессе предварительного контроля можно выявить и предвидеть отклонения от стандартов в различные  моменты. Он имеет разновидности: диагностический  и терапевтический.

Диагностический контроль включает такие категории, как измерители, эталоны, предупреждающие сигналы  и т.п., указывающие на то, что в  организации что-то не в порядке.

Терапевтический контроль позволяет  не только выявить отклонения от нормативов, но и принять исправительные меры.

 

      

 

 

 

 

        

 

 

      

 

               3.2 Текущий контроль

Как это собственно следует  из его названия, текущий контроль осуществляется непосредственно в  ходе проведения работ. Чаще всего его  объектом являются подчинённые сотрудники, а сам он традиционно является прерогативой их непосредственного  начальника. Регулярная проверка работы подчинённых, обсуждение возникающих  проблем и  предложений по усовершенствованию работы позволит исключить отклонения от намеченных планов и инструкций. Если же позволить этим отклонениям  развиться, они могут перерасти  в серьёзные трудности для  всей организации.

Текущий контроль не проводится буквально одновременно с выполнением  самой работы. Скорее он базируется на измерении фактических результатов. Полученных после проведения работы, направленной на достижение желаемых целей. Для того чтобы осуществлять текущий контроль таким образом, аппарату управления необходима обратная связь.

Обратная связь, в том  смысле, в каком этот термин используется в курсовой работе, это данные о  полученных результатах. Простейшим примером обратной связи является сообщение  начальника подчинённым о том, что  их работа неудовлетворительна, если он видит, что они делают ошибки. Системы  обратной связи позволяют руководству  выявить множество непредвиденных проблем и скорректировать свою линию поведения так, чтобы избежать отклонения организации от наиболее эффективного пути к поставленным перед  нею задачам.

Контроль при помощи систем обратной связи не является изобретением теории управления организациями. Такие  системы – одно из наиболее широко распространённых явлений природы. Все живые организмы для того чтобы выжить, используют системы  контроля на базе обратной связи. Поддержание  внутренней температуры тела не уровне 36,6С достигается при помощи автоматической исключительно сложной системы контроля с обратной связью.

Все системы обратной связи (биологические или организационные) состоят из одних и тех же фундаментальных  элементов и работают на одних  и тех же принципах.

Системы контроля с обратной связью, используемые в управлении, во многом схожи. Они влияют на “  входы”, чтобы достичь требуемых  характеристик на “выходе”. “Входом” для организационных систем с  обратной связью являются все виды ресурсов: материальных, финансовых и  человеческих. “Выходом” таких  систем являются товары или услуги. Большинство организационных систем контроля с обратной связью относятся  к открытым, или незамкнутым системам. Внешний для таких систем элемент - руководитель-менеджер, регулярно  воздействует на эту систему, внося  изменения, как в её цели, так и  в функционирование. В управлении необходимы системы именно открытого  типа, поскольку на организацию оказывают  воздействия очень много переменных величин.

Отклонения, на которые система  должна реагировать, чтобы достичь  своих целей, могут вызываться как  внешними, так и внутренними факторами. К числу внутренних факторов следует  отнести проблемы, связанные с  переменными величинами: цели, структура, задачи, технология и люди. Внешние  факторы - это всё то, что воздействует на организацию из окружающей её среды: конкуренция, принятие новых законов, изменение технологии, ухудшение  общей экономической ситуации, изменения  системы культурных ценностей и  многое другое, что рассматривалось  мною ранее. Вполне допустимо рассматривать  управление в основном как попытку  обеспечить функционирование организации  в качестве системы с эффективной  обратной связью, т. е. как системы, обеспечивающей выходные характеристики на заданном уровне, несмотря на воздействие внешних  и внутренних отклоняющих факторов. Однако, хорошее управление выходит  далеко за рамки простого стремления обеспечить статус кво и адекватно реагировать на возникающие проблемы. Если организация не стремиться адаптироваться и усовершенствовать свою деятельность, изначально заняв активную позицию, она вряд ли останется эффективной в долгосрочном плане.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.3 Заключительный  контроль

При текущем контроле используется обратная связь в ходе проведения самих работ для того, чтобы  достичь требуемых целей и  решить возникающие проблемы прежде, чем это потребует слишком  больших затрат. В рамках заключительного  контроля обратная связь используется после того, как работа выполнена. Либо сразу по завершению контролируемой деятельности, либо по истечении определённого  заранее периода времени фактически полученные результаты сравниваются с  требуемыми.

Хотя заключительный контроль осуществляется слишком поздно, чтобы  отреагировать на проблемы в момент их возникновения, тем не менее, по мнению профессора Уильяма Ньюмена, специализирующегося  по вопросам управления, он имеет две  важные функции. Одна состоит в том, что заключительный контроль даёт руководству  организации информацию, необходимую  для планирования в случае, если аналогичные работы предполагается проводить в будущем. Сравнивая  фактически полученные и требовавшиеся  результаты, руководство имеет возможность  лучше оценить, насколько реалистичны  были составленные им планы. Эта процедура  позволяет также получить информацию о возникших проблемах и сформулировать новые планы так, чтобы избежать этих проблем в будущем. Вторая функция заключительного контроля состоит в том, чтобы способствовать мотивации. Если руководство организации связывает мотивационные вознаграждения с достижением определённого уровня результативности, то, очевидно, что фактически достигнутую результативность надо измерять точно и объективно. По словам Ньюмена, измерять результативность и давать соответствующие вознаграждения необходимо “для того, чтобы сформулировать будущие ожидания о существовании тесной связи между фактическими результатами и вознаграждением”.

 

4. Экономические  методы в менеджменте

4.1 Сущность экономических  методов управления

Управление предприятием руководитель осуществляет с помощью  методов и рычагов управления.

Метод управления – совокупность способов и приемов воздействия  субъекта управления посредством своей  дельности на управляемый объект для достижения поставленной цели .

Но для того, чтобы окончательно достичь поставленной цели, необходимо воздействовать на членов управляемого коллектива с помощью рычагов  и стимулов.

Рычаг (стимул) управляющего воздействия – это средство, применение которого позволяет выполнить поставленную задачу (цель).

Успешное решение любой  производственно-хозяйственной задачи на любом уровне управления требует  комплексного применения руководителем  различных методов управления и  стимулов к труду.

Основными методами управления в современной теории менеджмента  признаются:

  • экономические методы;
  • организационно-распорядительные методы;
  • социально-психологические методы.

В данной работе мы более  подробно остановимся на изучении и  описании экономических методов  управления предприятием.

Итак, экономические методы управления – это система приемов  и способов воздействия на исполнителей с помощью конкретного соизмерения  затрат и результатов (материальное стимулирование и санкции, финансирование и кредитование, зарплата, себестоимость, прибыль, цена). Характеристика экономических методов управления представлена в таблице 1.

Таблица 1. Характеристика экономических  методов управления

Наименование группы методов  управления

Специфика группы

Наименование подгруппы

Наименование методов

Экономические методы управления

Воздействие на материальные интересы людей, ориентация на выполнение определенных показателей или заданий  и на вознаграждение за их выполнение

Экономические методы, применяемые  на макро-уровне

Прогнозы: национальные программы; государственные заказы; налоговая  политика; ценовая политика, финансово-кредитная  политика; инвестиционная политика.

Экономические методы, применяемые  на уровне предприятия (организации)

Планирование: балансовый метод; нормативный метод; аналитический  метод; математическое моделирование.

Коммерческий расчет: хозрасчет; самоокупаемость; самофинансирование

Экономические методы управления, применяемые на отдельного работника

Методы поощрения (заработная плата, премирование и т.д.)

Методы наказания (штрафы, вычеты и др.)


 

Экономические методы управления предполагают материальную мотивацию, то есть, ориентацию на выполнение определенных показателей или заданий, и осуществление  после их выполнения экономического вознаграждения за результаты работы.

Использование экономических  методов управления связано с  формированием плана работы и  контролем за его осуществлением, а также экономическим стимулированием  труда, то есть, с рациональной системой оплаты труда, предусматривающей поощрения  за определенное количество и качество труда и применение санкций за несоответствующее его количество и недостаточное качество.

Значимость экономических  методов управления резко возрастает в условиях развития рыночных отношений, ориентированных на получение прибыли  и возможно более высокого дохода.

К экономическим методам, которые применяются на уровне предприятия, относятся:

  • система заработной платы и других форм материального поощрения работников;
  • система ответственности с соответствующим применением вознаграждений и санкций за качество и эффективность работы;
  • система стимулирования инновационной деятельности, направленной на повышение эффективности деятельности данной организации и повышение качества ее продукции .

Огромное значение в системе  материального стимулирования имеет  эффективная организация заработной платы персонала в соответствии в количеством и качеством  труда.

Оплата труда является основным мотивом трудовой деятельности и денежным измерителем стоимости  рабочей силы. Она обеспечивает связь  между результатами труда и его  процессом и отражает количество и сложность труда работников различной квалификации. Устанавливая должностные оклады для служащих и тарифные ставки для рабочих, руководство  предприятия определяет нормативную  стоимость рабочей силы с учётом средних затрат труда при его  нормальной продолжительности.

Дополнительная заработная плата позволяет учесть сложность  и квалификацию труда, совмещение профессий, сверхнормативную работу, социальные гарантии предприятия в случае беременности или обучения сотрудников и др. Вознаграждение определяет индивидуальный вклад работников в конечные результаты производства в конкретные периоды  времени.

Руководитель предприятия  может применять различные системы  оплаты труда: сдельную или повременную, формировать материальные и духовные потребности работников и обеспечивать рост их жизненного уровня.

В группу экономических методов  управления предприятием следует включить:

  • методы экономического стимулирования, ценообразования, финансирования, кредитования;
  • осуществление функций поставщиками и потребителями, финансовыми и банковскими органами и контроль за соблюдением платежной дисциплины;
  • рациональное использование собственных оборотных средств;
  • использование системы оплаты труда и материального поощрения работников предприятий;
  • применение экономических мер воздействия на заказчиков, поставщиков, подрядчиков, транспортников и др .

Информация о работе Функция организации и контроля в менеджменте. Экономические методы управления в менеджменте